Доклад на тему Организация методической работы в МКУ ДО ДДТ Алый парус


Организация методической работы в МКУ ДО «ДДТ «Алый парус»Существенное влияние на эффективность образовательного процесса, развитие профессиональных качеств педагогических работников оказывает методическая работа, осуществляемая в нашем учреждении.
Цель методической работы: создание условий для полноценного методического обеспечения различных сфер педагогической деятельности с целью повышения эффективности образовательного процесса и профессиональной компетентности педагогических кадров.
Задачи:
Обеспечить оперативное информирование педагогов о новом содержании образования, инновационных образовательных и воспитательных технологиях, передовом отечественном и зарубежном опыте, достижениях психолого-педагогических наук с целью внедрения в практику своей работы.
Систематически, всесторонне изучать и анализировать педагогическую деятельность на основе диагностики.
Стимулировать и развивать творческий исследовательский подход к учебно-воспитательному процессу, создать условия для обеспечения постоянного роста профессионального мастерства через коллективную и индивидуальную деятельность.
Выявлять, обобщать и распространять передовой педагогический опыт в учреждении.
Основными элементами методической деятельности МКУ ДО «ДДТ «Алый парус» являются:
повышение профессионального уровня и мастерства педагогических работников;
программно-методическое обеспечение образовательного процесса;
изучение, обобщение и распространение педагогического опыта;
информационно-аналитическое обеспечение образовательного процесса;
осуществление инновационной деятельности;
психолого-педагогическая поддержка всех участников педагогического процесса.
Пути реализации:
оказание организационно-методической помощи педагогам дополнительного образования МКУ ДО «ДДТ «Алый парус» в организации учебно-воспитательного процесса;
внедрение в практику МКУ ДО «ДДТ «Алый парус» новых исследований и достижений передового педагогического опыта, забота о научной и теоретической компетентности педагогических работников организации;
доведение до сведения педагогических работников организации нормативных документов;
организация системы повышения квалификации педагогических работников:
проведение конкурсов профессионального мастерства;
работа педагогических работников над темами самообразования;
повышение квалификации педагогических работников на курсах ПК;
участие педагогических работников в конкурсах различного уровня;
проведение тематических педагогических и методических советов.
Основные принципы осуществления методической работы:
системность и систематичность данной деятельности (последовательность, постепенность, непрерывность);
проблемно-диагностический подход;
практико-ориентированный подход;
опора на традиции в осуществлении методической деятельности в учреждении;
опора на положительный опыт деятельности педагогических работников;
модульная подготовка педагога (индивидуальное проектирование) в сочетании с коллективными формами работы;
моральное и материальное стимулирование.
Определение основных принципов осуществления методической работы помогает достичь достаточно высоких результатов в работе с педагогическими работниками по научно-методическому обеспечению образовательного процесса.
-927735197485Определение целей
Формулирование задач
на текущий период
Прогнозирование ожидаемого результата
Определение необходимых и достаточных условий
Построение системы методических мероприятий, обеспечивающих:
Контроль за выполнением плана и методических мероприятий
Ресурсы (кадровые, материальные, финансовые, методические)
Стимулы
Отбор содержания образования
Отбор продуктивных форм методической работы
Осуществление индивидуального подхода к педагогам
Административный контроль
Самоконтроль
Взаимоконтроль
Внесение соответствующих корректив в план и деятельность МКУ ДО «ДДТ «Алый парус»
00Определение целей
Формулирование задач
на текущий период
Прогнозирование ожидаемого результата
Определение необходимых и достаточных условий
Построение системы методических мероприятий, обеспечивающих:
Контроль за выполнением плана и методических мероприятий
Ресурсы (кадровые, материальные, финансовые, методические)
Стимулы
Отбор содержания образования
Отбор продуктивных форм методической работы
Осуществление индивидуального подхода к педагогам
Административный контроль
Самоконтроль
Взаимоконтроль
Внесение соответствующих корректив в план и деятельность МКУ ДО «ДДТ «Алый парус»
Схема «Алгоритм планирования методической работы»
Педагогические работники МКУ ДО «ДДТ «Алый парус» вовлечены в процесс разработки инновационных методик, педагогических средств образования и внедрения их в практику. В МКУ ДО «ДДТ «Алый парус» накоплено и систематизировано большое количество разработок, которые позволяют выстраивать освоение содержание образования с учётом возрастных, индивидуальных особенностей детей, с учётом различных каналов восприятия информации. Это системы творческих заданий, информационно - справочные материалы, дидактические и интеллектуально - развивающие игры, сценарии конкурсов и праздников.
Конкурсы как форма методической работы в МКУ ДО «ДДТ «Алый парус». С целью предъявления дидактического и методического сопровождения в учреждении ежегодно проводятся конкурсы - смотры учебно-творческих объединений и кабинетов, конкурсы авторских программ и методических комплексов, конкурсы профессионального мастерства, стимулирующие развитие педагогического творчества.
С 1998 года один раз в два года проходит конкурс «Педагог года», который проводится с целью выявления талантливых педагогических работников МКУ ДО «ДДТ «Алый парус», передового педагогического опыта, пропаганды и распространения педагогических идей по обновлению содержания и педагогических технологий дополнительного образования, повышения профессионального мастерства и престижа труда педагога дополнительного образования.
Ежегодно в учреждении проводятся и другие профессиональные конкурсы: «Педагог-воспитатель», «Лучшее открытое занятие», смотр-конкурс образовательных программ и УМК к образовательным программам… Основной целью данных конкурсов является активизация творческого потенциала педагогов дополнительного образования МКУ ДО «ДДТ «Алый парус», выявление нетрадиционно работающих, талантливых педагогов дополнительного образования, создание благоприятной мотивационной среды профессионального развития.
Информационное обеспечение методической деятельности. Эффективность методической работы немыслима без создания информационно-аналитического пространства, то есть информационной поддержки практической деятельности педагогических работников, направленной на совершенствование образовательного процесса. Эта деятельность подразумевает, прежде всего, сбор, систематизацию, анализ и обобщение научно-практической информации о деятельности педагогических работников, а также материалов по педагогике, психологии, методике и доведение ее до работников учреждения.
В этих целях в учреждении создан информационный центр, в котором сосредоточена информация о деятельности учреждения по следующим направлениям:
• управление;
• учебно-воспитательный процесс;
• информационно-аналитическое обеспечение образовательного процесса;
• повышение профессионального мастерства педагогических работников;
• программно-методическое обеспечение образовательного процесса;
• исследовательская деятельность;
• психолого-педагогическая поддержка участников образовательного процесса.
Важным звеном в структуре методической службы является информационно-фондовый кабинет, осуществляющий оперативную информационную помощь участникам образовательного процесса. Здесь представлен библиотечный фонд, насчитывающий более тысячи экземпляров книг и журналов. Периодическая литература представлена 5 журналами и 1 районной газетой.
Таблица № 13. Обеспеченность издательской продукцией
Количество пользователей База информации (количество литературы)
Педагоги Методическая литература Периодические издания Учебно-методическая литература Другая литература
23 139 496 416 130
Система повышения педагогического мастерства. Обновление содержания образования предъявляет новые, более высокие требования к профессионально-педагогической квалификации педагогических работников всех специальностей.
Основная задача системы повышения квалификации педагогов МКУ ДО «ДДТ «Алый парус» - создание условий, способствующих непрерывному росту мастерства педагогических работников и вовлечение их в инновационную деятельность с целью совершенствования образовательного процесса в Доме детского творчества.
Система повышения профессионального мастерства позволяют решать следующие задачи:
восполнение пробелов в базовом педагогическом образовании;
формирование методической культуры, обладание педагогами МКУ ДО «ДДТ «Алый парус» современными образовательными технологиями;
повышение компетентности, обновление и углубление междисциплинарных знаний, развитие профессионально-значимых умений и навыков;
повышение психологической культуры с целью формирования готовности к работе на основе личностно-ориентированного подхода.
Условия эффективности системы повышения квалификации педагогических работников МКУ ДО «ДДТ «Алый парус»:
Диагностическая основа. Диагностика затруднений, профессиональных потребностей и запросов педагогов.
Мотивационная среда. Создание условий, побуждающих педагогов к профессиональному росту.
Сегодня мастерство педагога проявляется не только и не столько во внедрении в педагогическую практику административных и инструктивных указаний, сколько в самостоятельно найденных педагогических решениях, качественных и нестандартных результатах труда.
Повышение квалификации педагогов МКУ ДО «ДДТ «Алый парус» и развитие их мастерства происходит в определённой мере естественным путём - в ходе профессионально-педагогической деятельности. Удовлетворение потребности педагога в профессиональном росте - приоритетная задача службы методического сопровождения. В последние годы в работе с педагогами в учреждении перенесён акцент с информационного на деятельностно - развивающий и проблемно-методический.
Достойное место наряду с традиционными формами методической работы заняли интерактивные формы: тренинги, деловые игры, коллективное генерирование идей («мозговой штурм»), мастер - классы.
Но по-прежнему самой распространённой формой сотрудничества педагога, социального педагога и методиста остаются индивидуальные консультации по актуальным проблемам моделирования и конструирования образовательного процесса (Приложение № 5).
Вопросы, требующие более глубокого осмысления и детальной проработки, рассматриваются на теоретических семинарах, круглых столах. Тематика семинаров проектируется исходя из затруднений педагогов при осуществлении профессионально-педагогической деятельности.
Традиционно используется такая форма работы, как педагогические советы. Практически на всех педагогических советах МКУ ДО «ДДТ «Алый парус» ведется обучение педагогов, за исключением тех случаев, когда речь идет о результатах работы и планировании. Повышение профессионального мастерства педагогов проходит на методических совещаниях, которые проводятся в различных активных формах. Уделяется внимание обобщению и распространению педагогического опыта. Посещение занятий, проведение семинаров, проведение консультаций, мастер - классов – все это способствует обогащению профессиональных знаний, умений и навыков, развитию профессионально – личностной культуры педагога.
В ходе реализации Программы развития МКУ ДО «ДДТ «Алый парус» на 2011 – 2015 г.г., в учреждении были разработаны и реализованы следующие целевые программы:
Программа развития кадрового потенциала в условиях муниципального образовательного учреждения дополнительного образования для детей Дом детского творчества «Алый парус» Еманжелинского муниципального района Челябинской области на 2011 – 2015годы
В ходе опроса педагогов о результатах организации методической работы в учреждении, были получены следующие ответы (Диаграмма 9,10,11):
110789422333900Цели и задачи методической работы в МКУ ДО «ДДТ «Алый парус» объективно необходимы и ясны:
Содержание методической работы в МКУ ДО «ДДТ «Алый парус» адекватно профессиональной компетентности педагогов:
48577513716000
Методическая служба эффективна:
4864109715500
В настоящее время методическая работа МКУ ДО «ДДТ «Алый парус» призвана:
обеспечить развитие учреждения;
решить задачи по разработке и внедрению новых технологий обучения и воспитания;
разработать дополнительные общеобразовательные общеразвивающие программы нового поколения;
обеспечить оперативное информирование педагогических работников о новом содержании образования, инновационных образовательных и воспитательных технологиях, передовом отечественном и зарубежном опыте, достижениях психолого-педагогических наук с целью внедрения в практику своей работы;
систематически, всесторонне изучать и анализировать педагогическую деятельность на основе диагностики;
стимулировать и развивать творческий исследовательский подход к учебно-воспитательному процессу, создать условия для обеспечения постоянного роста профессионального мастерства через коллективную и индивидуальную деятельность;
выявлять, обобщать и распространять передовой педагогический опыт в МКУ ДО «ДДТ «Алый парус».
Эти и другие задачи планируется решать путем реализации программы инновационной деятельности учреждения.