Сценарий внеклассного мероприятия по биологии для обучающихся 8-х классов Брейн-ринг по анатомии.


Брейн – ринг (Анатомия. 8 класс)
Вопрос № 1.
Был проделан следующий опыт: взяли два куска накрахмаленных бинта. На первом бинте ватным тампоном, смоченным слюной, написали букву А. На втором бинте ватным тампоном, смоченным водой, написали букву Б. Оба бинта выдержали в тепле около 1 минуты и затем опустили в блюдце с йодной водой. На синем фоне первого бинта появилась белая буква А. Второй бинт был однотонно синим. Вопрос: почему на первом накрахмаленном бинте появилась белая буква, а на втором бинте нет?(В слюне содержится фермент птиалин, который расщепил крахмал. В местах, куда попала слюна, крахмала не осталось, поэтому эти места не посинели, и проявилась написанная слюной буква А. В воде фермента нет, поэтому крахмал оказался на всей поверхности бинта.)Вопрос № 2. Кожное сало делает кожу эластичной и защищает её от проникновения воды и других жидкостей.
Вопрос: почему сало, вырабатываемое железами кожи время от времени надо удалять?(Удаляется сало с приставшей к коже грязью, так как грязь закупоривает кожные поры, вследствие чего продукты сальных и потовых желёз начинают гнить. Это меняет кислотно-щелочное равновесие, которое смещается в щелочную сторону, что содействует развитию гнилостных микробов.)Вопрос № 3. Почему не ощущается шляпа, надетая на голову?(Она неподвижно фиксирует волосы. Раздражение рецептора происходит только при изменении положения волоса, которое вызывает деформацию нервных окончаний, оплетающих его корень.)Вопрос № 4.Сделайте 4-5 раз подряд глотательные движения. Когда в ротовой полости не остается слюны, воспроизвести рефлекс невозможно. Вывод: для воспроизведения глотательного рефлекса необходим раздражитель.Вопрос: вегетативные рефлексы не произвольны, а мы можем глотать по своему желанию. Не противоречит ли вывод фактам?(Противоречия нет. Благодаря произвольным сокращениям поперечно- полосатых мышц пища продвигается лишь до корня языка. Сам же рефлекс возникает непроизвольно под влиянием раздражения рецепторов глотательного рефлекса.) Вопрос № 5.
Почему люди в состоянии сильного опьянения, сделав шаг, не могут остановиться и продолжают двигаться по инерции?( Выведенные из нормального состояния в результате алкогольного наркоза центры мозжечка не обеспечивают торможение движений, возникающих в силу инерции.)
Вопрос № 6.Если прикрепить полоску пластыря кольцом вокруг пальца и не снимать его в течение двух дней, то участок кожи, находившийся под пластырем, окажется светлее. Объясните, почему?(В коже синтезируется пигмент меланин, придающий окраску коже. При отсутствии света меланин исчезает, из-за чего кожа светлеет. И, наоборот, под воздействием света меланина синтезируется много и кожа темнеет.)Вопрос № 7. Проведём опыт. Встаньте в позу Ромберга: одну ногу поставьте перед другой, так чтобы носок ноги, стоящей сзади, прикасался к пятке передней ноги. Обе ступни расположите на одной линии. Руки, сомкнутые в замок, прижмите к груди, глаза закройте. Застыньте в данной неудобной позе.Вопрос: какие отделы головного мозга отвечают за сохранение данной позы?(Все рефлексы, направленные на сохранение позы, называются позными. Они являются безусловными и обеспечиваются средним мозгом и мозжечком.)Вопрос № 8.
Витамин Д или кальциферол участвует в обмене кальция и фосфора в организме. Укажите другое название данного витамина и почему его так называют?(Антирахитический витамин)
Вопрос № 9.Во время экспедиции Васко да Гамы в поисках морского пути в Индию в 1495 году из 160 участников от цинги погибло более 100 человек. Укажите причину данной болезни и её симптомы.(Отсутствие витамина С в пище. Симптомы: недомогание и угнетённость, кровоточивость дёсен, кровоподтеки на теле, язвы на коже и дёснах, выпадение зубов, хрупкость костей, боли в суставах.)Вопрос № 10.В желудочном соке в незначительном количестве присутствует фермент липаза. Почему он действует почти исключительно на жиры молока? И почему основная часть жиров начинают перевариваться только в кишечнике?
Вопрос № 11.Бактериальная флора кишечника при неумеренном и бесконтрольном приеме антибиотиков и других сильнодействующих лекарств может быть нарушена. К каким последствиям это может привести? Объясните свой ответ?
Используемая литература:
Дженис Ван Клив. 200 экспериментов М.,1995
Бинас А.В., Маш Р.Д., и др.  Биологический эксперимент в школе М.,1990
Дмитрева Т.А., Суматохин С.В., Гуленков С.И., Медведева А.А.   Биология 8-11,  М., 2002