Урок литературы в 11 классе Вопрос о правде в драме М.Горького На дне


Тема: Вопрос о правде в драме М. Горького "На дне"».
Цели: 
Выявить позицию героев пьесы по отношению к вопросу о правде; создав проблемную ситуацию, побудить учеников к высказыванию собственной точки зрения о жизненных принципах Сатина, Луки, Бубнова; содействовать формированию собственной точки зрения у учащихся  по отношению к такому понятию как «правда»;
формировать навыки работы в группе.
ХОД УРОКА
Эпиграф:
"Каждый, кто любит правду, приходит  к свету; он не боится обнаружить дела свои".
I. Организ. этап
II. Проверка д/з.
III. Работа по теме урока
1. Вступительное слово учителя
–         Сегодняшний  урок посвящён вопросу, который, пожалуй, является основным в пьесе «На дне». Произведение, которое было создано более ста лет назад, не потеряло своей актуальности, и мы с вами, думаю, в этом убедимся.
        Пожалуйста, обратите внимание на эпиграф к сегодняшнему уроку и постарайтесь озвучить тему урока, исходя из содержания данных строчек
          (Ключевое слово здесь «правда», поэтому речь, скорее всего, пойдет о правде)
–         Да, речь пойдет о правде, но правда бывает разная – частная, житейская, для себя, а бывает –мировоззренческая, т.е. она лежит в основе жизненных принципов человека. Мы сегодня поговорим о последней.
        На предыдущем уроке вы  получили задание: представить троих героев пьесы – Сатина, Луку, Бубнова:
План:
Значение имени, фамилии героя для понимания его образа.
Как оказался в ночлежке?
Как относится к окружающим?
Отношение к «правде».
– Последний пункт, конечно, самый важный, я надеюсь, вы уделили ему особое внимание.
2. Актуализация опорных знаний
      1)  Итак, у нас три творческие группы, представляющие правду Луки, Сатина, Бубнова.  Но это не значит, что вы придерживаетесь точки зрения  этих героев. В течение урока вы можете передумать.
        2) Вы знаете, что нельзя грамотно отстаивать свою точку зрения без знания  литературного произведения. Предлагаю вам маленькую разминку. Выберите руководителя вашей творческой группы. Я зачитываю реплику из пьесы, а вы определяете, кому из персонажей пьесы она принадлежит.
- «На что совесть? Я не богатый».  (Бубнов)
- «Всяко живет человек… как сердце налажено, так и живет…»  (Лука)
- «Образование – чепуха, главное – талант!» (Актер)
- «Мало знать, ты понимай…»  (Наташа)
- «Надоели мне, брат,  все человеческие слова…все наши слова – надоели!» (Сатин)
- «Разве доброту сердца  с деньгами можно равнять? Доброта она превыше всех благ».  (Костылев)
- «Любить живых надо, живых».  (Лука)
- «Выходит – снаружи как себя не раскрашивай – все сотрется!» (Бубнов)
- «Когда труд – обязанность, жизнь – рабство!»   (Сатин)
(Учитель комментирует уровень знания текста: Вы продемонстрировали хорошее знание текста, значит, читали дома и на уроках внимательно.)– Перед тем, как предоставить слово первой творческой группе, напоминаю главное правило публичного выступления: «Краткость – сестра таланта». Выступления должны быть лаконичными. Отмечайте самое существенное.
3. Выступление учащихся
        Все выступления проходят по одной схеме: защиту жизненных принципов героя организуют два ученика. Первый представляет героя, опираясь на план, а второй говорит от имени самого литературного персонажа, используя в своей речи цитаты из текста пьесы.
Выступление первой группы.  «Правда Сатина»
 «Все – в человеке, все для человека. Существует только человек, Все же остальное – дело его рук и мозга! Че-ло-век – это великолепно! Это звучит гордо! Че-ло-век! Надо уважать человека! Не жалеть, не  унижать его жалостью…»
«Что такое правда? Человек – вот правда!»
«Ложь – религия рабов и хозяев… Правда – бог свободного человека!»                               
Выступление второй группы.  «Правда Бубнова» 
«На что мне совесть? Я – не богатый!» 
«Люди все живут… как щепки по реке плывут…» 
«Все так: родятся, поживут, умирают. И я помру…и ты…»
«Все люди на земле лишние…»
«Все сказки» 
Выступление третьей группы.  «Правда Луки» 
«Христос всех жалел и нам велел».
«Во что веришь, то и есть…».
«Человек – все может… Лишь бы захотел…»
«…если кто кому хорошо не сделал, тот и худо поступил…»
«Любить – живых надо…живых…»
«Всяко живет человек… как сердце налажено, так и живет…сегодня – добрый, завтра – злой…»
(Учащимся предлагается проголосовать за правду одного из героев, объяснить свой выбор.) Руководители творческих групп производят подсчёт голосов, оглашают результаты голосования.
Ролевая игра 
–         Ребята, сейчас я предлагаю вам «примерить» правду героев М. Горького на нашу реальность. Представьте, что перед вами девушка, ученица 11 класса, которая всегда училась на «4» и «5», и вдруг сдала ЕГЭ по некоему предмету  на «2». Помогите ей, исходя из образа персонажа вашей творческой группы, пережить этот трудный момент. А она решит, чьи слова утешения ей, действительно, помогли.
 (Это задание-ловушка, ведь Сатин и Бубнов утешать  людей не могут и не хотят, ученики  должны проговорить это, если правильно поняли жизненную позицию своих героев ).

IV. Подведение итогов урока
– Сегодня мы с вами, ребята, убедились в том, что правда у каждого человека своя.   Возможно, вы еще не решили, каких жизненных принципов  будете придерживаться в дальнейшей жизни, но я почему-то уверена в том, что вы сделаете верный выбор. Спасибо за работу.
V. Домашнее задание
- Написать сочинение-рассуждение по пьесе «На дне».
-Подготовить выразительное чтение монолога Сатина о Человеке наизусть.