Интеллектуальный марафон. Внеклассное мероприятие по русскому языку. 6 класс.


Интеллектуальный марафон.
Вопросы для учащихся 6 класса.
Задание 1.
Отгадай шарады.
Два слога первые – цветок,
Татарский царь – мой третий слог,
А мягкий знак – считай концом.
Коль отгадаешь – будешь молодцом.
(Астрахань)
Три буквы облаками реют,
Две видим на лице мужском,
А целое порой белеет
« в тумане моря голубом».
(Парус)
Задание 2.
Во все времена яркие события в жизни народа становились источником новых пословиц, поговорок, крылатых слов.
Прочтите пояснения и скажите, какие русские фразеологизмы родились благодаря приведённым ниже историческим фактам.
Во время кулачных боёв нечестные бойцы брали с собой мешочки с песком, который бросали в глаза соперникам.
В 1726 г. на Руси этот приём был запрещён специальным указом.
(«Пускать пыль в глаза» - создавать ложное впечатление о своих возможностях.)
Выражение это появилось при Елизавете Петровне, которая в 1746 г. приказала клеймить лбы преступникам, чтобы они «от прочих добрых и неподозрительных людей отличны были»
(«На лбу написано» - нехороший человек.)
Задание 3.
Какое из этих буквосочетаний является анаграммой (перестановка букв в слове (или в нескольких словах) в любом порядке, образующая новое слово) имени библейского царя, ставшего синонимом справедливого и мудрого судьи?
(Ломонос – Соломон)
Задание 4.
Вспомните мифы Древней Эллады и ответьте на следующие вопросы:
А) Кто из них – мать Зевса: Гея, Алкмея, Рея. (Рея)
Б) Кто из них не является братом или сестрой Зевса: Аид, Гестия, Гелиос.(Гелиос)
В) Кто из них не является богом: протей, Генимед, Астрей. (Ганимед – сын троянского царя.)
Задание 5. Басни И.А. Крылова – настоящий кладезь афоризмов (оригинальная законченная мысль, изречённая или записанная в лаконичной запоминающейся текстовой форме и впоследствии неоднократно воспроизводимая другими людьми.)
Вставьте пропущенные слова и ответьте, в уста героя какой басни их вложил автор.
А) А Васька……да …..
(А Васька слушает да ест. «Кот и повар»)
Б) От… в зобу дыханье спёрло.
(От радости в зобу дыханье спёрло. «Ворона и лисица»)
В) Хоть и видит …., да …..неймёт.
(Хоть и видит око, да зуб неймёт. «Лисица и виноград»)
Задание 6.
Напишите русские пословицы, в которых упоминаются числительные 1,2,3,7,100.
(Один за всех, все за одного.
Один в поле не воин.
Одна ласточка не делает весны.
За двумя зайцами погонишься - ни одного не поймаешь.
В трёх соснах заблудиться.
Один с сошкой, семеро с ложкой.
Семь пятниц на неделе.
Семь бед - один ответ.
Семеро одного не ждут.
Семеро ворот, да все в огород.
У семи нянек дитя без глаза.
Не имей сто рублей, имей сто друзей.)
Задание 7.
Почему Васютка, герой рассказа В.П. Астафьева «Васюткино озеро», сошёл с тропы и заблудился в лесу?
А) пошёл рыбачить на незнакомое озеро;
Б) собирал орехи;
В) собирал грибы;
Г) погнался за глухарём;
(Погнался за глухарём).
Задание 8.
Интересная семейка
Семья из трех человек: мама, папа и сын.Особенность их имен в том, что из букв имен любых двоих из них можно составить имя третьего члена семьи. Что это за имена?
(Сима, Миша, Саша)
Задание 9.
В русском языке есть слова с тремя подряд идущими гласными, широкоизвестных два:
Прилагательное, которое определяет длину части тела животного.
( «Длинношеее» от слова длинношеий)
Существительное— птица из семейства ястребиных, редкий и исчезающий вид.
(«Змееед» (либо еще называют «змееяд»)
Задание 10.
«Музыкальные слова».
Придумай 10 слов, в каждом их которых не менее двух раз повторяется название нот (до, ре, ми, фа, соль, ля, си)
(Че-ре-до-вание, фа-ми-лия, си-ре-на, до-ля, фа-соль, до-ми-к, пе-ре-ми-рие, пира-ми-до-н, пе-ре-до-вица, п-ре-ми-я, фа-н-фа-ра, ми-г-ре-нь, по-ми-до-р, ми-с-си-онер, аг-ре-с-си-я, си-му-ля-нт, пе-ре-но-си-ца, си-ре-нь, ус-ми-ре-ние, ант-ре-соль, до-ми-но, ми-на-ре-т)
Подготовила : Борисова О.В.
учитель русского языка и литературы
МБОУ СОШ № 10