Конспект читательской конференции по повести Е. Ильиной Четвёртая высота.


Тема: Читательская конференция по повести Е. Ильиной «Четвёртая высота»
Класс: 6
ФИО автора: Морозова Людмила Николаевна
Занимаемая должность: учитель русского языка и литературы
Полное наименование образовательного учреждения: филиал муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения Сосновской средней общеобразовательной школы № 1 в с. Отъяссы
Конт. тел.: 89204835387
Цель: организовать деятельность учащихся по обсуждению повести Е. Ильиной «Четвёртая высота».
Задачи:
Обучающая: учить анализировать художественное произведение, характеризовать героев;
Развивающая: развитие познавательной и коммуникационной компетентностей в ходе самостоятельной деятельности учащихся, расширение читательского кругозора учащихся;
Воспитательная: воспитание чувства патриотизма на примере художественного произведения.
Оборудование: книга: Е. Ильина «Четвёртая высота», М., Детская литература, 1987 ; иллюстрации обучающихся к повести , аудиозапись песни на ст. А. Суркова «В землянке».
Ход занятия
Вступительная беседа.
- Здравствуйте, дети. Началась четвёртая четверть, а какие праздники у нас впереди?
Ученики:1 Мая, 9 Мая.
- Какой из них более значимый для нашей страны, для нас?
Ученик: 9 Мая, День Победы.
- Да. Война длилась долгих тяжелейших четыре года. Много испытаний, горя, страдания пришлось пережить людям в эти годы. Двадцать семь миллионов советских людей, встретивших войну в июне 1941-го, недосчиталась Родина в победную весну 1945-го. Цена Победы - 1418 дней и ночей самой жестокой и самой священной войны, 1710 разрушенных городов и посёлков, 70 тысяч сожжённых сёл и деревень. О тех, кто ценой собственной жизни подарил нам мирное небо над головой, независимость, написано очень много книг. Сегодня мы поговорим об одной из них.
Краткое слово учителя об авторе повести «Четвёртая высота» Е. Ильиной.
- Елена Ильина, родная сестра С. Маршака, была близкой подругой Гули Королевой. Свою героиню знала еще ребенком, школьницей, встречалась с ней в суровые годы войны. Е. Ильина взяла псевдоним, чтобы не афишировать свое родство с известным поэтом. Настоящее имя Лия Яковлевна Прейс. Книга переведена на многие языки мира.
Обуждение прочитанного.
Вопросы для обсуждения.
Назовите имя главной героини книги Елены Ильиной. За что она его получила? Каково её настоящее имя?
Ученик: «Четвертая высота»- биографическая повесть Елены Ильиной о Гуле Королевой, прожившей недолгую, но интересную и мужественную жизнь. Эта книга о талантливой актрисе, прославленной героине Великой Отечественной войны и просто о чутком, обаятельном человеке, для которой понятия любви к Родине и человеческого достоинства были не просто высокопарными фразами, а смыслом жизни. Этот был верный друг, горячее сердце.
Назовите эпизод из книги: « Она вместе с мамой по усыпанной песком дорожке мимо длинного ряда клеток с какими-то толсторогими козлами, баранами и бородатыми быками. Возле высокой железной ограды они остановились…» Как родители воспитывали свою дочь?
Ученик: Так начинается глава, которая рассказывает о посещении мамой и Гулей зоопарка. Гуля забежала в клетку слона, чтобы забрать свой мячик. Она верила словам матери. Пришлось маме сказать дочери, что слон стал трубить из-за того, что она его рассердила.
Почему Гуля в произведении названа артисткой?
Ученик: В детском возрасте девочка снималась в фильмах.
В каком возрасте Гуля впервые снялась в фильме? В каких фильмах она снималась ?Ученик. Впервые это произошло в возрасте 3-х лет. Фильм снят по рассказу А. П. Чехова «Каштанка». А ещё Гуля Королёва снялась в фильмах «Дочь партизана», «Я люблю».
Чему пришлось научиться Гуле, чтобы сыграть сцену из фильма «Дочь партизана»? Как Гуля взяла первую высоту в своей жизни?
Ученик: Для съемок в фильме девочке надо было научиться ездить верхом в седле и без седла. Красноармейский конь Сивко был очень упрямым и не хотел слушаться, но, несмотря на усталость, Гуле удалось его покорить и взять барьер. Так она взяла первую высоту в своей жизни. За отлично сыгранную роль Василинки Гулю наградили премией: портретами великих русских писателей, библиотекой, тремя настольными играми и аквариумом. Позже она получила так желанные ею часики.
А вторую? С чем ей пришлось бороться?
Ученик: Из-за съёмок в фильме Гуля стала плохо учиться, неровно. Впереди – экзамены. Собрав волю в кулак, в течение короткого времени, отказывая себе в прогулках, отдыхе и купании в море, Гуля выучила географию. Экзамен выдержала отлично, чем очень порадовала учительницу, которая сначала вела себя по отношению к ней настороженно. Так была взята вторая высота в её жизни.
Назовите эпизод из книги: « Дорогой папочка, у меня огромная радость – я еду в… (дети: Артек)! Это награда за кино, а также за то, что я хорошо перешла в восьмой класс…»
Кто её артековские друзья. За что были премированы путевками в Артек ребята?
Ученик: Артековские друзья – это мальчик Барасби, который учил Гулю ездить по-джигитски, и девочка Мамлякат, которая собирала хлопок и была награждена за это орденом. Смена была необычной: дети получили путёвки за заслуги перед страной: один спас от гибели самолёт, другой спас из огня ребёнка, третий пристрелил двух волков.
Какой подарок преподнесли артековцам в конце смены?
Ученик: поездку в столицу Родины – Москву.
«Холодная балка»- что это? Какое преступление совершает Гуля в санатории? Признает ли она свою вину?
Ученик: «Холодная балка»- это санаторий, в который направили Гулю из-за её частых простуд. Воспитатель Ольга Петровна не разрешала свободолюбивой Гуле нарушать режим и делать то, что ей хочется. Она говорила: «Вы приехали сюда лечиться, и мы вас вылечим». При этом ни разу она не повысила на девочек голос. Чтобы выплеснуть свою досаду, Гуля порвала свою простыню. Спустя короткое время сшила. Гуля думала, что воспитатель напишет ей плохую характеристику, а Ольга Петровна в письме к матери очень тепло о ней отзывалась. Гуля раскаялась и написала Ольге Петровна письмо с просьбой простить её. Случай говорит о том, что надо признавать свои ошибки. Так могут поступить только сильные духом люди.
О чём рассказывают данные строки: «Ещё весь дом спал, когда Гуля проснулась.
«Что в последнее время случилось хорошего?- подумала она. Такая уж у неё была привычка: просыпаясь утром, оглядываться на вчерашний день. _ Письмо от Эрика? Нет, письмо принесло только огорчение. Катание на коньках? Нет, не то… Ах, да! Мой план! Моя тайна…» И Гуля быстро начала одеваться». В какую группу во Дворце пионеров записывается Гуля?
Ученик: Гуля хочет научиться как следует плавать и прыгать с вышки в воду.
Как ей давались занятия спортом? О чём это говорит? Когда ей это пригодилось?
Ученик: Непросто. Гуле Королёвой пришлось перебороть свой страх, чтобы прыгать с 5-ти, а затем и с восьмиметровой вышки в бассейн. Выдержка, закалка пригодились ей на войне.
Подруге Мирре Гарбель во время её размышлений о том, что Гулю тянет к самому трудному, вспоминаются лермонтовские строки. Какие? Как вы их понимаете?
Ученик: Это строки из стихотворения М. Ю. Лермонтова «Парус»:
А он, мятежный, просит бури,
Как будто в бурях есть покой.
Гуля не ищет лёгких путей в жизни. Стремится поставить перед собой высокую планку и взять её. Она постоянно требовательна сама к себе.

Какой была третья высота в жизни героини?
Ученик: Она выиграла городские соревнования по прыжкам в воду. Гуля Королёва стремилась быть первой, и благодаря её упорству и труду, всё получалось.
Где хочет учиться Королёва по окончании школы? Что мешает сбыться её мечтам о счастливой жизни? Ученик: Королёва хочет поступить в гидромелиоративный институт, чтобы в будущем работать в пустыне, прокладывать каналы, бороться с песками. Помешала сбыться её мечтам Великая Отечественная война, начавшаяся 22 июня 1941 года.
Послушайте отрывок из повести и скажите, о чём в нём говорится: «Поздней ночью, пробираясь во мраке по пустынным улицам, Гуля с матерью уходила из родного края. Киев, оглушённый, насторожившийся, словно к чему-то прислушивался. Только что отзвучал отбой воздушной тревоги. Нужно было торопиться, чтобы до новой тревоги успеть на поезд.
Через час далеко на восток уходил эшелон Украинской академии наук. С этим эшелоном уезжала и Гуля».
Ученик: Гуля вместе с матерью эвакуируется из города. Она ждёт ребёнка. А её муж Сергей с самого начала войны ушёл на фронт.
Чем занимается Королёва в столице Башкирии – Уфе? Когда она принимает решение идти добровольцем на фронт?
Ученик: Она хочет быть нужной стране, своему народу. Работает в госпитале, куда привозят красноармейцев: ухаживает за бойцами, перевязывает раненых, пишет их родным письма. Смерть совсем ещё молодого бойца и одновременно пришедшая похоронка на мужа – вот причины, повлиявшие на ее решение оставить сына Сашу – Ёжика на маму и уйти на фронт.
Как ведёт себя Гуля на фронте? Из-за какой опасной ситуации , возникшей во время боя, Королёву стали называть «огненной девушкой»? (напомню вам слова песни, которую сложили о ней в дивизии:
Девушка вспыхнула,
Путь осветила,
Огненной птицей летела
В бой
Ученик: Девушка ведёт себя бесстрашно. Подбадривает своих подруг- Люду и Асю. Однажды во время боя Гуля наступила на бутылку с горючей смесью, которая тут же вспыхнула, объяв её всю пламенем. Гуля только после боя сделала себе перевязку. А в письме к маме назвала этот опасный для жизни случай так: «одно из необычных приключений».
А какую песню любила петь сама Гуля Королёва?
Прослушивание песни на сл. А. Суркова «В землянке».
Что такое подвиг? За какой подвиг в приказе по 214-ой дивизии, подписанный командиром Бирюковым, Марионелла Королёва зачислена почётным красноармейцем 780-го стрелкового полка?
Какой была четвёртая, последняя высота в жизни комсомолки, патриотки Гули Королёвой. Расскажите о высоте 56, 8 близ хутора Паншино под Сталинградом.
Ученик пересказывает главу из повести «Четвёртая высота» с одноименным названием.
Из перечисленных качеств характера выберите те, которые, по- вашему, присущи героине:
трусость
бесстрашие, храбрость
оптимизм, вера в светлое будущее
пессимизм, безверие
упорство в достижении цели
малодушие
безразличие к происходящему
сила воли
жажда знаний, деятельности
Какими качествами вы бы дополнили список?
Ученики: бесстрашие, храбрость, оптимизм, вера в светлое будущее, упорство в достижении цели, сила воли, жажда знаний, деятельности.Какие качества характера вы хотели бы выработать у себя? Что для этого следует делать?
Ученики отвечают.
Чему научила нас эта книга?
Ученики отвечают.
Заключительное слово учителя. Память о героическом прошлом, о людях, проявлявших чудеса героизма ради жизни на Земле, должна всегда оставаться в наших сердцах. Нельзя забывать и о том, что каждый из живущих оставляет на земле след. Одни – добрый. Чистый. Другие – мрачный, тяжёлый… Выбор за нами. Пусть напутствием в жизни нам послужат строки нашей землячки В. Т. Дорожкиной:
Жизнь – то наказанье, то подарок,
Сочетанье радостей и бед.
Только бы прожить её недаром,
Только бы оставить добрый след.