Рабочая программа элективного курса по русскому языку на тему: Программа элективного курса «Теория и практика сочинения – рассуждения на основе прочитанного текста»


Малаховская основная общеобразовательная школа филиал муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Боковская средняя общеобразовательная школа имени Я.П.Теличенко» Боковского района
Программа элективного курса
«Теория и практика сочинения – рассуждения на основе прочитанного текста»
9 класс
Учитель: Кириленко Елена Сергеевна
2012 год
Пояснительная записка
Актуальность
Данный элективный курс рассчитан на учащихся 9 классов и может быть реализован в объёме 17 часов. В условиях изменения подхода к изучению русского языка меняется система его изучения и требований на итоговой аттестации – проверка продуктивной деятельности учащихся (создание текста в жанре рассуждения). Следовательно, необходимо развивать умения работы с текстом данного типа речи. В системе работы с учащимися 9 классов работа с текстом–рассуждением позволяет формировать образное мышление, развивать речь, обогащая её разнообразными изобразительно–выразительными средствами и приёмами аргументации в виде умозаключений и выводов.
Особенностью данного курса является его углублённо-познавательный и интегративный характер, что позволяет использовать возможности других учебных дисциплин (литературы, истории, изобразительного искусства, экологии, обществознания и права и др.)
В программе курса предоставлено большое количество разнообразных по проблематике текстов, которые можно использовать выборочно в зависимости от уровня подготовленности класса, интересов учащихся. Отбор текстов осуществлен с позиций нравственного, этического и эстетического воспитания. Одним из этапов работы над сочинением–рассуждением является проверка и редактирование текста самими учащимися. Этот этап организован на основе раздаточного материала «Типология ошибок», различных видов лингвистических словарей и критериев оценивания части С. Такой подход обеспечивает формирование общеучебных (информационных, организационных) умений.
Представленный курс поможет обучающимся эффективно подготовиться к сочинению–рассуждению на ГИА в 9 классе в новой форме.
Цели и задачи курса:
обобщить и систематизировать учебный материал по русскому языку за курс 5 - 9 класса по разделу «Текстоведение»;
совершенствовать умения учащихся на основе работы с текстом;
познавательную деятельность в работе над незнакомым материалом или трудным заданием;
выработать навыки объективно обосновывать свои суждения, опираясь на жизненный опыт или литературный материал;
совершенствовать коммуникативную компетенцию учащихся на основе диалога с автором текста, соблюдая этические нормы;
Обобщённый характер целей и задач курса основывается на триедином подходе (обучение, развитие, воспитание)
Обучающие цели:
получение целостного представления о языке как национально-культурном феномене, исторически развивающейся системе;
Освоение знаний о языке и речи: литературных нормах, видах речевой деятельности, функциональных стилях русской речи;
Развивающие цели:
Развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей;
Развитие умений конструктивно общаться со сверстниками и взрослыми для решения проблем;
Развивать умения, связанные с самооцениванием и самоконтролем деятельности с опорой на справочную литературу и критерии оценивания творческой работы (часть С)Воспитательные цели:
Воспитание сознательного отношения к языку как явлению культуры, основному средству общения;
Воспитание  стремления к самостоятельной работе по приобретению знаний и умений в различных областях жизни;
Ожидаемый результат освоения курса:
Развитие умений:
работать с информацией различного рода;
формулировать проблемы и находить пути их решения;
организовывать свою деятельность и адекватно оценивать её результаты;
применять текстовые навыки и навыки работы с компьютером, пользоваться Интернет-ресурсами в учебной деятельности и повседневной жизни.
  Основное содержание курса составляют знания о языке, литературных нормах, видах речевой деятельности, функциональных стилях русской речи, тексте. Следовательно, содержание программы направлено на формирование практических навыков анализа текста, составление собственного текста (проведение различных видов анализа языковых единиц; языковых явлений и фактов, допускающих неоднозначную интерпретацию; лингвистический анализ деловых, публицистических, разговорных и художественных тестов; оценка устных и письменных высказываний с точки зрения языкового оформления, эффективности достижения поставленных коммуникативных задач; использование в собственной речи разнообразных грамматических и лексических средств языка).Содержание программы
Тема №1
Основные цели и задачи курса. Требования к творческой работе. Памятка  «Советы по написанию сочинения».
Тема №2
Определение функционального стиля текста. Работа со смысловыми типами речи. 
Тема №3
Анализ текста худ стиля с грамматическим заданием.
Тема №4
Обучающее сочинение по тексту художественного стиля. Повторение орфографии.
Тема №5
Рецензирование, редактирование собственной творческой работы.
Тема №6
Анализ текста публицистического стиля с грамматическим заданием. Композиция. Повторение орфографии.
Тема №7
Обучающее сочинение по тексту публицистического стиля.
Тема №8
Рецензирование и редактирование творческих работ.
Тема №9
Функциональные особенности научного стиля. Повторение синтаксиса.
Тема №10
Анализ текста научного стиля с грамматическим заданием.
Тема №11
Обучающее сочинение по тексту научного стиля
Тема №12
Рецензирование и редактирование творческих работ
Тема №13
Анализ текста разговорного стиля. Особенности. Повторение синтаксиса
Тема №14-15
Обучающее сочинение по тексту разг. стиля
Тема №16-17
Функциональные особенности официально- делового стиля.
Требования к подготовке учащихся по курсу
«Теория и практика сочинения – рассуждения на основе прочитанного текста»
Учащиеся должны уметь:
- работать с информацией различного рода;
- формулировать проблемы и находить пути их решения;
- организовывать свою деятельность и адекватно оценивать её результаты;
- применять текстовые навыки и навыки работы с компьютером, пользоваться Интернет-ресурсами в учебной деятельности и повседневной жизни.
Учащиеся должны знать:
- основные сведения о языке,
- определения основных языковых явлений, речеведческих понятий, пунктуационных правил, обосновывать свои ответы, приводя примеры.

Литература для учащихся
Владавская Е.А, Ломилина Н.И, Сигов В.К.Уроки словесности. Пособие для подготовки к сочинению и выполнению творческих заданий. //.- М. Интеллект-Центр.2005.
Егораева Г.Т. Практикум по русскому языку: подготовка к выполнению части 3 (С)//-М.: «Экзамен»,2008.
Любичева Е.В. ЕГЭ–2009. Русский язык. На пути к экзамену: сдаём без проблем!//М.Эксмо.2008.
Сокольницкая Т.Н. ЕГЭ – 2008. Русский язык.: сочинение–рассуждение (часть С): ЕГЭ. Сдаём без проблем! //М.: Эксмо, 2007.
Нарушевич А.Г. Руссий язык: сочинение на ЕГЭ: формулировки, аргументы, комментарии: Пособие для учащихся.//М.: Просвещение, 2009.
Огай О.Н. Как написать экзаменационное сочинение в 11 классе: Практическое пособие.-М.:АРКТИ,2006.
Литература для учителя
Антонова Е.С. Методическая система формирования коммуникативной компетенции учащихся// Методика преподавания русского языка: Коммуникативно-деятельностный подход: учебное пособие.- М.: КНОРУС,2007
Арефьева С.А. Сочинение по прочитанному тексту// Русский язык.-2006.-№ 5.
Булавина М.А. Обучение школьников определению функционально-смысловых типов речи//Русская словесность.-2008. № 4.
Соловьёва Н.Н. Сочинение… без шпаргалки.-М.:Материк-Альфа,2004.
Илюшин Л.С.Приёмы развития познавательной самостоятельности учащихся//Уроки Лихачёва: Методические рекомендации для учителей средних школ. /Сост.О.Е.Лебедев.-СПб: Бизнес-пресса, 2006.
ПавловаТ.И. Раннева Н.А.Сочинение-рассуждение на итоговой аттестации в 9 и 11 классах: учебно-методическое пособие.-Ростов н\Д: Легион,2009.
Работа с текстом на уроках русского языка. Основные подходы к анализу текста. Вып.IX//Авт.-сост. Павлова Т.И.- Ростов-на-Дону.:РО ИПК и ПРО.
Календарно – тематическое планирование
№ занятия Тема занятия Кол-во часов Тип занятия (форма учебного занятия) Дата Требования к уровню подготовки учащихся
базовые развитие познавательных умений формирование ценностно-мировоззренческих ориентаций личности
1 Основные цели и задачи курса. Требования к творческой работе. Памятка  «Советы по написанию сочинения» 1 Лекция Знать требования к творческой работе, к сочинению-рассуждению Понимать необходимость данного курса Формировать умение создавать устные сообщения на основе афоризмов, высказываний великих о языке
2 Определение функционального стиля текста. Работа со смысловыми типами речи.  1 Лекция Знать функциональные стили речи Уметь определять стили текста, типы речи Формировать у учащихся трепетное отношение к слову
3  Анализ текста худ стиля с грамматическим заданием 1 Практическое занятие Знать определение, строение текста Уметь создавать устное монологическое высказывание на учебные, социально-бытовые темы, вести диалог Формировать интерес у учащихся работы с художественным текстом
4 Обучающее сочинение по тексту художественного стиля. Повторение орфографии 1 Практическое занятие Знать признаки художественного стиля: его назначение, цель, сфера употребления. Характерные средства связи предложений в тексте Уметь создавать собственный текстзаданного типа. Формировать умение выбора и использования средств языка в соответствии с коммуникативной задачей
5 Рецензирование, редактирование собственной творческой работы. 1 Практическое занятие Знать, что такое рецензия, как правильно писать рецензию Уметь производить структурно-смысловой анализ предложений, текста Формировать умение выбора и использования средств языка в соответствии с коммуникативной задачей
6 Анализ текста публицистического стиля с грамматическим заданием. Композиция. Повторение орфографии 1 Практическое занятие Знать признаки текста, особенности текста Уметь оценить содержание прочитанного произведения, его язык и стиль, писать сочинение-отзыв в соответствии с требованиями логичности Формировать развитие творческих способностей, навыков самостоятельной деятельности, самореализации.
7 Обучающее сочинение по тексту публицистического стиля. 1 Практическое занятие Знать признаки текста, особенности текста Уметь создавать собственный текстзаданного типа. Формировать умение выбора и использования средств языка в соответствии с коммуникативной задачей
8 Рецензирование и редактирование творческих работ. 1 Практическое занятие Знать, что такое рецензия, её особенности, как писать рецензию Уметь создавать собственный текстзаданного типа. Формировать умение выбора и использования средств языка в соответствии с коммуникативной задачей
9 Функциональные особенности научного стиля. Повторение синтаксиса. 1 Лекция Знать научный стиль, его особенности, сферу употребления, жанры Уметь определять текст научного стиля Формировать умение извлекать необходимую информацию из различных источников по теме
10 Анализ текста научного стиля с грамматическим заданием. 1 Практическое занятие Знать признаки текста, особенности текста-описания, ком- Уметь оценить содержание прочитанного произведения, его язык и стиль, писать сочинение-отзыв в соответствии с требованиями логичности Формировать развитие творческих способностей, навыков самостоятельной деятельности, самореализации.
11 Обучающее сочинение по тексту научного стиля 1 Практическое занятие Точность, логичность, выразительность речи. Редакторская правка Уметь видеть и слышать речевые ошибки, исправлять их, редактировать собственный и чужой текст Формировать умение работы с текстом, определение темы и идеи текста в соответствии с пунктами плана. Анализировать авторские языковые средства.
12 Рецензирование и редактирование творческих работ 1 Практическое занятие Знать, что такое рецензия, её особенности, как писать рецензию Уметь редактировать текст не только собственного сочинения, но и другого Формировать развитие творческих способностей, навыков самостоятельной деятельности, самореализации
13 Анализ текста разговорного стиля. Особенности. Повторение синтаксиса 1 Практическое занятие Знать признаки разговорного стиля: его назначение, цель, сфера употребления. Характерные средства связи предложений в тексте Уметь производить структурно-смысловой анализ предложений, текста Формировать умение работы с текстом, определение темы и идеи текста в соответствии с пунктами плана. Анализировать авторские языковые средства.
14-15 Обучающее сочинение по тексту разговорного стиля 2 Практическое занятие Знать признаки текста, особенности текста Уметь создавать собственный текстзаданного типа. Формировать умение выбора и использования средств языка в соответствии с коммуникативной задачей
16 Функциональные особенности официально - делового стиля 1 Лекция Знать признаки официально-делового стиля: его назначение, цель, сфера употребления. Характерные средства связи предложений в тексте Уметь создавать тексты, определять стиль речи, способы и средства связи предложений в тексте Формировать умение извлекать необходимую информацию из различных источников по теме
17 Функциональные особенности официально- делового стиля 1 Практическое занятие Знать признаки официально-делового стиля: его назначение, цель, сфера употребления. Характерные средства связи предложений в тексте Уметь создавать тексты, определять стиль речи, способы и средства связи предложений в тексте Формировать умение извлекать необходимую информацию из различных источников по теме
Итого:
Практич. занятий:
Лекций: 17
12
5