Статья «Взаимодействие школы и семьи в современных условиях. Этический кодекс


СЛАЙД 1
ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ШКОЛЫ И СЕМЬИ В ВОСПИТАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ. ЭТИЧЕСКИЙ КОДЕКС прогимназии № 40.
СЛАЙД 2
Я начну своё выступление со слов Льва Кассиля
Семья и школа – это берег и море. На берегу, ребёнок делает свои первые шаги, а потом перед ним открывается необозримое море знаний, и курс в этом море прокладывает школа…. Но это не значит, что он должен совсем оторваться от берега”…
СЛАЙД 3
В настоящее время актуальной проблемой является взаимодействие семьи и школы в воспитательном процессе обучающихся, так как семья и школа — два основных и равноправных субъекта социализации личности в период детства и отрочества.
Однако надо признать, что в вопросе взаимодействия семьи и школы встречается такое мнение: родители – это «помощники», «подсобная сила» при школе. Таким образом, семье отводится роль объекта педагогического воздействия, а школе – роль доминанта. Реально же взаимодействие предполагает, что школа и семья – равноправные субъекты социального воспитания детей. При уменьшении значимости одного из них неизбежно возрастает роль другого, и равноправие сторон нарушается.
СЛАЙД 4
Целью работы нашей школы является поиск оптимальных форм совместной работы школы и семьи в интересах ребенка.
СЛАЙД 5
Из данной цели вытекают следующие задачи:
Повысить воспитательные функции семьи
Вовлекать родителей в процесс организации воспитательной и образовательной деятельности школы
Оказывать семье психолого-педагогическую помощь
СЛАЙД 6
Сотрудничество школы и семьи у нас начинается с изучения условий и микроклимата семейного воспитания, индивидуальных особенностей детей и родителей, составления характеристик семей обучающихся. Изучение семьи позволяет педагогу ближе познакомиться с учеником, понять стиль жизни семьи, ее уклад, традиции, духовные ценности, воспитательные возможности. Изучение семьи - это деликатное дело, требующее от педагога уважения ко всем членам семьи, искренности, желания оказать помощь. Изучение проводится с помощью комплексных методов психолого-педагогической диагностики таких как: наблюдение, беседа, тестирование, анкетирование, деловые игры, материалы детского творчества.
Говоря о взаимоотношениях между школой и семьей, прежде всего, важно отметить, что они должны основываться на принципах взаимосвязи, взаимопреемственности и взаимодополнения в воспитательной деятельности. В НАШЕЙ ШКОЛЕ СОЗДАН ЭТИЧЕСКИЙ КОДЕКС.
СЛАЙД 7
Данный этический кодекс распространяется на всех субъектах педагогического процесса нашей прогимназии: учителей, обучающихся и их родителей. Главной целью этого документа является установление этических взаимоотношений в системах «Учитель-ребенок», « Учитель-родитель», «Родитель-учитель», «Родитель-ребенок», «Ребёнок- школа»., вытекающих из особенностей и традиций нашей прогимназии, а так же повышения престижа семьи и престижа родителей в деле воспитания детей.
Содержание кодекса доводится до сведения педагогам на педсовете, родителям- на родительских собраниях, детям- на классных часах. Вновь прибывшие обязательно знакомятся с данным документом. Давайте и мы познакомимся с ним.
СЛАЙД 8
ОСНОВНЫЕ ЭТИЧЕСКИЕ ПРИНЦИПЫ ВЗАИМОДЕЙСТИЯ ШКОЛЫ И СЕМЬИ
1.Принцип партнерства школы и родителей в обучении детей.
Школа формирует умения и навыки в обучении, а родители обеспечивают детям закрепление этих умений и навыков дома; принцип партнёрства школы и родителей в обучении детей
Принцип сотрудничества учителя и родителей
это организация такого сотрудничества с родителями обучающихся, чтобы оно дополняло педагогические действия учителя. Отношения «учитель-родители» являются значимым педагогическим фактором, который оказывает большое воздействие на нравственную жизнь обучающихся.
Принцип выявления и устранения противоречий между учителем и родителями
-причина1: разобщенность между учителем и родителем, которая возникает вследствие отсутствия контактов, неопределенности представления учителя о родителях и тех, в свою очередь, об учителе;
-причина 2: непомерно большое количество обязанностей, которые предъявляются сторонами в самой общей форме без учета возможностей и обстановки, в силу их невыполнимости на практике;
- причина 3: различия типов отношений к ребёнку, которые вытекают из различий институтов школы и семьи. Эти различия необходимо обсудить с родителями. В результате чего одна из сторон по-иному увидит ребёнка и откорректирует своё отношение к нему;
- причина 4: разный уровень педагогической подготовки родителей и учителей. Разный уровень компетентности в понимании целей, задач и методов воспитания и обучения порождает расхождение во взглядах, создаёт у учителя неоправданное стремление доминировать в вопросах обучения и воспитания, что затрудняет контакты и изначальную необходимость в сотрудничестве.
4. Принцип адекватного поведения учителя и родителей при контактах
5. Принцип тесной связи учителя и родителей
Родители имеют право получать информацию о развитии своего ребенка во время оговоренное с учителем, должны посещать педпрактикумы, родительские собрания, выполнять все рекомендации учителя. Родители должны адекватно реагировать на высказывания педагогов о поведении или учёбе их ребёнка. Сказанное учителем не должны воспринимать как жалобу, а как информацию и попытаться вместе с педагогом найти оптимальный путь решения сложившейся ситуации;
6. Принцип педагогического ликбеза родителей
В случае возникновения затруднений по вопросам воспитания детей не надо стесняться и формулировать вопросы специалистам. Такие действия родителей помогут специалистам более эффективно спланировать свою деятельность. Один раз в месяц для родителей проводятся встречи со специалистами (логопед и психолог);
7. Принцип доверия к педколлективу школы
В случае отсутствия понимания с учителем, надо обращаться к другим сотрудникам прогимназии- к директору, к завучам, к психологу. В особо крайних случаях для разрешения конфликтной ситуации администрацией прогимназии создаётся конфликтная комиссия.
8. Принцип повышения авторитета школы и семьи в глазах детей
И учителя и родители должны позитивно оценивать друг друга, показывать детям наиболее значимые качества. Недопустимо при ребёнке плохо высказываться о школе, об учителях и о родителях.
.СЛАЙД 9
Для повышения воспитательного потенциала семьи, педагогической культуры родителей в нашей прогимназии используются следующие формы работы с родителями: родительские собрания, индивидуальные собеседования, групповые встречи, совместные КТД, ликбез для родителей, конференции, “круглые столы”, дни открытых дверей, психолого-педагогические консультации.
СЛАЙД 10
Эти мероприятия способствуют взаимопониманию учителей, родителей, детей, где они одновременно являются организаторами и участниками.
СЛАЙД 11
От такая работы по взаимодействию положительный результат получают в первую очередь дети. У них улучшается успеваемость, они с удовольствием идут в школу, и у них легче проходит социальное становление.
СЛАЙД 12
Полезна она и для родителей. Они лучше узнают школьную программу, ощущают свою значимость в школе, у них повышается самооценка, улучшается общения с детьми вообще и в школе в частности
СЛАЙД 13
Да и учитель получает положительный результат. У него повышается авторитет, он получает удовлетворение от своей работы, улучшаются межличностные отношения.
СЛАЙД 14
Своё выступление я хочу закончить словами
Воспитанный в доброте выбирает зло не от хорошей жизни. Но воспитанный во зле выбирает зло при любой жизни. Если дети ,развиваясь , имеют перед собой образец помощи и поддержки, они сами будут готовы нести доброту не абстрактным людям, а человеку, который рядом с ними».
СЛАЙД 15
И только совместными усилиями, дополняя и поддерживая, друг друга, семья и школа могут достигнуть желаемых результатов. И у родителей, и у педагогов цель одна – благо детей, их полноценное и гармоничное развитие.