МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ПРАКТИЧЕСКОГО ЗАНЯТИЯ Тема: «ОКАЗАНИЕ ПОМОЩИ МЕДИЦИНСКОЙ СЕСТРЕ В ПОДГОТОВКЕ К ЛЕЧЕБНЫМ МЕРОПРИЯТИЯМ: ОКСИГЕНОТЕРАПИИ, ГИРУДОТЕРАПИИ»


ГОСУДАРСТВЕННОЕ АВТОНОМНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
НОВОСИБИРСКОЙ ОБЛАСТИ «КУПИНСКИЙ МЕДИЦИНСКИЙ ТЕХНИКУМ»

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА
ПРАКТИЧЕСКОГО ЗАНЯТИЯ
По ПРОФЕССИОНАЛЬНОМУ МОДУЛЮ
ПМ.04. Выполнение работ по профессии младшая медицинская сестра по уходу за больным
Раздел: Оказание медицинских услуг в пределах своих полномочий
МДК 04.02 Технология оказания медицинских услуг
Тема: «ОКАЗАНИЕ ПОМОЩИ МЕДИЦИНСКОЙ СЕСТРЕ В ПОДГОТОВКЕ К ЛЕЧЕБНЫМ МЕРОПРИЯТИЯМ: ОКСИГЕНОТЕРАПИИ, ГИРУДОТЕРАПИИ»
Специальность: 060501 Сестринское дело Курс 2
Базовая подготовка
Специальность: 060101 Лечебное дело Курс 1
Углубленной подготовки

Купино
2013
Рассмотрена на заседании ПЦМК
Протокол № _____
от «_____» _________20____г.
Председатель: _____________
Автор – составитель: Л.М. Гладкова - преподаватель первой квалификационной категории
СОДЕРЖАНИЕ
1. Пояснительная записка 3
2. Учебно-методический план занятий 4
3. Технологическая карта 6
4. Приложение № 1 8
5. Приложение № 2 6. Приложение № 3 7.
8.
9.
10. Приложение № 4
Приложение № 5
Приложение № 6
Приложение № 7
Пояснительная записка
к методической разработке для профессионального модуля ПМ.04, ПМ 07. Выполнение работ по профессии младшая медицинская сестра по уходу за больным (Решение проблем пациента посредством сестринского ухода) по теме «ОКАЗАНИЕ ПОМОЩИ МЕДИЦИНСКОЙ СЕСТРЕ В ПОДГОТОВКЕ К ЛЕЧЕБНЫМ МЕРОПРИЯТИЯМ: ОКСИГЕНОТЕРАПИИ, ГИРУДОТЕРАПИИ».
Лечение кислородом (оксигенотерапия) проводят по назначению врача при многих заболеваниях органов кровообращения и дыхания. Кислород является необходимым компонентом для жизни любого живого существа, поэтому при кислородной недостаточности он используется как лекарственное средство с целью заместительной терапии.
Медицинские сестры должны сегодня владеть глубокими теоретическими знаниями по применению инновационных методик введения кислорода в организм человека, осуществлять манипуляцию оксигенотерапии в соответствии со стандартами практической деятельности медсестры России и уметь выявлять проблемы пациента при нарушении удовлетворения потребностей пациента в адекватном дыхании, осуществляя сестринский процесс в зависимости от ситуации.
В программе для данной темы отведено 6 часов.
Методическое пособие разработано для преподавателя с целью формирования умений и навыков проведения оксигенотерапии, гирудотерапии и систематизации знаний студентов по данной теме.
Методическая разработка составлена в соответствии с требованиями к знаниям и умениям ФГОС ΙΙΙ поколения, для использования на практическом занятии
В соответствии с ФГОС, после изучения данной темы студент должен:
уметь:
- осуществлять все этапы сестринского процесса.
- выполнять независимые и зависимые сестринские вмешательства в соответствии с алгоритмом.
- соблюдать инфекционную безопасность.
- обучать пациента (родственников) элементам самоухода (ухода).
знать:
- сущность этапов сестринского процесса;
- способы реализации сестринского ухода;
- принципы общения и обучения в сестринском деле;
- принципы обеспечения инфекционной безопасности;
Формируемые компетенции: ОК 1- ОК 8
П.К. 4.1. П.К. 4.2. ПК4.3, ПК 4.5, ПК 4.4 ПК 4.7. ПК 4.8
ПК 7.1 ПК 7.2 ПК.7.3 ПК.7.5 ПК 7.4. ПК 7.6 ПК 7.7 ПК. 7.8
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ ПЛАН ЗАНЯТИЯ
Тема занятия: «ОКАЗАНИЕ ПОМОЩИ МЕДИЦИНСКОЙ СЕСТРЕ В ПОДГОТОВКЕ К ЛЕЧЕБНЫМ МЕРОПРИЯТИЯМ: ОКСИГЕНОТЕРАПИИ, ГИРУДОТЕРАПИИ».
Место проведения кабинет.
Продолжительность проведения занятия 270 минут
Мотивация темы: Медицинские сестры должны сегодня владеть глубокими теоретическими знаниями по применению инновационных методик введения кислорода в организм человека, осуществлять манипуляцию оксигенотерапии в соответствии со стандартами практической деятельности медсестры России и уметь выявлять проблемы пациента при нарушении удовлетворения потребностей пациента в адекватном дыхании, осуществляя сестринский процесс в зависимости от ситуации.
Цели занятия:
1.Образовательная:
1.Закрепить знания студентов по ранее изученной информации по вопросам:
- показания и противопоказания и возможные осложнения оксигенотерапии, гирудотерапии
- техники безопасности при работе с кислородом
2. Содействовать актуализации полученных знаний по теме в ходе выполнения практических заданий;
3. Научить студентов:
проводить оксигенотерапию с помощью носовой кислородной канюли, носового катетера, кислородной подушки
осуществлять сестринский процесс при нарушении удовлетворения потребности пациента в адекватном дыхании на примере клинической ситуации
технике постановки пиявок
4. Формировать умения:
проводить манипуляции согласно заданному алгоритму
применять процедуры оксигенотерапии в зависимости от ситуации
5.Формировать навыки:
работы в группах
общения с коллегами и коммуникабельности
Развивающая:
Развивать:
логическое, клиническое мышление, внимание, память
познавательный интерес к заданной теме
навыки самостоятельной работы
умение контролировать выполнение манипуляции
осуществлять перенос в новую ситуацию
формировать умение самостоятельно анализировать и исследовать поставленную задачу
Воспитательные
Воспитывать:
содействовать формированию познавательного интереса к предмету, к выбранной профессии
милосердие, чувство ответственности, терпения к пациенту при выполнении манипуляций
чуткость, внимание, умение быстро и квалифицированно оказывать помощь в неотложных ситуациях
бережное отношение к чувствам больных и их родственникам
воспитать у студентов чувство ответственности за правильную подготовку пациентов к процедуре и ее проведение в соответствии с алгоритмами
Требования ФГОС к уровню подготовки студента:
уметь:
- осуществлять все этапы сестринского процесса.
- выполнять независимые и зависимые сестринские вмешательства в соответствии с алгоритмом.
- соблюдать инфекционную безопасность.
- обучать пациента (родственников) элементам самоухода (ухода).
знать:
- сущность этапов сестринского процесса;
- способы реализации сестринского ухода;
- принципы общения и обучения в сестринском деле;
- принципы обеспечения инфекционной безопасности;
Формируемые компетенции: ОК 1- ОК 8
П.К. 4.1. П.К. 4.2. ПК4.3, ПК 4.5, ПК 4.4 ПК 4.7. ПК 4.8
ПК 7.1 ПК 7.2 ПК.7.3 ПК.7.5 ПК 7.4. ПК 7.6 ПК 7.7 ПК. 7.8
Междисциплинарная интеграция:
Лечебное дело
ПМ.02 Лечебная деятельность,
ПМ.03 Неотложная медицинская помощь на догоспитальном этапе
Сестринское дело
ПМ.01 Проведение профилактических мероприятий
ПМ.02 Участие в лечебно-диагностическом и реабилитационном процессах
ПМ.03 Оказание доврачебной медицинской помощи при неотложных и экстремальных состояниях
Внутридисциплинарная интеграция: Теоретические основы сестринского дела, как способ реализации сестринского ухода, Сестринский процесс, как способ реализации сестринского ухода.
Методическое обеспечение занятия: электронный учебно-методический комплект (УМК) (Вопросы для входного контроля, содержание учебного материала, тестовые задания для закрепления материала, новые понятия и термины, сборник алгоритмов для самостоятельной работы).
Домашнее задание:
Л.И. Кулешова, Е. В. Пустоветова Основы сестринского дела курс лекций сестринские технологии. «ФЕНИКС». Ростов – на – Дону. 2011. Стр. 443-469, методическое пособие, рабочая тетрадь. Повторить материал теоретического занятия по теме: «Технология подготовки пациента к инструментальным исследованиям при выполнении медицинских услуг»
Л.И. Кулешова, Е. В. Пустоветова Основы сестринского дела курс лекций сестринские технологии. «ФЕНИКС». Ростов – на – Дону. 2011. Стр. 631-647. Ответить на контрольные вопросы
Задания для внеаудиторной работы студентов:
Ответить на контрольные вопросы стр. 645. Заполнить сравнительную таблицу методов простейшей физиотерапии
3.2. Информационное обеспечение обучения
Основные источники:
Учебники (основная литература)
Л.И. Кулешова, Е. В. Пустоветова Основы сестринского дела курс лекций сестринские технологии. «ФЕНИКС». Ростов – на – Дону. 2011.
Дополнительные источники:
1.Мухина С.А. Тарновская И.И. Теоретические основы сестринского дела: Учебник.-2-е изд., исп. и доп.-М.: ГЭОТАР - Медиа, 2008.
2.Обуховец Т.П., Склярова Т.А.Чернова О.В. Основы сестринского дела. –Ростов – на Дону е/д.: Феникс, 2002.-(Медицина для вас)
3.Островская И.В., Широкова Н.В. Основы сестринского дела: Учебник. - М. : ГЭОТАР - Медиа, 2008.
4. Т.П. Обуховец. Основы сестринского дела: практикум. 2013.
Технологическая карта занятия
Предмет, группа ПМ.07. Выполнение работ по профессии младшая медицинская сестра по уходу за больным
Тема практического занятия
ОКАЗАНИЕ ПОМОЩИ МЕДИЦИНСКОЙ СЕСТРЕ В ПОДГОТОВКЕ К ЛЕЧЕБНЫМ МЕРОПРИЯТИЯМ: ОКСИГЕНОТЕРАПИИ, ГИРУДОТЕРАПИИ
Ф.И.О. преподавателя Скитович Наталья Витальевна
Актуальность использования средств ИКТ Возможность представления в мультимедийном виде видеофрагментов;
Визуализация материала
Необходимость работы с наглядностью в интерактивном режиме
Тип занятия практическое
Цель занятия  формирование умений и навыков
Задачи занятия обучающие развивающие воспитательные
-изучить алгоритмы проведения манипуляций:
подача кислорода через носовой катетер, маску, подушку
постановки пиявок
- содействовать актуализации полученных знаний по теме в ходе выполнения практических заданий;
- проверить степень усвоения студентами ранее изученной информации по вопросам дополнительных методов обследования пациента развивать: - логическое, клиническое мышление, - внимание,
- память
- познавательный интерес к заданной теме
- навыки самостоятельной работы
- умение контролировать выполнение манипуляции
- осуществлять перенос в новую ситуацию;
- формировать умение самостоятельно анализировать и исследовать поставленную задачу - содействовать формированию познавательного интереса к предмету, к выбранной профессии;
воспитывать: - милосердие, чувство ответственности, терпения к пациенту при выполнении манипуляций
- чуткость, внимание, умение быстро и квалифицированно оказывать помощь в неотложных ситуациях
-воспитать у студентов чувство ответственности за правильную подготовку пациентов к процедуре и ее проведение в соответствии с алгоритмами
- бережное отношение к чувствам больных и их родственникам
Вид используемых на занятии средств ИКТ (ресурсы сети Интернет) программные средства: MSPowerPoint, Word, материальные ресурсы: мультимедийный проектор, фотоаппарат
Необходимое аппаратное программное обеспечение (локальная сеть, выход в Интернет, мультимедийный компьютер, программные средства)
алгоритмы манипуляций, рисунки, таблицы, презентации
Оснащение манипуляции: 
мультимедийный компьютер, программные средства: MS Power Point, Word, проектор, экран
Кислородная подушка, аппарат Боброва, катетеры и канюли носовые, глицериновое масло, перчатки, ножницы, лейкопластырь, вода дистиллированная стерильная.
Методическое описание использование ЦОР на занятии Обучающие, демонстрационные, имитационные, творческие
ОРГАНИЗАЦИОННАЯ СТРУКТУРА ЗАНЯТИЯ
ЭТАП 1 Организационный момент
Цель
ОК 1- ОК 8
Мотивация студентов на восприятие материала, логическая связка с темами прошлых уроков, контроль формы одежды
Длительность этапа 5 мин
Форма организации деятельности учащихся фронтальная
Функции преподавателя на данном этапе Координатор, организатор
Основные виды деятельности преподавателя Организация фронтальной беседы
ЭТАП 2 Актуализация ранее усвоенных знаний, переход к изучению нового материала
Цель
П.К.0.4 П.К.0.7 П.К.0.8
П.К. 7.4. П.К.7.7 П.К.7.8
ОК 1- ОК 8 Актуализация знаний
Длительность этапа 10 мин
Основной вид деятельности Вопросы устного опроса (используются информационные компьютерные технологии (ИКТ)) Приложение 1
Форма организации деятельности учащихся фронтальная
Функции преподавателя на данном этапе Организатор, демонстратор, координатор
Основные виды деятельности преподавателя Организация фронтального опроса и беседы
ЭТАП 3 Изучение нового материала
Цель
ОК 1- ОК 8
П.К. 4.1. П.К. 4.2. ПК4.3, ПК 4.5, ПК 4.4 ПК 4.7. ПК 4.8
ПК 7.1 ПК 7.2 ПК.7.3 ПК.7.5 ПК 7.4. ПК 7.6 ПК 7.7 ПК. 7.8
Научить студентов правильно выполнять процедуры:
- подача кислорода через носовой катетер, маску, подушку
- постановка пиявок
Длительность этапа 60 мин
Основной вид деятельности
Используются ИКТ
П.К. 4.1
П.К. 7.1
ОК 1- ОК 8 Демонстрация презентации «Оксигенотерапия»
Выступление студента с мини беседой и
демонстрацией презентации «Гирудотерапия»
Форма организации деятельности учащихся Фронтальная
Функции преподавателя на данном этапе
П.К. 4.1. П.К. 4.2. ПК4.3, ПК 4.5, ПК 4.4 ПК 4.7. ПК 4.8
ПК 7.1 ПК 7.2 ПК.7.3 ПК.7.5 ПК 7.4. ПК 7.6 ПК 7.7 ПК. 7.8
Лектор, организатор беседы, демонстратор, координатор рассуждений студентов
Объяснение нового материала Приложение 2
Демонстрация преподавателем манипуляции на фантоме: Оксигенотерапия с помощью носовой канюли, носового катетера, кислородной подушки
Основные виды деятельности преподавателя Демонстрация презентации, демонстрация техники выполнения манипуляций
ЭТАП 4 Самостоятельная работа студентов
Самостоятельная работа учащихся по отработке манипуляции; работа с раздаточным материалом, литературой и Интернет-ресурсами, атласами
Цель Закрепить полученные знания
Длительность этапа 150 мин
Основной вид деятельности со средствами ИКТ
Использование проблемного метода обучения и игровых технологий Просмотр фильма: Оксигенотерапия, Гирудотерапия
Используются ИКТ.Форма организации деятельности учащихся
ОК 1- ОК 8
П.К. 4.1. П.К. 4.2. ПК.4.3, ПК 4.5 ПК 4.4 ПК 4.7. ПК 4.8
ПК 7.1 ПК 7.2 ПК.7.3 ПК.7.5 ПК 7.4. ПК 7.6 ПК 7.7 ПК. 7.8
Коллективная, индивидуальная, работа в микрогруппах
(организация малых групп по 2-3 человека; выбор группового варианта проблемной ситуации, распределение ролей (медсестра, пациент, родственники пациента); решения проблемной ситуации через разыгрывание ролей)
Приложение 4
Функции преподавателя на данном этапе Координатор рассуждений, координатор отработки практических манипуляций
Основные виды деятельности преподавателя Организация выполнения студентами практических манипуляций
ЭТАП 5 Этап закрепления и обобщения знаний
Цель Подвести итоги самостоятельной работы студентов, закрепить полученные знания
Длительность этапа 40 мин
Основной вид деятельности
ОК 1- ОК 8
П.К. 4.1. П.К. 4.2. ПК.4.3, ПК 4.5 ПК 4.4 ПК 4.7. ПК 4.8
ПК 7.1 ПК 7.2 ПК.7.3 ПК.7.5 ПК 7.4. ПК 7.6 ПК 7.7 ПК. 7.8 Тестовый контроль Приложение № 5,6,7
Решение задач Приложение 3
Демонстрация умений
Форма организации деятельности учащихся Индивидуальная
Функции преподавателя на данном этапе Координатор рассуждений, демонстратор
Основные виды деятельности преподавателя Организация беседы, моделирование, прием практических манипуляций, подведение итогов, выставление и комментирование оценок
ЭТАП 6 Домашнее задание
Цель
ОК 1- ОК 8
Закрепить полученные знания
Длительность этапа 5 мин
Форма организации деятельности учащихся Фронтальная
Функции преподавателя на данном этапе Координатор, организатор
Основные виды деятельности преподавателя Инструктаж по выполнению домашнего задания
Тема: Технология подготовки пациента к инструментальным исследованиям при выполнении медицинских услуг»
Приложение 2
ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ
Оксигенотерапия
Потребность человека в кислороде (нормально дышать) является одной из основных физиологических потребностей. Поддержание этой потребности должно стать для медицинской сестры приоритетной задачей.
Кислород является необходимым компонентом для жизни любого живого существа, поэтому при кислородной недостаточности он используется как лекарственное средство с целью заместительной терапии.
Лечение кислородом (оксигенотерапия) проводят по назначению врача при многих заболеваниях органов кровообращения и дыхания. Применяя любой из методов оксигенотерапии, нужно стремиться к тому, чтобы он был удобен для пациента и не создавал дискомфорта, давал оптимальную, а не максимальную концентрацию кислорода и мог бы сочетаться с другими методами дыхательной терапии (например, дыхательной гимнастикой).
Запомните! Когда нет признаков гипоксии, оксигенотерапия “на всякий случай” - скорее враг, чем друг.
             ЧИСТЫЙ КИСЛОРОД для оксигенотерапии не применяется, так как он угнетает деятельность дыхательного центра. Возможны судороги, потеря сознания и даже смерть. Поэтому для оксигенотерапии используется кислородновоздушная смесь, содержащая 50% кислорода. Оксигенотерапия осуществляется преимущественно ингаляционным (через дыхательные пути) методом.
      При подаче пациенту кислородно-воздушную смесь увлажняют, с этой целью ее пропускают через воду (в аппарате Боброва при централизованной подаче) или через увлажненную и сложенную в 2-3 слоя марлю (при применении кислородной подушки). Но иногда с целью подсушивания, например, при отеке легких, когда в легких скапливается большое количество жидкости, кислородно-воздушную смесь пропускают через пеногаситель (чаще всего 96% этиловый спирт).
Аппарат Боброва
Показания к оксигенотерапии:
асфиксия
стеноз гортани
пневмония
болезни сердца
шоковые состояния с развитием гипоксемии и гипоксии
ПРАВИЛА ТЕХНИКИ  БЕЗОПАСНОСТИ
Хранят и перевозят кислород в баллонах голубого цвета под давлением 150 атм. На баллоне имеется клеймо с указанием товарного знака завода-изготовителя, номера баллона, его массы, года изготовления, срока технического освидетельствования.
Кислородные баллоны хранят в специальных нежилых помещениях или металлических закрытых шкафах, размещенных вне больничных отделениях. Их хранят в вертикальном положении и фиксируют металлическими поясами.
Запомните!СЖАТЫЙ КИСЛОРОД ВЗРЫВООПАСЕН!
Поэтому необходимо строго соблюдать все правила техники безопасности:
1) баллон должен быть установлен в металлическое гнездо и закреплен ремнями или цепью;
2) баллон должен быть установлен на расстоянии не менее 1 м от отопительных приборов и в 5 м от открытых источников огня;
3) баллон должен быть защищен от прямого воздействия солнечных лучей;
4) нельзя допускать попадания масла на штуцер баллона;
5) выпускать газ из баллона в другую емкость (например, в кислородную подушку) можно только через редуктор, на котором установлен манометр, рассчитанный на давление в данной емкости;
6) в момент выпускания газа баллон надо расположить таким образом, чтобы выходное отверстие штуцера было направлено в сторону от работающего;
7) запрещается эксплуатация баллонов, у которых истек срок технического освидетельствования, имеются повреждения корпуса или вентиля, окраска и надпись не соответствуют правилам;
8) запрещается смазывать руки жирным кремом при работе с кислородным баллоном.
9) недопустимо в помещении курить, пользоваться открытым огнем или электроприборами.
10) запрещается использование эфира, спирта, машинного масла, бензина в помещениях кислородной службы.
Кислородно-дыхательная аппаратура
Кислородно-дыхательная аппаратура — приборы, предназначенные для применения кислорода с лечебной целью.
ПОДАЧА КИСЛОРОДНО-ВОЗДУIIIНОЙ СМЕСИ ИЗ КИСЛОРОДНОЙ ПОДУШКИ.
Соблюдайте технику безопасности при набирании кислорода (кислород наносит ожоги на слизистые).
Показания: различные нарушения дыхания, удушье (асфиксия), отравление газами, отек легких.
 
    Кислородная подушка - прорезиненный мешок, снабженный резиновой трубкой с краном и мундштуком (воронкой). Кислородная подушка вмещает от 25 до 75 литров кислородно-воздушной смеси, ее хватает на 4-7 минут.

Подготовьте:
Баллон, наполненный медицинским кислородом
кислородную подушка с кислородом,
воронку (мундштук),
марлевую салфетку, сложенную в 4 слоя,
мешок для отработанного материала,
ёмкость с дезраствором (3%-ный раствор хлорамина).

Заполните подушку кислородом из баллона:
АЛГОРИТМ ЗAПОЛНЕНИЯ КИСЛОРОДНОЙ ПОДУШКИ:
визуально оцените состояние кислородной подушки, обращая внимание на ее целостность;
снимите мундштук;
наденьте лямку от кислородной подушки на предплечье левой руки;
соедините резиновую трубку подушки с редуктором кислородного баллона;
Обратите внимание на редуктор. Один из них показывает давление кислорода в баллоне, другой – давление, под которым кислород выпускается из баллона.
медленно откройте редукторный вентиль на трубке подушки, затем на баллоне;
наполните подушку кислородом под давлением 1-2 атм (вентиль редуктора следует крутить по часовой стрелке, следя за стрелкой манометра низкого давления).
увидев наполнение подушки (стала твердой, расправились поперечные складки), закройте вентиль на баллоне, затем на подушке;
резиновую трубку кислородной подушки передавите зажимом, чтобы кислород не выходил в атмосферу.
отключите резиновую трубку подушки от выходного штуцера редуктора.
наденьте на резиновую трубку кислородной подушки мундштук с краном (кран должен быть закрыт).
ПОДАЧА КИСЛОРОДНО-ВОЗДУIIIНОЙ СМЕСИ ИЗ КИСЛОРОДНОЙ ПОДУШКИ.
2. Оберните мундштук (воронку) кислородной подушки влажной марлевой салфеткой.
3. Прижмите воронку ко рту пациента и откройте кран на подушке.
4. Отрегулируйте скорость подачи кислорода (4— 5 л в минуту).
5. Надавливайте на подушку, сворачивая её с противоположного конца, пока кислород не выделится полностью.
После каждого больного мундштук обмывают дезинфицирующими средствами, а перед новым употреблением обтирают спиртом.

наполнение подушки кислородом кислородный баллон
ЦЕНТРАЛИЗОВАННАЯ ПОДАЧА КИСЛОРОДНО-ВОЗДУШНОЙ СМЕСИ:
от  кислородного баллона по системе металлических трубок кислород поступает к дозиметрам, где он увлажняется (см. выше) и через носовой катетер подается пациенту.

 АЛГОРИТМ ОТПУСКА КИСЛОРОДА С ПОМОЩЬЮ КИСЛОРОДНОЙ КАНЮЛИ (одноразовой из полиэтилена)
1. Проверьте срок годности на упаковке кислородной канюли.
2. Вымойте руки.
3. Освободите чистыми руками кислородную канюлю от упаковки.
 
ЭТАПЫ ОБОСНОВАНИЕ
Подготовка к процедуре
- Подготовить к работе аппарат Боброва: налить в чистую стеклянную ёмкость нужный раствор на 2/3 объёма (высота столба жидкости 10 – 15 см), температура 30 – 400 . Обеспечить герметичность соединений при помощи винта на пробке. - Спирт служит пеногасителем и используется при наличии отёка лёгких
- Проинформировать пациента /родственников, получить согласие - Обеспечение права на информацию, осознанное участие в процедуре
Выполнение процедуры
- При необходимости очистить носовые ходы - Обеспечение попадания струи кислорода в дыхательные пути
- Определить длину вводимой части катетера (расстояние от козелка ушной раковины до входа в нос), поставить метку - Смочить раствором фурацилина или смазать вазелином вводимую часть катетера - Предупреждение травмы слизистой
- Ввести катетер в нижний носовой ход до метки. Осмотреть зев с помощью шпателя. Убедиться, что кончик катетера виден при осмотре зева по задней стенке глотки. - Обеспечение нахождения катетера в дыхательных путях
Осмотрите зев, в случае правильного введения должен быть виден кончик катетера
- Зафиксировать наружную часть катетера лейкопластырем - Обеспечение постоянного положения катетера
- Соединить катетер с аппаратом Боброва (на короткую стеклянную трубку аппарата Боброва). Соединить источник кислорода (кислородную подушку, кислородный баллон с длинной стеклянной трубкой) - Исключение высыхания слизистой носа и ожога дыхательных путей
- Открыть вентиль источника кислорода, отрегулировать скорость подачи кислорода 2-3 литра в минуту (на кислородную подушку положить груз для создания давления подачи кислорода)
Следить за состоянием пациента.
Контролируйте скорость подачи по шкале дозиметра - По назначению врача
Завершение процедуры
- Закрыть вентиль источника кислорода по истечению срока времени подачи - Продолжительность подачи определяется врачом (от 30 до 60 минут, в тяжёлых случаях до 6 часов)
- Удалить катетер из полости носа - Катетер может оставаться в полости носа не более 12 часов
- Отправить катетер на дезинфекцию. Вымыть и осушить руки - Обеспечение инфекционной безопасности

Носовой двухходовой катетер
Примечание: в настоящее время широко применяют отпуск кислорода через кислородную маску.
Маски — это металлические или пластмассовые капсулы, при наложении на лицо покрывающие ротовое отверстие и нос. Для герметичности прилегания они по краям снабжены пневматическим надувным или из губчатой резины обтуратором. Маска имеет вдыхательный и выдыхательный клапаны. Тубус вдыхательного клапана присоединяется к дыхательному мешку из тонкой резины, который позволяет в 4 раза уменьшить необходимую скорость подачи кислорода. В период выдоха кислород накапливается в дыхательном мешке, при вдохе активно засасывается легкими. При пользовании маской можно поднять концентрацию кислорода во вдыхаемом воздухе до 60—80%. При длительном применении маска плохо переносится больными.
Она неприменима при рвоте, кашле, слюнотечении.

Подача кислорода через кислородную маску.

кислородный концентратор

Подача кислорода может быть осуществлена с помощью кислородной палатки.
Кислородная палатка.
Рис. 3. Кислородная палатка (вид сбоку):1 — тент;2 — газоанализатор для контроля содержания O2 и CO2 в подпалаточном пространстве;3 — резервуар с мотором, вентилятором, сосудом с поглотителем CO2 и резервуаром для льда;4 — вентиляционная труба;5 — приемник воды, образующейся при таянии льда;6 — окна из плексигласа.
Тент из не пропускающего газ материала (рис. 3) подвешивают на специальном держателе над изголовьем постели, а свободные края его заправляют под матрац, таким образом голова больного располагается под тентом.Тент снабжен окнами из плексигласа или весь делается из прозрачного пластика. Держатель тента, один или два больших баллона с кислородом, редуктор и регенератор размещают на металлической площадке на колесиках. Кислород поступает в кислородную палатку со скоростью 6—8 л в 1 мин. Воздушная смесь в кислородной палатке непрерывно с помощью насоса прогоняется через регенератор, в котором содержится поглотитель углекислотысо льдом для охлаждения воздуха и удаления излишней влаги. Концентрация кисло рода в кислородной палатке — 60— 80%, углекислоты—не более 1 %, температура и влажность должны соответствовать зоне комфорта. При соблюдении этих условий большинство больных хорошо переносит лечение в кислородной палатке.
Гирудотерапия
Гирудотерапия (hirudotherapia; лат. hirudo пиявка + терапия) – это применение медицинских пиявок с лечебной и профилактической целью. Пиявки медицинские (Hirudo medicinalis)— вид кольчатых червей класса Hirudinea отряда Gnathobdellae, оливково-зеленоватого цвета, обитающих, как и большинство видов пиявок, в пресной воде. Медицинские пиявки распространены на Украине, Кавказе и в Средней Азии. В результате хищнического лова численность медицинских пиявок в природных условиях сильно сократилась, в связи с чем их разводят в искусственных условиях. Цель использования медицинских пиявок:
кровоизвлечение;
снижение свёртываемости крови.
Механизм лечебного действия медицинских пиявок Лечение пиявками— гирудотерапия, или бделлотерапия,— известно с древних времен; в 18—19вв. оно было особенно широко распространено и стало заметно ограничиваться лишь во второй половине XX в. Механизм лечебного действия медицинских пиявок, помимо кровоизвлечения, связан и с секрецией ее железами естественного антикоагулянта гирудина, поступающего затем в кровь человека и ряда других биологически активных веществ, которые проникают в организм человека через рану, наносимую пиявкой при прокусывании кожи. Кроме гирудина пиявка выделяет еще и гистаминоподобное вещество, которое обусловливает расширение капилляров, усиление кровотечения и появление в некоторых случаях неприятного зуда. Кроме того, имеет значение рефлекторное воздействие, связанное с раздражением кожных рецепторов, в связи с чем медицинские пиявки прикладывают на участки тела с учетом рефлексогенных зон, например при ишемической болезни сердца— на область сердца, при церебральных проявлениях гипертонической болезни— на сосцевидные отростки, при застойной гепатомегалии— на область правого подреберья.Показания к использованию медицинских пиявок
гипертонический криз,
церебральные кризы, 
глаукома, 
нарушение мозгового кровообращения, 
острый инфаркт миокарда, 
приступы стенокардии, 
застойные явления в печени, 
геморрой, 
тромбофлебит,
радикулиты. 
Противопоказания к использованию медицинских пиявок:
склонность к кровотечениям,
кровотечения, 
анемия,
заболевания кожи, 
аллергические и септические заболевания, 
гипотензия,
лечение антикоагулянтами. 
Места постановки пиявок:
-при варикозном расширении вен и тромбофлебите пиявки располагаются на нижних конечностях больного по обе стороны пораженного сосуда в шахматном порядке с промежутками 5 –6 см, отступив на1 смот сосуда с обеих сторон.
- при геморрое пиявок ставят в области копчика и вокруг заднепроходного отверстия.
- при артериальной гипертензии – ставят на сосцевидные отростки на расстоянии1 смот ушной раковины.
-при глаукоме пиявок (1-3 шт.) ставят на височную область на уровне глаз по горизонтальной линии,
-при ишемической болезни сердца (стенокардия, инфаркт)  -  на область сердца в 3–5-ем межреберье на расстоянии1 см от грудины,
-при болезнях печени и почек – на область правого подреберья и на поясничный отдел в место проекции почек

Оснащение для постановки медицинских пиявок:
емкость с пиявками, пиявки должны быть здоровые, подвижные; 
непромокаемая пеленка (клеенка),
горячая кипяченая вода (температура 40-50°С);
пинцет;
медицинская банка;
стерильный лоток со стерильным перевязочным материалом;
бинт,
ножницы,
непромокаемая пеленка (клеенка),
3% раствор перекиси водорода; 
70% раствор этилового спирта; 
флакон с раствором бриллиантового зеленого;
флакон с нашатырным спиртом;
5% раствор глюкозы;
перчатки,
часы,
емкость с дезинфектантом.
Методика гирудотерапии. Для одного сеанса гирудотерапии применяют от 5 до 15 пиявок. Лечение может включать один сеанс (например, для купирования гипертонического криза) или курс состоит из 4—6 сеансов, проводимых каждые 2—3 дня. Больной находится в горизонтальном положении при прикреплении медицинской пиявки на грудной клетке или животе и в сидячем положении, если их ставят на сосцевидные отростки. Кожу в местах прикрепления медицинской пиявки. тщательно моют для удаления пота и кожного сала, отпугивающих пиявок, затем смачивают 40% раствором глюкозы для привлечения пиявок. Пиявки должны быть голодными (тонкими, быстро двигаться). 3—5 пиявок помещают в медицинскую банку или стакан, предварительно протертые спиртом (чтобы избежать немедленного присасывания пиявок к стенкам сосуда), после чего банку переворачивают и прикладывают к подготовленному участку кожи. Присасывание пиявок к коже ощущается больным как легкий укус. Через 30—60 мин пиявки, высосав 10—15мл крови, поочередно отпадают. Рекомендуется первый пробный сеанс проводить не более 20мин, по истечении которых к пиявкам подносят тампон со спиртом, что заставляет их сразу отползти в сторону. Если пиявка долго не отпадает, на нее можно насыпать соль или смыть ее соленой водой. Использованные медицинскии пиявки уничтожают в растворе хлорамина. Свежие кровоточащие ранки обрабатывают раствором бриллиантового зеленого, после чего накладывают вату, а сверху повязку. Не рекомендуется распускать повязку в течение суток во избежание повторных кровотечений.Выполнение манипуляции
Уточните, приходилось ли пациенту ранее встречаться с данной процедурой:
если да, то, по какому поводу и как он её перенёс? 
если нет, то необходимо объяснить пациенту суть процедуры.
Получите согласие пациента на проведение процедуры.
Вымойте руки.
Помогите пациенту занять удобное положение для предстоящей процедуры. Предварительно нужно подстелить непромокаемую пеленку (клеенку).
Запомните! Пиявки нельзя ставить над кровеносными сосудами! Это может вызвать сильное кровотечение! При постановке пиявок на сосцевидные отростки нужно отступить 1 см от ушной раковины; при постановке пиявок на голень следует располагать пиявки вдоль вены в шахматном порядке, отступая от вены 1 см с обеих сторон.
Обработайте кожу пациента в месте предстоящей процедуры: 
стерильными ватными шариками, смоченными раствором 70% этилового спирта (по площади больше, чем нужно для постановки пиявок); 
стерильными ватными шариками, смоченными в теплой (это вызывает прилив крови к коже) кипяченой воде, протрите кожу до покраснения, меняя шарики 2-3 раза;
смочите место предстоящей постановки пиявок стерильным раствором глюкозы (пиявки охотнее присосутся).
Аккуратно отсадите пинцетом (концы пластин пинцета необходимо обернуть марлевыми салфетками) в медицинскую банку одну пиявку и поднести банку к коже. Переверните банку вверх дном и плотно прижмите ее к коже.
Удостоверьтесь что пиявка прокусила кожу (появились волнообразные движения в ее передней части тела). Уберите медицинскую банку. Если пиявка прикрепилась задней присоской к стеклу банки, ее нужно аккуратно оторвать пинцетом.
Подложите под заднюю присоску пиявки стерильную салфетку. 
Наблюдайте за активностью пиявки во время процедуры. Если во время сосания движения пиявки замедляются, следует провести вдоль ее тела ватой, смоченной теплой водой. Если пиявка неподвижна, слегка проведите по ее поверхности пальцем. Это должно вызвать волнообразное движение пиявки. Если его нет, пиявку нужно снять, проведя по ее поверхности ватным шариком, смоченным нашатырным спиртом, можно смочить область передней присоски соленой водой и пиявка отпадет. Ни в коем случае нельзя отрывать пиявку, так как это может вызвать кровотечение. Пиявка, насосавшись крови, отпадёт через 1-1,5 часа. 
По истечении отведенного на процедуру срока снимите пиявки, проведя по их поверхности ватным шариком, смоченным нашатырным спиртом.
Поместите пиявки в емкость с дезинфектантом.
Смените перчатки.
Обработайте кожу пациента вокруг раны этиловым спиртом или 5% спиртовым раствором йода.
Наложите на места укусов пиявок стерильные салфетки, используя стерильный пинцет. Поместите поверх салфетки слой ваты. Зафиксируйте салфетки и вату бинтом или лейкопластырем. Предупредите пациента о возможном промокании повязки кровью. 
Уберите пеленку в непромокаемый мешок для дальнейшей дезинфекции и утилизации.
Утилизируйте пиявки по окончании экспозиции. Повторно использовать медицинские пиявки нельзя.
Продезинфицируйте используемый инструментарий с последующей утилизацией одноразового.
Снятые перчатки погрузите в емкость с дезинфектантом.
Наблюдайте за повязкой в течение суток. При промокании повязки: необходимо надеть перчатки и положить поверх повязки слой ваты и вновь забинтовать. 
Через сутки необходимо надеть перчатки и снять повязку: Если кровотечение остановлено, рану и кожу вокруг нее обработать 70% раствором этилового спирта, остатки крови удалить 3% раствором перекиси водорода. Наложите асептическую повязку на 3 дня.
По окончании процедуры необходимо снять перчатки, вымыть руки.
Сделайте пометку о выполнении процедуры и реакции пациента в медицинской документации.


Оценка достигнутых результатов:После снятия пиявки место укуса, как правило, гиперемировано, слегка отечно. Пиявки насытились кровью и самостоятельно отпали. Примечание: волосы на месте предстоящей постановки пиявок необходимо накануне сбрить.Осложнения
Кожный зуд вокруг ранки. При этом следует смазать кожу вокруг ранки смесью нашатырного спирта с вазелиновым маслом в равных количествах.
Воспалительный процесс в области ранки. Например произошло образование фурункула. Кожа вокруг фурункула обрабатывается антисептиком. В данной ситуации показана консультация хирурга. 
Запомни!!!
Применение пиявок с лечебной целью называется гирудотерапия, от слова гирудин- фермент секрета слюнных желёз пиявки.
Гирудин, блокируя действие тромбина, препятствует свертываемости крови и образованию тромбов.
Вместе со слюной пиявка вводит в человеческий организм до ста биологически активных веществ и ферментов.
Каждая пиявка способна высосать до 15 мл крови, а после процедуры из ранки вытекает до 40 мл крови.
Единовременно можно поставить не более 5 – 7 пиявок.
Курс лечения пиявками состоит из 10 – 15 сеансов.
После каждого сеанса  – пиявок уничтожают
Приложение 1
Фронтальный опрос
Контрольные вопросы
1. Простейшая физиотерапия: влияние тепла, холода.
2. Применение грелки, показания и противопоказания.
3. Применение горчичников, показания и противопоказания.
4. Современный подход к применению банок.
5. Виды компрессов, особенности постановки.
6. Согревающий компресс, показания и противопоказания.
7. Использование пузыря со льдом, показания и противопоказания.
Приложение 5
Индивидуальная письменная работа
Тестовые задания
 Задание: дополните правильный ответ.
 1.Физиотерапия – это целенаправленное воздействие на организм различными ______________ факторами.
2.При повышении АД горчичники ставят на голову в область - _________ и на область___________ мышц.
3.При боли в сердце сестра ставит на область __________.
4.При простуде горчичники ставят в области грудной клетки _________ и на область __________ мышц.
5.Постановка горчичников вызывает расширение поверхностных сосудов раздражением рецепторов кожи _________ маслом.
6.Внесение горящего фитиля в медицинскую банку создает безвоздушное пространство - ______________ .
7.Область сердца, позвоночника, _______________ исключают применение банок.
8.Длительность воздействия холода при применения пузыря со льдом может вызвать ____________ организма.
9.Гипретермия, острое кровотечение – показания для постановки _______.
10.Средний отит, постинъекционный инфильтрат – показания для применения ________________ .
11.Переохлождение, озноб, почечная колика – показания для применения _________________ .
12.Воспалительные процессы верхних дыхательных путей у детей - показания для применения _________________ .
13.Ушибы, носовое кровотечение, головные боли - показания для применения _________________ 14.Тепло согревающего компресса обеспечивает __________(слой).
15.Герметичность согревающего компресса создает слой _____________ .
16.Отвлекающая процедура при укусах насекомых - ______________ .
 Приложение 5
Цифровой диктант
 Задание: вставьте недостающий показатель.
 1. Температура воды для постановки горчичников ____________ .
2. Объем заполнения грелки _______________ .
3. Температуры воды для заполнения грелки ______________ .
4. Пузырь со льдом прикладывают к поверхности тела пациента на 20 – 30 минут с перерывами _________ минут.
5. Медицинские банки ставят пациенту на спину на ________ минут.
6. Количество лечебных слоев согревающего компресса _________ .
7. Согревающий водный компресс ставят на ____________ часов.
8. Согревающий спиртовой компресс снимают через _____ -____ часов.
 
 Приложение 7
Задания в тестовой форме
 Выберите один неправильный ответ – «четвертый лишний»
 1.Простейшие физиопроцедуры обусловлены влиянием на кожу
a) Эфирного масла
б) Кислорода
в) Температурного фактора
г) Вакуумного воздействия
 2.Механизм действия физиотерапевтических процедур
a) Болеутоляющий
б) Антиаллергический
в) Рассасывающий
г) Отвлекающий
 3.Перед постановкой банок на кожу пациента наносят крем с целью
a) Согревания
б) Смягчения
в) Герметичности
г) Рассасывания
 4.Банки применяют в лечении
a) Миозита
б) Туберкулеза
в) Пневмонии
г) Радикулита
 5.Процедура горчичников показана при
a) Заболевании мышц
б) Аллергических состояниях
в) Боли в сердце
г) Гипертоническом кризе
 6.Горчичники противопоказаны при
a) Кровотечениях
б) Опухолях
в) Гипертермии
г) Остеохондрозе
 7.Компоненты согревающего компресса
a) Салфетка
б) Лейкопластырь
в) Компрессная бумага
г) Вата
 8.Охлаждающий компресс способствует
a) Спазму сосудов
б) Снижению отеков
в) Утолению боли
г) Купированию судорог
 9.Грелку применяют с целью
 a) Снятия спазма
б) Рассасывания рубцов
в) Согревания тела
г) Рассасывания инфильтратов
 10.Охлаждающий эффект пузыря со льдом связан с действием
a) Рассасывающим
б) Кровоостанавливающим
в) Болеутоляющим
г) Отвлекающим
Приложение 3
Индивидуальная работа
Задача 1
Больному К. назначены горчичники, но к вечеру у него повысилась температура до 39⁰С. , больной уговаривает медсестру поставить ему горчичники. Как поступить?
Задача 2
Больной, принимающий общую горячую ванну, почувствовал головокружение, сердцебиение и одышку. Лицо больного гиперемировано. Как поступить?
Задача 3
Для постановки банок медсестра приготовила банки, фитиль, эфир, вату, спички. В чем ошибка?
Задача 4
У больного впервые в жизни появилась боль в животе. Он просит у медсестры грелку. Как поступить?
Задача 5
Медицинская сестра подала пациенту пузырь со льдом и сказала, чтобы он держал пока не растает весь лед. Что следовало сказать больному?
Задача 6
Медицинская сестра поставила больному холодный компресс на 10 мин. верно ли выполняет процедуру медицинская сестра?
Задача 7
При снятии согревающего компресса медицинская сестра обнаружила, что марля, прилегавшая к коже, сухая. Как оценить эффективность процедуры?
Задача 8
Через 3 часа после снятия пиявок асептическая повязка на голени промокла кровью. Как поступить?
Приложение 4
Решение проблемной ситуации (работа в микрогруппах)
Распределение ролей (разыгрывание ролей):
1.медсестра
2. пациент
3. родственники пациента

Стационарное лечение. Девочка 11 лет. Диагноз: грипп. При сестринском обследовании медсестра получила следующие данные: жалобы на сильную головную боль, головокружение, повторную рвоту, нарушение сна, общую слабость. Считает себя больной в течение двух дней, когда впервые поднялась температура до 39,8º С и появились явления слабости, разбитости, бреда. Объективно: положение в постели пассивное. В сознании, но заторможенная, кожные покровы бледные, сухие, частота дыхательных движений 30 в минуту, пульс 160 ударов в минуту, артериальное давление 140/60 мм. рт. ст. Лёгкая гиперемия зева, температура при осмотре 39,6º С.
Назначено:
S. Analgini 50% - 1,0 – внутримышечно.
S. Dimedroli 1% - 1,0 – внутримышечно.
S. Dibazoli 1% - 1,0 – внутримышечно.
Парацетамол 0,5х4 раза в сутки.
Обильное щелочное питьё.
Аскорутин 1 таблетка х 3 раза в день
Задания
1. Выявите, удовлетворение каких потребностей нарушено, проблемы пациента, их обоснование.
2. Определите цели и составить план сестринского вмешательства с мотивацией.
3. Продемонстрируйте технику оксигенотерапии с применением носового катетера.
4. Правила применения пузыря со льдом.
5. Заполните необходимую документацию
Эталоны ответов
1. Нарушены потребности: поддерживать в норме температуру тела, есть, спать, общаться, двигаться, выделять, учиться, быть здоровой.
Проблемы пациента:
Настоящие:
- лихорадка,
- головная боль,
- рвота,
- нарушение сна,
- беспокойство по поводу исхода заболевания;
Потенциальные:
- асфиксия рвотными массами,
- ухудшение состояния, связанное с развитием осложнений.
2. Приоритетная проблема пациентки – лихорадка.
Краткосрочная цель: уменьшить лихорадку в течение следующих пяти дней до субфебрильных цифр.
Долгосрочная цель: нормализация температуры к моменту выписки.
План Мотивация
Медицинская сестра: 1. Обеспечит пациентке физический и психологический покой. 1. Для улучшения состояния пациентки.
2. Организует индивидуальный сестринский пост по уходу за пациенткой. 2. Для контроля за состоянием пациентки.
3. Обеспечит обильный приём жидкости (обильное щелочное питьё в течение 2 суток). 3. Для предотвращения обезвоживания организма
4. Проведёт беседу с родственниками об обеспечении дополнительного питания. 4. Для компенсации потери белка и повышения защитных сил.
5. Измерит температуру тела каждые 2 часа. 5. Для контроля за состоянием пациентки
6. Применит методы физического охлаждения:
- укроет простынью или лёгким одеялом.
- использует холодный компресс или пузырь со льдом 6. Для снижения температуры тела
7. Смажет губы вазелиновым маслом 3 раза в день. 7. Для увлажнения кожи губ
8. обеспечит прием жидкой или полужидкой пищи 6-7 раз в день 8. Для лучшего усвоения пищи.
9. Обеспечит тщательный уход за кожей и слизистыми пациентки. 9. Для профилактики воспалительных процессов кожи и слизистых
10. Обеспечит смену нательного и постельного белья по мере необходимости. 10. Для обеспечения комфорта пациенту.
11. Будет наблюдать за внешним видом и состоянием больного. 11. Для ранней диагностики и своевременного оказания неотложной помощи в случае возникновения осложнений.
12. будет выполнять назначения врача. 12. Для лечения пациента.
Оценка: пациентка отметит значительное улучшение состояния здоровья, температура тела 37,4º С. Цель будет достигнута.
Задача 2
Во время дежурства постовая медицинская сестра детского отделения была вызвана в палату к 2-х летнему ребенку. Со слов матери, ребенок забеспокоился после взятия у него крови для исследования и сразу появились судороги.
При сестринском обследовании выявлено тяжелое состояние ребенка за счет отсутствия сознания и наличия клонико-тонических судорог. Кожные покровы бледные. Губы цианотичные. Дыхание шумное. Живот участвует в акте дыхания.
Задания
1. Определите и обоснуйте неотложное состояние у ребенка.
2. Составьте алгоритм оказания неотложной помощи с аргументацией каждого этапа.
3. Продемонстрируйте технику подачи увлажненного кислорода.
Эталоны ответов
1. У ребенка судорожный синдром. Основанием для диагноза является наличие у ребенка клонико-тонических судорог.
2. Алгоритм действий медсестры:
а) вызвать к ребенку врача для оказания экстренной помощи (вызов третьим лицом).
б) уложить ребенка на пеленальный стол, обеспечив постоянное наблюдение для предупреждения травм ребенка во время судорог.
в) расстегнуть стесняющую одежду, отсосать слизь из носоглотки для улучшения дыхания.
г) дать увлажненный кислород ребенку для борьбы с гипоксией.
д) голову повернуть на бок, следить за положением языка, чтоб не было его западания во время судорог с последующей асфиксией.
е) подготовить 1,0 мл седуксена для введения ребенку по назначению врача.
ж) постоянно определять ЧСС, ЧДД, наблюдать за ребенком с целью контроля за состоянием.
3. Студент демонстрирует манипуляцию на муляже в соответствии с принятым алгоритмом.
Задача 3
В отделение госпитализирован Миша К. 10 мес. с диагнозом: спазмофилия, ларингоспазм. При сестринском обследовании медсестра получила следующие данные: Ребенок периодически синеет, теряет сознание.
При осмотре медсестра выявила у ребенка симптомы рахита периода реконвалесценции.
В момент осмотра ребенок начал беспокоиться, у него появилось затрудненное дыхание, напоминающее "петушиный крик" при вдохе, затем дыхание остановилось, он посинел и потерял сознание.
Задания
Какие независимые вмешательства вы можете провести
Обучите маму уходу за ребенком
Продемонстрируйте дачу кислорода ребенку из кислородной подушки
Эталоны ответов
1. В результате судорожного спазма мышц гортани у ребенка появилось затрудненное дыхание, затем произошла остановка дыхания.
Информация, позволяющая медсестре заподозрить данное неотложное состояние:
2. Независимые вмешательства:
а) медсестра обеспечит ребенку доступ свежего воздуха, расстегнет стесняющую одежду;
б) успокоит маму,
3. Студент проводит беседу с мамой
3. Манипуляция: дача кислорода ребенку из кислородной подушки выполняется согласно алгоритму данного учебного заведения.