КВН по русскому языку для четвёртых классов «Ты наш друг, русский язык».




Неделя начальных классов в
МКОУ «Дракинская СОШ»


КВН по русскому языку для четвёртых классов

«Ты наш друг, русский язык».


Подготовила: Красикова Алла Николаевна .
 














КВН «ТЫ НАШ ДРУГ, РУССКИЙ  ЯЗЫК» (4 класс)
Цель: расширить кругозор детей, обогатить их словарный запас;
            воспитывать любовь к русскому языку.
Оборудование: карточки с заданиями, поднос, стакан, игла, магнитофон,
                             диски.
О ф о р м л е н и е : плакат
                      Учите русский – годы к ряду.
                      С душой, с усердием, с умом!
                      Вас ждет великая награда,
                      И та награда – в нем самом.
С. Абдулла
Ход игры
Ведущий: Здравствуйте, уважаемые гости, участники и болельщики.
                   Сегодня в этом уютном зале мы собрались, чтобы показать свои
                   знания и умения в области русского языка, проверить себя на  
                   внимание, творчество и быстроту. Встречу в Клубе Важных Наук
                   считаю открытой. Команды на сцену.
(Звучит фонограмма «Мы начинаем КВН»). На сцене появляются одна за другой соревнующиеся команды.
1. П р и в е т с т в и е  команд (2 команды).
Все ученики . Мы веселые ребята,
                               И не любим мы скучать.
                               С удовольствием мы с вами
                               В КВН будем играть.
I команда .    Мы отвечаем дружно,
                               И здесь сомнений нет,
                               Сегодня будет дружба
                               Владелицей побед!
II команда .   И пусть острей кипит борьба,
                               Сильней соревнование.
                               Успех решает не судьба,
                               А только наши знания.
Все ученики .   И, соревнуясь вместе с вами,
                                Мы останемся друзьями.
                                Пусть борьба кипит сильней,
                                А наша дружба крепнет с ней.
(Все поют песню о КВН на мелодию песни «Улыбка» композитора В. Шаинского.)
 Припев                      Любит КВН наш дружный класс,
Объявляем заседание сейчас,
Вот болельщики, а вот жюри.
Путь к победе труден, что ни говори.
Куплет                        Нам доверено с тобой
Провести удачно бой,
Чтоб находчивость и знания проверить.
Ты велик, родной язык,
Ты богат, родной язык,
Ты наш друг, и в это все мы будем верить.
2. К о м а н д ы    п р и в е т с т в у ю т    ж ю р и.
Приветствие жюри.
(По 1 представителю от каждой команды). Выносят поднос, иглу и стакан воды.
Пусть глаз ваш будет остр, как эта игла
А совесть чиста, как эта вода.
Ведущий: Сегодня в составе жюри.
Вам и слава и почет! Все мы любим точный счет!
3. Б о л е л ь щ и к и    п р и в е т с т в у ю т    к о м а н д ы.
За команду мы «болеем» и друзьям помочь сумеем!
I. Конкурс-разминка «Угадай название нашей команды».
1. Название нашей команды обозначает название предмета, отвечает на вопросы «кто?», «что?», в предложении бывает подлежащим и второстепенным членом предложения.
2. Название нашей команды обозначает действие предмета, отвечает на вопрос «что делает?», в предложении бывает сказуемым.
Ведущий обращается с вопросами к болельщикам:
– Какое название имеет каждая команда?
– Какие еще части речи вы знаете?
Конкурс Разминка.
(Звучит фонограмма «Мы начинаем КВН»).
«Назовите одним словом».
(Задание читается поочередно каждой команде).
Храбрый человек (храбрец)
Болтливый человек (болтун)
Ленивый человек (лентяй)
Мудрый человек (мудрец)
Грубый человек (грубиян)
Богатый человек (богач)
Сильный человек (силач)
Веселый человек (весельчак)
Бедный человек (бедняк)
Ведущий: Задание чуть усложняется. Раскрыть смысл крылатых выражений.
1) Рукой подать. (Близко.)
2) Через час по чайной ложке. (Медленно.)
3) Морочить голову. (Обманывать.)
4) Во весь дух. (Быстро.)
5) Склонять по падежам. (Ругать.)
6) Прикуси язык. (Замолчи.)
7) Ни пуха, ни пера. (Пожелать удачи.)
II. Конкурс «Домашнее задание».
Капитаны читают свои сочинения на тему «Мой класс» и передают в жюри.
Конкурс для болельщиков.
Ведущий: Уважаемые болельщики, отгадайте загадки.
Хоть не шляпа, а с полями,
Не цветок, а с корешком,
Разговаривает с нами
Терпеливым языком
                                (книга).
Черные, кривые, от рождения немые,
Станут в ряд – сейчас заговорят.
                                                   (буквы).
Черный Ивашка, деревянная рубашка,
Где носом проведет,
Там заметку кладет.
                             (карандаш).
Белый зайчик прыгает по черному полю.
                                                        (мел и доска).
Новый дом несу в руке,
Двери дома на замке.
Тут жильцы бумажные,
Все ужасно важные.
                               (портфель).
Что в небе есть одно,
А у бабы   - две,
В земле не найдешь.
                          (буква Б).
Что находится в середине   «мира»?
                                                           (буква И).
В каком слове, состоящем из 5 букв, встречается пять О?
                                                                                             (Опять).
Чем кончается как день, так и ночь?
                                                       (мягким знаком).
III. Конкурс команд « Постарайся».
З а д а н и е : определить часть речи в предложениях.
1) Посадила мама в печь пирожок с капустой печь.
2) Снежное покрывало все поле покрывало.
IV. Конкурс болельщиков.
З а д а н и е : отгадать загадку и определить часть речи в отгадке.
1) Стоит дом, кто в него войдет, тот ум приобретет. (Школа.)
2) Белый зайчик прыгает по черному полю, слезы проливает. Дети их читают и стирают. (Мел.)
Конкурс капитанов
(Звучит фонограмма «Капитаны, капитаны»). (Отгадать слова).
I карточка
Его корень в слове писать, приставка в слове рассказать, суффикс в слове книжка, а окончание в слове вода.
(расписка).
Хитрый вопрос: Как из маленького хвостика сделать большой?
                                                                                    (хвост).
II карточка
Его корень в слове вязать, приставка в слове замолчать, суффикс в слове сказка, а окончание в лове рыба.
(завязка).
Хитрый вопрос: Можно ли рыбу превратить в человека?
                                                                                           (рыбак, рыболов).
VI. Конкурс « Догадайся».
 (По 1 представителю от каждой команды).
(Раскрыть скобки в предложениях).
Язык (до) Киева (до) ведет.
Колобок (по) катился (по) тропинке.
Хорошее слово (до) сердца (до) йдет.
Друзья (до) брались (до) опушки.
Конкурс «Кто больше найдет?»
(Из букв слова - транспорт).
Составьте как можно больше новых слов. Побеждает тот, кто назовет больше новых слов.
Спорт, торт, рот, нос, спор, трос, сорт, порт, сор, рост, тост, пост, наст, ар, тон, нота, тропа.
Пауза.
Инсценировка по стихотворению С.Я. Маршака «Знаки препинания».
Чтец:    У последней точки, на последней строчки
              Собралась компания знаков препинания.
              Прибежал чудак – восклицательный знак.  
(вбегает !).
              Никогда он не молчит,
              Оглушительно кричит.
Восклицательный знак:    Ура! Домой! Караул! Разбой!
Чтец:     Притаился кривоносый вопросительный знак.    
(входит ?).
              Задает он всем вопросы:
Вопросительный знак:     Кто? Кого? Откуда? Как?
Чтец:     Явились запятые, девицы завитые   (входят ,,).
             Живут они в диктовке, на каждой остановке.
Запятые: Мы особо занятые,
                 Не обходятся без нас
                 Ни диктовка, ни рассказ.
(Входят точка с запятой).
Точка с запятой:   Если нет над вами точки, запятая – знак пустой.
Чтец:       Прискакало двоеточие.
                Прикатило многоточие.
(появляются : и )
Двоеточие:    Нет, постой!
                       Я важней, чем запятая,
                       Или точка с запятой,
                       Потому что я в два раза
                       Больше точки одноглазой,
                       В оба глаза я гляжу,
                       За порядком я слежу.
Чтец:           Но сказало многоточие,
                     Еле глазками ворочая
Многоточие:    Если вам угодно знать,
                          Я важней, чем прочие!
                          Там где нечего сказать,
                          Ставят многоточие
Чтец:                Вопросительный знак удивился
Вопросительный знак:    То есть как?
Чтец:   Восклицательный знак возмутился
Восклицательный знак:     То есть как!
Чтец:               И сказала точка
                         Точка – одиночка.
Точка:              Мной кончается рассказ,
                         Значит я главнее вас.
Ведуший. Да, действительно русский язык не из легких. Не случайно некоторые ребята в классе не хотят дружить с правилами. Например, Лежебокин. Послушаем инсценировку стихотворения Г. Граубина “Ленительный падеж”, и вы убедитесь в этом сами.
Ленительный падеж.
- Спросил я Лежебокина: - А ну-ка расскажи, За что так ненавидишь ты, Не любишь падежи? Давным-давно все школьники Их знают назубок. Их за два года выучить Лишь ты один не смог.
Ответил я рассерженно: -В том не моя вина. Пусть им сперва ученые Изменят имена. Ведь я падеж творительный Нарочно не учу: Трудиться, А тем более Творить я не хочу. Такой падеж, как Дательный Я с детства не терплю. Давать, делиться чем-нибудь С друзьями не люблю. Предложный ненавижу я: Чтоб не учить урок, Приходиться выдумывать Какой-нибудь предлог. А на падеж Винительный И вовсе я сердит: Отец во всякой шалости, Всегда меня винит.
- Да, переделка, кажется, Серьезная нужна. А сам ты смог бы новые Придумать имена? - Давно придумал: Взятельный, Грязнительный, Лежательный, Губительный, Ленительный, И, наконец, простительный.
VII. Конкурс «Дополнительные задания».
Команды по очереди должны правильно дополнить предложения:
1) Доброе слово лечит, а злое - .
2) Кто любит добрые дела, тому и жизнь .
Жюри объявляет счет.
VIII. Подведение итогов. Награждение.
Ведущий: Пока жюри подводит итоги, послушаем стихи.
1 чтец: Грамматика, грамматика –
              Наука очень строгая.
              Учебник по грамматике
              Всегда беру с тревогой я.
2 чтец: Она трудна, но без нее
              Плохое было бы житье!
              Не составить телеграмму
              И открытку не отправить,
              Даже собственную маму
              С Днем Рожденья не поздравить!
3 чтец: Отправляя поздравленья,
              Помни правило склоненья,
              Род, число и падежи
              Крепко в памяти держи!
4 чтец: А приставки и частицы –
             Вроде хитреньких зверьков!
             Им охота порезвиться,
             Обмануть учеников!
5 чтец: Люблю тебя, грамматика!
             Ты умная и строгая,
             Тебя, моя грамматика,
             Осилю понемногу я!
Ведущий: Слово предоставляется жюри для подведения итога нашей   встречи.
Жюри объявляет счет.
 (Награждение).
(Ведущий благодарит детей за участие в соревновании) .
Большое спасибо уважаемым членам жюри за работу.
Болельщикам – за их поддержку.
До новых встреч!
РИФМОВАННЫЕ УПРАЖНЕНИЯ (Загадки для коллективного ответа)
Р е к о м е н д а ц и и: можно использовать в качестве паузы психологической разгрузки во время самоподготовки, для смены деятельности индивидуальной и групповой работы, на вечере загадок, на празднике.
Нет конца у строчки,
Где стоят три точки.
Кто придумает конец,
Тот и будет (молодец.)
Все жужжит она, жужжит,
Над цветком кружит, кружит,
Села, сок с цветка взяла,
Мед готовит нам    (пчела.)
Нам   в хозяйстве помогает
И охотно заселяет
Деревянный свой дворец
Темно-бронзовый (скворец.)
Летом много их бывает,
А зимой все вымирают.
Прыгают, жужжат над ухом,
Как они зовутся?    (Мухи.)
Кто без нот и без свирели
Лучше всех выводит трели?
Голосистей и нежней,
Кто же это?    (Соловей.)
Я в любую непогоду
Уважаю очень воду.
Я от грязи берегусь –
Чистоплотный серый   (гусь.)

В лесу мы и в болоте,
Нас везде всегда найдете:
На поляне, на опушке,
Мы – зеленые    (лягушки.)
Вместо носа – пятачок,
Вместо хвостика – крючок,
Голос мой визглив и звонок,
Я – веселый    (поросенок.)
Мчусь, как пуля, я вперед,
Лишь поскрипывает лед,
Да мелькают огоньки.
Кто несет меня?    (Коньки.)
На ледяной площадке крик,
К воротам рвется ученик.
Кричат все:
«Шайба! Клюшка! Бей!» –
Веселая игра    (хоккей.)
Он всю зиму в шубе спал,
Лапу бурую сосал,
А проснувшись, стал реветь.
Этот зверь – лесной (медведь.)
Ног от радости не чуя,
С горки снежной вниз лечу я!
Стал мне спорт родней и ближе.
Кто помог мне в этом? (Лыжи.)
Взял дубовых два бруска,
Два железных полозка,
На бруски набил я планки.
Дайте снег! Готовы    (санки.)
Я весь день ловлю жуков,
Уплетаю червяков,
В теплый край я не летаю,
Здесь, под крышей обитаю.
Чик-чирик, не робей!
Я – бывалый    (воробей.)