Разработка открытого урока биологии 8 класс тема: Строение и функции нервной системы.


Открытый урок биологии в 8 классе Атбасарский р-н
Мариновская СШ
Учитель: Шаповалова Т.И.
Тақырып/Тема урока: Строение и функции нервной системы
Мақсат/Цели урока: 1. Способствовать пониманию знаний о строении и функциях нервной системы, нервных клеток.
2.Развивающая: продолжить обучение умениям находить сведения в тексте учебника, раскрывать причинно-следственные связи.
3.Воспитательная: стимулировать развитие познавательного интереса, продолжить работу по развитию интеллектуальных умений.
Әдіс тәсілдер/Метод урока: работа в интерактивных группах, в парах, индивидуально, тестирование.
Оборудование: Мультмедийная презентация, таблица:Строение нервной системы, ватман, ручки, карандаши, фломастеры.
Сабақ барысы/План урока
I.Вводная часть.II.Повторение. Тестирование.Тест по теме: «Эндокринная система». Тест прилагается.
III. Изучение нового материала. Вступительное слово учителя.
Существование организма в сложном, постоянно изменяющемся мире невозможно без регуляции и координации его деятельности. Представьте, если бы в нашем организме сокращение и расслабление мышц осуществлялось произвольно, а изменение частоты дыхания и ритма сокращений сердца не было связано с процессами, происходящими в других органах, наша гибель была бы неизбежной. Поэтому трудно переоценить
значение нервной системы, которая контролирует функции всех органов нашего организма.
Итак, тема нашего урока «Строение и функции нервной системы» (дети записывают в тетрадях тему урока)
- Какую роль нервная система играет в организме?
Нервная система – анализирует раздражения, поступающие извне и изнутри организма, и организует соответствующие реакции, приспосабливающие организм к меняющимся условиям жизни. Далее самостоятельно в группах изучаем тему урока.
IV. Класс перед уроком делится на 5 групп по 4-5 человек. Каждая группа работает над своим вопросом.( Время подготовки 10 мин, выступления 5 мин.)
1. Функции нервной системы.(1 группа)
Согласование работы всех органов и систем организма
Поддержание относительного постоянства внутренней среды организма
Ориентация организма во внешней среде
Служит основой психической деятельности: речь, память, мысли, чувства
2. Строение нервных клеток (2 группа).
- Как называются клеточные элементы нервной системы? Какие функции они выполняют?
Нейрон – это основная структурная и функциональная единица нервной системы. Основные функции восприятие, передача и хранение информации.
Нейроглии – вспомогательные клетки, располагаются между нейронами и составляют межклеточное вещество нервной ткани. Выполняют опорную, защитную и питательную функции.
- Вспомним строение нейрона (к доске ученик)
В нем различают тело – сома, от которого отходят отростки. Один длинный, мало ветвящийся отросток – аксон и много коротких сильно ветвящихся отростков – дендритов. К ним подходят окончания (конечные участки дендритов и аксонов) других нервных клеток. Они подобно антеннам принимают сигналы от аксонов других клеток и передают их соме.
– Что означает слово «дендрит», что общего с деревом?
Название «дендрит» происходит от латинского «дендрон» - дерево. С деревьями дендрит роднит их ветвление, создающее большую поверхность. Это обеспечивает возможность контакта с большим количеством нейронов.
(Дендриты способны принимать до 10.000 сигналов от других нервных клеток).
По аксону сигналы идут от нейрона к другим нейронам или органам. Они пронизывают организм, и обеспечивают связь головного и спинного мозга с любым участком тела.
Скопление тел нейронов и дендритов образуют серое вещество в ЦНС.
Скопление аксонов – белое вещество.
Электрический сигнал, передающийся по нервным клеткам, называется нервным импульсом. Электрический сигнал, возникающий в нейроне, бежит от концов дендритов к телу клетки, затем пробегает по всей длине аксона к его окончанию (рецептор). Окончания аксонов подходят к другим нервным клеткам, и образует специализированные контакты – синапсы, которые передают нервные импульсы от одной нервной клетки к другой с помощью специальных химических веществ – медиаторов. Молекулы медиатора, запасенные в пузырьках аксонного окончания, выделяются в щель под действием приходящих нервных импульсов.
3. Функции нейронов(3 группа)
Нейроны по выполняемым ими функциям разделяют на чувствительные нейроны, вставочные и двигательные.
Чувствительные нейроны проводят импульс от рецепторов – нервных окончаний в ЦНС
Двигательные проводят импульс из ЦНС к органу
Вставочные соединяют между собой чувствительные и двигательные пути
Между чувствительным и двигательным нейроном может быть очень большое количество вставочных нейронов. Они собирают, анализируют информацию, полученную от чувствительных нейронов, и принимают решение о том, каким образом отреагировать на изменившиеся условия.
4. Строение нервной системы(4 группа)
Центральная нервная система(ЦНС) Периферическая нервная система
Головной и спинной мозг нервы, НЕРВНЫЕ УЗЛЫ, рецепторы.
Нервы – пучки длинных отростков, выходящие за пределы головного и спинного мозга.
Нервные узлы – это скопления тел нейронов вне ЦНС, ГАНГЛИИ.
Нервные окончания – разветвления отростков нейронов, служат для приема или передачи сигналов, РЕЦЕПТОРЫ.
По функциям нервная система подразделяется на соматическую и вегетативную (автономную).
Соматическая нервная система (от греческого «сома» - тело) регулирует работу скелетных мышц. Благодаря ей организм через органы чувств поддерживает связь с внешней средой. Путем сокращения скелетных мышц выполняются, прежде всего защитные движения. Функции соматической нервно системы подконтрольны нашему сознанию. О ВЕГЕТАТИВНОЙ НЕРВНОЙ СИСТЕМЕ МЫ более подробно ПОГОВОРИМ НА ДРУГОМ УРОКЕ.
5. Рефлексы(5 группа)
Деятельность нервной системы человека достигла большого совершенства и сложности. В основе ее лежит рефлекс.
- Что такое рефлекс? Какие рефлексы вы знаете?
Рефлекс (от лат. «рефлексус» - отражение) – ответная реакция организма на раздражитель, поступающей из внешней и внутренней среды, осуществляемая и контролируемая центральной нервной системой.
Основу рефлекторной реакции составляет рефлекторная дуга, которая состоит из чувствительного, одного или нескольких вставочных и двигательного нейронов.
Рефлекторная дуга – путь, по которому проводятся нервные импульсы при осуществлении рефлекса. Включает:
Рецептор – воспринимает раздражение и преобразует его в нервный импульс
Чувствительный нейрон – передает нервный импульс в ЦНС
Вставочный нейрон – обработка полученной информации, передача информации двигательному нейрону
Двигательный нейрон – несет сигнал к рабочему органу который реагирует на полученное раздражение.
V. Выступления групп с сообщениями по плакатам, рисункам, схемам. Каждый участник группы должен участвовать в обсуждении своего вопроса.
VI. Лабораторная работа.№2: Изучение коленного рефлекса. Работа в парах.
3 мин.Закрепление:
Нервная система анализирует раздражения, которые поступают из внутренней и внешней среды организма, и организует соответствующие реакции, приспосабливающие организм к меняющимся условиям жизни
Основные клеточные элементы нервной системы называются нейронами
Работу мышц регулирует соматическая, а деятельность внутренних органов управляет вегетативная нервная система
Основной принцип работы нервной системы – рефлекторный. Любая ответная реакция организма на раздражитель, осуществляемая и контролируемая нервной системой, называется рефлексом. Основу рефлекторной реакции составляет рефлекторная дуга.
VII.Обобщение.VIII.Итог урока.
IX. Дом. задание:&12, упр.1-10 проработать устно. рис. дома закончить.
Рефлексия. Что я знал о нервной системе?
Что я хочу узнать?
Что я узнал?