Конспект ООД «Вовка и правила дорожного движения»


Конспект организованной Образовательной Деятельности в старшей группе
тема: «Вовка и правила дорожного движения»
ПРОГРАММНОЕ СОДЕРЖАНИЕ:
Цель занятия. Продолжать знакомить с правилами дорожного движения, учить практически, применять их в различных ситуациях. Развивать мышление, зрительное внимание, умение ориентироваться в окружающем мире. Воспитывать чувство ответственности.
«Как Вовка из тридевятого царства правила пешехода учил»
Задачи:
Образовательная:
- продолжать знакомить с элементами дороги;
- совершенствовать диалогическую речь, интонационную выразительность речи;
- Продолжать закреплять правила поведения на проезжей части;
- Развивать у детей чувство ответственности при соблюдении ПДД;
Развивающие:
- развивать у детей азы дорожной грамоты, расширять знания детей о светофоре, о значении сигналов светофора;
- развивать интерес к искусству аппликации, формировать умение аккуратно пользоваться клеем,
-Воспитательная:
- формировать дружеские, доброжелательные отношения между детьми;
- воспитывать умение слушать своего сверстника, не перебивая;
- формировать желание соблюдать правила дорожного движения.
Активизация словаря:
• Закрепить в речи детей слова: пешеход, пассажир, тротуар;
• Закрепить в речи названия дорожных знаков.
Материал к занятию: дорожные знаки, мяч, велосипед, костюмы персонажей, макет автобуса.
Методы и приемы: игровой момент, художественное слово, показ, беседа, задание, объяснение, рассматривание, закрепление, поощрение, итог.Задачи интегрированных образовательных областей:
«Безопасность». Расширять представления о правилах дорожного движения. Продолжать знакомить с элементами дороги. Уточнять представления о работе светофора.
«Художественное творчество». Приобщать детей к искусству аппликации, формировать интерес к этому виду деятельности. Формировать умение аккуратно пользовать клеем: намазывать его тонким слоем на обратную сторону наклеиваемой фигуры, прикладывать стороной, намазанной клеем, к листу бумаги и плотно прижимать салфеткой
«Познание». Закреплять названия форм: круг, прямоугольник.
«Социализация». Формировать дружеские, доброжелательные отношения между детьми.
«Коммуникация». Закрепить в словаре детей: прямоугольник, светофор, сигнал, переход, остановка общественного транспорта. Развивать свободное общение с взрослыми и детьми.
Предварительная работа:
- беседа «Сигналы светофора», «Красный, жёлтый, зелёный», «Дорожные знаки», «Правила перехода улиц и дорог», «О полосатой «зебре» и дорожном знаке «Пешеходный переход», «В городском транспорте»- дидактические игры: «Что такое улица», «Я - водитель», «Дорожные знаки»
- чтение художественной литературы: Я.Пишумов «Машины», В.Берестов «Это еду я бегом», М.Пляцковский «Стоп машина!», С.Михалков «Если свет зажёгся красный», С.Яковлев «Нужно слушаться без спора», Б.Житков «Светофор»
- рассматривание фотографий «Улицы нашего города»
- рисование «Грузовой автомобиль», аппликация «Автобус», конструирование «Наша улица»
- составление рассказа о дорожной ситуации по сюжетной картинке.
Ход занятия:
Светофор: Здравствуйте, ребята.
Дети: здравствуйте.
Светофор: Ребята давайте с вами познакомимся:
Моё имя Светофор,
На дороге я служу.
И о правилах дорожных
Вам сегодня расскажу.
В наше время невозможно
Жить без азбуки дорожной.
Правила дорожные - всем друзьям надёжные.
Светофор:Ребята, скажите пожалуйста сколько цветов у светофора?
Дети:У светофора 3 цвета: красный, желтый и зеленый.
Светофор: Правильно, молодцы ребята. Я не простой светофор, а сказочный и вам хочу рассказать историю о том, как я повстречался со своими заветными огоньками.
(Разыгрывается сценка «Сказка о заветных огоньках»)
Светофор: В одной прекрасной волшебной стране Светофория повстречались на перекрестке три огонька: Красный, Желтый и Зеленый. Завязался между ними спор о том, какой из огоньков самый важный.
Ребенок (красный огонек): Я, красный, самый важный – цвет костра, пожара. Как меня увидят люди – знают, что впереди тревога, опасность.
Ребенок (желтый огонек): Нет, я, желтый цвет, важнее. Мой цвет – цвет солнца. А оно может быть и другом, и врагом. Поэтому я предупреждаю: Будь осторожен! Внимание! Не торопись!
Ребенок (зеленый огонек): Друзья огоньки, прекратите спорить! Это я – самый важный цвет – цвет травы, леса, листьев. Я напоминаю всем о безопасности и спокойствии.
Светофор:Так и продолжался бы на перекрестке города спор заветных огоньков, если бы не вмешался я. У меня имелись три глаза, но они не имели цвета и тогда я им предложил:
Светофор: Друзья, не надо спорить! Каждый из вас – очень яркий цвет, и каждый очень важный. Давайте дружить! Мы всегда будем вместе помогать всем людям на улицах нашей страны. С тех пор мы неразлучны с моими цветными друзьями.
Светофор: Ребята, а вы любите играть?
Дети: Да.
Проводится игра «Сигналы светофора»(зеленый –топают, желтый – стоят, красный – приседают).
Светофор: А кто-нибудь из вас бывал в волшебной стране под названием Светофория?
Дети: Нет.
Светофор: Вот поэтому ребята сегодня я приглашаю вас совершить путешествие в эту страну, там вы узнаете много нового, интересного и полезного.В этой стране есть много жителей, а кто они такие вы узнаете, если отгадаете загадки:
1)Искры сыплются салютом,
Над проспектом слышен звон.
Это едет по маршруту
Электрический вагон.
Были б рельсы, провода –
Нас прокатит без труда. (Трамвай)
2)Пассажиров мы катаем
По маршрутам тут и там,
А туристов доставляем
К историческим местам.
Едем к цели дружно все
По проспектам и шоссе. (Автобусы)
3)Я важная машина,
Есть кузов и кабина.
Вожу любые грузы
По ленточкам дорог.
И парты, и арбузы
Я вам доставлю в срок. (Грузовик)
4)Не летает, не жужжит,
Жук по улице бежит.
И горят в глазах жука
Два слепящих огонька. ( Автомобиль)
Светофор: Молодцы, ребята! Всех жителей моей страны отгадали. Путь нам предстоит долгий, поэтому давайте подумаем на чем мы с вами поедем чтобы все ребята поместились?
Дети: на машине, на автобусе, на поезде…
Светофор: Как одним словом назвать то, что вы сейчас предложили?
Дети: транспорт
Светофор: И сейчас про транспорт мы с вами сделаем волшебную пальчиковую гимнастику:
Раз, два, три, четыре, пять
Будем транспорт мы считать
Автобус, лодка и мопед, мотоцикл, велосипед (считаем на левой руке)
Автомобиль и самолет, автобус, поезд, вертолет (считаем на правой руке)
Раз, два, три, четыре, пять мы закончили считать
Светофор: Так все-таки, ребята, на каком транспортном средстве мы отправимся?
Дети: на автобусе.
Светофор: Ребята скажите, пожалуйста, где мы будем совершать посадку на автобус?
Дети: На автобусной остановке.
Светофор:Молодцы! Все знаете. А теперь я приглашаю вас пройти в наш автобус и занять места:
Рассаживайтесь поудобнее,
Места занимайте скорей,
В волшебную страну СветофориюМы приглашаем друзей.
Светофор: Ребята, а как называется человек, который управляет транспортом?
Дети: Водитель.
Светофор: А как назвать людей, находящихся в салоне транспорта?
Дети: пассажиры.
Светофор: Правильно, мы с вами пассажиры, а поэтому давайте вспомним как нужно вести себя в транспорте?
Светофор: Можно ли ходить в автобусе во время движения?
Дети: Нельзя, можно стукнуться, упасть.
Светофор: А можно ли разговаривать с водителем во время движения автобуса? Почему?
Дети: Нельзя отвлекать водителя, может случиться авария.
Светофор: Запомните, в автобусе двери открывать и закрывать может только водитель. У него в автобусе есть специальная кнопка.
Светофор:
Наш автобус отправляется,
Двери быстро закрываются
Пассажиры тихо все сидят
И в окошечко глядят.
(Музыка из песни «Бибика»).
(Неожиданно автобус резко тормозит, слышится скрип тормозов).
Светофор: Дети, давайте посмотрим, что там произошло. (Около автобуса испуганный Вовка с мячом).
Светофор: Вовка!? Ты не ушибся?
Вовка:-Ай –яй –яй! Перепугали до смерти! Куда едите, не видите что ли, я играю в футбол. Разъездились тут!
Светофор:Мы правильно ехали с ребятами, а вот ты играл на проезжей части. Разве можно играть на дороге, Вовка?
Вовка: Можно! Вон сколько места. Где хочу там и играю.
Светофор: Дети, а разве можно играть на дороге где идет большой поток транспорта? Давайте расскажем, где можно играть.
Дети: Можно играть на детской площадке.
Светофор: А что может произойти, если играть на дороге?
Дети: может произойти авария и получить травму.
Ребенок: Рядом с дорогой опасно играть
И на неё за мячом выбегать,
Миг - и случится большая беда.
Ты у дорог не играй никогда!
Светофор: А что надо сделать, если на дорогу укатился мяч?
Дети: Надо попросить взрослых принести мяч.
Вовка: Ой , ой , ой. Понятно, Это нельзя, то нельзя, с мячиком нельзя играть на дороге, тогда поеду на роликах.Сейчас, вот только надену.
Светофор: Ребята, можно?
Дети: Нет
Вовка :Опять нельзя, а что тогда можно? А? Скучные вы какие то.
Светофор:Нет совсем нескучные. Мы с ребятами едем в далекое путешествие в волшебную страну Светофорию и предлагаем тебя поехать с нами, ты согласен?
Вовка:Ну конечно, я люблю путешествовать.
Все сели на свои места и продолжили путь под песню «Бибика».
Светофор: Вот мы и приехали. Все выходим из автобуса, соблюдая правила поведения. Строимся парами.
Вовка: Опять командуешь? Опять эти правила?
Светофор: Вовка, но незная правила мы попадем под первую машину.
Вовка:Ааааа! Ну давай рассказывай свои правила.
Светофор:Чтобы на другую сторону нам перейти,
Наш автобус надо сзади обойти.
Улицу переходить все имеют право,
Только влево посмотри, а потом направо.
Светофор: Как мы переходим дорогу?
Дети: по пешеходному переходу.
Вовка:это что ли (показывает на пешеходный переход)? Так это ж забор нарисованный, ну насмешили.
Светофор: Нет Вовка, это не забор, а специальная разметка для пешеходов. Тут даже специальный знак есть (показывает на знак).
(Идут под фон).
Светофор: Я рад приветствовать вас в моей стране. Здесь есть дома, дороги, остановки. Закон улиц и дорог, который называется «Правила дорожного движения» - очень строгий. Он не прощает, если пешеход идёт по улице, как ему вздумается. Поэтому, когда все соблюдают правила, на дорогах будет Порядок. Вы видите, что по дорогам моей страны движется много легковых и грузовых автомобилей, едут автобусы и трамваи. И никто никому не мешает. Почему?
Дети:Потому, что соблюдают правила.
Светофор: А теперь ребята я приглашаю вас пройти на игровую площадку, где мы с вами немножко отдохнем.
Светофор:
Ох, ехать мы устали (потягивания)
В «Светофор» мы поиграем, (ходьба на месте)
Руки ноги разминаем (встряхивание руками и ногами)
Красный свет нам «Стой!» кричит,
Ждать зелёного велит.
Чтобы ждать было нескучно,
Наклоняемся мы дружно
И назад, и вперёд (наклоны)
Влево, вправо поворот (повороты туловища)
Вот и жёлтый загорелся,
Приготовиться пора!
Руки ноги разогреем, (рывки руками)
Начинаем, детвора! (ходьба на месте)
Вверх поднимем, вниз опустим,
Пролетим как самолёт. (Прыжки)
Вот зелёный загорелся
Можно нам идти вперёд!
Левой, правой,
Левой, правой,
Смело мы идём вперёд. (ходьба с высокПодниманием бедра)
Светофор- помощник славный,
Уставать нам не даёт.
Светофор: Ребята, а как перейти улицу, если нет нашего помощника светофора? Надо посмотреть налево, потом направо, убедиться, что нет машин и идти строго по «зебре». А вам, маленьким детям надо переходить дорогу только в сопровождении взрослого! Запомните это, пожалуйста!
(Неожиданно появляется Баба- Яга).
Баба Яга: Я – зловредная Яга,
я живу в лесу одна.
Вышла на дорожку
Пошалить немножко.
Как же вы тут очутились?
И зачем сюда явились? А?
Вовка: Опять ты! Ну, никуда от тебя не денешься бабуся.
Светофор:Я пригласил детей в свою страну, а ты опять шалишь. Опять будут аварии.
Баба Яга:А ты опять пристал к детям со своими правилами дорожного движения. Не нужны они им. Правила, Правила! (кривляется). У меня свои правила: сяду в ступу и как полечу, да высоко, да далеко, как хочу, так и летаю!
Светофор: А ты знаешь, Баба Яга, что в воздухе тоже есть свои правила, и их тоже нужно знать, а твоя ступа является воздушным транспортом, раз она у тебя летает.
Баба Яга:Все равно не нужны, а за это я вам вредить буду (Приплясывает, подходит к пешеходному переходу)
Переход я разберу, по кусочкам размету,
Пусть теперь попляшут все ребята ваши.
Ломает переход. Подходит к светофору.
Светофору три глазка не нужны наверняка,
Унесу с собою, пусть теперь завоют.
Вовка:Забор забирай, а светофор не трогай, больно он красивый и умный.
Баба Яга:А зачем он нужен этот светофор? И почему он так вообще называется?
Светофор: Ребята, а вы знаете, почему светофор называется светофором?
Дети: Слово светофор обозначает «носитель света», « несущий свет».
Светофор:
Всегда готовы вам помочь
Путь пройти опасный
Три моих огонька
Зеленый,…Желтый... Красный.
Светофор: (поднимает красный кружок):
Ребенок:Внимание! Красный свет горит,
Значит, светофор кричит…
Идти опасно! Погоди!
Путь закрыт! Стой и жди!
Светофор (поднимает жёлтый кружок)
Ребенок:Теперь зажегся жёлтый свет,
Нам светофор даёт совет…
Жёлтый свет - предупреждение:
Жди сигнал для выдвижения!
Светофор (поднимает зелёный кружок):
Ребенок:А вот теперь горит зелёный,
И знаем мы определённо…
Что светофор нам говорит:
«Вперёд идите, путь открыт!»
Светофор: Бабушка Яга, пожалуйста, верни нам пешеходный переход.Наши детки приехали посмотреть нашу волшебную страну, а мы даже не можем перейти дорогу.
Баба Яга: Нетушки, какие хитренькие. Выполните мое сложное задание – отдам забор, а не выполните тогда я вас заколдую.
Вовка: Да проще простого, где твои вопросы, я все знаю.
Светофор: Вовка ты уверен?
Вовка: Конечно!!!
Баба Яга:Ну, смотрите касатики. (Начинает задавать вопросы).
Игра “Разрешается – запрещается”
- Играть на мостовой… (запрещается)
Вовка:Ну конечно можно. А где ж еще играть!
(дети дают правильный ответ)
- Переход улицы при зеленом сигнале светофора… (разрешается)
Вовка: А что сразу зеленый то, мне красный нравится он красивее.
(дети дают правильный ответ).
- Перебегать улицу перед близко идущим транспортом… (запрещается)
Вовка:Можно!
(дети дают правильный ответ).
- Переходить улицу при желтом сигнале светофора… (запрещается)
Вовка: Ну конечно можно! Машины ведь еще стоят.
(дети дают правильный ответ).
- Обходить стоящий у тротуара транспорт спереди… (запрещается)
Вовка:Можно, водитель должен видеть меня.
(дети дают правильный ответ).
- Выбегать на проезжую часть дороги… (запрещается)
Вовка: Ага, а если мяч вылетит на дорогу, я так долго ждать не могу, пока машины проедут.
(Дети дают правильный ответ).
Светофор: Вовка ты что, забыл, как мы с ребятами с тобой встретились?
Вовка: Ой. И правда, забыл. Вы уж простите меня ребята, я понял, что нужно знать правила.
Баба Яга: Ну ладно, убедили меня бабушку, так уж и быть, забирайте свой пешеходный переход. Я не буду больше вредить вам, вы детки умные, все знаете, молодцы. А ты Вовка, оболтус, учи правила и всегда соблюдай их. Ну а мне пора, кота Боюна кормить, засиделась я тут свами. (берет метлу и «улетает»).
Светофор: (разлаживает пешеходный переход)Ну вот ребята, теперь мы можем перейти дорогу и наконец полюбоваться достопримечательностями моей страны. Но прежде чем мы ступим на заветный переход давайте дадим торжественное обещание пешехода:
- Переходить по пешеходному переходу
Обещаю!
- Переходить дорогу только на зелёный сигнал светофора
Обещаю!
- Ходить только по тротуару и никогда не ходить по проезжей части
Обещаю!
- Не играть возле проезжей части
Обещаю!
- Не разговаривать по телефону при переходе улицы
Обещаю!
- Не кататься на велосипеде, роликах, коньках на проезжей части
Обещаю!
- Неукоснительно выполнять эти правила
Обещаю!
(Под фон идут имитируя экскурсию).
Светофор: Молодцы! На все мои вопросы ответили. Наше путешествие в страну Светофорию подошло к концу. Вы внимательно слушали, отвечали на вопросы. И я думаю, вы станете настоящими пешеходами. А если что – то забыли, не стесняйтесь спросить у старших. А сегодня от веселого Светофора каждый из вас получит памятнуюмедаль «Заветные огоньки».
Светофор:Все поют песню на мотив “Учат в школе”)
Очень любим мы гулять
Прыгать, бегать и играть.
В нашей жизни интересного так много!
Только детям надо знать,
Никогда не забывать,
Что на свете есть опасная дорога!
Чтоб дорогу прошагать,
Чтоб машинам не мешать,
Чтобы не было, ребята, столкновенья,
Ну, а проще говоря,
Ну, конечно же, не зря
Существуют в мире правила движенья!
Эти правила нужны,
Эти правила важны,
Эти правила достойны уваженья,
Чтоб калекою не стать,
Чтобы жизнь не потерять,
Соблюдайте, дети, Правила движенья!