Открытый урок по химии Место встречи изменить нельзя


Отдел образования администрации города Енакиево
Методический кабинет
Коммунальное учреждение
«Общеобразовательная школа I-III ступеней №25 г. Енакиево»
Открытый урок – шоу «Место встречи» на тему:
«Жидкое и твёрдое состояние вещества»
11 класс
Подготовила:
учитель КУ «ОШ І-ІІІ
ступеней № 25 г. Енакиево»
Новицкая Л.Г.
Енакиево 2016
Тема: Жидкое и твёрдое состояние вещества
Цель: Обобщить основные теоретические знания об агрегатном состоянии веществ, о влиянии агрегатного состояния веществ на их свойства их использование, их нахождение в природе и роль в жизни человека, классификацию дисперсных систем, развивать компетентность саморазвития и самообразования, продуктивной творческой деятельности, коммуникативной компетентности: умение анализировать, устанавливать причинно-следственные связи, делать выводы, воспитывать активную жизненную позицию. Оборудование: Периодическая система химических элементов Д.И. Менделеева, колба с накипью, уксусная кислота, лимонная кислота, приборы на жидких кристаллах, образцы различных дисперсных систем: эмульсии, суспензий, аэрозолей, гелей и золей.
Тип урока: Формирование умений и навыков.
Формат работы: Мини-презентации, дискуссия, фронтальная беседа, демонстрационный эксперимент.
План-схема урока
Организационный этап-1 мин.
Мотивация учебной деятельности-6 мин.
Актуализация и коррекция опорных знаний-14 мин.
Демонстрационный эксперимент-3 мин.
Обобщение и систематизация знаний-4 мин.
Подведение итогов урока-2 мин.
Домашнее задание-2 мин.
Этапы урока Методы и приемы реализации
1. Организационный этап 2. Мотивация учебной деятельности Вступительное слово учителя о начале работы шоу «Время покажет» с элементами беседы, определение целей и задач.
3. Актуализация опорных знаний Вводное слово ведущего.
Мини-презентация уч-ся: 1)О жидком и твердом состоянии веществ на примере воды.2)Жесткости воды и её устранении. 3)Минеральные воды и их использование. 4) Жидкие кристаллы и их применение. 5) Твердое состояние вещества. Аморфные твердые вещества в природе и в жизни человека. 6) Дисперсные системы их классификация в зависимости от агрегатного состояния дисперсной среды и дисперсной фазы.
4. Выполнение демонстрационных экспериментов Демонстрация опытов с прогнозированием результата.
5. Обобщение и систематизация знаний Беседа, эвристические вопросы, работа с таблицей.
5. Подведение итогов 6. Домашнее задание 1)Выполнить индивидуальное задание 2) Повторить параграфы 10-14 3) Ознакомиться с уроками в контакте.

Ход урока:
I.Организация класса
1. Проверка отсутствующих.
2. Проверка домашнего задания.
II. Мотивация учебной деятельности
Фронтальная беседа:
Учитель:
1.Какие проблемы мы рассматривали на предыдущем уроке?
Моделированный ответ: Мы рассматривали газообразные состояния веществ и условия их определяющие.
2.Какие же условия определяют агрегатные состояния вещества?
Моделированный ответ: Условия, которые определяют агрегатные состояния вещества: температура и давление.
3.Что определят агрегатное состояние вещества при данных условиях? Моделированный ответ: агрегатное состояние вещества при данных условиях определят характер взаимодействия структурных частиц, из которых состоят вещества.
4.Что позволяет находиться веществам в твердом состоянии?
Моделированный ответ: Находиться веществам в твердом состоянии позволяет наличие в них атомных, молекулярных, ионных, кристаллических решёток, задающих соответствующую плотность вещества.
III Актуализация опорных знаний
Учитель:
Сегодня мы должны оживить в нашей памяти знания о жидких и твердых веществах преимущественно на примере воды и других веществ, их применение в народном хозяйстве. Сегодня у нас нетрадиционный урок, прямой эфир, телепередачи «Время покажет».
Ведущие:
(Представление ведущих)
Начинаем нашу телепередачу «Место встречи», то место где все становится ясным.
Ведущий 1:
Сегодня мы обсуждаем очень важную проблему: - Жидкое и твердое состояние воды.
Ведущий 2 :Как вы думаете , какое значение имеет вода в своем привычном жидком состоянии в быту и на производстве? Моделированные ответы:
Вода является основой живых организмов.
Все процессы в организмах происходят в растворах.
Приготовление пищи, мытьё посуды, поддержание гигиены.
В сельском хозяйстве вода используется для полива.
На производстве большинство процессов происходят в водных растворах.
А вот какое представление об этом у нашего специалиста. (представление Презентация 1).
Ведущий 1:
Продолжаем нашу телепередачу «Место встречи», то место где все становится ясным. В быту существует понятие жесткой и мягкой воды. Как вы думаете, верны ли эти термины и что вы понимаете под этим ? (Моделированный ответ: «Существует понятие, что если вода мягкая, то на стенках посуды при её кипячении образуется мало накипи; в жёсткой воде образуется много накипи и мыло плохо пенится. В котельных воду умягчают, чтобы не вызвать взрывы котлов»).(Варианты ответов из студии)
Как вы думаете, а влияет ли жёсткая вода на вкусовые качества продуктов, приготовленных на её основе? Я предлагаю проконсультироваться у специалистов (представление Презентация 2).
Ведущий 2:
Продолжаем нашу телепередачу «Место встречи», то место где все становится ясным. Хорошо известный факт, что в быту широко используются минеральные воды в столовых и лечебных целях. Так ли это на самом деле? (Варианты ответов из студии). А теперь послушаем компетентное мнение нашего специалиста в этой области (представление Презентация 3).
Ведущий 1
Продолжаем нашу телепередачу «Место встречи» , место где все становится ясным. В современной жизни все большее значение приобретают жидкие кристаллы. Что это такое, каково их применение? Ответ на этот вопрос хорошо знает специалист в этой области (представление Презентация 4).
Ведущий 2
Продолжаем нашу телепередачу «Место встречи», то место где все становится ясным.В каком случае вещества существуют в твёрдом состоянии? (Ответ: в том случае, когда структурные частицы вещества находятся в упорядоченном относительно фиксированном состоянии). Но есть и такие твердые вещества ,у которых нет выраженного кристаллического строения. Какие это вещества? (Ответ: аморфные вещества). Но лучше всех об этом знает наш следующий специалист (представление Презентации 5).
Ведущий 1
Продолжаем нашу телепередачу «Место встречи», где все становится ясным.
Значительно чаще используется не чистая вода ,а дисперсные системы на ее основе. А лучшего всего о классификации дисперсных систем знает….
(представление Презентации 6).
IV Выполнение демонстрационного эксперимента
1.Очистка сосуда от накипи.
2.Демонстрация различных дисперсных систем.
V Обобщение и систематизация знаний
Можно ли сказать , что вода является одним из важнейших веществ в жизни , быту и производственных процессов ? (Ответ: Да, на основании всех приведённых фактов так оно и есть)Можно ли считать , что вода определяет климат на земле ? (Ответ: Да, так как она медленно нагревается и медленно охлаждается. Легко испаряясь и конденсируясь, она участвует в природном круговороте)Значит ли тот факт, что 4/5 суши покрыто водой, что её чрезмерно много и потому и использовать её можно бездумно? (Ответ: Конечно же нет, ведь в основном используется пресная вода, а её несравнимо меньше)
Значит ли, что вода является национальным достоянием? (Ответ: Несомненно, да. В любом государстве вода охраняется законом и очень жаль, что случаи нарушения законом происходят чаще, чем это хочется)ОДА ВОДЕ
Место встречи изменить нельзя,
К нему протоптана стезя.
Проблем, их много, и нужно их решить,
И только правильно, к чему людей смешить.
Задачи требуют немедленных решений,
Но сколько более приятных искушений?
И нужно волю всю собрать в кулак,
Не насмешить и не попасть впросак,
Решений много, истина одна,
Из многих вариаций лишь она.
Критерием ее - есть в опыте признанье.
В чести же будет - вечное исканье .В заглавье темы – вездесущая вода,
Пусть расцветают нивы, города.
Вода – среда и двигатель прогресса,
А человек в нем во главе процесса.
Так многогранен мир в своем движеньи,
В его глубоких водах жизни зарожденье.
Вода, записывая цифрой информацию,
Нам выдает конечную субстанцию.
Нежны с ней будьте , осторожны,
Чтоб путь к отходу был возможный,
Чтоб всплеск её не дыбился цунами,
А только бризом легким говорил бы с нами.
Л. Новицкая
VI Подведение итогов урока
VII Домашнее задание
1.Выполнить индивидуальное задание.
2. Учить параграф 2.
3. Выполнить задания к параграфу 21 № 3-5.
4. Повторить параграфы 29-30.
5. Рассмотреть материалы, выложенные в вконтакте.