Занятие. Добру откроются сердца.

Тема: «Добру откроются сердца».
Цели. Раскрыть понятия «добро» и «зло»; формировать нравственные знания; учить правильно, понимать смысл добра и зла; показать значимость доброты ; воспитывать чувство собственного достоинства, доброжелательного отношения к людям, воспитывать высококультурного, социальнозначимого человека, развивать нравственные качества личности, кругозор.
Подготовительная работа с детьми.
Поручить 2 ученикам выяснить по словарю значение слов «добро» и «зло». Написать сочинения в микрогруппах на тему «Кто такой добрый человек», «Кто такой злой человек».
Оборудование. Процессор, экран, презентация, Кадры из фильма «Весна, лето, осень, зима и снова весна»,портреты Ивана Грозного, матери Терезы, мини-сочинения, раздаточный материал, наглядность.

Ход занятия:
1.Вступление.
А).Вначале нашего занятия давайте проверим состояние, как себя чувствуют участники нашего занятия в каком состоянии они пришли к нам сегодня.
Упражнение « Групповая диаграмма».
35 – нормально, но есть неудовлетворённость;
36 – хорошо, интересно, что-то понравилось;
36,6 – отлично, очень понравилось;
38 – тревожно, нужна помощь.
Вывод. Мы по разному чувствуем себя в начале занятия, Повлияет ли на наше состояние занятие увидим в конце занятия.

Б) Упражнение «Я принёс с собой сегодня»
Предлагаю каждому продолжить фразу «Я принёс с собой сегодня» описать своё состояние (хорошее, плохое, среднее настроение), переживаемые чувства (радость, обиду, огорчение, тоску, злость, опасение)
Я принесла с собой сегодня готовность общаться с вами, волнение, позитив, готовность сотрудничать, поддержку.

2. Целеполагание.
Сейчас мы с вами исполним известную вам песню, а вы подумайте о чём пойдёт речь на нашем занятии.
Песенка кота Леопольда. «Если добрый ты».
Итак, о чём пойдёт речь на нашем занятии? (о добре и зле)
А для чего нам нужно знать о добре и зле?
Цель. Мы будем учиться понимать смысл добра и зла, воспитывать в себе чувства собственного достоинства, доброжелательно отношения к людям, попробуем определить в людях добрые и злые качества, оценить себя насколько мы добрые над чем ещё нам нужно работать.
А чего для это нам нужно?
3. Новая тема.
Тема сегодняшнего занятия «Добру откроются сердца». Мы часто слышим слова: добрый человек, добрые дела, доброта и не задумываемся над тем, какой глубокий смысл вложен в эти слова. Сегодня мы постараемся разобраться, что такое добро и зло.
А).Я просила найти в словаре С.И. Ожегова, определение, что такое доброта.
Доброта – всё положительное, хорошее, полезное.
Добро – моральное сознание, определяющее всё лучшее, что есть для человека, в человеке, его действиях, поступках, чувствах и мыслях.
Добро – отзывчивость, душевное расположение к людям, стремление делать добро другим.
( Моральное сознание – это сознание человеком этических понятий, норм и убеждений в их необходимости.
Бескорыстное – ничего не требующее взамен.
Безнравственно аморально – несоблюдение простейших форм нравственного общения между людьми, требований человеческого общества, ко всем людям. )
Вывод. Всё хорошее, полезное, бескорыстное и есть доброта. Встав рано утром, человек должен слышать и сам произносить «Доброе утро»!, чтобы это доброе утро переросло в добрый день, а затем и в добрый вечер.

Скажите противоположное слово добру (зло).
«Добро» - слышится мягкость, тепло.
«Зло»- как будто шипение змеи, вот-вот укусит.
Какое значение этого слова дано в словаре?
Зло противоположное добру, моральное сознание человека и его представлений о безнравственных аморальных поступках, о беде, несчастье, неприятности.
Злой человек – это мстительный человек.

Б) .Запишите определения в тетрадь.
В).Вашим домашним заданием было написать сочинения: «Кто такой добрый человек», «Кто такой злой человек».
Сочинение: «Кто такой добрый человек?»
Добрый человек – это справедливый человек. Он не даёт воли собственным чувствам и страхам. Умеет честно оценить свой и чужой поступок. Никогда не воспользуется чужой слабостью.
Добрый человек – оценивает свои и чужие поступки с позиции морали и права.
. Он простит чужую жадность и зависть. Будет относится к ним, как к болезни, а больного нельзя наказывать за его болезнь призрением.
Итак. «Добрый не тот, кто умеет делать добро, а тот, кто не умеет делать зло».



Сочинение: «Кто такой злой человек»?
Злой человек – это человек жестокий, который радуется, когда удаётся увидеть или почувствовать чужие страдания. Ему нравится доставлять неприятности. Он не протянет руку помощи нуждающемуся в поддержке, а подтолкнёт его, пусть падает.
Самая простая жестокость – это наслаждение физическими страданиями других людей, а также страданиями животных. Злой человек – это мстительный человек.
Известно, что мстительный человек - слабая личность. У него нет ничего хорошего в душе. Он умеет только мстить и радоваться своим низким достижениям.
Вывод. Всё зло на свете от наших поступков, нашего поведения. Сам человек рождает зло, никто не заставляет это делать.
Добрый человек, прежде всего, гуманный человек. Гуманность- это уважение к людям, к человеческому достоинству. Добрый человек считает, что человеческая личность- самая большая ценность. Он никогда не нарушает права другого, никогда не причинит боль.
4. Работа в группах.
Сейчас разделимся на группы. Каждая группа возьмёт себе листок с «крылатым выражением» или пословицей о «добре» или «зле». Обсудив в своей группе выражение, нужно объяснить смысл, как вы понимаете это выражение.
Один человек от группы выскажет мнение.
1). «Зло есть грубейшая форма невежества». (И.Рерих).
(Человек не соблюдающий нормы поведения в обществе причиняет зло окружающим).
2). «Из двух зол выбирать не стоит».
(Большое это зло или маленькое лучше его не делать.)
3). «Добро, которое ты делаешь от сердца, ты делаешь всегда себе». (Л.Н.Толстой).
(Совершив добрый поступок бескорыстно, не требуя чего-то взамен, человек всегда получает душевное удовлетворение).
4). « На добро отвечать добром – дело каждого, а назло добром – дело отважного». Рус.пословица.
(Не каждый решится на зло ответить добром. Конфуций. «Кто-то спросил: - Правильно ли отвечать добром на зло? Учитель ответил: - Как можно отвечать добром на зло? На зло отвечают справедливостью».
Вывод: во многом в жизни сотворение добра и зла зависит от самого человека, от его жизненной позиции.
5. Закрепление изученного.
А) Работа в парах.
Ситуации выбора.
- Жизнь часто ставит человека перед выбором привыкайте воспитывать в себе чувство ответственности за каждый поступок. Настоящий человек никогда не пройдет мимо попавшего в беду, никогда не останется равнодушным, видя несправедливость.

Давайте рассмотрим несколько ситуаций, где нужно оценить моральный выбор поступков.
План ответа.
Правильно ли они поступают?
Оцените с точки зрения добра и зла?
Предложите свое решение.
Ситуация 1.
« Самолёт пролетел по инерции сотню-другую метров и пошёл к земле, быстро теряя высоту.
Чкалову было не впервой побеждать смертельную опасность. Его опыт и мастерство лётчика-испытателя, его неизменное хладнокровие давали возможность посадить машину и не на бетонную дорожку аэродрома.
И на этот раз Чкалов мгновенно оценил обстановку и направил падающую машину на ближайший к аэродрому пустырь. Но вдруг он увидел, что там бежит по снегу маленькая девочка в красном платьишке. Неужели ей суждено погибнуть под рухнувшей тяжёлой машиной?!
М эти последние секунды Валерий Чкалов принял решение, такое же благородное и мужественное, какой была вся его жизнь.
Резко изменив направление, Чкалов бросил несущийся к земле самолёт в сторону, туда, где на пути виднелись кирпичные здания мастерских.
Так Чкалов совершил свой последний подвиг. Пожертвовав жизнью, он спас неизвестную маленькую девочку от неминуемой смерти».

Ситуация 2.
« Вспоминается мне и последний подвиг прославленного героя гражданской войны, первого кавалера четырёх боевых орденов Красного знамени, Яна Фрицевича Фабрициуса.
Полководец возвращался из отпуска к месту службы. Самолёт, на котором он летел, потерпел аварию на Чёрном море и упал в воду в 600 метрах от берега, некоторое время машина ещё держалась на поверхности воды. У Фабрициса была возможность выброситься из люка и спастись вплавь. Вопрос решали минуты.
Но именно в эти последние минуты Фабрициус думал не о себе.
К медленно погружавшемуся в море самолёту подлетела моторная лодка.
- Товарищ комкор, прыгайте скорее сюда! Закричали с неё.
Здесь женщина с ребёнком. Спасайте сперва их! – ответил Фабрициус и подал в окно пятилетнюю девочку. Затем он вытолкнул через то же окно потерявшую сознание мать ребёнка.
В этот момент, наполнившийся водой самолёт перевернулся. Тяжёлая машина пошла ко дну, и спасти Фабрициуса уже не удалось»

Ситуация 3.
«Два паренька, только что окончившие школу и приехавшие работать в совхоз на целину, заблудились с машиной в степи. Сперва у них закончилось горючее. Затем пришли к концу взятые в дорогу продукты. Пришлось долго ждать, пока их не обнаружат высланные на розыск машины.
И вот, когда один из пареньков, еле держался на ногах от голода, ушёл к ржавому болотцу за водой, другой случайно наткнулся на лежащую под сиденьем небольшую плитку шоколада. Это был «неприкосновенный запас», который хранил на самую последнюю минуту ушедший за водой товарищ.
Но оставшийся этого не знал. Он решил, что шоколад завалился за подушку случайно. Сперва он пытался бороться с нетерпимым желанием, но потом кусочек за кусочком съел всю плитку, ничего не оставив другу, который, еле передвигая ноги от слабости, всё же тащил ему котелок с водой.
Вернувшись, ходивший за водой понял всё, но не сказал ни слова. И лишь когда товарищ, поборов стыд, признался в своём подлом поступке, отрезал:
- А что с тебя взять? Хлюпик!..
И это слово прозвучало как пощёчина.»

Ситуация 4.
Прозвенел с урока звонок. Ученики гурьбой выбежали в коридор, закрывая дорогу друг другу, толкая всех на своём пути: малышей, одноклассников и учителей.

Ситуация 5.
Помню, дрались мальчишки. Причина? «Надо Юрку проучить! Он ябеда, подлипала! Он выдал, кто на уроке пения жвачкой пулялся!» Мальчишкам было лет по десяти, и били они Юрку жестоко. Пока взрослые не растащили этот клубок разъярённых «мстителей».

Ситуация 6.
«В вестибюле школы два ученика заспорили, кому из них первому брать пальто в раздевалке. Ни один не хотел уступить другому. Сначала стали толкаться. Потом возникла драка. Кто-то крикнул остальным: «Становитесь в круг! Будем смотреть, кто победит!»

Ситуация 7.
«Ещё в 3 классе меня научили курить. Но мой друг Саша сказал: или я бросаю курить, или нашей дружбе конец. Я перестал курить, но очень обиделся на Сашу, мне всё стало безразлично, стал грубить, плохо себя вести. Но тут Саша меня не оставил, а всячески заботился обо мне. Я знаю, если бы не он, пришёл бы я по дорожке равнодушия, пассивности в детскую комнату милиции.»

Вывод. Не всякий человек способен. Конечно отдать жизнь за другого.
Но постоянно помнить о других людях, уметь жертвовать своим благополучием в пользу слабейшего обязан каждый, кто хочет с достоинством и по праву называть себя человеком.
И учиться этому надо смолоду. Вот почему надо с детства привыкать отвечать за свои поступки, думать не только о себе, но и о тех, кто живёт и работает рядом с тобой, уметь делать свой моральный выбор поступков и действий.


6. Игра «Добб Боб руки на стол».
Развивает внимание которое потребуется.


Б) Портреты.
-Мать Тереза
- Иван Грозный.
Разобьёмся на 2 группы.
Перед вами два портрета. На столах листы с качествами человека. Выберите те качества, которые на ваш взгляд подойдут к портретам этих людей.

Качества людей.
Вежливый, честный, беспощадный, злобный, отзывчивый, милосердный, бессердечный, жадный, ласковый, счастливый, незлобливый, грубый, воинственный, высоконравственный, добрый, лживый, агрессивный, приличный, достойный, порядочный, ненавистный, предатель, спокойный, добродушный, заносчивый, нетерпеливый, прихотливый, сочувствующий, нежный, сердитый, тревожный, радостный, тихий, насмешливый, скрытный.

Выступления от групп.

Вы правильно определили по портрету качества человека. Надеюсь, что в жизни наяву вы сможете отличить злобного человека от доброго.
Мать Тереза.
Агнес Бояджиу, будущая мать Тереза, родилась в Скопье в албанской семье 26 августа 1910года и была, третьим по счету ребёнком обеспеченных родителей.
Агнесс была хорошая, послушная, внимательная, доброжелательная. В Калькутте основала школу среди мусорных куч. Учила никому не нужных детей мыть руки и писать на асфальте. Она не знала, что тем самым положено начало системе детских приютов Ордена милосердия для нежеланных детей и ненужных детей – младенцев из мусорных ящиков, маленьких инвалидов, сирот.
Ещё она стаскивала куда-нибудь под крышу умирающих и бездомных и старалась облегчить им страдания. Основала дом для умирающих в Калькутте, названный «Домом Чистого Сердца». Однажды Мать Тереза сидела, пригорюнившись, и ломала голову, где еи раздобыть 50 000 рупий для детского дома в городе Агра. Вдруг раздался телефонный звонок. Незнакомый голос сообщил, что матери Терезе присуждении некая филиппинская премия. Эти деньги были потрачены на открвтие детского дома в Агре.
В разрушенный войной Бейрут она прибыла с пасхальной свечой и иконой девы Марии. Помолилась. Наступило перемирие. Потом она пересекло линию фронта и притащила кучу слабоумных детей из какого-то разбомблённого детского дома. 5сентября 1997года Мать Тереза умерла. Весь мир оплакивал ту, кого международная пресса назвала современной святой.

Иван Грозный.
В 1530 году в Москве, в семье великого князя Василия 3, родился сын, позже его назовут Иваном грозным.
Мальчику было 3 года, когда отец его умер, когда Ивану исполнилось 8 лет умерла его мать. Он стал замкнутым, жестоким, подозрительным, он научился скрывать свои намерения и никому не доверять.



Вывод. Добрый человек простит чужую жадность и зависть. Будет относится, как к болезни, а больного нельзя наказывать за его болезнь призрением.
«Добрый не тот, кто умеет делать добро, а тот, кто не умеет делать зло».

В) Проблемная ситуация.
Сейчас мы просмотрим небольшую презентацию. В конце просмотра вам нужно ответить на вопрос « Должен ли человек нести ответственность за свои поступки»?

Просмотр.
Ответы детей.
Вывод.
Комментарии учителя. В уголовном Кодексе Российской Федерации, существуют статьи, которые предусматривают наказания людей совершивших злые поступки. Обратимся к уголовному кодексу Российской Федерации.
Доклад ученика. Статья 245. жестокое обращение с животными.
П.l. Жестокое обращение с животными, повлекшее их гибель или увечье, если это деяние совершено из хулиганских побуждений, или из корыстных побуждений, или с применением садистских методов, или в присутствии малолетних, наказывается вплоть до ареста на срок до 6 месяцев.
П.2. То же деяние, совершенное группой лиц наказывается вплоть до лишения свободы на срок до двух лет.

« Жестокость всегда проистекает от бессердечия и слабости.
Месть есть наслаждение души мелкой и низкой».

Ни один закон в мире не может запретить людям быть злыми. Милиция и суд могут заставить человека не совершать противозаконных поступков. Он будет бояться наказания. Но добрым он не станет.

Г). Проверим с помощью теста насколько вы добрый человек.
Анкета «Добрый ли ты человек?»
1. Ты можешь истратить все свои сбережения на подарки друзьям?___
2. Если друг рассказывает о своих неприятностях, ты покажешь ему, что это тебя мало интересует?___
3. Если твой друг плохо играет в игру, ты будешь ему поддаваться, чтобы сделать приятное?___
4. Часто ты говоришь приятное людям, чтобы им поднять настроение? ___
5. Любишь ли ты злые шутки?___
6. Ты злопамятный?___
7. Можешь ли ты спокойно выслушать, если тебя это не интересует?___
8. Умеешь ли ты на практике применять свои способности?___
9. Бросаешь ли ты игру, если проигрываешь?___
10. Если ты уверен в своей правоте, отказываешься ли ты выслушать своего оппонента?___
11. Ты охотно выполняешь просьбы?___
12. Ты станешь подтрунивать над кем-то, чтобы рассмешить окружающих?___

За ответ «ДА» на вопросы 1, 3, 4, 7, 11 – 1 балл.
За ответ «НЕТ» на вопросы 2, 5, 6, 8, 9, 10, 12 – 1 балл.
Больше 8 баллов – ты умеешь общаться с людьми. У тебя, наверное, много друзей. Берегите эти хорошие отношения!
От 4 до 8 очков – ты бываешь добрым не со всеми. Это не так уж плохо. Но все же, старайтесь не обижать окружающих.
Меньше 4 баллов – будьте доброжелательнее, и у вас будет больше друзей. Ведь дружба требует доброго отношения.

7.. Подведение итогов.
Вывод. Каждый человек вправе выбирать жизненный путь, увлечения, нормы поведения, стили одежды, любимого человека, но самое главное, чтобы каждый человек сделал правильный выбор между добром и злом. Чему мы с вами и учились на этом занятии. Каждый должен понимать. Что добро порождает добро, а зло порождает зло.
И пусть ваши сердца будут открыты для добра.

«Но знаешь ли ты, в чём добро вековое,
Должны мы любить всех живых, всё живое.
Ни в мыслях, ни в действиях зла не питая,-
Вот истина вечная, правда святая.
Все люди ко многим занятьям способны
Но те лишь прекрасны, что сердцем беззлобны».
Вот этими прекрасными словами мы заканчиваем наше занятие.
А вы учитесь добру, и передавайте добро другим.

-Чему мы учились на занятии?
Что нового вы узнали?
_Что больше всего понравилось?

8. Рефлексия.
Давайте измерим нашу температуру в конце занятия. Групповая диаграмма.
9. Домашнее задание.
Сочинение на выбор: «Легко ли быть добрым человеком».
«Письмо поддержка своему однокласснику».
По желанию отгадать кроссворд.








13PAGE 15


13PAGE 14115




15