Циклограмма планирования организации жизни и воспитания детей средней группы. Тема месяца «Осень чудная пора, в гости к детворе пришла!»


Циклограмма планирования организации жизни и воспитания детей средней группы Детского сада №102 «Русалочка»
Организация утреннего приема, умывания, завтрака.
3 октября 2013год.
Тема месяца «Осень чудная пора, в гости к детворе пришла!» Тема недели: »(Повторение)
Цель недели: Систематизировать знания детей об овощах и фруктах.
Примерный распорядок дня и краткое его содержание Четверг
Коммуникация. Творчество.
«Здравствуйте, дети!»
Беседы.
Труд.
Утрений круг.
Гигиенические процедуры.
Завтрак
Игры.
Прихожу в группу в 6:45 мою руки с мылом, создаю центры активности.
Утренний прием:
Цель: создание доброжелательной атмосферы, условий для разнообразной содержательной деятельности детей.
Приветливо встречаю детей и их родителей «Доброе утро!»
Проходи скорее в группу там игрушки ждут ребят в уголке скучают. Во что ты хочешь поиграть? Вовлечение в спокойные игры: «Мозаика», «конструктор», «рисование»
Цель: игры за столом: Развивать внимание умение доводить игру до конца, убирать на место после игры
Индивидуальная работа: Игра-имитация «Корзина с овощами»
Тема: овощи.
Цель: развивать сообразительность, любознательность, закрепить знания об овощах.
Оборудование:картинки
Приемы руководства:
А теперь давайте ребята мы с вами поговорим об овощах
Хозяйка пришла и все овощи в огороде собрала, домой принесла. Внимательно слушайте о каких овощах я говорю и покажите мне их на картинке.
Про меня рассказ не длинный.
Кто не знает витамины?
Пей всегда морковный сок и грызи морковку,
Будешь ты тогда, дружок,
крепким ,сильным, ловким.
(Морковь)
Я такой хороший, чистый.
Я зелененький мальчишка.
Очень сочный, сладкий я,
Как и вся моя семья.
(горох)
Без салата из редиски
Невозможно обойтись.
Очень вкусная редиска,
Только вымыть не ленись
(Редиска)
Есть загадка для ребят.
Про меня так говорят,
Что я старый дед,
Во сто шуб одет,
Что все плачут от меня,
Что сердитый очень я.
Разговорам вы не верьте,
В пище очень ценен лук,
Луком вылечишь недуг,
И не враг я вам , а друг
(лук)
Игра-имитация «Корзина с овощами»
Возьмите корзины (жест), пойдите на огород и нарвите овощей.( понарошку)
По возвращении спрашиваю: где был? Какие овощи собрал?
Итог: Молодцы! Хорошие огородники!
Трудово поручение: уборка игрушек (как игрушки убежали от Коли?)
Цель: совершенствовать трудовые умения, воспитывать самостоятельность, доводить дело до конца.
Приемы руководства:Коля любил играть в игрушки, но ленился их убирать.
Однажды машина, мяч, мишка и кубики убежали от мальчика.
Ему стало грустно, он заплакал: почему я игрушки не берег, не убирал на место?если они вернуться ко мне , я их буду всегда убирать!- игрушки услышали и вернулись к Коле! Он очень обрадывался и аккуратно стал складывать и кубики, и мишку, машинку и мячик. Вопрос: почему игрушки убежали от Коли? Давайте и мы наведем порядок в игрушках. Расставим игрушки на той полочке, на той и на той.-Молодцы!
_ Что нужно делать,чтобы игрушки не убегали от детей?

Утренний круг:
Гость дня –«Кукла Маша».
Воспитатель. – Здравствуйте дети! Посмотрите кто к нам пришел. Кукла Маша! Она пришла к нам из далеких краев. Давайте с ней поздороваемся: Здравствуйте, а как будет на казахском языке: Сәліметсізбе. Дети а кукла Маша то пришла не просто так она хочет с нами поиграть. А чтобы мы все вместе поиграли все встаем в круг.
Пальчиковая игра «Гусь»
Цель: учить детей соотносить глагол с выразительными движениями пальце, рук
Ход: проводить стоя , держа руки за спиной.
Читаю стихотворение, сопровождаю его игрой пальцев.
Где ладошки? Тут?- дети протягивают руки вперед, ладони вверх.
-Тут!
На ладошке пруд?- протягивают ладошки.
- Пруд
Палец большой- Загибают пальцы в порядке указанном
Это гусь молодой, В стихотворении ( от большого к мизинцу)
Указательный- поймал,
Средний- гуся ощипал.
Этот палец суп варил,
Самый меньший- печь топил.
Полетел гусь в рот, - «полет» движение руками
А оттуда в живот…… -коснуться кистями живота
Вот. –опустить руки вниз, свободно встряхнуть ими

Умывание:
Цель: Привитие культурно - гигиенических навыков.
Задачи: Продолжать воспитывать у детей опрятность, привычку следить за своим внешним видом.
Следить, чтобы не были утрачены навыки самостоятельно умываться, мыть руки с мылом перед едой, по мере загрязнения, после пользования туалетом.
Закреплять умение пользоваться расчёской, носовым платком. Приучать детей при кашле и чихании отворачиваться, прикрывать рот и нос носовым платком
Создание условий: чистое проветренной помещение, на каждой раковине по 2 кусочка мыла, индивидуальное полотенце по числу детей.
Организация детей –около одного умывальника находиться по 2 человека, воспитатель объясняет последовательность умывания, с чего начать , показывает сам.
Индивидуальный подход к медлительным детям и к тем, кто недавно пришёл в группу.
Приемы руководства: делаем установку. Ребята заканчиваем играть убираем все игрушки на место, скоро завтрак пойдем мыть руки. По мере сервировке столов приглашаю девочек, затем мальчиков в умывальную комнату.
- Дети давайте нашей кукле Маше покажем как хорошо мы умеем мыть руки.
Умывание:
Засучить рукава
Намылить руки до образования пены
Набрать в ладоши нужное количество воды
Обмыть руки
Насухо вытереть руки
Пользоваться личным полотенцем
Не стряхивать воду с рук
Тех кто вымыл руки прошу пойти за стол. Приглашаю следующую подгруппу мыть руки.
Применяю художественное слово: Откройся! 
Кран!
Умойся!Нос,
Мойтесь Сразу, Оба Глаза!
 Мойтесь, Уши, Мойся, Шейка! 
Шейка, мойся Хорошенько! Мойся, Мойся, Обливайся! Грязь, Смывайся! Грязь, Смывайся!!! - Молодец кукла Маша что пришла к нам учиться мыть руки.
ПЕРЕД ЕДОЙ МОЙ РУКИ С МЫЛОМ.
Мышка плохо лапки мыла:
Лишь водичкою смочила,
Мылом мылить не старалась -
И на лапках грязь осталась.
Полотенце - в черных пятнах!
Как же это неприятно!
Попадут микробы в рот -
Может заболеть живот.
Так что, дети, постарайтесь,
Чаще с мылом умывайтесь!
Надо теплою водой
Руки мыть перед едой!
Наблюдаю действия детей чтобы все вымыли руки.
Дети идут за стол.
Завтрак:
Цель: Привитие культурно - гигиенических навыков во время приема пищи,
Задачи:
-совершенствовать приобретенные умения: пищу хорошо пережевывать, есть бесшумно, правильно пользоваться столовыми приборами (ложкой,), салфеткой, полоскать рот после еды.
-совершенствовать умение выполнять элементарные правила культурного поведения: не выходить из-за стола, не закончив еду, говорить «спасибо, рахмет». .
Создание условий: Обеспечить правильную сервировку стола, своевременную подачу пищи.
Приемы руководства:
- Садимся все на свои места. Садитесь удобно. А куклу Машу мы посадим вот сюда. Сегодня на завтрак: рисовая молочная каша, хлеб с маслом и чай с сахаром. Приятного аппетита ребята! Наблюдаю действия детей. Побуждаю съедать всю порцию.
А у нас есть ложки
волшебные немножко.
Вот – тарелка, вот –еда,
не осталось и следа.
Кто ест кашу по утрам тот не ходит к докторам. Каша полезная, вкусная, сладкая.
-кто поел не забудьте поблагодарить: «Спасибо, Рахмет» за вкусный завтрак и проходим на коврик. Можете рассмотреть картинки в книжках.
- Кукла Маша скажет нам: До свиданья! Давайте скажем хором на казахском языке Сау бол!
-Рассматривание иллюстраций к сказкам.
Оборудование: Книги: Народные сказки
Воробышки и кошка.
Дети – «воробышки», воспитатель – «кошка». «Воробышки» сидят на «крыше» (на стульчиках или на скамеечке). Дается команда «воробышки полетели». «Воробышки» спрыгивают с «крыши» и начинают «летать», т. е. бегать и махать руками, точно крыльями. Пока дети бегают «кошка» спит. Затем  она внезапно просыпается и мяукает «Мяу, мяу». Это сигнал, что кошка вышла на охоту. «Воробышки» сразу разбегаются по своим местам на «крышу», а «кошка» их ловит и отводит в свой «домик».
 
Согласованно: Воспитатель:_________ Шпекбаева Д.Т
Консультант: ________Литвинова Е.И.
Методист:________ Литвинова Е.И
Это игра поможет познакомиться детям в новой компании.
Описание игрыРебята по кругу по очереди называют имена. Первый называет свое имя, второй-свое имя и имя первого и т.д. После первого круга к своему имени ребята прибавляют кокое-нибудь движение-хлопок в ладоши, прыжок, приседание и т.п. Каждый следующий игрок снова называет имя и прибавляет движение, а потом называет имена и прибавляет движение всех предыдущих. Выигрывают все, потому что они быстро познакомятся с друг другом, а побеждает самый внимательный.
Правила игры
Ребята по кругу по очереди называют имена.
Первый называет свое имя, второй-свое имя и имя первого и т.д. После первого круга к своему имени ребята прибавляют кокое-нибудь движение-хлопок в ладоши, прыжок, приседание и т.п. Каждый следующий игрок снова называет имя и прибавляет движение, а потом называет имена и прибавляет движение всех предыдущих.
Выигрывают все, потому что они быстро познакомятся с друг другом, а побеждает самый внимательный.
Описание игрыЭта игра расчитана на большие количество детей: в ней могут учавствовать от 5 до 20 человек. Вам понадобятся 2 комплекта детских музыкальных инструментов: 2 бубна, 2 маракаса, 2 трещотки, 2 колокольчика, 2 шумовые коробочки.Десяти участникам дают в руки по одному из музыкальных инструментов. Звучит веселая музыка. Дети должны передавать друг другу по кругу эти инструменты, они не должны задерживаться ни у кого в руках.Дети, у которых оказались парные инструменты, остаются для продолжения игры, остальные садятся на места.
Правила игры
Эта игра расчитана на большие количество детей: в ней могут учавствовать от 5 до 20 человек.
Десяти участникам дают в руки по одному из музыкальных инструментов. Звучит веселая музыка.
Дети должны передавать друг другу по кругу эти инструменты, они не должны задерживаться ни у кого в руках.Дети, у которых оказались парные инструменты, остаются для продолжения игры, остальные садятся на места.
Выигрывает последний оставшийся.
Утреннее приветствие «Круг общения» — «Листики»
Круг общения «Листики»
Цель: развитие эмпатических способностей, нормализация эмоциональной сферы, развитие артикуляции, мелкой моторики, зрительно-двигательной координации. Кожной и тактильной чувствительности.
Оборудование: листочки, картинка с изображением ежика и цветов.
1. Приветствие.
Цель: установление контакта, создание положительных эмоций, развитие эмпатии.
Проснулось солнышко и сладко зевнуло,
Солнышко лучик к тебе протянуло,
Солнышко щечку тебе поласкало,
Доброго утра тебе пожелало.
Основная часть:
2. Дети под чтение стихов делают самомассажЕсли дождь стучит по крыше,
Листья падают неслышно,
Птицам улетать пора –
Это осень к нам пришла.
Постукивающие движения подушечками пальцев по лбу, щекам, подбородку.
3. Артикуляционная гимнастика «Ежик и цветы»
Увидел Язычок, что погода хорошая и побежал гулять во двор. Только сошел с крылечка как услышал, что в траве кто-то шуршит. Присмотрелся язычок повнимательнее: из травы иголки торчат. Это был… ежик. Он бегал в траве по кругу: то в одну сторону, то в другую. Давайте покажем, как бегал ежик.
Описание упражнения: совершать круговые движения языком между губами и зубами то в одну, то в другую сторону. Рот при этом закрыт.
Убежал ежик в клумбу с цветами. Цветочки были такие красивые, что Язычку захотелось их понюхать. Понюхал он один цветок и воскликнул: «Ах. Как пахнет! » понюхал другой и опять воскликнул: «Ах. Как пахнет! » (вдох через нос - нюхать цветок, на выдохе произнести «Ах, как пахнет! ») повторить 2-3 раза.
4. Пальчиковая гимнастика
Осень, осень, трем ладошки друг о друга
Приходи! зажимаем кулаки по очереди
Осень, осень, трем ладошки друг о друга
Погляди! ладони на щеки
Листья желтые кружатся, плавное движение ладонями
Тихо на землю ложатся. ладони гладят по коленям
Солнце нас уже не греет, сжимаем и разжимаем кулаки по очереди
Ветер дует все сильнее, синхронно наклоняем руки в разные стороны
К югу полетели птицы, «птица» из двух скрещенных рук
Дождик к нам в окно стучится. барабанить пальцами то по одной, то по другой ладони.
Шапки, куртки надеваем имитируем
И ботинки обуваем топаем ногами
Знаем месяцы: ладони стучат по коленям
Сентябрь, и Октябрь, и Ноябрь. кулак, ребро, ладонь
5. Зрительная гимнастика
«Листочки»
Ах, как листики летят,
Всеми красками горят
Лист кленовый, лист резной,
Разноцветный, расписной.
Шу-шу-шу, шу- шу- шу.
Как я листиком шуршу.
Но подул вдруг ветерок,
Закружился наш листок,
Полетел над головой
Красный, желтый, золотой.
Шу-шу-шу, шу-шу-шу.
Как листиком шуршу.
Под ногами у ребят
Листья весело шуршат,
Будем мы сейчас гулять
И букеты собирать
Шу-шу-шу, шу-шу-шу.
Как я листиком шуршу.
Круговые движения глазами: налево – вверх – направо – вниз – вправо – вверх – влево – вниз.
Посмотреть влево – вправо.
Посмотреть вверх – вниз.
Круговые движения глазами: налево – вверх – направо – вниз – вправо – вверх – влево – вниз.
Посмотреть влево – вправо.
Посмотреть вверх – вниз.
Посмотреть вниз.
Посмотреть вверх.
Посмотреть влево – вправо.
Закрывают глаза, гладят веки указательным пальцем.
Заключительная часть
Психогимнастика«Ласковое солнышко»
Набежали на небо темные тучки и закрыли солнышко. Сразу стало холодно. Замерзают пальчики, руки, ноги. Мы стали как льдинки. Но вот из-за тучки показался солнечный луч. Он погладил нас по носику, но щечкам. И они согрелись. И вдруг выглянуло все солнце. Оно было большое, желтое и очень-очень теплое. Солнышко растопило все льдинки. Оно обогрело нас, каждый наш пальчик стал теплым. Согрелись и стали теплыми руки. Согрелись и стали теплыми ноги. Потеплели плечи, грудка, живот. Мы стали спокойными, добрыми, ласковыми, как солнышко. Мы успокаиваемся, дышим ровно, глубоко. Вдох — выдох. Мы теперь спокойные. Руки и ноги нас слушаются. Мы можем управлять собой. Солнышко пощекотало нас, и мы улыбнулись, открыли глаза, потянулись. Повернулись на бок. Встали.
Тема недели: «Поздняя осень»
Цель: познакомить детей с наиболее типичными особенностями поздней осени; формировать интерес к изменениям в природе. (Старшая группа №7)
Заключительное мероприятие: «До свидания, осень».
Непосредственная образовательная деятельность Образовательная деятельность в режимных моментах Содержание развивающей среды для самостоятельной деятельности Взаимодействие с родителями
Коммуникация (развитие речи)
Тема: Рассматривание картины «Ежи».
(познание, социализация, чтение х/л).
Задачи: помочь детям рассмотреть и озаглавить картину; упражнять в умении составлять рассказ, придерживаясь плана.
Художественное творчество (аппликация).
Тема: «Поздняя осень».
(познание, труд, безопасность, музыка).
Задачи: познакомить детей со способом аппликации при помощи веревочек; развивать умение работать ножницами; формировать умение дополнять композицию деталями.
Хореография
(физ. культура; коммуникация; здоровье, музыка).
Задачи: совершенствовать танцевальные движения детей; формировать умение передавать ритмический рисунок хлопками, притопами; продолжать разучивать движения к танцу «Карнавал».
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Коммуникация   (грамота).
(познание, социализация, чтение х/л).
Задачи: звуковой анализ слова «пила»; игра «Будь внимательным» на закрепление знаний о гласных и согласных звуках; продолжать упражнять в умении делить слова на слоги.
Музыка.
(социализация, познание, познание).
Задачи: развивать умение двигаться в характере музыки, ритме; разучивать танец «Пингвины»; выполнять движения эмоционально, держать осанку.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Художественное творчество.
(рисование). Тема: Непогодица.
(познание, труд, музыка).
Задачи: передавать в рисунке цветовые сочетания, характерные для поздней осени.
Познание. (математика).
Тема: Сравнение групп предметов.
(коммуникация, социализация).
Задачи: закрепить представление о равенстве и неравенстве предметов.
Физическая культура.
(Здоровье, безопасность, музыка, социализация).
Задачи: ходьба и бег в колонне со сменой темпа, ходьба по гим. скамейке; отбивание мяча одной рукой; п/и «Совушка».
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Познание (экология).
Тема: «Птицы осенью».
(коммуникация, социализация, чтение х/л).
Задачи: способствовать обогащению и обобщению знаний о зимующих птицах; развивать познавательный интерес к природе.
Чтение художественной литературы.
Тема: заучивание наизусть стихотворения А.С. Пушкина «Уж небо осенью дышало…». Цель: развивать поэтический слух; умение слышать и выделять в тексте выразительные средства.
Художественное творчество.
(конструирование).
Тема: «Город» (коллективная постройка)
(познание, труд, безопасность)
Задачи: упражнять в составлении планов строительства; формировать совместную поисковую деятельность.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Музыка
(социализация, познание, чтение х/л)
Задачи: расширять представления о жанрах музыкальных произведений; слушание музыки А. Александрова «Осень»; развивать умение различать звуки по высоте и длительности.
 
Художественное творчество (рисование)
Тема: «Непогодица»
(познание , труд, чтение х/л)
Задачи: развивать умение отражать осенние впечатления; формировать эстетическое восприятие; чувство композиции.
Физическая культура.
(коммуникация, здоровье, музыка)
Задачи: повторить прыжки попеременно на правой и левой ноге с продвижением вперед; упражнять в ползании на четвереньках; п/и «Мышеловка» на развитие ловкости, быстрой реакции на сигнал, волевых качеств.
 
 
 
 
 
 
  Понедельник:
 
Утро: утренняя гимнастика.
Экологическая сказка – беседа «Приключения ветра». Цель: конкретизировать и закрепить знания о ветре.
П/и «Догонялки с ветром».
Д/и «Урожай». Цель: развивать координацию слов с движениями.
Физкультурная пауза. Упр. «Птица перед взлетом». (Журавлева, 63).
 
Прогулка:
Наблюдение за небом и облаками. Цель: продолжать закреплять знания о явлениях неживой природы; уточнить понятие «Туча».
Д/и игра «Какое небо?». Цель: упражнять в подборе относительных прилагательных.
П/и «Море волнуется». Цель: развивать фантазию, умение выражать в движении задуманный образ.
Инд. зан. по физо с Викой и Ярославом. Упр: прыжки в круг и из круга, выложенного из листьев.
Игры по желанию детей.
 
Вечер: гимнастика после сна.
Чтение и обсуждение рассказа О. Григорьевой «В ожидании зимы» . (набор иллюстраций).
П/и «Дождь колючий». («Волшебное дерево», 17).
Коллективная работа «Как животные к зиме готовятся».
Студия «Синтез».
 
Вторник:
Утро: утренняя гимнастика.
Беседа на тему: «Что ты видел по дороге в детский сад?».
Д/и «Чьи припасы?». Цель: закрепить знания о подготовке животных к зиме.
П/и «Белка выбирает дупло». Цель: познакомить с финской подвижной игрой; заинтересовать детей. (Картушина,19).
Релаксационное упр. «Осень».
 
Прогулка: Наблюдаем за дождливой погодой. Цель: познакомить с наиболее типичными приметами поздней осени – дождливой погодой; уточнить название и назначение одежды.
Д/и «Кто где живет?». Цель: закрепить умение группировать растения по их строению (кустарники, деревья).
П/и «Стоп». Цель: упражнять детей в умении выполнять движения в соответствии с текстом.
Инд. зан. по физо с Вероникой и Саввой. Закрепить ходьбу широким шагом.
Труд на участке: продолжать убирать опавшие листья и ветки.
Оздоровительный бег.
 
Вечер: Гимнастика – побудка. (Картушина, 29).
Чтение и обсуждение рассказа А.И.
Стрижева «Смотрины зимы».
Коммуникационная игра «Эхо». (Картушина, 18).
П/и «Такой разный дождик».
(Алябьева, 52).
Ритмическая гимнастика.
 
Среда:
Утро: утренняя гимнастика.
Беседа на тему: «Что нам осень подарила». Цель: закрепить знания о фруктах, овощах, грибах.
Д/и « Плоды и семена».
Самомассаж «Колючий еж».
(с массажными мячами).
П/и «Капли дождя». (Комп. зан. ст. гр., 35).
Психологический этюд «Мое настроение».
 
Прогулка. Наблюдение за связью явлений в природе. Цель: продолжать развивать умение устанавливать причинно – следственные связи в природе.
Инд. зан. по развитию речи с Давидом и Олей. Д/и «Назови птицу с нужным звуком».
Экспериментальная деятельность. Опыт с перышками. Цель: выяснить, какие перья летают лучше в воздухе, почему?
П/и «К дереву беги». Цель: закрепить названия деревьев.
Игры по желанию детей.
 
Вечер:
Закаливающие процедуры. Ходьба по корригирующим коврикам.
«Улетает осень». Рассказывание на тему стихотворения Е. Трутневой «Осень».
Динамическая пауза «Осенний лес». (Комп. зан. ст. гр., 55).
Ритмическая гимнастика.
Четверг:
Утро: утренняя гимнастика.
Беседа на тему: «Почему ноябрь называют «чернотропом?».
Д/и «Подбери признак». Цель: упражнять в подборе прилагательных.
П/и «Зайцы и волк». Цель: упражнять в беге по сигналу: развивать ловкость, внимание, смелость.
Дыхательная гимнастика: упр. «Ветер». (Журавлева, 87).
 
Прогулка:
Наблюдение за первыми заморозками. Цель: продолжить знакомство с многообразием природных явлений поздней осенью.
Познакомить с новой подвижной игрой «Картошка». Цель: упражнять в умении перебрасывать мяч друг другу. (Кобзева, 83).
Игра «Запахи осени».
Экспериментальная деятельность. Опыт «Прозрачность льда».
Оздоровительный бег.
Вечер:
Закаливающие процедуры: умывание лица и рук прохладной водой.
Чтение х/л.   Экологическая сказка «Сказание о солнышке». («Маленькие россияне»).
Оформление «Красной книги Самарской области».
С/р игра «Путешествие в лес».
Студия «Радужка».
 
Пятница:
Утро: утренняя гимнастика.
Беседа на тему «Добрые дела осенью». Цель: воспитывать уважительное отношение к труду, желание помогать природе.
Д/и « Чей хвост, чья голова?». Цель: закрепить знание внешнего облика птиц и животных.
П/и «С льдинки на льдинку». Цель: развивать координацию движений; чувство равновесия, ловкость.
Чайная минутка.
 
Прогулка.
Наблюдение за погодой. Цель: закрепить представления о последнем периоде осени, его особенностях.
П/и «Не замочи ног». Цель: развивать ловкость, реакцию на сигнал, скорость бега.
Инд. зан. по физо с Ильей и Машей. Закрепить ходьбу по ограниченной площади.
Экспериментальная деятельность. Опыт «Зависимость состояния воды от температуры». Цель: продолжать знакомить детей со свойствами воды.
Игры по желанию детей.
Вечер:
Гимнастика – побудка.
Упражнения на развитие мелкой мускулатуры пальцев: «Дорожка в лес» (выкладывание дорожки из семян); «Нарисуй, как падает лист» (рисование прямых, волнистых, спиральных линий).
Сочинение рассказа «Я хочу защитить…». Цель: формировать связную речь, умение составлять рассказ о любом представителе природы.
Вечер поэзии «До свидания, осень». (чтение стихов русских поэтов, посвященных осени).  
 
 
 
В книжный уголок поместить иллюстрации с изображением поздней осени.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
В уголок природы поместить муляжи птиц.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
В центр книги поместить произведения по теме «Осень».
 
 
 
 
 
 
 
 
В центр изодеятельности поместить обводки грибов, фруктов, овощей.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
В центре природы разложить модели деревьев с признаками поздней осени.
 
 
С/р игру «Магазин» пополнить
муляжами грибов, фруктов, овощей.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
В центр творчества поместить разнообразный природный материал и семена растений.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
В уголке природы разместить модели трудового процесса поздней осенью.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
В центр творчества поместить трафареты птиц.
 
 
 
 
 
 
 
 Внести новые настольные игры: «Круглый год», «Времена гола», «Календарь природы».
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Заготовить силуэты животных и птиц для составления осенних пейзажей.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Поместить в уголок изодеятельности книжки – раскраски по теме «Осень».
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
В центр экспериментирования добавить атрибуты для проведения опытов.
 
 
 
 
 
   
Прогулка в парк.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Консультация «Прогулки осенью».
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Фотовыставка «Не боимся мы дождей и осенних хмурых дней».
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Операция «Птицеград» (сбор кормов для птиц)
 
 
 
 
 
 
Труд на участке: сбор листвы вокруг деревьев.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Изготовить кормушки для птиц.
 
 
 
 
 
 
 
Консультация «Уроки безопасности» ( о возможных травмах на природе)
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Организация выставки «Осень в лесу»: (рисунки, поделки, скульптуры из глины)
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Изготовление гербария лекарственных растений.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Консультация – рекомендация «Как одеть ребенка на прогулку».
 
 
 
Индивидуальные консультации.
 
 
 
 
 
 
Экскурсия в зоологический музей.
 
 
 
 
 
 
 
Чтение произведений на осеннюю тему.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Круглый стол «Игры с ребенком дома»
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Участие в вечере поэзии «До свидания, осень».
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Карточка 1
Подвижная игра «Мышеловка»
Играющие делятся на две неравные группы. Меньшая часть детей образует замкнутый круг-«мышеловку». Остальные дети стоят за кругом — «мыши». Дети идут по кругу со словами:
Как нам мыши надоели,
Развилось их просто страсть.
(дети-мыши бегают вне круга)
Все погрызли, все поели,
Вот поймаем их сейчас!
(дети останавливаются, поднимая руки вверх) .
Дети-«мыши» вбегают с одной стороны круга и выбегают с другой или рядом. По команде инструктора: «Хлоп! » дети-«мышеловка» садятся на корточки, быстро опуская руки. Оставшиеся в кругу дети-«мыши» в кругу считаются пойманными. Игра продолжается, дети меняются местами.
Малоподвижная игра «У кого мяч? »
С помощью считалочки выбирается водящий, который становится в центр круга. Дети стоят по кругу плотно плечом друг к другу, руки за спиной. Водящий должен угадать, у кого мяч. Игру начинает инструктор, в руке у него маленький мяч. Идя по кругу, инструктор отдает мяч в руку одному из играющих, а дети должны передавать этот мяч в одну или другую сторону по кругу так, чтобы водящий не заметил.
Карточка 2
Подвижная игра «Ловишки»
С помощью считалочки выбирается водящий, который стоит в центре круга. Все остальные игроки стоят по большому кругу, за спиной у каждого игрока вешается атласная лента. Дети идут по кругу со словами:
Мы веселые ребята, любим прыгать и играть.
Ну, попробуй нас догнать! (и бегают по всей площадке) .
Водящий бегает за детьми, стараясь выдернуть ленту. Тем, кто в конце игры остался без ленты, считается проигравшим. В конце подсчитываются ленточки проигравших детей. Отмечается водящий, который собрал больше всего лент. Игра повторяется 2—3 раза с другими водящими.
Малоподвижная игра «Найди и промолчи»
Начинает игру инструктор по физкультуре. Он показывает детям какую-нибудь игрушку, дети запоминают ее. Инструктор предлагает всем сесть на корточки в конце площадки лицом к стене, а сам быстро прячет игрушку и предупреждает детей о том, что тот, кто первым найдет игрушку, не должен показывать на нее пальцем и говорить вслух, где она спрятана. По команде инструктора: «Ищем. '» дети встают, спокойно ходят и ищут. Кто нашел первым — подходит к инструктору и говорит так, чтобы остальные не услышали. Игра продолжается до тех пор, пока большинство детей — найдут игрушку. Отмечается самый внимательный и находчивый игрок, который первым нашел игрушку. Он и прячет ее следующим. Игра повторяется 2 раза.
Карточка 3
Подвижная игра «Сделай фигуру»
По сигналу инструктора по физкультуре играющие принимают фигуру или позу какого-нибудь сказочного героя, животного, насекомого и т. п. Музыка прекращается, инструктор отмечает самую интересную фигуру. Игра повторяется 3-4 раза.
Карточка 4
Подвижная игра «Удочка»
Игроки стоят по кругу, в центре — инструктор по физкультуре. Он держит веревку с привязанным к ней мешочком с песком. По команде инструктора: «Начали! » он начинает вращать веревкой по кругу над полом. Игроки по мере приближения веревки перепрыгивают через нее двумя ногами вместе, прыгают высоко, чтобы веревка не задела их ног. Описав 3-4 круга, инструктор останавливается и подсчитывает количество задевших за мешок игроков. Игра продолжается 2-3 раза.
Малоподвижная игра «Летает, не летает»
Дети стоят по кругу или в шеренге, инструктор стоит так, чтобы его было всем хорошо видно и слышно. Он начинает называть одушевленные и неодушевленные предметы, которые летают и не летают. Называет предмет и поднимает руки вверх. Дети должны поднять руки вверх, если назван летающий предмет, например:
Инструктор по физкультуре: Парашютист (поднимает руки вверх) .
Дети поднимают руки вверх.
Инструктор по физкультуре: Самолет (поднимает руки вверх) .
Дети поднимают руки вверх.
Инструктор по физкультуре: Вертолет (поднимает руки вверх) .
Дети поднимают руки вверх.
Инструктор по физкультуре: Дом (поднимает руки вверх) .
Дети не поднимают руки вверх и т. д.
В конце инструктор подсчитывает тех игравших, которые ни разу не ошиблись и были внимательны.
Карточка 5
Подвижная игра «Быстро возьми»
Инструктор по физкультуре раскладывает по всей площадки кубики, мячи, мешочки с песком, маленькие резиновые игрушки, шишки, которых должно быть на 1—2 меньше, чем количество играющих детей. Под музыку дети бегают вокруг, между предметами. Как только музыка прекращается, дети берут по одному предмету и поднимают его над головой. Тот, кто не успел поднять какой-нибудь предмет, считается проигравшим. Игра повторяется 2—3 раза.
Малоподвижная игра «Затейники»
С помощью считалочки выбирается затейник, который встает в центре круга, образованного детьми. Взявшись за руки, дети идут по кругу вправо, потом влево и произносят:
Ровным кругом друг за другом
Мы идем за шагом шаг.
Стой на месте!
Дружно вместе
Сделаем вот так.
Дети останавливаются, опускают руки, а затейник показывает какое-нибудь движение. Все должны его повторить. Тот, кто лучше всех повторит движение, становится новым затейником. Игра повторяется 2—3 раза.
Карточка 6
Подвижная игра: «Перелет птиц»
На одном конце зала находятся дети — они «птицы». На другом конце зала — гимнастические скамейки, кубы и т. п. — это «деревья». По команде инструктора: «Птицы улетают! » дети, махая руками, как крыльями, разбегаются по всему залу. По команде инструктора: «Буря! » бегут к возвышенностями и прячутся там. Когда инструктор скажет: «Буря прекратилась! », дети спускаются, («птицы» продолжают свои «полет»). Во время игры инструктор в обязательном порядке осуществляет страховку детей, особенно при спуске. Игра продолжается 2-3 раза.
Малоподвижная игра «У кого мяч? »
С помощью считалочки выбирается водящий, который становится в центр круга. Дети стоят по кругу плотно, плечом друг к другу, руки за спиной. Водящий должен угадать, у кого мяч. Игру начинает инструктор по физкультуре, в руке у него маленький мяч, идя по кругу, он отдает мяч в руку одному из играющих, а дети должны передавать этот мяч в одну или другую сторону по кругу так, чтобы водящий не заметил.
Карточка 7
Подвижная игра: «Не попадись»
Из играющих с помощью считалочки выбирается 2—3 водящих, они становятся в центр круга. Остальные дети стоят по кругу и по сигналу инструктора начинают двумя ногами прыгать в него и из него по мере приближения водящих. Отмечается самый быстрый водящий, который поймал больше всех играющих, и ловкий играющий, которого ни разу не поймали. Игра повторяется с переменой водящих 2 раза.
Малоподвижная игра «Сделай фигуру»
По сигналу инструктора по физкультуре играющие ходят под спокойную музыку. Инструктор говорит, чтобы дети приняли фигуру какого-нибудь сказочного героя или животного и т. п. Музыка прекращается, инструктор отмечает самую интересную фигуру. Игра повторяется 3-4 раза.
Карточка 8
Подвижная игра «Не оставайся на полу»
С помощью считалочки выбирается водящий, который бегает с детьми по всему залу. Как только инструктор говорит: «Лови! », все убегают от водящего и по мере его приближения взбираются на какую-нибудь возвышенность (скамейку, кубы, лестницу, стул, а водящий старается поймать бегающих. Те, до кого он дотронулся, отходят в сторону. По окончании игры подсчитываются пойманные игроки. Игра продолжается с новым водящим. Отмечается водящий, который поймал больше всех играющих.
Малоподвижная игра «У кого мяч? »
С помощью считалочки выбирается водящий, который становится в центр круга. Дети стоят по кругу плотно, плечом друг к другу, руки за спиной. Водящий должен угадать, у кого мяч. Игру начинает инструктор по физкультуре, в руке у него маленький мяч, идя по кругу, он отдает мяч в руку одному из игроков, а дети должны передавать этот мяч в одну или другую сторону по кругу так, чтобы водящий не заметил.
Карточка 9
Подвижная игра «Гуси-лебеди»
На одной стороне зала обозначается дом, в котором находятся «гуси». На противоположной стороне зала стоит «пастух». С боку площадки находится логово «волка». Все остальное место — луг. С помощью считалочки выбираются «волк» и «пастух», остальные дети -«гуси». «Пастух» выгоняет «гусей» на «луг», погулять я побегать.
Пастух: Гуси, гуси!
Гусж (хором) : Га — га — га!
Пастух: Есть хотите?
Гуси (хором) : Да, да, да!
Пастух: Так летите же сюда!
Гуси (хором) : Нам нельзя! Серый волк под горой, не пускает нас домой.
Пастух: Так летите, как хотите, только крылья берегите.
«Гуси» бегут домой через логово «волка», а «волк» выбегает из логова и старается поймать «гусей». Отмечаются «гуси», которые убежали от «волка» и благополучно вернулись домой. Игра продолжается с другим «пастухом» и «волком».
Малоподвижная игра «Летает, не летает»
Дети стоят по кругу или в шеренге, инструктор по физкультуре стоит так, чтобы его было всем хорошо видно и слышно. Он начинает называть одушевленные и не одушевленные предметы, которые летают и не летают. Называет предмет и поднимает руки вверх. Дети должны поднять руки вверх, если назвал летающий предмет, например:
Инструктор по физкультуре: Парашютист (поднимает руки вверх) .
Дети поднимают руки вверх.
Инструктор по физкультуре: Самолет (поднимает руки вверх) .
Дети поднимают руки вверх.
Инструктор по физкультуре: Вертолет (поднимает руки вверх) .
Дети поднимают руки вверх.
Инструктор по физкультуре: Дом (поднимает руки вверх) .
Дети не поднимают руки вверх и т. д.
В конце инструктор подсчитывает тех игравших, которые ни разу не ошиблись и были внимательны.
Карточка 10
Подвижная игра «Пожарные на учении»
Дети строятся в две колонны у стартовой линии на расстоянии 4—5 м от гимнастической лестницы. На гимнастической лестнице вверху подвешен колокольчик. По команде инструктора: «Марш! » первые дети бегут, взбираются на лестницу, звонят в колокольчик, спускаются, бегут обратно, передавая эстафету хлопком по плечу следующему «пожарнику». Побеждает та команда «пожарников», которая быстрее справится с заданием.
Упражнения на восстановление дыхания
1. И. п. стоя, ноги на ширине плеч, руки вдоль туловища. На раз — руки медленно поднять вверх со словами: «Тик», одновременно делая вдох через рот, на два — выдох, опуская руки вниз говоря: «Так» (8-10 раз) .
2. Ил. то же, руки у груди согнутые в локтях на уровне плеч. На раз — руки разгибаем в стороны, делая вдох через нос, на два — медленный выдох через рот, руки в
и. п. (8-10 раз) .
3. И. п, стоя, ноги на ширине плеч, руки на поясе. На раз — голову влево, вдох носом, в и. п., выдох через нос, на два -- поворот головы вправо вдох носом, голову в и. п., выдох через нос (вдох-выдох делаем только через нос и быстро) (3 раза) .
Карточка 11
Подвижная игра «Ловишки»
С помощью считалки выбирается водящий, который стоит на середине площадки. Остальные играющие стоят на площадке за чертой. После слов инструктора: «Раз! Два! Три! Беги! » дети перебегают на противоположную сторону площадки за черту, а водящий ловит детей, прежде чем они перебегут площадку и встанут за черту. Отмечаются самые быстрые дети и ловкий водящий. Игра повторяется с новым водящим 2—3 раза.
Малоподвижная игра «Съедобное — несъедобное»
Дети стоят по кругу или в шеренге. В центре круга или перед шеренгой стоит инструктор по физкультуре с большим мячом в руках. Эту игру может вести также кто-нибудь из детей. Водящий бросает мяч, называя съедобное-несъедобное, например:
Инструктор по физкультуре: Макароны с мясом. Ребенок ловит мяч и бросает обратно. Инструктор по физкультуре: Торт. Ребенок ловит мяч и бросает обратно. Инструктор по физкультуре: Мороженое. Ребенок ловит мяч и бросает обратно. Инструктор по физкультуре: Дом. Ребенок не ловит мяч. Инструктор по физкультуре: Телевизор. Ребенок не ловит мяч. Инструктор по физкультуре: Машина. Ребенок не ловит мяч и т. д. Отмечаются дети, которые ни разу не ошиблись.
Карточка 12
Подвижная игра «Третий лишний»
Дети делятся на пары, вставая в затылок друг за другом, образуя при этом большой круг. Двое водящих остаются вне круга, и по команде инструктора: «Беги! » один догоняет другого, бегая по кругу за всеми стоящими парами. При этом убегающий может в любое время встать вперед, какой-нибудь пары, а третий в этой паре убегает от ловящего. Если догоняющий поймает убегающего, то они меняются ролями.
Малоподвижная игра «Вершки, корешки» Дети стоят по кругу или в шеренге. В центре круга или перед шеренгой стоит инструктор с большим мячом в руках. Эту игру может вести также кто-нибудь из детей. Водящий бросает мяч, называя вершки или корешки, например:
Инструктор по физкультуре: Баклажаны.
Ребенок; Вершки (ловит мяч и бросает обратно) .
Инструктор по физкультуре: Редька.
Ребенок: Корешки (ловит мяч и бросает обратно) .
Инструктор по физкультуре: Морковь.
Ребенок: Корешки (ловит мяч и бросает обратно) .
Инструктор по физкультуре: Капуста.
Ребенок: Вершки (ловит мяч и бросает обратно) .
Инструктор по физкультуре: Картофель.
Ребенок: Корешки (ловит мяч и бросает обратно) .
Инструктор по физкультуре: Клубника.
Ребенок: Вершки (ловит мяч и бросает обратно) .
Инструктор по физкультуре: Чеснок.
Ребенок: Корешки (ловит мяч и бросает обратно) .
Инструктор по физкультуре: Огурцы.
Ребенок: Вершки (ловит мяч и бросает обратно) и т. д.
Отмечаются дети, которые ни разу не ошиблись.
Карточка 13
Подвижная игра «Мороз — Красный нос»
С помощью считалочки выбирается водящий — «мороз», который стоит в центре площадки, а сбоку — его дом. Остальные игроки стоят на одной стороне площадки чертой.
Мороз: Я Мороз — Красный нос, Кто из вас решится В путь-дороженьку пустится.
Дети (хором) : Не боимся мы угроз и не страшен нам мороз!
После слов дети должны перебежать на противоположную сторону площадки за черту» куда «мороз» не имеет право перебегать. Расстояние от стартовой линии до финиша — 3-4 м. Кого «мороз» поймал во время перебежки -ведет в свой дом. Отмечаются те «морозы», которые за одну перебежку поймали большее количество игроков. Игра повторяется с другим «морозом».
Малоподвижная игра «Овощи и фрукты»
Дети стоят по кругу или в шеренге. В центре круга или перед шеренгой стоит инструктор с большим мячом в руках. Эту игру может вести также кто-нибудь из детей. Водящий бросает мяч, называя овощ или фрукт, например:
Инструктор по физкультуре: Морковь.
Ребенок: Овощ (ловит мяч и бросает обратно) .
Инструктор по физкультуре: Капуста.
Ребенок: Овощ (ловит мяч и бросает обратно) .
Инструктор по физкультуре: Апельсин.
Ребенок: Фрукт (ловит мяч и бросает обратно) .
Инструктор по физкультуре: Виноград.
Ребенок: Фрукт (ловит мяч и бросает обратно) .
Инструктор по физкультуре: Ананас.
Ребенок: Фрукт (ловит мяч и бросает обратно) .
Инструктор по физкультуре: Огурцы.
Ребенок: Овощи (ловит мяч и бросает обратно) .
Инструктор по физкультуре: Картофель.
Ребенок: Овощ (ловит мяч и бросает обратно) .
Инструктор по физкультуре: Груша.
Ребенок: Фрукт (ловит мяч и бросает обратно) .
Отмечаются дети, которые ни разу не ошиблись.
Карточка 14
Подвижная игра «Охотники и зайцы»
С помощью считалочки выбирается «охотник», остальные дети — «зайцы». На одной стороне зала — дом «охотника», на другой — дом «зайцев». Под начало музыки выходит «охотник» и ищет следы «зайцев», затем возвращается к себе. «Зайцы» выскакивают из своего дома и прыгают по всей площадке-поляне на двух ногах в разных исправлениях. По команде инструктора: «Охотник! » «зайцы» убегают к себе в дом, а «охотник» бросает маленькие мячи в «зайцев», как будто стреляет из ружья. Тот, в кого «охотник» попал мячом, считается убитым и уходит в дом «охотника».
Игра повторяется с новым «охотником». Отмечается самый меткий «охотник», с большинством убитых «зайцев».
Малоподвижная игра «Считалочка»
Дети к подготовительной группе знают много считало-чек. Все играющие стоят по кругу, один из ребят — водящий, который стоит за кругом, начинает произносить считалку, указывая — по очереди на каждого игрока. На ком считалочка закончилась, тот и становится следующим водящим. Отмечается тот из детей, который правильно делит слова на слоги, у кого хорошая память и кто рассказал много считалок. Также отмечается самая смешная и интересная считалка.
Ахи-ахи-ахи-ох,
Бабка сеяла горох.
Уродился он густой,
Мы помчимся — ты пустой!
Бежит зайка по дороге,
Да устали сильно ноги.
Захотелось зайке спать,
Выходи — тебе искать!
Ходит цапля по болоту,
Не найдет себе работу.
На пенечек она села,
Пять лягушек сразу съела.
Раз, два, три, четыре, пять,
Выходи — тебе искать!
Захотел наш Том поесть,
В холодильник он полез.
В холодильнике сметана,
Мясо, рыба, баклажаны,
Огурцы и виноград.
Кабачки и лимонад.
Коли хочешь есть и ты,
Так скорее выходи!
Джерри весело живет,
Джерри песенки поет!
Раз, два, три, четыре, пять,
Ну-ка, Джерри, спой опять!
Карточка 15
Подвижная игра «Колдун»
С помощью считалочки выбирается «колдун», который встает в центр круга, построенный остальными игроками. Игроки идут по кругу со словами:
Мы веселые ребята,
Любим прыгать и скакать,
Ну, попробуй нас догнать!
Все дети разбегаются. Тот, до кого «колдун» дотронулся, считается заколдованным. Ребенок, которого заколдовали,
встает на месте, ноги на ширине плеч. Другие дети могут его расколдовать, если проползут на четвереньках между ног заколдованного. Заколдованные дети не имеют право вставать близко к стене. Игра продолжается со сменой «колдуна» 3 раза. Отмечаются те дети, которые убегали от «колдуна», и те, которые заколдовали больше всех детей.
Зарядка для глаз
1. «Часики».
И. п. стоя, ноги на ширине плеч, руки свободно опущены, положение головы прямое по отношению к туловищу. Выполнять повороты глазами то вправо, то влево (8-10 раз) .
2. И. п. то же. Выполняем повороты глаз вверх, вниз
(8-10 раз) .
3. И. п. то же. Выполняем круговые движения глазами слева направо и наоборот (по 3—4 раза в каждую сторону) .
4. «Жмурки».
И. п. то же, быстро закрыть и открыть глаза, моргать
(8-10 раз) .
Карточка 16
Подвижная игра «Кого назвали, тот и ловит»
Выбирается один водящий, который стоит в обруче, лежащем на полу в центре площадки. По команде инструктора: «Начали! » дети бегают, прыгают, ходят. Водящий бросает мяч вверх, громко говоря чье-нибудь имя, например Вася, и убегает. Вася бежит, ловит мяч, встает в обруч, также называет имя. Бросает мяч, убегает и т. д.
Карточка 17
Подвижная игра «Мышки и домики»
С помощью считалочки выбирается водящий. Остальные дети встают в кольца или начерченные на полу круги и занимают в них места — «мышки в домиках». Водящий подходит к какому-нибудь домику и говорит: «Мышка, мышка, продай домик! » Та отказывается. Тогда водящий идет
к другой «мышке». В это время «мышка», отказавшая продать дом, вызывает кого-нибудь из игроков и меняется с ним местом. Водящий стремится занять место одного из перебегающих. Если это ему удается, то оставшийся без места становится водящим. Бели не удается, то он ходит от домика к домику с просьбой продать дом. Если водящий скажет: «Кошка идет! », то все должны поменяться местами, а водящий стремится занять чей-либо домик.
Малоподвижная игра «Угадай на ощупь»
С помощью считалочки выбирается водящий, он становится в центр круга с завязанными глазами. Остальные дети стоят по кругу. Инструктор медленно поворачивает водящего, который подходит к игроку и на ощупь определяет, кто это. Отмечают самого внимательного водящего. Игра продолжается с другим водящим 3—4 раза.
Карточка 18
Подвижная игра «Совушка»
С помощью считалочки выбирается «совушка». Она сидит в одной стороне зала: там ее гнездо остальные, играющие птичек, кузнечиков, бабочек, жуков, комаров и мух, размещаются по всему залу. Через некоторое время инструктор говорит: «Ночь! ». Играющие замирают в той позе, в которой их застала ночь. В ночь вылетает «совушка» и бегает между «птичками», «бабочками», «кузнечиками», «мухами» и «комарами», наблюдает за ними. Если она заметила, что кто-то пошевелился, то она уводит его в свое гнездо. Инструктор говорит: «День! ». Все оживает, и опять «насекомые» кружатся, летают, ползают. Игра повторяется 2—3 раза.
Малоподвижная игра «Четыре стихии»
Игроки встают в круг. Инструктор по физкультуре объясняет, что есть 4 стихии: вода, воздух, земля, огонь. Например, в воде живут рыбы, лягушки, раки, на земле -люди, животные, насекомые и т. д., а в огне никто не живет.
Если водящий бросает мяч и говорит: «Вода», «Земля» или «Воздух», то игрок, которому бросили мяч, должен его поймать, назвать того, кто живет в этой стихии, и бросить мяч обратно водящему. Если водящий говорит: «Огонь! », то мяч ловить нельзя.
За неправильный ответ или пойманный мяч на слово «огонь» игрок выбывает из игры. Играют до последнего оставшегося участника.
Карточка 19
Подвижная игра «Караси и щука»
На противоположных сторонах игровой площадки отмечают линиями дома «карасей». Считалкой выбирается водящий — «щука». Все остальные дети — «караси». «Караси» делятся на две команды и расходятся в свои дома, а «щука» становится по середине площадки. По сигналу инструктора все «караси» бегут (переплывают) на противоположную сторону. «Щука» ловит перебегающих. Тот, кого поймали, становится в сторону. После 2—3 перебежек, когда пойманных «карасей» будет 5—6, они образуют сеть: становятся в одну линию посередине площадки и держат друг Друга за руки. Теперь по сигналу инструктора «караси» пробегают на другую сторону через сеть (под руками, а «щука» стоит сзади сети и ловит выбегающих из нее. Пойманные «караси» также присоединяются к сети. Игра кончается, когда все «караси» будут переловлены. Тогда выбирается новый водящий или «щукой» становится последний пойманный «карась». Инструктор может после 2—3 перебежек назначить «щукой» кого-либо из детей.
Малоподвижная игра
«Время года, месяцы и дни недели»
Дети стоят по большому кругу. Инструктор по фаз-культуре дает, например, Оле большой мяч и предлагает ей назвать месяцы лета. Оля берет мяч, выходит в центр круга, отбивает его о пол двумя руками и называет: июнь, июль, август и передает мяч, кому хочет, например Андрею. Ему инструктор предлагает назвать дни недели. Юре — 4 времени года, Алине месяцы весны, Кате — сколько дней в неделе, Павлику — какое сейчас время года и т, д. Неправильно ответившие на вопрос или долго думающие выбывают из игры. Побеждает тот, кто остался последним.
Карточка 20
Подвижная игра «Шандер-мандер»
Все играющие встают по большому кругу. С помощью считалочки выбирается водящий, который становится в центр круга с большим мячом в руках. Водящий отбивает си» о пол двумя или одной рукой и говорит:
Шандер-мандер липпопандер (дети бегают, а по окончании слов останавливаются) .
Кручу, верчу, кого хочу, Это будет. (имя играющего)
Водящий громко говорит, сколько шагов до того, кого он назвал, например до Саши. До него 3 гигантских шага (большие, широкие шаги, 5 обыкновенных, 7 муравьиных (семенящие шаги) и 2 заячьих (прыжки на двух ногах). Водящий выполняет эти шаги и доходит до Саши. Бросает ему мяч, Саша ловит и начинает игру заново. Если Саша не ловит, то водящим остается тот же ребенок. Можно назвать 2 или 3 вида ходьбы, можно все 4.
Малоподвижная игра «Что изменилось? »
Инструктор по физкультуре ставит перед детьми небольшие резиновые игрушки, предлагает внимательно посмотреть и запомнить их. По команде: «Закрыли глаза! » дети закрывают глаза, а инструктор быстро меняет игрушки местами или убирает одну. По команде: «Открыли глаза! » дети открывают глаза и отвечают, что изменилось или чего не стало. Отмечаются самые внимательные дети. Игра повторяется 2—3 раза.
Карточка 21
Подвижная игра «Защита укрепления»
Дети становятся по кругу. С помощью считалочки выбирается защитник, который защищает кеглю, стоящую в маленьком нарисованном кругу в центре большого. Игроки стараются сбить кеглю мячом. Мяч можно перебрасывать, но из общего круга бросающему выходить и менять место нельзя. Тот, кому удается сбить кеглю, становится на место защитника.
Малоподвижная игра «Ручеек»
Дети становятся парами, взявшись за руки, встают друг с другом и образуют длинный «коридор», руки поднимают вверх. Один ребенок, оставшийся без пары, начинает движение ручейка. Он проходит в ручеек с конца «коридора»
и идет в начало ручейка, беря за руку товарища из тобой пары, кого хочет. Оставшийся без пары ребенок | в стороне от ручейка в конец «коридора», затем заходит в ручеек, беря за руку, кого хочет, и т. д. Таким образом, ручеек медленно протекает, двигаясь вперед.
Карточка 22
Подвижная игра «Скакуны и бегуны»
Очерчивается площадка для игры 3x3 или 5x5 м. Дети делятся на две команды: скакунов и бегунов. На одной стороне площадки — дом скакунов. Бегуны разбегаются по игровой площадке в пределах ее границ. Скакуны посылают одного из своей команды в поле (на площадку). Скакун ловит бегунов, прыгая на одной ноге. Инструктор по физкультуре зовет скакуна: «Домой! ». Тот возвращается, а вместо него в поле выскакивает следующий по очереди игрок. И так скакуны все время меняются. Пойманные бегуны идут в плен к скакунам. Игра кончается, когда все игроки в поле
переловлены. Затем команды меняются ролями. Игра повторяется.
Малоподвижная игра «Ласковые слова»
Дети стоят по кругу и, передавая мяч в любом направлении, говорят ласковые слова, например Саша говорит: «Милый» и передает мяч Кате, та говорит: «Солнышко» и передает мяч Кристине и т. д. Те, у кого слова повторятся, считаются проигравшими и выходят из игры. Побеждает тот, кто произнесет больше ласковых слов.
Карточка 23
Подвижная игра: «Горелки»
Игроки становятся в колонну парами. Впереди колонны на расстоянии 2-3 шагов проводится линия. С помощью считалки выбирают водящего, он встает на линию, спиной к игрокам и говорит:
Гори, гори ясно, чтобы не погасло,
Глянь на небо, птички летят, колокольчики звенят.
Раз два, три — беги!
С окончанием слов дети, стоявшие последней парой, разбегаются в стороны вперед вдоль колонны и соединяются опять прежде, чем водящий поймает одного из игроков. Если водящий успел это сделать, он образует новую пару, становясь вперед колонны. А оставшийся без пары игрок становится водящим. Игра продолжается до тех пор, пока не пробежит каждая пара.
Малоподвижная игра «Краски»
С помощью считалки выбирают «хозяина» и «покупатель». Остальные игроки — «краски». Каждая краска придумывает себе цвет и тихо называет его «хозяину», который приглашает «покупателя». «Покупатель» подходит к играющим, и идет разговор:
- Тук, тук!
- Кто там?
- Покупатель.
- За чем пришел?
- За краской.
- За какой?
- За синей.
Если синей краски нет, то «хозяин» отвечает: «Иди по дорожке, принеси мне синие сапожки, поноси, поноси да назад принеси! » Если же «покупатель» цвет краски угадал, то «краску» забирает себе. Когда «покупатель» отгадывает несколько «красок», он становится «хозяином», а новый «покупатель» выбирается из числа «красок».