Классный час на тему:«Добру откроются сердца»


«Добру откроются сердца…»
Цель:
 1) формирование этических норм поведения в обществе и общения друг с другом, развитие эмоционально-ценностной сферы учащихся;
2) воспитание культуры общения друг с другом, уважения к людям, самовоспитание личности ребёнка;
3) развитие умений сравнивать, анализировать, выделять главное, обобщать.
Задачи:
·        формировать знания о категориях добра и зла;
выявить представления детей о том, что такое добро  и какими должны быть добрые поступки;
содействовать формированию дружного коллектива.
Оборудование: презентация, притча, клубочек ниток,  карточки с ситуациями, пословицы о добре, «золотые» ключики из картона. 
Здравствуйте, ребята! Давайте познакомимся!
 
Предлагаю всем встать в круг.
Нарисуйте в своем воображении цветок хорошего настроения.     (Слайд 1) Положите его на обе ладони. Почувствуйте, как он согревает вас: ваши руки, ваше тело, вашу душу. От него исходит удивительный запах и приятная музыка. И вам хочется ее послушать. Мысленно поместите хорошее настроение этого цветка внутрь, в свое сердце.
Почувствуйте, как добро входит в вас, доставляет вам радость. У вас появляются новые силы: силы здоровья, счастья и радости. Вы чувствуете, как ваше тело наполняется удовольствием и радостью. Как приятно вашему лицу, как хорошо и радостно становится вашей душе...
Вас обвевает теплый, ласковый ветерок. У вас доброе, согревающее душу настроение.
 
Спасибо. А теперь я предлагаю выбрать любой цветок и я приглашаю вас занять свои места за столами с вашим цветом. Вот мы и разделились на группы.
Ребята, послушайте такую историю.
Когда-то давно старик открыл своему внуку одну жизненную истину:
— В каждом человеке идет борьба, очень похожая на борьбу двух волков. Один волк представляет зло: зависть, ревность, сожаление, эгоизм, амбиции, ложь. Другой волк представляет добро: мир, любовь, надежду, истину, доброту и верность. Внук, тронутый до глубины души словами деда, задумался, а потом спросил:
— А какой волк в конце побеждает? Старик улыбнулся и ответил:
— Всегда побеждает тот волк, которого ты кормишь.
Вы, наверное, уже догадались, о чём будет наш классный час? Да, правильно, о доброте. «Добру откроются сердца»                                 Слайд № 2
 
Народная мудрость гласит: «Доброта - что солнце»            Слайд (3)
Как вы понимаете это выражение?
   -- Да, солнце  всех озаряет своими лучами. И от этих лучей, что мы ощущаем?(Теплота, внимание, забота, любовь, понимание…)
В каждом из нас есть маленькое солнышко – доброта. Передавая друг другу это солнышко, продолжите фразу: «Добрый человек тот, кто…»
Только попробуйте не повторяться.
Спасибо, ребята,  за добрые слова.
 
А как много слов образовалось от слова «добро»! Попробуйте и вы их образовать, и наше солнышко засияет ещё ярче.                (Слайд 4)
 
Доброта      сердце                добросердечныйсосед                                         добрососедство
совесть                                      добросовестныйнрав                                           добронравный
душа                                          добродушныйволя                                          доброволец
порядок                                   добропорядочный
 
Проверим наши добрые слова                                                 (Слайд 5)
 
-А какие вы совершали добрые дела?
-Какие чувства вы испытывали, когда делали что-то доброе?
 
Значит, добрые поступки делают нас и других счастливее, приносят радость и удовольствие.
 
Один философ сказал: «Недостаточно делать добро; надо делать его правильно.                                                                        (Слайд 6)
 
 
Недавно я была свидетелем такой ситуации.
 
Автобус стоял на конечной остановке, когда в него вошёл молодой человек, очевидно, очень уставший после работы. Он тяжело опустился на сидение, и даже задремал. Потом, когда в салоне автобуса не осталось уже свободных мест, вошла старушка. Бабушка молча встала около молодого человека и вздохнула.
- Куда тебе ехать, бабка? –спросил её парень.
- А до Вокзальной, сынок, до Вокзальной.
- Садись уж, раз едешь.
- Спасибо, милок.
- И чего вам, пенсионерам, дома на сидится? А?
И он продолжил свой путь, стоя, встав над старушкой, как живой укор совести.
 
Какой поступок совершил молодой человек?
(Хороший, он уступил место пожилому человеку.)
А почему он это сделал?
(Он знает, что пожилым людям тяжело стоять, когда движется автобус; потому что надо место уступать)
А как он это сделал?
(Плохо, обидел старушку.)
 
Вы совершенно правы, ребята. Сделал он это некрасиво, грубо, и ценность его поступка стала ничтожной. Какой вывод можно сделать из данной ситуации?
 Вывод:   Мало быть добрым. Надо так проявлять доброту, чтобы она была приятна и понятна другим людям. Оказывать помощь надо тактично, не подчёркивая, что ты совершаешь хороший поступок.
 
А теперь я предлагаю вам рассмотреть ещё несколько ситуаций, они лежат у вас на столах. Прочитайте их, обсудите с товарищами, а потом мы все вместе дадим оценку этих ситуаций.
 
Во дворе многоэтажного дома есть узенькая дорожка, по льду которой во время мороза любят кататься ребятишки. Её присыпало снегом, и старушка, шедшая в гости к кому-то из жильцов, не заметила льда, поскользнулась и упала. Мальчишка подошёл и с укором сказал: « Что ж вы, бабуля, такая невнимательная? Так и кости переломать можно.
 
Дайте оценку поступку. А как бы вы поступили?
 
Весной Илья забыл в лесу шляпу. Через месяц мальчик пошёл в лес и на дереве увидел свою шляпу. Над ней летали птички. А в шляпе мальчика пищали птенцы. Илья не тронул птичье жильё. Он посыпал на траву хлеб и тихонько отошёл.
 
Дайте оценку поступку. А как бы вы поступили?
 
Старенькая бабушка попросила соседского мальчишку помочь принести ей продукты. Мальчик согласился. На следующий день он принёс старушке продукты, а сдачу оставил себе. Когда соседка спросила, где оставшиеся деньги, мальчик ответил, что это – плата за проделанную работу.
 
Дайте оценку поступку. А как бы вы поступили?
 
Какие вы молодцы! Сделали совершенно правильные выводы! Надеюсь, что вы не только говорите, но и поступаете правильно.
 
Упражнение  «Клубочек плохих поступков»
Ребята, но не всегда мы бываем добры.
Попрошу выйти ……..
У меня в руках клубочек плохих поступков. И сейчас мы будем их совершать по отношению к ……. Каждый называет плохой поступок, который когда-то совершил. ( При этом  опутываю ученика, постепенно)  Ребята, как вы думаете ,  а как …… себя чувствует? А как вы чувствуете себя? А ведь на его месте может быть каждый из нас. Что надо сделать, чтобы у нашего одноклассника появилась улыбка? (Сказать доброе слово)
Дети говорят, я – разрезаю нити.
 
Предлагаю всем встать, и сказать что-либо доброжелательное своему соседу, пожимая руки, и так всем своим товарищам ( а также гостям)
 
 А сейчас хочу предложить побыть вам художниками. Попробуем создать картину, несущую добро – милый сердцу дом, чудесный сад и цветы доброты.
У всех на столах лежат кирпичики – элементы нашей картины. На каждом кирпичике написана часть пословицы.
 
Начинаем строить дом из кирпичиков  мудрости и понимания.
Соедините половинки пословиц о доброте, и каждый свою пословицу укрепите на доске.
·        Добрыми делами славен человек.
·        Злой не верит, что есть добрый.
·        Доброе слово и кошке приятно.
·        Добрая слава лежит, а худая бежит.
·        Доброго чтут, а злого жалуют.
·        Доброе слово лечит, злое калечит.
·        Доброе слово человеку - что дождь в засуху.
·        Доброта без разума пуста.
·         Кто любит добрые дела, тому и жизнь мила.
·        Делай другим добро - будешь сам без беды.
·        Доброе дело питает и душу и тело.
·        Добрый человек в добре живет век.
·        Худо тому, кто добра не творит никому.
·        Чего не сделаешь силком, того добьешься добром.
·        За доброго человека сто рук.
·        Добрые умирают, да дела их живут.
 
·        Вместе с постройкой дома обычно закладывается и сад.
Вам предлагается набор различных слов на листочках.         (Слайд 7)
Выберите те качества, которые необходимы доброму человеку. Это будет крона деревьев из нашего сада. И прикрепите рядом с домом. (Работа в группах)
·         аккуратный
·         доброжелательный
·         вежливый
·         грубый
·         неучтивый
·         умеет прощать обиды
·         чуткий
·         отзывчивый
·         помогает в беде
·         часто ссорится
·         вспыльчивый
·         скромный
·         общительный
·         ласковый
·         веселый
·         счастливый
·         наглый
·         внимательный
·         жадный
·         крикливый(Выполняют задание.)
  - Какие качества вы выбрали?
   Как же наш дом и сад без цветов? Давайте посадим цветы доброты. Возьмите свой цветок, напишите на нём имя самого доброго человека  класса.
   -- Назовите, чьё имя вы записали? Почему?
 
   Наша картина готова: есть дом, сад, цветы.
Помните:                                                                                 (Слайд 8)
Добрые слова - корни
Добрые мысли - цветы
Добрые дела - плоды
Добрые сердца - сады.
Заботьтесь о своем саде и не позволяйте ему зарастать сорняками, наполняйте его солнечным светом, добрыми словами и добрыми делами.
Возьмёмся за руки и подойдём все вместе к нашей картине. Какая она у нас получилась?( светлая, добрая, тёплая…) Такая, как ваши тёплые  руки. Мне кажется, что такие руки не могут совершать зла.
- Как вы думаете, где находится сад  и дом  Доброты у каждого человека?
- В сердце!
Слайд 9  
 - Правильно! Вот мы и пришли к выводу : Добру откроются сердца!
А для ваших добрых сердец я хочу подарить каждому золотой ключик.
Слайд 10
Открывайте свои сердца  чаще для добрых дел!
А я сегодня всех благодарю за теплый, доверительный разговор, за добрые, умные мысли, за творческое отношение к работе.
          Мне очень понравилось сегодня работать с вами. А вам со мной было интересно? Кому понравилось – поднимите большой палец вверх, а кому – нет – опустите его вниз.                                 
Слайд 11