Развернутый план урока на тему Броуновское движение. Силы взаимодействия молекул (опытное подтверждение основных положений МКТ). Агрегатное состояние вещества.


Тема урока.
Броуновское движение. Силы взаимодействия молекул (опытное подтверждение основных положений МКТ). Агрегатное состояние вещества.
Цели урока:
Образовательные:
углубить знания о молекулярном строении вещества, рассмотреть причины броуновского движения, познакомить с молекулярными силами взаимодействия и их природой, установить характер зависимости сил притяжения и отталкивания от расстояния между молекулами;
формировать у обучающихся умение осуществлять самоконтроль с помощью конкретных вопросов.
Развивающие:
совершенствовать навыки индивидуальной и групповой работы;
активизировать мышление школьников, умение самостоятельно формулировать выводы, развивать речь;
Воспитательные:
развить чувства взаимопонимания и взаимопомощи в процессе изучения предмета;
развивать мотивацию изучения физики, используя разнообразные приёмы деятельности, сообщая интересные сведения;
подтвердить факт необходимости знания МКТ для решения технических задач.
Оборудование: ПК, мультимедийный проектор, медный купорос, 4 стакана (2 из них с горячей водой).
Ход урока.
Организационный момент.
Мир удивителен и многообразен. Еще с древних времен люди пытались представить его в воображении, на основании фактов, полученных в результате наблюдений или опытов. Сегодня мы с вами вслед за учеными сделаем попытку заглянуть в него.
Проверка домашнего задания (фронтальный опрос).
Сформулировать основные положения МКТ.
Что называют относительной молекулярной массой (формула, определения)?
Определить молярную массу углекислого газа СО2?
Что такое молекула?
Что такое атом?
Какова порядковая величина диаметра и массы молекул?
Что называют количеством вещества (формула, единица)?
Дать определение единицы количества вещества.
Как определить число молекул в произвольной массе вещества?
Изучение нового материала.
Броуновское движение– непрерывное хаотичное движение частиц, помещенных в жидкость или газ.
Особенности броуновского движения.
1) броуновские частицы совершают непрерывное хаотическое движение,
2) траектория движения броуновской частицы очень сложная, не зависит от природы вещества частиц и внешних условий.
3) особенно странная и непривычная черта явления - броуновское движение
никогда не останавливается, его можно наблюдать днями, месяцами, годами…
Явление диффузии.
Явление самопроизвольного проникновения частиц одного вещества в другое вещество принято называть диффузией. При этом вещества перемешиваются.
Почему же газы или жидкости перемешиваются, хотя их никто специально не перемешивает?
Роль диффузии в природе
Роль диффузии в технике
Роль диффузии в быту
Выводы
Диффузия играет очень большую роль в жизни человека, без этого явления жизнь на Земле была бы не возможна. Человек использует это явления для своего блага
3) Закрепление материала.
Физический диктант
Предлагается ряд утверждений, ученики записывают под соответствующим номером «да», если считают утверждение верным, или «нет», если считают его неверным:
вариант
1. Вещество состоит из мельчайших частиц, едва различимых невооруженным глазом (нет).
Объем газа при нагревании увеличивается, так как каждая молекула становится больше по размеру (нет).
Пленка масла, растекаясь по поверхности воды, может занять любую площадь (нет).
Молекулы воды точно такие же, как и молекулы льда (да).
Атомы состоят из молекул (нет).
вариант
Объем тела при нагревании уменьшается (нет).
Объем жидкости при охлаждении уменьшается, так как промежутки между молекулами становятся меньше (да).
При сжатии газа уменьшается размер молекул (нет).
Молекулы водяного пара отличаются от молекул воды (нет).
Газом из двухлитрового сосуда можно заполнить четырехлитровый сосуд (да).
4) Рефлексия
- Почему запах духов распространяется по комнате?
- Что называется диффузией?
- Какую положительную и отрицательную роль играет диффузия?
- Какие выводы вытекают из явления диффузии?
- Почему зимой, когда замерзают воды рек и озер, рыбы, обитающие в них, больше нуждаются в кислороде, чем летом?
- Какие тепловые явления вы знаете? Что такое температура?
- Связана ли диффузия с температурой тела? Почему?
Итог урока
Процессы диффузии имеют очень большое значение в природе. Дыхание животных и растений, проникновение кислорода из крови в ткани — все это диффузия.
Можно сделать вывод: чем горячее тело, тем больше скорость молекул; чем холоднее тело, тем меньше скорость молекул.
6) Домашнее задание
§9, §10 ; вопросы к параграфам.