Конспект тематического собрания «Адаптация первоклассников к школе. Проблемы, пути их решения»


Конспект тематического собрания
«Адаптация первоклассников к школе. Проблемы, пути их решения»
Добрый вечер уважаемы родители!
Сегодняшняя наша встреча носит очень серьезный характер. Ваши детки вступили на новую ступень развития – стали первоклассниками. Все мы знаем из опыта, что школьный путь тернист, и наша с Вами задача – облегчить сложные моменты жизни подрастающего поколения. Первостепенной сложностью первоклассника является адаптация к школе.
Давайте сравним поведенческие характеристики дошкольников и первоклассников (слайд № 2)
Дошкольники Первоклассники
Беспечность,
беззаботность,
погруженность в игру,
наивность соблюдение режима дня,
подчинение нормам и правилам школьной жизни
Какие же бывают возрастные особенности у первоклассников:
Переход из дошкольного, в младший школьный возраст нередко сопровождается кризисом 7 лет;
Нормы и правила школьной жизни порой идут вразрез с желаниями ребенка. К этим нормам нужно адаптироваться;
Дети наряду с радостью, восторгом или удивлением по поводу происходящего в школе, испытывают тревогу, растерянность напряжение;
Свое новое положение ребенок не всегда осознает, но обязательно переживает его: он гордиться тем, что стал взрослым, ему приятно его новое положение;
Формируется самооценка личности (слайд № 3)
Начало обучения в школе нередко совпадает с возрастным кризисом.
Признаки возрастного кризиса 7 лет
Повышенная утомляемость
Раздражительность
Перепады настроения
Изменения в работе сердечно-сосудистой, нервной и др. систем
Изменения в характере (упрямство, непокорность)
Изменения в самооценке (слайд № 4)
Особенности современного первоклассника:
У детей большие различия в физиологическом развитии.
У детей обширная информированность практически по любым вопросам. Но она совершенно бессистемна.
У современных детей сильнее ощущение своего «Я» и более свободное независимое поведение. Высокий уровень самооценки.
Наличие недоверчивости к словам и поступкам взрослых.
У современных детей более слабое здоровье.
Они в большинстве своём перестали играть в коллективные «дворовые» игры. Их заменили телевизоры, компьютеры. И как следствие - дети приходят в школу не обладая навыками общения со сверстниками, плохо понимают, как себя вести, какие существуют нормы поведения в обществе (слайд № 5)
Трудности, которые часто возникают у первоклассников:
В первые дни, недели посещения школы снижается сопротивляемость организма, могут нарушаться сон, аппетит, повышается температура.
Первоклассники отвлекаются, быстро утомляются, возбудимы, эмоциональны, впечатлительны.
Поведение нередко отличается неорганизованностью, несобранностью, недисциплинированностью.
Для детей характерна высокая утомляемость (слайд № 6)
Адаптация к школе
Адаптация к школе – перестройка познавательной, мотивационной и эмоционально-волевой сфер ребенка при переходе к систематическому организованному школьному обучению.
Дезадаптация – это нарушение приспособления личности школьника к условиям обучения в школе, которое выступает как частное явление расстройства у ребенка общей способности к психологической адаптации в связи с какими – либо патологическими факторами (слайд № 7)
Уровни адаптации:
Высокий уровень адаптации.
Первоклассник положительно относится к школе; требования воспринимает адекватно; учебный материал усваивает легко, внимательно слушает указания и объяснения учителя; выполняет поручения без лишнего контроля; проявляет большой интерес к самостоятельной работе; готовится ко всем урокам; занимает в классе благоприятное статусное положение.
Средний уровень адаптации
Первоклассник положительно относится к школе, ее посещение не вызывает отрицательных переживаний; понимает учебный материал, если учитель излагает его подробно и наглядно; усваивает основное содержание учебных программ; самостоятельно решает типовые задачи; бывает сосредоточен только тогда, когда занят чем-то для него интересным; общественные поручения выполняет добросовестно; дружит со многими одноклассниками.
Низкий уровень адаптации
Первоклассник отрицательно относится к школе, нередки жалобы на нездоровье; доминирует подавленное настроение; наблюдаются нарушения дисциплины; объясняемый учителем материал усваивает фрагментарно, самостоятельная работа с учебником затруднена; при выполнении самостоятельных учебных заданий не проявляет интереса; к урокам готовится нерегулярно, ему необходим постоянный контроль, систематические напоминания и побуждения со стороны учителя и родителей; близких друзей не имеет (слайды № 8,9,10)
Группы детей по степени адаптированности:
I группа – адаптация в первые два месяца
II группа – адаптация в течение первого полугодия
III группа – адаптация в течение первого года обучения (слайд № 11)
Показатели адаптационных затруднений
Недостаточная реализация личностного потенциала;
Слабая интегрированность ребёнка в детском коллективе – низкий статус в группе, отсутствие авторитета, неполное принятие роли ученика;
Трудности в общении;
Острое переживание неудач;
Неадекватная самооценка;
Несамостоятельность, поиск причин во вне (слайд № 12)
Мною использовались следующие диагностические методики по изучению первичной адаптации первоклассников:
«Лесенка»
«Что такое хорошо и что такое плохо?»
«Мотивация учебной деятельности»
«Рисование по точкам»
«Найди несколько различий»
«Рукавички» (слайд № 14)
Формы процесса адаптации первоклассников к школе:
1. Адаптация организма к новым условиям жизни и деятельности, к физическим и интеллектуальным нагрузкам;
2. Адаптация к новым социальным отношениям и связям относится в большей степени к пространственно-временным отношениям;
3. Адаптация к новым условиям познавательной деятельности зависит от актуальности образовательного уровня ребенка (слайд № 15)
Уважаемые родители по различным вопросам, касающимся психологического сопровождения детей в школе Вы можете обращаться ко мне в отведенное для приема время, заранее обговорив это с классным руководителем (слайд № 16)
Создание благоприятных условий адаптации ребенка к школе является важнейшим фактором в его развитии.
Благодарю Вас за внимание (слайд № 17)