Мастерская к уроку литературы по творчеству А. Грина Мечта, воплощенная в слово

МАСТЕРСКАЯ ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТАЦИЙ
(по повести Александра Грина «Алые паруса»)

Тема мастерской: Мечта, воплощённая в слове.

Цели мастерской:
1) создать условия для формирования у подростков интереса к чтению произведений Грина, для пробуждения дара воображения, для рождения вопросов о смысле жизни и роли мечты в становлении человека и писателя;
2) развивать ассоциативно-образное мышление, творческую активность учащихся;
3) воспитывать культуру восприятия художественного текста.

Ход мастерской:

I Индуктор.

МЕЧТА

II Самоконструкция.

Мастер:
- Какие мысли, чувства, ассоциации вызывает у вас слово мечта? Запишите слова, словосочетания, мечту можно выполнить в форме рисунка.
Учащиеся записывают.

III Социализация.

Участники мастерской предъявляют созданное, мастер коротко фиксирует на доске сказанное на доске.

Слайд презентации с высказываниями.

Мастер:
- Прочтите высказывания:

«Уметь мечтать – это замечательное душевное качество, а уметь мечту превратить в действительность – это величайший человеческий талант».
(Д. Гранин)

«Если отнять у человека способность мечтать, то отпадет одна из самых мощных побудительных причин, рождающих культуру, искусство, науку и желание борьбы во имя будущего».
(К. Паустовский)

Мечта –
1 – грезы – первоначально “призрачное видение, сон”, нечто, созданное воображением;
2 – предмет желаний, стремлений.
(словарь Ожегова)

IV Промежуточная рефлексия.

Мастер:
- С каким из этих высказываний вы согласны и почему? (1-2 выступающих от группы)

V Новая информация и её обработка.

Мастер:
- Действительно, уметь мечтать – это замечательное душевное качество, а уметь мечту превратить в действительность – это величайший человеческий талант. Герои, о которых сегодня пойдет речь, многим хорошо известны. Это герои повести Александра Грина «Алые паруса».

Включаются слайды презентации об А. Грине (биография, история создания)

Раздаются фрагменты текста по группам:

Мастер:
- Прочтите тексты, обсудите в группах данные ниже вопросы.

ГРУППА 1 (приложение № 1 Ассоль):

Девочка росла без подруг

Вопросы к тексту:
- Кто эта девочка?
- Кто её родители?
- Почему к ней плохо относятся жители Каперны?
- Как вы относитесь к Ассоль?

ГРУППА 2 (приложение № 2 Сказка Эгля)

Не знаю, сколько пройдет лет, только в Каперне расцветет одна сказка, памятная надолго

Вопросы к тексту:
- О чем мечтала Ассоль?
- Кто вложил в её сердце мечту о прекрасном принце? (Эгль и Ассоль)
- Как отнеслись к её мечте жители Каперны?
- Что сказал Лонгрен?
- Права ли была Ассоль, всю жизнь проведя в ожидании сказки?

ГРУППА 3 (приложение № 3 жители Каперны)

Девочка росла без подруг

Вопросы к тексту:
- В чём Меннерс и Каперна обвиняют Лонгрена и чего не могут ему простить?
- Что подчёркивает автор в жителях деревни?
- Найдите детали описания, выдающие их отношение друг к другу.
- Почему дети Каперны не приняли Ассоль?
- Перечитайте финал повести. Каким эпитетом Грин обозначил деревню? Почему?

После группового обсуждения, участники рассказывают о героях повести (каждый из группы выбирает себе вопрос):
Ассоль
Сказка Эгля
Жители Каперны

VI Этап созидания, творения и прозрения (разрыв).

Мастер:
- Другой герой этой замечательной повести тоже мечтал о будущем.

Мастер читает текст сам (приложение № 4 Грэй).
Группам тоже раздается текст.

Он родился капитаном, хотел быть им и стал им

Вопросы к тексту:
- Каким Грэй был в детстве?
- Что необычного было в его характере?
- Что общего у Грэя и Ассоль? Чем различаются их характеры?
- Что случилось на двенадцатом году его жизни?
- Стала ли его мечта реальностью?
- Один цвет при выборе Грэя стал определяющим. Какой это цвет? Как вы думаете, почему?

Ответы на вопросы выслушиваются по желанию.

Мастер:
- Что должно было случиться, чтобы мечта Ассоль стала реальностью? Кто ей в этом помог?
- Предположите, что стало бы с Ассоль, если бы она не встретила на своем пути Грэя?
- Как вы понимаете слова Грэя о счастье, о мечте?

Три вопроса обсуждаются в группе, один представитель отвечает.

Слайд презентации (слова Грэя):
Благодаря ей [Ассоль] я понял одну нехитрую истину. Она в том, чтобы делать так называемые чудеса своими руками.

VII Корректировка.

- В начале урока мы начали говорить о мечте. Изменились ли ваши представления об этом понятии? Что вы можете сказать о себе и о героях повести? Напишите на алых парусах, о чем вы мечтаете и что нужно для того, чтобы ваша мечта осуществилась?

Раздаются символические паруса из бумаги.
Звучит музыка (Алексей Рыбников из к/ф «Приключения барона Мюнхгаузена»
Участники мастерской пишут на парусах о своих мечтах.
Мастер наклеивает на заранее подготовленный белый корабль (из бумаги) «алые паруса» с мечтами.
Слайд презентации со словами «Мечта, воплощенная в слове»

- Кто-то хочет озвучить свою мечту?

Мастер:
- И теперь этот корабль мечты, на который вы закрепили свои алые паруса, отправится в будущее

VIII Рефлексия.

Что было сегодня для вас неожиданным?
Меня удивило, обрадовало, огорчило
Сегодня я поняла, что
Легко ли работать на мастерской?
Чьи ответы на мастерской мне понравилась больше?





15