Звонкий согласный звук Б (Б), буква Б, б. 1. Артикуляционная гимнастика. Отработка основных движе¬ний и положений губ, языка.


Тема. Звонкий согласный звук Б (Б'), буква Б, б. 1. Артикуляционная гимнастика. Отработка основных движений и положений губ, языка.
Комплекс основных упражнений:
Удерживание губ в улыбке, передние верхние и нижниезубы обнажены.
Вытягивание губ вперед трубочкой.
Чередование положений губ: в улыбке — трубочкой.
Спокойное открывание и закрывание рта (губы в положении улыбки).
Язык широкий. Язык узкий.
Чередование состояний языка: широкий — узкий.
Подъем языка за верхние зубы.
Чередование движений языка вверх-вниз.
Движения языка в стороны («Часики»).
10.Круговые движения языка.
Такую гимнастику можно включать в каждое занятие.
Характеристика звука. Звук Б — согласный, звонкий.Произносится кратко, губы быстро раскрываются — как маленький взрыв. (При анализе звука лучше подбирать такие слова,где этот звук находится в ударном слоге.)
Место звука в словах в двух позициях.
— В начале слова: бабушка, бант, брат, бочка, бусы, банка. В середине слова: зяблик, барабан, труба, губы, суббота, собака.
•Слова с Б на конце не рассматриваются, так как в этойпозиции звук оглушается.
Рекомендации. Эту часть занятия можно провести в игровой форме с сюрпризным моментом, красочными картинками, «волшебным мешочком», шкатулкой и т.д.
Определение на слух звука Б (В').
—Какой звук произносится чаще других в этом стихотворении:
Бахвалился как-то бодливый баран:
— Безумною храбростью я обуян. —
Быка бы я встретил, побил бы быка,
Быку беспощадно намял бы бока.
Бродягу-волчище бы я забодал,
Барбоса боднул бы,
Бобру бы поддал.
А с барсом бы встретился — что ж из того? —
Бесстрашно бы бросился и на него!
Но тут прошуршал над бараном листок,
И бросился в страхе храбрец наутек!
В.Лунин•Дети называют запомнившиеся слова, приводят свои примеры, называют имена и фамилии детей группы, в которыхесть этот звук.
—Как мы произносим этот звук? Что происходит с губами?
•Они сначала плотно закрыты, а потом быстро раскрываются. Дети сами делают вывод, что Б -— звонкий согласный.Сравнивают его со звуком П.
4.Анализ буквы В, которая обозначает звук Б (Б').
Буква Б — с большим брюшком, В кепке с длинным козырьком.
•Показ заглавной и строчной (маленькой) буквы. Сравнениеих начертания. Что общего? Чем отличаются? Выявляетсясходство с буквой В. Затем буква «прописывается» в воздухе.
5.Чтение слогов по магнитной азбуке с договариванием доцелого слова.
ВО... БОря, БОты ВА... БАбушка, соБАка БУ... БУсы, БУлочка, БУблик6. Чтение слоговой таблицы и слов. (Темп задает воспитатель.)
СО БО РО
РА БА НЫ
ТЫ ЗУ КА
БЫ ЛИ БИ
СОБАКА
СОРОКА
БАРАНЫ
БАРАБАНЫ
СОТЫ
БОТЫ
ЗУБЫ
БЫЛИ
БИЛИ1БОБЫ
СОБАКА
СОРОКА
БАРАНЫ
БАРАБАНЫ
СОТЫ


•Проводится словарная работа со словами соты, боты. С не¬
которыми словами составляются небольшие предложения.
Физкультминутка
На горе растут грибы.
Руки вверх, хлопок над головой.
Под горой растут грибы.
Руки через стороны вниз, присесть, хлопок.
7. Индивидуальная работа по разрезным азбукам. Составить из букв слова:
БАЛКА БУЛКА — Чем отличаются эти слова?
•У них разный смысл, разные буквы —- А и У.
—- Что в них общего?
•В обоих два слога, пять букв, из них четыре одинаковые.
Из букв составить отгадку на загадку:
По горам, по долам Ходят шуба да кафтан.
(Баран)
Показ иллюстрации.
— Чем отличается баран от овцы?
Из слогов составить отгадку на загадку:
Какого деревянного челсТвечка вы знаете?
(Буратино)
8. Игра с заданием «Составим слово».
Загадка
Деревянные подружки Пляшут на его макушке, Бьют его, а он гремит — В ногу всем шагать велит.
(Барабан)
Показать барабан. Побарабанить.
Детям раздаются буквы слова барабан. Дети приглашаются к фланелеграфу по порядковым-номерам звуков: «Пойдет первый звук (буква), второй...»
Составляем предложение-с к о р о г о вчгр к у: Боря бил в барабан.
Любая подвижная игра.
10. Итоги занятия.
Тема. Закрепление звука Б (Б'), буквы Б. Сопоставление звуков Б и П.
1.Артикуляционная разминка.Скороговорка. Купила бабуся бусы Марусе.Пословицы. Близок локоть, да не укусишь. (Казалосьбы, и легко что-то сделать, да нет возможности.)
Быть бычку на веревочке. (Придется расплачиваться за свои поступки, не избежать неприятностей.)
2.Анализ звуков Б, П и букв, обозначающих эти звуки.
—Что общего между звуками Б и П?
•При произношении губы резко размыкаются, и звуки произносятся коротко, т.е. их нельзя тянуть.
—Чем эти звуки отличаются?
•Звук Б произносится звонко, звук П — глухо, он более тихий.
3.Анализ букв Б и П:
Дети вспоминают стихи, рифмованные фразы о буквах:
Букву П в спортивном'зале Перекладиной назвали. Ну-ка, милый, не ленись, Подойди-ка, подтянись.
И т. д. (см. конспект 37).
4. Коллективное составление слова БОРОВИК. Работа над словом и предложением.
Загадка
И под старою сосною, Где склонился пень-старик, Окружен своей семьею, Первый найден...
(Боровик)
• Показать иллюстрацию, муляж и т.д.
4.1.Детям раздаются буквы, и они сами составляют слово нафланелеграфе.
Дети определяют количество слогов и ударный слог;находят «спрятавшееся» в слове боровик слово бор.
Дети составляют предложения с этим словом; рассказывают все, что они знают об этом грибе. Воспитатель дополняетих ответы.
5.Чтение слогов. (Проследить, чтобы слоги были прочитаныи произнесены слитно, четко, в темпе, заданном воспитателем.Затем каждый из них договариваем до целого слова.)БА ВО БУ ПА ПО ПУ— Что в словах общего? Чем они отличаются? балка, бочка палка, почка бил, пил и др.
6.Чтение слоговой таблицы.

—Что общего у всех этих слов?
•У них по два слога, а последний слог один и тот же.
—Чем слова отличаются?
•У слов разное значение.
Физкультминутка
Мой Борис такой лентяй,
Развести руки.
Только отдых подавай!
Присесть, руки под подбородок.
7. Индивидуальная работа по разрезным азбукам. Составить отгадки на загадки:
—из слогов:
Не проедешь, не пройдешь, Обойдешь сторонкой. И водицы не попьешь С синеватой пленкой. Между кочек и зыбей, Моха и гнилушек — Государство журавлей, Уток и лягушек.
(Болото)
—из букв:
Маленькое, сдобное Колесо съедобное. Я одна тебя не съем, Разделю ребятам всем.
(Бублик)
—Какое слово «спряталось» в слове болото?
•ЛОТО. Дети убирают слог БО.
Сели на странички Тридцать три сестрички. Сели рядом — не молчат, Нам загадки говорят.
(Буквы)
Черные птички На каждой страничке. Молчат, ожидают, Кто их прочитает.
(Буквы)
8. Игра «Подарки».
Содержание. Сюрпризный момент: вносится любая игрушка — кукла, мишка, зайчик и т. д.
— Кукла Мальвина приготовила вам подарки. Тебе — лыжи, тебе — сани. И т. д.
Каждый ребенок получает индивидуальное задание.—- составить название своего цодарка.
РИС КОШКА
РЫБА ШАПКА БАНАНЫ
СЫР
МЫШКА
МЫЛО
САЛО
ШУБКА
ЛИМОНЫ
9. Игра «Кто быстрей найдет свою команду».
Содержание. Каждый ребенок получает предметную картинку. Картинки двух типов: на одних изображены предметы, в названиях которых есть звук П (1-я команда), на других — звук Б (2-я команда). Например:
ПОПУГАЙ
ПЕТУХ
ПАВЛИН
БАРАН
БЕЛКА
БАРСУК и т. д.
По звуковому сигналу воспитателя дети должны занять места, отведенные для каждой команды (в противоположных концах комнаты), соответственно полученным картинкам, то есть найти свою команду.
Выигрывает та команда, которая справится с заданием более четко.
• При раздаче карточек воспитатель обязательно учитывает уровень знаний детей, быстроту реакции каждого.
10. Итоги занятия.
Тема. Звук Г (Г), буква Г.
1.Характеристика звука.
Звук Г образуется в глубине рта. Его можно произносить громче, тише, но нельзя тянуть. (Сравнить звуки Г и К.) Значит, это согласный.
•Воспитатель тихо произносит звук К, затем громко звук Г.
—Когда я говорю К, голос молчит, стенки «домика» не дрожат;когда я говорю Г, голос так громко звучит, что даже стенки«домика» дрожат. Давайте проверим, как звонко звучит наш голос.
•Дети прикладывают тыльную сторону ладони к своей шееспереди, произносят то звук К» то звук Г. (При произношенииГ ребенок ощущает вибрацию голосовых связок.)
—Как гогочут гуси?
Га-га-га; Гы-гы-гы.А гусята?
Ги-ги-ги; Ге-ге-ге.
•Воспитатель следит» чтобы губы у детей растягивались вулыбке, — это способствует продвижению языка вперед.
2.Слова со звуком Г (Г') в двух позициях.
В начале слова: гуси, голубь, галка, гром, гири, Гена, гитара. В середине слова: вагон, иголка, попугай, бегемот, сапоги, ноги и т. д.Со звуком Г на конце слова можно взять слово «дог» (порода собак), где этот звук произносится звонко; в остальных словах звук Г оглушается и произносится как К или X.
Для закрепления умения определять место звука в словах воспитатель читает детям потешку, слегка выделяя голосом звук Г. Хорошо это сделать в игровой форме, использовав куклу би-ба-бо:
Горкой, горкой, горочкой
Шел маленький Бгорочка.
Протоптал Егорочка
•Дети запоминают слова с данным звуком. Ответы поощряются.
3.Анализ буквы Г. Звук Г обозначается буквой Г.
И подобно кочерге Горбит спину буква Г.
•Если есть возможность, показать кочергу; объяснить ее назначение.
Букву на плече носил, На лугу траву косил.
•Показать иллюстрацию к сказке «Лиса, заяц и петух», т. е.петушка с косой на плече.
— Как вы думаете, в каких буквах «спряталась» буква Г?
•В буквах П и Б. Воспитатель показывает элементы буквы Г,дети «прописывают» в воздухе букву.
4.Игра «Угадай слово по начальному слогу». Дети читаютпрямые и обратные слоги, а затем договаривают до целого слова.С одним из слов составляют простые предложения.
ГУ...си УГ...лы Г0...луби ОГ...ни ГАЛ...киГОРЫ—РЫБА—БАНИ-
—НИНА—НАСОС—
—СОСКА—КАША
5.Чтение слоговой таблицы, построенной по принципу цепочки так, что последний слог предыдущего слова является началомследующего.
ГО БА ШАРА РЫ КА
НИ НА сое
Физкультминутка
И. п. — основная стойка.
На счет «раз» — руки в стороны — вверх,
потянуться (вдох);
на счет «два — пять» —
вернуться в исходное положение (длительный выдох) — три-четыре раза.
Тропочку до горочки.