План урока Сущность предпринимательства. Развитие предпринимательства в России, его особенности

Раздел 1 Понятие и виды предпринимательской деятельности.
Тема 1.1 Понятие и виды предпринимательской деятельности.
Урок 2 комбинированный.
Сущность предпринимательства. Развитие предпринимательства в России, его особенности
Задачи:
Дидактическая: познакомить обучающихся с сущностью предпринимательства, его особенностями;
Развивающая: развивать навыки логического мышления в определении особенностей предпринимательства в России;
Практическая: применять полученные знания в для организации и осуществления предпринимательской деятельности;
Воспитательная: способствовать формированию грамотного менеджера в современной рыночной экономике.

План урока.

Организационный момент (5- 7 минут).
Приветствие, психологический настрой обучающихся, выявление отсутствующих
Проверка домашнего задания (7 -10 минут).
Вопросы:
Что такое предпринимательство?
Дайте определение предпринимательства по ГК РФ.
Введение нового материала (8 - 10 минут).
Лекция преподавателя.
Закрепление материала (7 – 10 минут).
Вопросы:
Цели предпринимательской деятельности?
Движущий мотив предпринимательской деятельности?
Определение предпринимательства.
Проанализируйте эволюцию определения «предпринимательство».
Охарактеризуйте основные концепции предпринимательства.

Подведение итогов урока (3-5 минут).
Оценки, комментарии.
Домашнее задание (2 – 3 минуты).
Учебник
Переверзев М. П., Лунева А.М. Основы предпринимательства: Учебник/ под общ. ред. проф. М.П. Переверзева. – М.: Инфра – м, 2009. – 176 стр. (Высшее образование)
стр. 13-18
1.1. Цели и логика предпринимательской деятельности.
Предпринимательская деятельность, по существу, отражает противостояние двух субъектов экономических отношений: предпринимателя и потребителя. Это противостояние не носит антагонистического характера (так утверждают политологи). Разрешается противостояние через поиск взаимоприемлемого компромисса, поскольку оба понимают, что ни один из них не может существовать без другого.
Целью предпринимательской активности является удовлетворение потребностей покупателя, производство и предложение рынку такого товара или услуги, на которые имеется спрос, и которые приносят предпринимателю прибыль. Однако получение прибыли свойственно не только предпринимательской, но и многим другим видам экономической активности. Поэтому важно выделение такой экономической категории, как предпринимательская прибыль, или предпринимательский доход.
Таким образом, движущим мотивом предпринимательской деятельности является, прежде всего, получение предпринимательского дохода, который идет на развитие этой деятельности и самообогащение, а также стремление к самоутверждению личности, когда предпринимательство становится не просто деятельностью, а образом жизни.
В предпринимательской деятельности можно определить общую логику, независимо от сферы и масштабов деятельности. Начальный этап предпринимательства является результатом мыслительной деятельности и связан с рождением предпринимательской идеи. Последующими стадиями подготовительного этапа являются: экспертная оценка идеи, реальности ее воплощения в практику с учетом ситуации на рынке и условий рынка; проведение необходимых расчетов с целью выявления возможного эффекта; экспертная оценка результатов расчетов и принятие предпринимательского решения.
1.2 Предпринимательство как особая форма экономической активности.
В современной отечественной и зарубежной экономической литературе есть множество определений понятия "предпринимательство". Наиболее удачными представляются те, где оно трактуется как специфический (по сравнению с землей, трудом, капиталом) фактор общественного воспроизводства. Его специфика и функции заключаются в том, что субъект предпринимательской деятельности (предприниматель) способен особым образом соединять, комбинировать факторы производства. Таким образом, под предпринимательством понимается особый вид экономической активности (целесообразная деятельность, направленная на извлечение прибыли), которая основана на самостоятельной инициативе, ответственности и инновационной предпринимательской идее.
1.3. История развития теории предпринимательства.
Изначально термин “предпринимательство” ассоциировался со словом риск, а сам предприниматель с человеком, который берет на себя определенный риск и ответственность при производстве и реализации товаров.
Эволюция различных подходов к изучению предпринимательства представлена в таблице 1.
Таблица 1
Эволюция различных подходов к термину «Предпринимательство»

Фамилия, имя ученого, год публикации
Основные положения разработанной теории

1
2

Ричард Контиллион (Richard Cantillion) (1725)
человек, который сам создает себе рабочее место;
предприниматель работает в условиях неопределенности и риска;
предприниматель должен действовать в соответствии с требованиями рынка.

Николас Бауде (Nicolas Baudeau) (1767)
предприниматель прежде всего инновационный менеджер;
существуют различия между предпринимателями и собственниками;
предпринимателей надо поддерживать и специально обучать.

Жан Батист Сэй
(Jean Baptist Say) (1810)
предпринимательский труд – основной фактор производства, такой же, как труд, земля, капитал;
предприниматели должны обладать определенными моральными и профессиональными качествами;
предприниматель работает в условиях неопределенности, и вынужден постоянно преодолевать трудности, стоящие на пути предприятия.

Карл Менджер
(Carl Menger) (1871)
предприниматель должен придерживаться 4 стадий в принятии решений: сбор информации, экономический расчет, выбор продукта и управление выполнением производственного плана.

Альфред Маршал (Alfred Marshall) (1890)
предприниматель и менеджер имеют различия в своей деятельности, значит, и разные требования предъявляются им;
задача предпринимателя – привести в движение труд, капитал, разработать план и организовать его выполнение.

Джозеф Шумпетер (Joseph Schumpeter) (1910)
суть предпринимательства заключается в новой организации производительных сил;
направления предпринимательской деятельности:
1) новые продукты или услуги; 2) новые методы производства; 3) новые рынки сбыта; 4) новые источники снабжения; 5) новые формы организации.
предприниматель – социально-экономический инноватор;
предприниматель своим трудом создает новый вид прибыли – предпринимательский доход.

Франк Найт (Frank Knight) (1921)
предприниматель должен быть одновременно и собственника капитала;
основные функции предпринимателя – организация и контроль;
предприниматель должен уметь отстоять точку зрения и уметь преодолевать трудности.

Давид Макклеланд (David Mc/ Clelland) (1961)
Предприниматель должен обладать такими качествами как: энергичность, умение рисковать, способность к прогнозированию будущих результатов

Питер Друкер (Peter F. Druker) (1964)
впервые вводит категорию возможности (opportunity) для получения прибыли;
задача предпринимателя переместить ресурсы из низкоэффективных сфер в высокоэффективные сферы.

В ходе изучения истории развития теории предпринимательства, необходимо рассмотреть концепции предпринимательства.
В современных теориях предпринимательства выделяются шесть концепций предпринимательства, каждая из которых представляет самостоятельную школу и дает свою интерпретацию предпринимательства и предпринимательского процесса. (Таблица 2).
Таблица 2
Современные концепции предпринимательства


п/п
Наименование школы
Основная концепция
Поведение и способности
Стадия предприятия

1.
Школа с позиции личных качеств
Предприниматель обладает природной способностью – интуицией, так называемым, 6 чувством, неординарная личность.
Интуиция, бодрость, энергичность, упорство.
Начало, основание предприятия

2.
Психологическая школа
Предприниматели обладают особой системой ценностей, взглядов и потребностей, которые стимулируют их деятельность, имеют склонность к риску и потребность в достижениях.
Способность к риску, потребность в достижениях, система ценностей.
Начало, основание предприятия

3.
Классическая школа
Центральная характеристика предпринимательского процесса – инновации, поиск возможностей для бизнеса.
Инновационная и созидательная активность.
Начало, основание предприятия

4.
Школа с позиций менеджмента
Предприниматели – люди, которые создают, организуют и управляют предприятием. Предпринимателей можно обучить всем функциям управления.
Управление производством, трудовыми, финансовыми ресурсами.
Стадия роста и зрелости

5.
Школа с позиций лидерства
Предприниматель – лидер, ведущий за собой других, стимулирующий и руководящий деятельностью других, “архитектор человеческих душ”.
Мотивация, руководство и лидерство.
Стадия роста и зрелости

6.
Школа внутреннего предпринимательства
Предпринимательское мастерство может быть использовано в крупных организациях путем создания независимых структурных единиц с целью расширения рынков сбыта и сферы обслуживания.
Восприимчивость к открывающимся возможностям, принятие оптимальных решений.
Стадия зрелости


15