Технологическая карта урока милосердия по теме Братья и сёстры. Друзья.


Тема урока
Братья и сёстры. Друзья.

Учитель
Войнова С.Н.

Цель урока
Развивающая: развивать логическое мышление, наблюдательность, речь, память

Образовательная: познакомить учащихся с понятиями «друг» , «дружба»

Воспитательная: формировать первоначальные навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками


Планируемый результат обучения
Предметные
Личностные

ориентироваться в учебном пособии, учиться анализировать название и содержание произведения, читать стихотворения выразительно, выражать собственное отношение к прочитанному и услышанному.
навыки сотрудничества со сверстниками, умение не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций, ценить дружбу и друзей.

Основные понятия
Друзья, дружба.


Используемые педагогические технологии

Здоровьесберегающие технологии, технологии личностно-ориентированного, развивающего обучения, информационно-коммуникативная, игровая технология.


Межпредметные связи
Литературное чтение, окружающий мир.

Ресурсы
Г.Д.Зубова. Уроки милосердия. Учебное пособие для учащихся 1 классов.

Этапы урока
УУД (расписать подробно)
Деятельность учителя
Деятельность ученика

Мотивирование к учебной деятельности. (Оргмомент)
Учатся организации рабочего места.


Учатся понимать и принимать учебную задачу урока, осуществлять решение учебной задачи под руководством учителя.


Приветствие учащихся.
Снова прозвенел звонок, начинается урок.



Учащиеся проверяют на парте наличие необходимых принадлежностей. Желают друг другу хорошей работы.



Актуализация необходимых знаний и фиксирование затруднения
Учатся внимательно слушать, отвечать на поставленный вопрос.
Наш урок мне хотелось бы начать с такой притчи.
Жил на берегу моря старец. Был он совершенно один, и никого у него не было на всём белом свете.
И вот однажды поздним вечером он услышал стук в дверь. Старик спросил:
– Кто там?
За дверью ему ответили:
– Это твоё богатство.
Но старец ответил:
– Когда-то я был сказочно богат, но это не принесло мне никакого счастья.
И не открыл дверь. На следующий день он вновь услышал стук в дверь.
– Кто там? – спросил он.
– Это твоя любовь! – услышал он ответ.
Но старец сказал:
– Я был любим, и сам любил безумно, но это мне не принесло счастья! – и опять не открыл дверь.
На третий день к нему снова постучали.
– Кто там? – спросил старик.
– Это твоя дружба! – услышал он в ответ. Старец улыбнулся и открыл дверь:
– Друзьям я всегда рад.
Но вдруг... вместе с дружбой к нему в жилище вошли и любовь, и богатство. И старец сказал:
– Но ведь я пригласил только дружбу!
На это вошедшие ответили ему:
– Ты столько лет прожил на земле, и до сих пор не понял одну простую истину? Только вместе с дружбой приходят и любовь, и богатство!
- Как вы думаете, о чём мы сегодня будем говорить на уроке? (слайд 1)
Учащиеся внимательно прослушивают притчу, стараются вникнуть в содержание услышанного.

Организация познавательной деятельности


- Нужны ли в нашей жизни друзья? Почему?
- А у вас есть друзья? Кто?
- Как по-другому можно сказать «друг»? (слайд 2)


Проверка понимания прочитанного

Краткий пересказ текста, чёткие ответы на вопросы с элементами рассуждения, высказывание своих мыслей.
Дома у каждого ряда был свой текст для прочтения: 1 ряд читал басню Л.Н.Толстого «Два товарища», 2 ряд – В.Л.Осеевой «Три товарища», 3 ряд – В.Л.Осеевой «Синие листья».

Итак, вопросы к 1 ряду: (слайд 3)
- Расскажите кратко, о чём это произведение?
- Можно ли мальчиков назвать друзьями? Почему?
- Чему учит эта басня?

Задания для 2 ряда: (слайд 4)
- О чём этот рассказ?
- Кого из мальчиков можно назвать настоящим другом?
- Какой совет вы можете дать двум другим мальчикам?

Задания для 3 ряда: (слайд 5)
- Что необычного вы заметили в названии рассказа?
- Почему у девочки Лены листья оказались синие?
- Была ли Катя настоящей подругой?
- Что вы посоветуете этой девочке?
Учащиеся внимательно слушают ответы своих одноклассников, высказывают своё мнение, рассуждают, делают выводы.

Физкультминутка
Правильное выполнение движений
Мы неплохо потрудились. Давайте немного отдохнём.
Физкультминутка «Вперёд 4 шага». Один ученик показывает у доски, остальные на своих местах.
Выполняют правильно движения за ведущим

Дидактическая игра «Собери пословицы»
Правильно «собрать» пословицы, дать им объяснение.
На доске пословицы записаны в два столбика. К началу пословицы из первого столбика нужно найти окончание пословицы из второго столбика.
Друг познаётся разобьёшь – не сложишь
Сам пропадай, в беде
Не друга – ищи, а товарища выручай
Дружба, как стекло: а нашёл – береги. (слайд 6)

- Какие пословицы можно применить к 1 (2, 3) произведению?
Учащиеся учатся внимательно слушать вопросы, стараются правильно на них отвечать. Учатся понимать и принимать учебную задачу, осуществлять решение учебной задачи под руководством учителя.

Организация познавательной деятельности (продолжение)
Правила дружбы.
Учатся формулировать правила дружбы.

- Чтобы дружба была настоящая, крепкая, что для этого нужно делать? (слайд 7)
Учащиеся сами выводят правила дружбы, сверяют их с тем, которые потом появляются на экране.


Слушать , не перебивать, вникать в смысл того, о чём говорит собеседник.
Прослушайте стихотворение А.Л Барто «Друг напомнил мне вчера» и постарайтесь ответить на вопрос : настоящий ли это друг?
Друг напомнил мне вчера,
Сколько сделал мне добра:

Карандаш мне дал однажды
(Я в тот день забыл пенал),
В стенгазете, чуть не в каждой,
Обо мне упоминал.

Я упал и весь промок,
Он мне высохнуть помог.

Он для милого дружка
Не жалел и пирожка
Откусить мне дал когда-то,
А теперь поставил в счет.

Не влечет меня, ребята,
Больше к другу. Не влечет. (слайд 8)

[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ]
Подготовленный ученик читает стихотворение. Остальные ученики внимательно слушают.

Дидактическая игра «Настоящий друг» (работа в группах)
Учиться работать в группах.
1. Из предложенных признаков выберите только те, которыми должен обладать настоящий друг. На доске появляются «признаки» настоящего друга.
2. Тест «Настоящий друг». У каждого из вас «признаки» настоящего друга. Отметьте зелёным цветом то, что вам больше всего удаётся.
Дети учатся работать в группах, принимать правильные решения, прислушиваться к мнению участников всей группы

Организация познавательной деятельности (продолжение)
Н.Н.Носов. На горке.
Учиться работать с книгой.
Откройте учебник – тетрадь на странице 37-38. Прослушайте рассказ Н.Н.Носова. На горке. (слайд 9 – 13)
_ Как вы думаете, Котьке на самом деле нельзя было на улицу?
- Почему он не сумел скатиться с горки?
- Что он сделал? Помогло ему это?
- Кто вразумил Котьку, как надо исправить ошибку?
- Исправил ли мальчик своё поведение?
- Кто ему в этом помог?

- Вспомните, какие ещё интересные занятия, кроме катания с горы, бывают зимой? (слайд 14)

Выберите на с.37 – 38 любой понравившийся вам рисунок и раскрасьте его.
Ученики внимательно слушают рассказ Н.Н.Носова, отвечают на вопросы учителя, опираясь на текст.











Раскрашивают по выбору рисунок.

Рефлексия учебной деятельности на уроке.
Оценивают свою деятельность на уроке.
I. Какую цель мы сегодня ставили на уроке? Достигли ли мы её?
II. Продолжите фразу:
– Для меня было сегодня самым интересным
- Важного для себя я открыл сегодня (слайд 15)
III. Что же такое дружба?... Мы много об этом говорили на уроке. А подытожить мне хочется стихами.
Дружба – это тёплый ветер.
Дружба – это светлый мир.
Дружба – солнце на рассвете,
Для души весёлый пир.
Дружба – это только счастье.
Дружба у людей одна.
С дружбой не страшны ненастья.
С дружбой жизнь весной полна.
3. Друг разделит боль и радость.
Друг поддержит и спасёт.
С другом даже злая слабость
В миг растает и уйдёт.
4. Верь, храни, цени же дружбу,
Это высший идеал.
Тебе она сослужит службу.
Ведь дружба – это ценный дар.
IV. Песня «Дружба крепкая не сломается»

Мы сегодня неплохо потрудились. Спасибо за урок.
Отвечают на вопросы.


Продолжают фразу.


Подготовленные ученики читают стихи.

















Все ученики поют песню.


15