Рабочая программа по литературе для 9 класса


Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Средняя общеобразовательная школа №1 п. Клетня Брянской области
Рассмотрено
Руководитель МО учителей русского языка и литературы
___________ О.В.Сидоренко
Протокол №____ от
«___» _____________2016г. Согласовано
Заместитель директора по ВР
__________ Н.В.Песенко
«____» _____________2016г.
Утверждаю
Директор МБОУ СОШ №1
п. Клетня
_____________ Н.В.Касацкая
Приказ № _________ от
«____» ______________2016г.
Рабочая программа
учебного предмета
« Литература»
9 класс
Разработал учитель русского языка и литературы
высшей квалификационной категории
Алексеева Галина Сергеевна
2016-2017 учебный год
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
По литературе
Класс 9
Общее количество часов по плану 102
Количество часов в неделю 3
Автор учебника:
Литература. 9 класс: Учебник – хрестоматия для общеобразовательных учреждений: В 2 ч./ Авторсост. С.А Зинин, В.И. Сахаров, В.А. Чалмаев. – М.: «ТИД «Русское слово – РС», 2009.
Рабочая программа составлена в соответствии с учебным планом и на основе программы образовательных учреждений (Федерального компонента государственного стандарта общего образования, Примерной программы основного общего и среднего (полного) образования по литературе и в соответствии с концепцией курса, представленной в программе по литературе для 5 – 11 классов общеобразовательной школы /Авторы-составители:Г.С. Меркин, С.А. Зинин, В.А. Чалмаев. – 5-е изд., испр. и доп. – М.: ООО «ТИД «Русское слово – РС», 2010 – 200 с. к УМК для 5-9 классов /Авторы программы Г.С. Меркин, С.А. Зинин, В.А. Чалмаев).
Пояснительная записка
Рабочая программа составлена на основе Федерального государственного стандарта общего образования по литературе ,Примерной программы основного общего и среднего (полного) образования по литературе и в соответствии с концепцией курса, представленной в программе по литературе для 5 – 11 классов общеобразовательной школы (авторы-составители: Г.С. Меркин, С.А. Зинин, В.А. Чалмаев). Авторы новой программы (Г.С. Меркин, С.А. Зинин, В.А. Чалмаев – 5-е изд. М., ООО «ТИД «Русское слово» - РС», 2009г.) предлагают для реализации задач литературного образования в 5-9 классах концентрический на хронологической основе вариант построения курса Курс литературы XX века на историко-литературной основе с включением кратких сведений о зарубежной литературе и ее развитии, в центре которого – анализ литературного процесса ХХ века, автор и художественное произведение в этом процессе – предусмотрен и программой по литературе для 9 класса // автор-составитель С.А. Зинин. Этой программе и учебнику по литературе, исходя из соображений целесообразности, я и отдала предпочтение. Те же авторы (С.А. Зинин, В.И. Сахаров, В.А. Чалмаев) и та же программа (см. выше: принцип программного сопряжения курсов 9 и 10 классов) в курсе изучения литературы старшего звена (10-11 классы) позволит продолжить начатый курс обучения по вышеуказанной программе и учебникам.
Данная программа предназначена для учащихся 9 класса
Программно-методическое обеспечение: С.А. Зинин, В.И. Сахаров, В.А. Чалмаев. «Литература. 9 класс». В 2-х частях – М.: «Русское слово», 2009.
Литература. Программа для 5-11 классов общеобразовательной школы. Авторы-составители: Г.С.Меркин, С.А.Зинин, В.А.Чалмаев
Общее количество часов: 102
Количество часов в неделю: 3
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
Учебно-тематическое планирование для 9 класса по программе Г. С. Меркина
Планирование составлено на основании: Литература. Программа для 5-11 классов общеобразовательной школы // Авторы- составители: Г.С. Меркин, С. А. Зинин, В. А. Чалмаев. 5-е издание, исправленное и дополненное. – М.: Русское слово, 2009.
Планируется сочинений классных 5, домашних 7, контрольное тестирование 2.

п/п Наименование раздела и тем Количество
часов
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10. Введение
Из древнерусской литературы
Из литературы XVIII века
Литература первой половины XIX века
А.С. Грибоедов
А.С. Пушкин
М.Ю. Лермонтов
Н.В. Гоголь
Литература второй половины XIX века
Из литературы XX века 1
7
6
3
10
20
14
17
14
10
Итого: 102 часа
Из них на развитие речи – 12
(5 классных сочинений, 7 – домашних творческих работ).
дата № Тема урока Тип урока количество часов Вид контроля Проектировочная деятельность Обеспечение урока Коррекция
1 Введение. Цели и задачи изучения историко-литературного курса. Усвоение нового 1 2 Из древнерусской литературы. Жанровое и тематическое своеобразие древнерусской литературы. Усвоение нового материала 1 Работа со словарём Словарь литературоведческих терминов 3 Историческая и художественная ценность «Слова о полку Игореве». Комбинированный урок 1 Опрос.
Навыки выразительного чтения Выразительное чтение 4 Патриотическое звучание основной идеи поэмы, ее связь с проблематикой эпохи. Комбинированный урок 1 Выразительное чтение 5 Человек и природа в художественном мире поэмы. Комбинированный урок 1 Анализ эпизода.
Умение анализировать эпизод Анализ эпизода Иллюстрации 6 Стилистические особенности «Слова». Урок применения знаний 1 Опрос Анализ языка произведения 7 Фольклорные, языческие и христианские мотивы и символы в поэме. Комбинированный урок 1 Составление таблицы 8 Тестирование по «Слову о полку Игореве».Р.р. Подготовка к домашнему сочинению (темы по выбору) Проверка знаний 1 Тест или викторина Подготовка к сочинению 9 Из русской литературы XVIII века. Основные тенденции развития. Русский классицизм. Вклад Кантемира и Тредиаковского в формирование новой поэзии.
Значение творчества Ломоносова для развития русского поэтического слова.
Усвоение нового материала 1 Работа со справочной литературой Доклады, сообщения.
Чтение стихов Ломоносова наизусть Таблица 10 Расцвет отечественной драматургии (Сумароков А.П., Фонвизин Д.И., Княжнин Я.Б). Фонвизин «Недоросль» Усвоение нового материала 1 Навыки выразительного чтения Сообщения, индивидуальные задания Иллюстрации к произведению. 11 Книга Радищева «Путешествие из Петербурга в Москву». Жанр, идея. Комбинированный урок 1 Умение анализировать эпизоды художественного произведения Анализ эпизода 12 Своеобразие художественного метода А.Н.Радищева. Комбинированный урок 1 Понимание жанровых особенностей произведения Работа со словарём Словарь литературоведческих терминов 13 Поэтика «сердцеведения» в творчестве Н.М.Карамзина. Роль писателя в совершенствовании языка. «Бедная Лиза» Комбинированный урок 1 Сообщения 14 Черты сентиментализма и предромантизма в произведениях Карамзина. «Бедная Лиза». Внутренний мир героев. Роль пейзажа. Комбинированный урок 1 Выявление роли пейзажа в произведении Индивидуальные задания 15 Литература первой половины XIX века. Становление и развитие русского романтизма. Усвоение нового материала 1 Умение работать со справочной литературой Сообщения учащихся Таблица 16 Черты романтизма в творчестве Батюшкова, Жуковского, Рылеева, Баратынского. Комбинированный урок 1 Навыки выразительного чтения Чтение наизусть Портреты поэтов 17 Р.р. Анализ стихотворений Баратынского Развитие речи 1 Умение анализировать поэтическое произведение 18 А. С. Грибоедов. Жизненный путь и литературная судьба Грибоедова. Усвоение нового материала 1 Умение работать со справочной литературой и Интернет ресурсами Сообщения учащихся, составление хронологической таблицы Портрет писателя 19 Творческая история комедии «Горе от ума». Своеобразие конфликта и тема ума в комедии. Комбинированный урок 1 Индивидуальные задания 20 Идеалы и антиидеалы Чацкого. Комбинированный урок 1 Умение производить сопоставительный анализ поступков героев Выразительное чтение, составление характеристики героев 21 Фамусовская Москва как «срез» русской жизни начала XIX века. Комбинированный урок 1 Индивидуальные задания Иллюстрации к произведению 22 Чацкий и Молчалин. Комбинированный урок 1 Навыки сравнительной характеристики Сравнение героев, составление таблицы, подбор цитат 23 Образ Софьи в трактовке современников и в нашем видении. Комбинированный урок 1 Устное рисование Иллюстрации 24 Р.р.Конкурсное чтение наизусть (монологи Чацкого, Фамусова). Развитие речи 1 Навыки выразительного чтения Выразительное чтение наизусть 25 Особенности создания характеров и специфика языка в комедии «Горе от ума». Комбинированный урок 1 Индивидуальные задания 26 Р.р. И.А.Гончаров о «Горе от ума». (Статья «Мильон терзаний») Развитие речи 1 Умение работать с критической статьёй, составлять конспект Конспект статьи Статья Гончарова «Мильон терзаний» 27 Р.р.Классное сочинение по комедии "Горе от ума" Развитие речи 1 Умение писать сочинение на заданную тему Сочинение 28 А.С.Пушкин. Жизненный и творческий путь А.С.Пушкина. Усвоение нового материала 1 Умение работать со справочной литературой и Интернет ресурсами Доклады, составление хронологической таблицы Портрет писателя 29 Темы, мотивы и жанровое многoобразие лирики А.С.Пушкина. Комбинированный урок 1 30 Тема поэта и поэзии. «Пророк», «Памятник», «Бесы» Комбинированный урок 1 Навыки выразительного чтения Чтение наизусть 31 Лирика любви и дружбы в творчестве Пушкина. Комбинированный урок 1 Сообщения учеников об адресатах любовной лирики поэта, о друзьях-лицеистах Портреты 32 Вольнолюбивая лирика. «К морю», «Анчар», «К Чаадаеву» Комбинированный урок 1 Индивидуальные задания 33 Р.р.Конкурсное чтение наизусть стихотворений А.С.Пушкина. Развитие речи 1 Навыки выразительного чтения Чтение наизусть 34 Художественное своеобразие и проблематика поэмы «Кавказский пленник». Комбинированный урок 1 35 Реализм «Маленьких трагедий». Комбинированный урок 1 Владение навыками пересказа Различные виды пересказа Иллюстрации 36 Реализм «Повестей Белкина». Комбинированный урок 1 Индивидуальные задания 37 Мастерство писателя в создании характеров. Усвоение нового материала 1 Таблица 38 Вн.чт. Пушкин «Цыганы» Урок внеклассного чтения 1 Умение самостоятельно анализировать произведение Самостоятельная работа с текстом 39 «Евгений Онегин» как свободный роман и роман в стихах. История создания романа Комбинированный урок 1 Умение работать с дополнительной литературой Сообщения 40 Р.р. Автор и его герой в образной системе романа. (быстрое введение гл.1) Развитие речи 1 Владение связной монологической речью Работа с учебником и текстом произведения 41 Онегин и Ленский. Комбинированный урок 1 Навыки сравнительной характеристики героев Сопоставление образов Онегина и Ленского Иллюстрации 42 Образ Татьяны Лариной как «милый идеал» автора. Комбинированный урок 1 Выразительное чтение 43 Картины жизни русского дворянства в романе. Комбинированный урок 1 44 Р.р. В.Г.Белинский о романе. Развитие речи 1 Умение работать с критической статьёй Конспект статьи Белинского 45-46 Р.р. Классное сочинение по творчеству А.С.Пушкина на одну из предложенных тем Развитие речи 2 Умение писать сочинение на заданную тему Сочинение 47 М.Ю.Лермонтов. Жизненный и творческий путь. Усвоение нового материала 1 Работа с дополнительной литературой, Сообщения, составление хронологической таблицы
Портрет писателя 48 Темы и мотивы лермонтовской лирики. Тема свободы и назначения художника. Комбинированный урок 1 Выразительное чтение 49 Тема одиночества в творчестве поэта. Комбинированный урок 1 50 Судьба поэта и его поколения. Комбинированный урок 1 Индивидуальные задания 51 Патриотическая тема в поэзии Лермонтова. «Родина», «Дума», «Когда волнуется желтеющая нива…» Комбинированный урок 1 Выразительное чтение 52 Р.р.Конкурсное чтение наизусть стихотворений М.Ю.Лермонтова. Развитие речи 1 Навыки выразительного чтения Чтение наизусть 53 «Герой нашего времени» как первый русский философский роман в прозе. Комбинированный урок 1 54 Своеобразие композиции и образной системы романа. Усвоение нового материала 1 Индивидуальные задания Таблица 55 Автор и его герой. «Тамань» Комбинированный урок 1 56 Индивидуализм Печорина, его личностные и социальные истоки. «Бэла» Комбинированный урок 1 Владение различными видами пересказа Пересказ от лица героев Иллюстрации 57 Печорин в ряду других персонажей романа. Черты романтизма и реализма в поэтике романа. «Фаталист» Комбинированный урок 1 58 «История души человеческой» как главный объект повествования. В.Г.Белинский о романе. Комбинированный урок 1 59-60 Р.р.Подготовка к сочинению. Р.р.Классное сочинение по творчеству Лермонтова на одну из тем Развитие речи 2 Умение писать сочинение на заданную тему, связно излагать мысли Сочинение 61 Н.В.Гоголь. Жизнь и творчество Гоголя. Усвоение нового материала 1 Доклады Портрет писателя 62 «Талант необыкновенный, сильный и высокий». Цикл «Вечера на хуторе близ Диканьки». Усвоение нового материала 1 Индивидуальные задания 63 Комедия «Ревизор»- важная веха в творчестве Гоголя. Комбинированный урок 1 64 Тема «маленького человека» в «Петербургских повестях» Комбинированный урок 1 65 Поэма «Мертвые души» как вершинное произведение художника. Усвоение нового материала 1 66 Сюжетно-композиционное своеобразие «Мертвых душ». Комбинированный урок 1 67 Образы помещиков. Манилов. Средства сатирической типизации (пейзаж, портрет, интерьер, диалог) Комбинированный урок 1 Умение анализировать эпизод произведения Анализ эпизода, характеристика героя Иллюстрации 68 Образы помещиков. Коробочка. Комбинированный урок 1 Иллюстрации 69 Образы помещиков. Ноздрев.
Быт и нравы Ноздрёва Комбинированный урок 1 Индивидуальные задания 70 Образы помещиков. Собакевич. Комбинированный урок 1 71 Образы помещиков. Плюшкин. Комбинированный урок 1 Характеристика героя 72 РР Образ Чичикова и тема «живой» и «мертвой» души. Подготовка к домашнему сочинению Комбинированный урок 1 Умение отбирать нужный материал, составлять план сочинения Подготовка к сочинению, составление планов 73 Народная тема в поэме. Комбинированный урок 1 74 Фигура автора и роль лирических отступлений. Комбинированный урок 1 Навыки выразительного чтения Чтение наизусть лирического отступления 75 Художественное мастерство Гоголя-прозаика, особенности его творческого метода. Критики о Гоголе. Усвоение нового материала 1 Работа с критической статьёй Конспект Статьи критиков 76-77 Р.р.Классное сочинение по творчеству Гоголя на одну из тем Развитие речи 2 Сочинение 78 Литература второй половины XIX века (обзор с обобщением ранее изученного). Развитие традиций отечественного реализма в русской литературе 1840-1890 г.г. Усвоение нового материала, лекция 1 Конспект или тезисный план лекции 79 Расцвет социально-психологической прозы (произведения Гончарова и Тургенева). Усвоение нового материала 1 Индивидуальные задания 80 Своеобразие сатирического дара М.Е.Салтыкова - Щедрина («История одного города»). Комбинированный урок 1 Использование Интернет ресурсов и дополнительной литературы Индивидуальные задания Иллюстрации 81 Лирическая ситуация 50-70 годов 19 века. Поэзия Н.А.Некрасова. Комбинированный урок 1 Выразительное чтение Портрет 82 Лирическая ситуация 50-70 годов 19 века. Поэзия Ф.И.Тютчева. Комбинированный урок 1 Выразительное чтение Портрет 83 Лирическая ситуация 50-70 годов 19 века. Поэзия А.А.Фета. Комбинированный урок 1 Сообщения Портрет 84 Р.р.Конкурсное чтение наизусть стихотворений Некрасова, Тютчева, Фета. Развитие речи 1 Владение навыками выразительного чтения наизусть Чтение наизусть 85-86 Творчество А.Н.Островского как новый этап развития русского национального театра. Усвоение нового материала 2 Индивидуальные задания 87-88 Л.Н.Толстой и Ф.М.Достоевский как два типа художественного сознания (романы «Война и мир» и «Преступление и наказание»). Усвоение нового материала 2 Индивидуальные задания, задания по группам Портреты писателей 90 Проза и драматургия А.П Чехова в контексте рубежа веков. Трагикомедия «футлярной» жизни: «Человек в футляре», «Крыжовник» Комбинированный урок 1 91 Нравственные и философские уроки русской классики 19 столетия. Усвоение нового материала 1 92 Тестирование по теме «Литература второй половины XIX века» Проверка знаний 1 Степень усвоения изученного материала Выполнение тестов
Тестовые задания 93 Из литературы XX века (обзор с обобщением ранее изученного). Своеобразие русской прозы рубежа веков (М.Горький, И.Бунин, А.Куприн). Комбинированный урок 1 Индивидуальные задания 94 «Серебряный век» русской поэзии (символизм, акмеизм, футуризм). Комбинированный урок 1 Написание конспекта Портреты, презентация 95-96 Многообразие поэтических голосов эпохи (лирика Блока, Есенина, Маяковского, Ахматовой, Цветаевой, Пастернака). Комбинированный урок 2 Анализ стихотворения
Умение анализировать лирические произведения 97-98 Зачет по поэзии «серебряного века». Проверка знаний 2 Зачёт.
Степень усвоения полученных знаний 99 Своеобразие отечественного романа первой половины XX века (проза Шолохова, А.Толстого, Булгакова). Комбинированный урок 1 Индивидуальные задания 100-101 Литературный процесс 50-80 годов. Комбинированный урок 2 102 Итоговый урок. Рекомендации к летнему чтению. Повторение и обобщение 1 Изучение литературы на ступени основного общего образования направлено на достижение следующих целей:
воспитание духовно развитой личности, формирование гуманистического мировоззрения, гражданского сознания, чувства патриотизма, любви и уважения к литературе и ценностям отечественной культуры;
развитие эмоционального восприятия художественного текста, образного и аналитического мышления, творческого воображения, читательской культуры и понимания авторской позиции; формирование начальных представлений о специфике литературы в ряду других искусств, потребности в самостоятельном чтении художественных произведений; развитие устной и письменной речи учащихся;
освоение текстов художественных произведений в единстве формы и содержания, основных историко-литературных сведений и теоретико-литературных понятий;
овладение умениями чтения и анализа художественных произведений с привлечением базовых литературоведческих понятий и необходимых сведений по истории литературы; выявления в произведениях конкретно-исторического и общечеловеческого содержания; грамотного использования русского литературного языка при создании собственных устных и письменных высказываний.
Важнейшими умениями в 9 классе являются следующие:
умение правильно, бегло и выразительно читать тексты художественных и публицистических произведений;
выразительное чтение произведений или отрывков из них наизусть;
осмысление и анализ изучаемого в школе или прочитанного самостоятельно художественного произведения (сказка, стихотворение, глава повести и пр.);
умение определять принадлежность произведения к одному из литературных родов (эпос, лирика, драма), к одному из жанров или жанровых образований (эпические и драматические тексты);
умение обосновывать свое суждение, давать характеристику героям, аргументировать отзыв о прочитанном произведении;
умение выявлять роль героя, портрета, описания, детали, авторской оценки в раскрытии содержания прочитанного произведения;
умение составлять простой и сложный планы изучаемого произведения;
— умение объяснять роль художественных особенностейпроизведения и пользоваться справочным аппаратом учебника;
умение владеть монологической и диалогической речью, подготовка сообщений, докладов, рефератов;
умение письменно отвечать на вопросы, писать сочинения на литературную и свободную темы;
умение выявлять авторское отношение к героям, сопоставлять высказывания литературоведов, делать выводы и умозаключения;
умение высказывать собственное суждение об иллюстрациях.
СОДЕРЖАНИЕ КУРСА
9 класс
Введение
Цели и задачи изучения историко-литературного курса в 9 классе. История отечественной литературы как отражение особенностей культурно-исторического развития нации. Своеобразие литературных эпох, связь русской литературы с мировой культурой. Ведущие темы и мотивы русской классики (с обобщением изученного в основной школе). Основные литературные направления XVIII—XIX и XX веков.
Опорные понятия: историко-литературный процесс, литературное направление, «сквозные » темы и мотивы.
Развитие речи: оформление тезисов, обобщение читательского опыта.
Из древнерусскойлитературы
Жанровое и тематическое своеобразие древнерусской литературы. Историческая и художественная ценность «Слова о полку Игореве». Патриотическое звучание основной идеи поэмы, ее связь с проблематикой эпохи. Человек и природа в художественном мире поэмы, ее стилистические особенности. Проблема авторства «Слова...». Фольклорные, языческие и христианские мотивы и символы в поэме.
Опорные понятия: слово как жанр древнерусской литературы, рефрен, психологический параллелизм.
Развитие речи: устное сообщение, сочинение.
Внутрипредметные связи: «Слово...» и традиции былинного эпоса.
Межпредметные связи: художественные и музыкальные интерпретации «Слова...».
Из литературыXVIIIвека
Основные тенденции развития русской литературы в XVIII столетии. Самобытный характер русского классицизма, его важнейшие эстетические принципы и установки. Вклад А.Д. Кантемира и В.К. Тредиаковского в формирование новой поэзии. Значение творчества М.В. Ломоносова и Г.Р. Державина для последующего развития русского поэтического слова.
Расцвет отечественной драматургии (А.П. Сумароков, Д.И. Фонвизин, Я.Б. Княжнин).
Книга А.Н. Радищева «Путешествие из Петербурга в Москву» как явление литературной и общественной жизни. Жанровые особенности и идейное звучание «Путешествия...». Своеобразие художественного метода А.Н. Радищева (соединение черт классицизма и сентиментализма с реалистическими тенденциями).
Поэтика «сердцеведения» в творчестве Н.М. Карамзина. Черты сентиментализма и предромантизма в произведениях Карамзина; роль писателя в совершенствовании русского литературного языка.
Опорные понятия: теория «трех штилей», классицизм и сентиментализм как литературные направления.
Развитие речи: чтение наизусть, доклады и рефераты.
Внутрипредметные связи: традиции западноевропейского классицизма в русской литературе XVIII века.
Межпредметные связи: классицизм в живописи и архитектуре.
ЛитературапервойполовиныXIX века
Становление и развитие русского романтизма в первой четверти XIX века.
Исторические предпосылки русского романтизма, его национальные особенности. Важнейшие черты эстетики романтизма и их воплощение в творчестве К.Н. Батюшкова, В.А. Жуковского, К.Ф. Рылеева, Е.А. Баратынского. Гражданское и психологическое течения в русском романтизме.
Опорные понятия: романтизм как литературное направление, романтическая элегия, баллада.
Развитие речи: различные виды чтения, конкурсное чтение наизусть, самостоятельный комментарий к поэтическому тексту.
Внутрипредметные связи: романтизм в русской и западноевропейской поэзии.
Межпредметные связи: романтизм в живописи и музыке.
А.С. ГРИБОЕДОВ
Жизненный путь и литературная судьба А.С. Грибоедова. Творческая история комедии «Горе от ума». Своеобразие конфликта и тема ума в комедии. Идеалы и антиидеалы Чацкого. Фамусовская Москва как «срез» русской жизни начала XIX столетия. Чацкий и Молчалин. Образ Софьи в трактовке современников и критике разных лет. Проблематика «Горя от ума» и литература предшествующих эпох (драматургия У. Шекспира и Ж.Б. Мольера). Особенности создания характеров и специфика языка грибоедовской комедии. И.А. Гончаров о «Горе от ума» (статья «Мильон терзаний»).
Опорные понятия: трагикомедия, вольный стих, двуединый конфликт, монолог.
Развитие речи: чтение по ролям, письменный отзыв на спектакль.
Внутрипредметные связи: черты классицизма и романтизма в «Горе от ума».
Межпредметные связи: музыкальные произведения А.С. Грибоедова, сценическая история комедии «Горе от ума».
А.С. ПУШКИН
Жизненный и творческий путь А.С. Пушкина. Темы, мотивы и жанровое многообразие его лирики (тема поэта и поэзии, лирика любви и дружбы, тема природы, вольнолюбивая лирика и др.): «К Чаадаеву», «К морю», «На холмах Грузии лежит ночная мгла...», «Арион», «Пророк», «Анчар», «Поэт», «Во глубине сибирских руд...», «Осень», «Стансы», «К***» («Я помню чудное мгновенье...»), «Я вас любил...», «Бесы», «Я памятник себе воздвиг нерукотворный...». Романтическая поэма «Кавказский пленник», ее художественное своеобразие и проблематика. Реализм «Повестей Белкина» и «Маленьких трагедий» (общая характеристика). Нравственно-философское звучание пушкинской прозы и драматургии, мастерство писателя в создании характеров. Важнейшие этапы эволюции Пушкина-художника; христианские мотивы в творчестве писателя. «Чувства добрые» как центральный лейтмотив пушкинской поэтики, критерий оценки литературных и жизненных явлений.
«Евгений Онегин» как «свободный» роман и роман в стихах. Автор и его герой в образной системе романа. Тема онегинской хандры и ее преломление в «собранье пестрых глав». Онегин и Ленский. Образ Татьяны Лариной как «милый идеал» автора. Картины жизни русского дворянства в романе. Нравственно-философская проблематика «Евгения Онегина». В.Г. Белинский о романе.
Опорные понятия: романтическая поэма, реализм, пародия, роман в стихах, онегинская строфа, лирическое отступление.
Развитие речи: чтение наизусть, различные виды пересказа и комментария, цитатный план, письменный анализ стихотворения, сочинения различных жанров.
Внутрипредметные связи: творчество А.С. Пушкина и поэзия Дж.Г. Байрона; образы В.А. Жуковского в пушкинской лирике; литературные реминисценции в «Евгении Онегине».
Межпредметные связи: графические и музыкальные интерпретации произведений А.С. Пушкина.
М.Ю. ЛЕРМОНТОВ
Жизненный и творческий путь М.Ю. Лермонтова. Темы и мотивы лермонтовской лирики (назначение художника, свобода и одиночество, судьба поэта и его поколения, патриотическая тема и др.): «Нет, я не Байрон...», «Я жить хочу...», «Смерть Поэта», «Поэт» («Отделкой золотой блистает мой кинжал...»), «И скучно и грустно», «Молитва» («В минуту жизни трудную...»), «Дума», «Пророк», «Выхожу один я на дорогу...», «Нет, не тебя так пылко я люблю...», «Три пальмы», «Когда волнуется желтеющая нива...», «Родина».
«Герой нашего времени» как первый русский философский роман в прозе. Своеобразие композиции и образной системы романа. Автор и его герой. Индивидуализм Печорина, его личностные и социальные истоки. Печорин в ряду других персонажей романа. Черты романтизма и реализма в поэтике романа. Мастерство психологической обрисовки характеров. «История души человеческой » как главный объект повествования в романе. В.Г. Белинский о романе.
Опорные понятия: байронический герой, философский роман, психологический портрет, образ рассказчика.
Развитие речи: различные виды чтения, письменный сопоставительный анализ стихотворений, сочинение в жанре эссе и литературно-критической статьи.
Внутрипредметные связи: Пушкин и Лермонтов: два «Пророка»; «байронизм» в лермонтовской лирике; Онегин и Печорин как два представителя «лишних» людей.
Межпредметные связи: живописные, графические и музыкальные интерпретации произведений М.Ю. Лермонтова. «Герой нашего времени» в театре и кино.
Н.В. ГОГОЛЬ
Жизнь и творчество Н.В. Гоголя. Поэма «Мертвые души» как вершинное произведение художника. Влияние «Божественной комедии» Данте на замысел гоголевской поэмы. Сю-жетно-композиционное своеобразие «Мертвых душ» («городские» и «помещичьи» главы, «Повесть о капитане Копейкине»). Народная тема в поэме. Образ Чичикова и тема «живой» и «мертвой» души в поэме. Фигура автора и роль лирических отступлений. Художественное мастерство Гоголя-прозаика, особенности его творческого метода.
Опорные понятия: поэма в прозе, образ-символ, вставная повесть.
Развитие речи: пересказ с элементами цитирования, сочинение сопоставительного характера.
Внутрипредметные связи: Н.В. Гоголь и А.С. Пушкин: история сюжета «Мертвых душ»; образ скупца в поэме Н.В. Гоголя и мировой литературе.
Межпредметные связи: поэма «Мертвые души» в иллюстрациях художников (А. Агин, П. Боклевский, Кукрыниксы).
ЛитературавторойполовиныXIX века (Обзор с обобщением ранее изученного)
Развитие традиций отечественного реализма в русской литературе 1840—1890-х годов. Расцвет социально-психологической прозы (произведения И.А. Гончарова и И.С. Тургенева). Своеобразие сатирического дара М.Е. Салтыкова-Щедрина («История одного города»).
Лирическая ситуация 50—80-х годов XIX века (поэзия Н.А. Некрасова, Ф.И. Тютчева, А.А. Фета).
Творчество А.Н. Островского как новый этап развития русского национального театра.
Л.Н. Толстой и Ф.М. Достоевский как два типа художественного сознания (романы «Война и мир» и «Преступление и наказание»).
Проза и драматургия А.П. Чехова в контексте рубежа веков. Нравственные и философские уроки русской классики XIXстолетия.
Из литературыXX века (Обзор с обобщением ранее изученного)
Своеобразие русской прозы рубежа веков (М. Горький, И. Бунин, Л. Куприн). Драма М. Горького «На дне» как «пьеса-буревестник»).
Серебряный век русской поэзии (символизм, акмеизм, футуризм). Многообразие поэтических голосов эпохи (лирика А. Блока, С. Есенина, В. Маяковского, А. Ахматовой, М. Цветаевой, Б. Пастернака).
Своеобразие отечественного романа первой половины XXвека (проза М. Шолохова, А. Толстого, М. Булгакова).Литературный процесс 50—80-х годов (проза В. Распутина, В. Астафьева, В. Шукшина, А. Солженицына, поэзияЕ. Евтушенко, Н. Рубцова, Б. Окуджавы, В. Высоцкого). Новейшая русская проза и поэзия 80—90-х годов (произведения В. Астафьева, В. Распутина, Л. Петрушевской, В. Пелевина и др., лирика И. Бродского, О. Седаковой и др.). Противоречивость и драматизм современной литературной ситуации.
Опорные понятия: историко-литературный процесс, литературное направление, поэтическое течение, традиции и новаторство.
Межпредметные связи: музыка, живопись, кино в контексте литературной эпохи.
Для заучиваниянаизусть
М.В. Ломоносов. Одно из стихотворений (по выбору). Г.Р. Державин. Одно из стихотворений (по выбору). К.Н. Батюшков. Одно из стихотворений (по выбору). В.А. Жуковский. Одно из стихотворений (по выбору). А.С. Грибоедов.«Горе от ума » (отрывок по выбору). А.С. Пушкин. 3—5 стихотворений (по выбору). М.Ю. Лермонтов. 3—5 стихотворений (по выбору).
Для домашнегочтения
Из литературы первой половины XIX века А.С. Пушкин. «К портрету Жуковского», «Вольность», «Сожженное письмо», «Если жизнь тебя обманет...», «Ты и вы», «Цветок», «Поэт», «Бахчисарайский фонтан». М.Ю. Лермонтов.«Поцелуями прежде считал...», «Нищий», «Я не хочу, чтоб свет узнал...», «Расстались мы...», «Естьречи...», «Предсказание», «Молитва». Н.В. Гоголь. «Женитьба», «Портрет».
Из литературы второй половины XIX—XX века
См. обзорные темы.
ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ 9 КЛАССА
В результате изучения литературы ученик должен:
знать/понимать:
образную природу словесного искусства;
содержание изученных литературных произведений;
основные факты жизни и творческого пути А.С. Грибоедова, А.С. Пушкина, М.Ю. Лермонтова, Н.В. Гоголя;
изученные теоретико-литературные понятия;
уметь:
воспринимать и анализировать художественный текст;
выделять смысловые части художественного текста, составлять тезисы и план прочитанного;
определять род и жанр литературного произведения;
выделять и формулировать тему, идею, проблематику изученного произведения;
давать характеристику героев;
характеризовать особенности сюжета, композиции, роль изобразительно-выразительных средств;
•сопоставлять эпизоды литературных произведений и сравнивать их героев;
выявлять авторскую позицию;
выражать свое отношение к прочитанному;
выразительно читать произведения (или фрагменты), в том числе выученные наизусть, соблюдая нормы литературного произношения;
владеть различными видами пересказа;
строить устные и письменные высказывания в связи с изученным произведением;
участвовать в диалоге по прочитанным произведениям, понимать чужую точку зрения и аргументированно отстаивать свою;
писать отзывы о самостоятельно прочитанных произведениях, сочинения (сочинения — только для выпускников школ с русским (родным) языком обучения).
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
создания связного текста (устного и письменного) на необходимую тему с учетом норм русского литературного языка;
определения своего круга чтения и оценки литературных произведений;
поиска нужной информации о литературе, о конкретном произведении и его авторе (справочная литература, периодика, телевидение, ресурсы Интернета).
Основные виды устных и письменныхработ по литературе в 5—9 классах
Устно
Правильное, беглое и выразительное чтение художественных, учебных и научно-популярных текстов, в том числе и выученных наизусть.
Пересказ художественных произведений (подробный, краткий, выборочный, от другого лица, художественный — с максимальным использованием особенностей текста). Устное словесное рисование. Устное сочинение-рассуждение, сочинение-описание по изучаемому произведению. Характеристика героев (индивидуальная, сравнительная, групповая). Рассказ о писателе, о художнике-иллюстраторе на основе рассказа учителя, статьи учебника, самостоятельного чтения дополнительной литературы.
Отзыв о прочитанном самостоятельно литературном произведении, просмотренном кинофильме, спектакле, телепередаче, прослушанной звукозаписи, об актерском или авторском чтении. Сочинение-рассказ о посещении выставки, экскурсии, музея; индивидуальное творческое задание — создание стихотворения, спектакля, прозаического или стихотворного произведения (басни, былины, сказки, рассказа, инсценировки и пр.).
Письменно
Пересказ художественного произведения или отзыв о нем (изложение). Сочинение-рассуждение по изучаемому произведению. Развернутый ответ на вопрос, написание тезисов. Проблемная характеристика героя (индивидуальная, сравнительная, групповая). Составление плана (простого, сложного, цитатного) прочитанного произведения или собственного высказывания. Отзыв о самостоятельно прочитанной книге, просмотренном спектакле, кинофильме, телепостановке. Сочинение на основе личных наблюдений. Доклад или реферат на литературную тему. Конспект, план исторической статьи. Работы творческого характера (рассказы, очерки, стихотворения и пр.).
Изучение литературы на ступени основного общего образования направлено на достижение следующих целей:
воспитание духовно развитой личности, формирование гуманистического мировоззрения, гражданского сознания, чувства патриотизма, любви и уважения к литературе и ценностям отечественной культуры;
развитие эмоционального восприятия художественного текста, образного и аналитического мышления, творческого воображения, читательской культуры и понимания авторской позиции; формирование начальных представлений о специфике литературы в ряду других искусств, потребности в самостоятельном чтении художественных произведений; развитие устной и письменной речи учащихся;
освоение текстов художественных произведений в единстве формы и содержания, основных историко-литературных сведений и теоретико-литературных понятий;
овладение умениями чтения и анализа художественных произведений с привлечением базовых литературоведческих понятий и необходимых сведений по истории литературы; выявления в произведениях конкретно-исторического и общечеловеческого содержания; грамотного использования русского литературного языка при создании собственных устных и письменных высказываний.
ОСНОВНЫЕ ВИДЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ОСВОЕНИЮ ЛИТЕРАТУРНЫХ ПРОИЗВЕДЕНИЙ:
Осознанное, творческое чтение художественных произведений разных жанров.
Выразительное чтение.
Различные виды пересказа (подробный, краткий, выборочный, с элементами комментария, с творческим заданием).
Заучивание наизусть стихотворных текстов.
Ответы на вопросы, раскрывающие знание и понимание текста произведения.
Анализ и интерпретация произведений.
Составление планов и написание отзывов о произведениях.
Написание изложений с элементами сочинения.
Написание сочинений по литературным произведениям и на основе жизненных впечатлений.
Целенаправленный поиск информации на основе знания ее источников и умения работать с ними.