Конспект интегрированного занятия в старшей группе детского сада, тема Исскуство


Конспект интегрированного занятия
тема: «Искусство»
Автор занятия: Регер Юлия Сергеевна
Цели:
-Познакомить детей с понятием «искусство», его видами, создателями и значением в жизни людей.-Вспомнить с детьми знакомые литературные произведения.-Совершенствовать навыки рисования, ручного труда, коллективного конструирования.-Развивать слуховое и зрительное восприятие, умение связно выражать свои мысли.Словарь: энциклопедия, искусство.Вызвать у детей интерес, эмоциональный отклик на произведения искусства, желание продолжить знакомство с ним.
Оборудование:
Книга «Энциклопедия дошкольника».Листы бумаги, тонированные в коричневый цвет, восковые мелки черного цвета.Репродукции картин, картинки с изображением наскальных рисунков, скульптуры, знаменитых архитектурных памятников.Музыкальные инструменты.Пустые яйца от «Киндер-сюрпризов», фасоль, наклейки-флексика.Аудиозаписи: Бах «Шутка», Вивальди «Весна», музыка ударных инструментов.Видеозапись: балет П. И. Чайковского «Лебединое озеро».Разнообразный строительный материал.
Ход занятия:
- Сегодня интереснейшая книга «Энциклопедия» раскроет нам еще один свой секрет, расскажет много нового, познакомит с интересным. Вы помните, какую книгу называют «энциклопедия»? Энциклопедия — книга в которой рассказывается обо всем понемногу.Давайте поскорей раскроем нашу «Энциклопедию» и узнаем, о чем же она сегодня нам расскажет.
Здесь написано «Искусство».
- Что такое «искусство»? Это произведения, в которых авторы хотят рассказать о чем-то другим людям. Этими произведениями могут быть картины, песни, кинофильмы, спектакли, книги, танцы и многое другое. Есть разные виды искусства и многие уже знакомы вам.
Живопись и скульптура
- Еще древние люди украшали стены своих жилищ-пещер рисунками, изображая на них людей, животных, события своей жизни.
Рисование «Наскальная живопись»
- Представьте, что вы древние люди. Если вы представляете себя охотниками, то рисуйте фигурку человека с копьем и зверя, на которого вы охотитесь. Если вы рыбаки. То рисуйте фигурку человека, волны и рыбу. А может вы в лесу собираете ягоды, орехи или грибы. Может ваше задание — поддерживать огонь, подкидывая в него дрова. Подумайте и нарисуйте.Художники и скульпторы обладают талантом изображать окружающий мир и свои фантазии.Ведь своих произведениях — картинах и скульптурах, он не только отражают то, что есть в нашей жизни, но и стараются передать свои мысли, чувства, создать нам настроение.
- Скульпторы лепят, вырезают и высекают фигуры людей и животных (статуи), разные предметы и все, что им захочется.
Гимнастика для глаз «Портрет, пейзаж, натюрморт, скульптура»
В углах комнаты под потолком висят репродукции картин в этих жанрах и изображение скульптуры, дети по просьбе воспитателя находят глазами заданные изображения.
Литература
- Что такое литература вам всем хорошо известно. Назовите, известные вам литературные произведения писателей и поэтов.
Дидактическая игра «Ошибка в названии»
«Белоснежка и шесть гномов» – «Белоснежка и семь гномов».«Даша и медведь» – «Маша и медведь».«Волк и семеро ягнят» – «Волк и семеро козлят».«Утки-лебеди» – «Гуси-лебеди».«По рыбьему велению» – «По щучьему велению».«Царевна-ящерица» – «Царевна-лягушка». 
Дидактическая игра «Подскажи словечко»
Если бы у елочки были ножки,Побежала бы она по ... дорожке.Заплясала бы онаВместе с нами,Застучала бы она ... каблучками.(«Елка» Е. Трутнева) 
Мой веселый, звонкий мяч,Ты куда помчался ... вскачь?Я тебя ладонью хлопал.Ты скакал и звонко ... топал.(«Мяч» С. Маршак) 
Маша варежку надела.- Ой, куда я пальчик ... дела?Нету пальчика, пропал,В свой домишко не ... попал!(«Где мой пальчик» Н. Саконская)
Вдруг откуда-то летитМаленький ... Комарик.И в руке его горитМаленький ... фонарик.(«Муха-Цокотуха» К. И. Чуковский) 
Дидактическая игра «К какому рассказу иллюстрация»
«Лев и собачка» Л. Толстой.«Кто сказал «мяу»? В. Сутеев.«Цветик-семицветик» В Катаев.«Как муравьишка домой спешил» В. Бианки.«Сова» В. Бианки.
Музыка 
- С самого детства человек слышит музыку: мама поет колыбельные песни, из телевизора звучит музыка, в детском саду мы поем и танцуем под музыку, на праздниках всегда звучит музыка.
- Сочиняют музыку композиторы, а исполняют музыку — музыканты. А на чем музыканты исполняют музыку, на чем играют? На музыкальных инструментах. Какие вы знаете музыкальные инструменты.
- Музыкальные инструменты бывают ударные, струнные и духовые. Как вы думаете, какие инструменты называют ударными? Ударные — это такие инструменты, которые звучат от удара по ним. Какие инструменты можно отнести к ударным? Барабан, бубен, тарелки, погремушки, маракасы, кастанеты. Послушайте, как звучит музыка, исполняемая на ударных музыкальных инструментах. (Слушание)
Ручной труд «Погремушка»
Дети наполняют яйца от «Киндер-сюрприза» фасолью, закрывают и сверху украшают наклейками-флексикой. Затем дети слушают музыку. Исполняемую на ударных инструментах и подыгрывают своими погремушками.
- Как вы думаете, какие инструменты называют струнными? Струнными называют те инструменты, в которых звук извлекается от прикосновения к струне. Какие инструменты можно отнести к струнным? Скрипка, гитара, гусли, балалайка. Послушайте, как звучит музыка, исполняемая на струнных музыкальных инструментах. (Вивальди «Весна»)
Упражнение «Как звучит струна?»
- Попробуйте слегка задеть струну на струнном музыкальном инструменте, а теперь с силой. Изменился ли звук? Попробуйте прижать одним пальцем струну. А другим пальцем тронуть струну пониже.
- А какие инструменты называют духовыми? Духовыми называют инструменты, звуки из которых извлекаются от того, что музыкант дует в них. Какие инструменты можно отнести к духовым? Дудка, флейта, труба, саксофон.Послушайте, как звучит музыка. Исполняемая на духовых музыкальных инструментах. (Бах «Шутка»)
Дыхательное упражнение «Игра на дудке»
Дети складывают руки трубочкой и делают один длинный выдох, несколько коротких выдохов, чередуют короткие и длинные выдохи.
- Музыку может исполнять как один музыкант, так и несколько. А оркестр состоит из большого числа музыкантов, которые играют на разных музыкальных инструментах, а руководит музыкантами дирижер.
Танец
- Бывают танцы, которые исполнят один танцор. Бывают танцы групповые. Как вы думаете, сколько танцоров исполняют групповой танец? Много танцоров, целая группа. А сколько танцоров танцуют парный танец? Два танцора, потому что пара — это два.
- Танцы бывают быстрые и медленные. У каждого народа есть свои любимые танцы. У русских это — «Барыня», у украинцев — гопак, а у татар — хайтарма.
- Балет — это не просто танец, а целый спектакль, в котором музыка и танец рассказывают целую историю. (Просмотр отрывка из балета «Лебединое озеро» П. И. Чайковского).
Театр и кино
- Мы с вами бывали на представлениях кукольного театра, а кино каждый из вас смотрел дома или в кинотеатре.В театре действие происходит на сцене, а в кино — на экране.Но как же появляется кинофильм или спектакль? Режиссер выбирает сценарий и подбирает актеров, которые будут учить и исполняют роли. Множество людей трудится, чтобы получилось хорошо и интересно для зрителей. Продюсер находит деньги, художники рисуют декорации, костюмеры шьют актерам костюмы, осветители освещают сцену или съемочную площадку, гримеры наносят грим актерам — и они становятся «Бабой-Ягой» или «Буратино».
- Назовите, какие фильмы из тех, что вы смотрели, вам особенно нравятся?
Архитектура
- Архитекторы стараются придумать такие дома, в которых людям было бы не только удобно жить, но и приятно оттого, что их дома красивые. Посмотрите, какие разные дома придумали архитекторы разных стран. (Показ картинок).
Итог занятия:
- О каких видах искусства мы сегодня говорили? Понравилось ли вам слушать музыку, рассматривать картины? А для чего нужно искусство? Люди получают удовольствие от встречи с произведениями искусства, переживают, узнают новое.
Коллективное конструирование из строительного материала
- Выходите на ковер, выбирайте себе строительный материал и постройте целый город.