План урока на тему:Расы, равенство рас, народы, исследование Н.Н.Миклухо-Маклая


Тема: Расы, равенство рас, народы, исследование Н.Н.Миклухо-Маклая
Дата:
Класс:6 «б»
Количество присутствующих:
отсутствующих: Чаганская ОСОШ
Сатқанова
СалтанатҚорғанбайқызы
Цели обучения, которым посвящен этот урок: - ознакомить учащихся с расами , равенством рас, народами, исследованием Н.Н.Миклухо-Маклая

Цели обучения:
- усвоения терминов: «расы», «расовые признаки» и формирования знаний о влиянии условий окружающей среды на формирование расовых признаков;
 - формирования умения выявлять расовые признаки, умения составлять портрет представителей различных рас
поиск, обработка, хранение текстовой и графической информации, работа с текстовой информацией
- развития умений организации поисковой и исследовательской работы,  самостоятельного приобретения новых знаний из различных источников информации 
 - формирования жизненной позиции о равенстве всех рас и толерантности по отношению к представителям всех человеческих рас;
- развития умений общаться между собой, осознания ценности совместной деятельности
План
Этапы урока Запланированная деятельность на уроке Ресурсы
Начало
0-5 мин
6-34 мин
35-42 мин
Конец 43-45 мин
Ход урока:
1. Организационный момент:
- Здравствуйте, ребята! Сегодня на уроке мы будем говорить о человеке, тема урока «Расы, равенство рас, народы, исследование Н.Н.Миклухо-Маклая».
- Вы часто слышите такое выражение «Все люди – братья и сёстры». Какой смысл несёт это крылатое изречение?
- Познакомимся с человеческими расами.
2. Изучение нового материала.
- Человек разумный (Xomo sapiens) появился на Земле приблизительно 30 – 40 тыс. лет назад в Африке и Юго – Западной Азии.  Постепенно люди расселились по другим материкам земного шара. Первыми были заселены материки Евразия и Африка. Затем древние люди проникли в Северную и Южную Америку и Австралию,  не был заселен лишь материк Антарктида. Люди жили в разных природных условиях и постепенно изменялись.
Уровень древнего Мирового океана был ниже современного на 130 метров, поэтому существовали «сухопутные мосты» между материками. По сухопутному «мосту» древние люди проникли в Северную Америку, а затем и в Южную Америку. В Австралию человек проник из Юго-Восточной Азии. (по карте)
Индейская легенда  Существует индейская легенда. Боги лепили фигурки людей из глины и обжигали их в печи. После этого они приобретали красно-коричневый цвет и это были индейцы. Но однажды они заболтались и забыли вовремя достать их из печи, фигурки обуглились, как головешки, так возникли темнокожие африканцы. Потом боги, боясь испортить свою работу и пережечь глиняные статуэтки, поторопились, и они получились неприятного бледно-розового цвета. Так появились европейцы.
Как же это было на самом деле?
Длительное существование людей в различных природных условиях привело к появлению рас.
Что же такое раса?
Раса – это большие группы людей, имеющих общие, передаваемые по наследству, внешние признаки.
 Первую классификацию человеческих рас опубликовал французский врач и путешественник Франсуа Бернье в 1684 г. Он выделил три расы: белую, черную и желтую. Но современные биологические исследования внешних признаков людей позволили человечество поделить на 4 географические расы.
Каждую расу можно охарактеризовать по многим признакам. Сравним эти расы 
Раса Цвет кожи Волосы Другие внешние признаки Районы проживания
Европеоидная раса (40%)
Беловатый или смуглый Разных оттенков, волнистые или прямые Узкий нос, тонкие губы Евразия, Северная Америка, Северная Африка
Монголоидная раса (20%) 
Желтоватый или темно-смуглый Жесткие, прямые, темные Узкие глаза, уплощенное лицо Азия, Америка
Негроидная раса (10%) 
Темный Курчавые или волнистые, темные и жесткие Широкий нос, толстые губы, карие глаза Африка, Океания
Австралоиды  (0,3%) 
Темный Волнистые, темные На лице и теле обильно растут волосы. Широкий нос Австралия, Новая Гвинея
- Представители разных рас отличаются некоторыми особенностями своего организма, но эти отличия несущественны. Все человеческие расы равны. Ученые это давно доказали. Один из этих ученых – наш соотечественник Николай Николаевич Миклухо – Маклай. Он посвятил свою жизнь изучению народов проживающих на островах Тихого океана. Особенно известно его путешествие на Новую Гвинею, два с половиной года он прожил на северо-восточном берегу Новой Гвинеи, где завоевал любовь и доверие папуасов. Основываясь на результатах своих антропологических и этнографических исследований, Миклухо-Маклай отстаивал идею о видовом единстве и взаимном родстве человеческих рас. Он доказал, что папуасы и другие народы Океании и Юго-Восточной Азии отстали в своём развитии только в силу ряда исторических причин, но по своим способностям стоят не ниже европейцев.. Изучив жизнь островитян, Миклухо - Маклай пришел к выводу, что эти народы в той же степени способны к умственному развитию, как и любой другой народ на Земле - Но есть примеры, когда проявлялось превосходство одной расы над другой. Знакомство с терминами «расизм», «расовая дискриминация» .
3.Закрепление пройденного «Викторина»
1.Сколько и какие выделяют большие расы?
2.Каковы отличительные признаки  представителей европеоидной расы?
3.Каковы отличительные признаки  представителей монголоидной расы?
4.Каковы отличительные признаки  представителей экваториальной (австрало-негроидной) расы?
5. Каковы гипотезы происхождения рас?
4.Домашнее задание:
§ 50, пункт 4.
Политическая карта мира, атлас