Разработка открытого урока по русской литературе на тему: Жизнь и творчество М.Ю. Лермонтова

Класс: 10 «Б»
Тема: Жизнь и творчество М.Ю. Лермонтова
Время проведения:.

Цели урока:
образовательная: методом предварительных заданий дать представление учащимся о многогранной личности М.Ю. Лермонтова; помочь постичь высокий нравственный и духовный мир поэта и его поэзии;
развивающая: развивать язык и мышление учащихся, развивать у учащихся навыки работы с текстом;
воспитательная: воспитать учащихся на примере биографии великих людей, формировать любовь к литературе, поэзии, к творчеству поэта.

Тип урока: изучение нового материала
Методы: объяснительно-иллюстративный, частично-поисковый, метод теста, метод дифференцированного обучения
Технология: ИКТ.

Ход урока:

I. Организационный момент.
II. Опрос домашнего задания.
Повторение пройденного материала.
Беседа о значении творчества А.С.Пушкина.
Проведение Пушкинской мини-викторины.

Пушкинская викторина
1.Когда родился А.С.Пушкин?
1811
1799
1824
1825
Расположите в хронологическом порядке периоды жизни А.С.Пушкина
Лицейский период
Михайловское
Болдино
Южная ссылка
Расположите данные эпизоды в той же последовательности, что и в романе «Евгений Онегин»
письмо Татьяны к Онегину
дуэль Онегина с Ленским
сон Татьяны
письмо Онегина к Татьяне
Сколько строк в онегинской строфе?
Онегин родился на брегах
Ловати;
Невы;
Дуная;
Лазавицы.
Евгений Онегин был одет, как
карбонарий;
денди;
ученик школы №9 ; Д)санкюлот.
Как называется первый танец Онегина с Ольгой Лариной?
Онегин в любви считался
знатоком
инвалидом
учеником
мастером
Кто из героев романа?
Красавец, в полном цвете лет,
Поклонник Канта и поэт
Онегин
Ленский
Ларин
Пушкин
Дика, печальна, молчалива,
Как лань лесная, боязлива.
Она в семье своей родной
Казалась девочкой чужой.
Ольга
Татьяна
няня Татьяны Д) помещица Ларина
В каком году была завершена работа над романом «Евгений Онегин»?
1829
1830
1831 Д)1832






III. Новая тема.
Вступительное слово учителя о М.Ю. Лермонтове.
Только что вчера мы закрыли страницы пушкинских произведений, но мы знаем: А.С.Пушкин вошел в нашу жизнь навсегда.
А вот сегодня к нам на урок пришли стихи :
Боюсь не смерти я. О нет!
Боюсь исчезнуть совершенно.
Хочу, чтоб труд мой вдохновенный
Когда-нибудь увидел свет
Автор этих строк вам известен. Вы с ним встречались, вы погружались не раз в его поэзию. Да он не Пушкин, он другой. И всегда казалось,что в нем есть какая-то тайна.
А.Ахматова писала о нем: «Это было странное, загадочное существо- Царскосельский лейб-гусарОн подражал в стихах Пушкину и Байрону, и вдруг начал писать нечто такое , где он никому не подражал, зато уже целый век хочется подражать ему
Я уже не говорю о его прозе. Здесь он обогнал самого себя на сто лет
Вы узнали в этих строчках поэта М.Ю.Лермонтова.
О личности, судьбе, эпохе Лермонтова Мы сегодня берем Слово!
2. Ознакомление учащихся с картой-схемой «Жизнь и творчество М.Ю. Лермонтова».
Ученики рассказывают биографию и о творчестве М.Ю.Лермонтова.
3. Групповая работа: рассказ учащихся о биографии и творчестве М.Ю. Лермонтова.
1-группа: работает над темами: Детство. Москва. Благородный пансион. Московский университет. Учёба в Школе гвардейских прапорщиков и кавалерийских юнкеров.
2-группа: работает над темами: стихотворение «Смерть поэта». Первая ссылка на Кавказ. Вторая ссылка на Кавказ. Дуэль. Гибель поэта.
3-группа: готовит вопросы учащимся 1,2-группы.

3.Обобщение учителем сообщений и суждений членов микрогрупп.

IV. Закрепление новой темы.
1. Игра «О чём говорят цифры?»
13 SHAPE \* MERGEFORMAT 1415

2 .Запись в тетрадях основных произведении М.Ю.Лермонтова.
V. Подведение итогов урока.
VI. Домашнее задание. Прочитать биографию М.Ю.Лермонтова. Выучить наизусть стихотворение М.Ю.Лермонтова ( по выбору учащихся)
VII. Комментирование оценок

















1814г.

1828-1832г.г.

1832г.

1837г.

1840-1841 г.г.

1834г.