Народная мудрость сказки К. Г. Паустовского «Теплый хлеб»


Народная мудрость сказки К. Г. Паустовского «Теплый хлеб»Цель урока:
Понять, какова же народная мудрость сказки «Теплый хлеб».Образовательная: ввести учащихся в неповторимый мир авторской сказки, помочь увидеть им глубину содержания, народную мудрость, мораль, выйти на понимания смысла названия.Развивающая: развитие художественного восприятия.Воспитательная: воспитание доброты, милосердия, чувства коллективизма, любви к труду.Тип урока: КомбинированныйВид: Урок открытых мыслейХод урока:I. Организационный момент (Эмоциональный настрой)- приложите руку к сердцу и послушайте, как оно бьется. Послушаем свое сердце и помолчим.- В моем сердце живет любовь. Я думаю, что в ваших сердцах тоже живет любовь. Только человек с добрым и открытым сердцем не сделает зла никогда и никому.Эпиграф: Нет хуже, когда у человека душа сухая. Вянет от такихЖизнь, как трава от осенней росы.К. Г. Паустовский- В каждом настоящем писателе живет учитель К. Г. Паустовский, написавший за всю свою жизнь немало произведений, считал, что смысл литературы заключается в том, что звать людей к прекрасному. Он не приемлет равнодушных к окружающему, душевно черствых. Поэтому эпиграфом этого урока я взяла именно его слова.- Сегодня мы должны будем понять, чему учит нас сказка «теплый хлеб», как через живое слово можно понять смысл художественного произведения.1. Эвристическая беседа с классом:А пока давайте восстановим события сказки.- О каких событиях идет речь в сказке?- действие в этой сказке происходит во время Гражданской войны, в обычной русской деревне. Мальчик Филька по прозвищу «Ну тебя» обидел раненного коня. Поэтому в деревне начинаются всякие беды. В конце Филька понимает свою ошибку.- Почему обезумела метель?- Природа - это тоже образ. За злые поступки она «мстит» по - своему, сердится на людей и радуется вместе с ними.- Какое определение автор дает морозу?- Колючий мороз- что мы узнаем о Фильке?- Ничего приятного, угрюмый, неласковый- А почему он такой? И Почему он живет с бабкой?- Мальчик – сирота, воспитывается бабушкой, у которой еле хватает сил прокормить. Неласковому и нелюбимому всегда живется труднее, чем доброму и приветливому, которого все любят.2. Групповая работа (Постеры)Задание 1 группе: Когда Филька понял, что поступил плохо? (не тогда, когда обидел коня, а позже когда заплакал над рассказом бабки)Задание 2 группе: Можно ли поправить злодейство и что решил Филька? Что сыграло большую роль в успехе?(Совместный труд людей, а не волшебство, связанное с сорокой)3. Составление кластера:Задание 1 группе: Докажите, сказка это или рассказ?Задание 2 группе: как изменился мир, когда люди взялись за общее дело?(В нем нет пустоты: зазвенела капель, слышен шум листвы, звонких березовых дров)4. Игра « Пантомима»Зачитываются отрывки из текста, а учащиеся изображают мимиками, жестами.1группа: Тотчас в голых деревьях, в печных трубах завыл, засвистел пронзительный ветер, запорошил Фильке горло. Уже мело кругом и хлестало в глаза. Летела по ветру мерзлая солома с крыш, ломались скворечни, хлопали оторванные ставни. И все выше взвивались столбы снежной пыли с полей, неслись на деревню, шурша, крутясь, перегоняя друг друга.2 группа. Старое колесо скрипнуло - с него посыпались сосульки - и медленно повернулось. Потом колесо повернулось быстрее, еще быстрее, и вдруг вся старая мельница затряслась, заходила ходуном и пошла стучать, скрипеть, молоть зерно. Панкрат засыпал зерно, и в мешки лилась горячая мука.5. Конкурс пословиц о хлебе:- Итак, мельница а значит и люди были спасены.- А теперь давайте вспомним, как на Руси относились к хлебу.1группа: Хлеб – всему голова.Хлеб да вода – крестьянская еда.Хлеб сердце человеку укрепит.Хлеба ни куска – и в горнице тоска.2 группа: Хлеба нет и друзей не бывалоХлеба нет – и корочки в честьХлеб хлебу братХлеб за брюхом не ходит, а брюхо за хлебом.Хлеба край – и под елью рай, хлеба ни куска – в доме возьмет тоска.- А какие еще выражения в сказке могут быть пословицами, поговорками?- « Зачем помирать, надеяться надо».-« Льготного срока не будет»-«Будет и мука, и вода, и всеобщее спасение».- А какое выражение с последней страницы сказки могло бы стать пословицей, потому что оно содержит в себе народную мудрость?-«Не только человеку извинение требуется».Вывод:- А какова же народная мудрость сказки?- Злое дело надо обязательно исправить, а лучше зла не делать никогда и никому.III. Итог- Евгений Евтушенко писал:Берегите эти земли, эти воды,Даже малую былиночку любя,Берегите всех зверей внутри природы,Убивайе лишь зверей внутри себя.- Каких зверей нужно убить внутри себя? Через что надо переступить, чтобы стать милосердным?- Паустовский хотел, чтобы читатели его произведений были добрыми, любили окружающий мир. Поэтому любимый герой его сказок – человек отзывчивый, чуткий, с добрым сердцем.Мы живем в мире, где много жестокости, зла, равнодушия, но заповеди учат нас любить и прощать. Старые, мудрые люди говорят: «Лучше подавать, чем просить». Помоги человеку добрым словом, добрым делом, и настанет время, когда и тебе помогут, как помогли Фильке ребята.IV. Домашнее задание:Письменно ответить на вопрос ( по выбору ):1) Добрые советы сказки.2) Что значит уметь сострадать? Приходилось ли вам проявлять соучастие в жизни другого?V. Релаксация:- Ребята, в природе есть солнце. Оно всем светит, всех греет. Давайте попробуем сотворить солнце в себе. Закройте глаза, представьте в своем сердце сияющий солнечный шар. Он излучает прекрасные качества, необходимые каждому человеку: любознательность отзывчивость, чуткость, упорство. Солнце несет вам свет знаний