Технологическая карта урока по русскому языку по тему «Главная (основная) мысль текста» 3 класс


Урок русского  языка
3 класс УМК «Планета знаний»
Тема урока «Главная (основная) мысль текста»
Цели урока:
Предметные – подвести  учащихся  к  освоению  понятия «главная (основная) мысль текста, создать  условия  для  отработки  навыка  нахождения  главной  мысли  текста;
Метапредметные – учить ставить  цель  на  уроке, планировать  свои  действия,  анализировать  и  сравнивать.
Личностные -    контролировать свои  действия  на  этапах  достижения  цели, развивать  умение  работать  в  группе.
1.Настрой  на  урок:
Долгожданный  дан  звонок,
Начинается  ….
-Начинаем  урок  русского  языка.
2. Минутка  чистописания.
-Догадайтесь,  о  какой  букве  я говорю.
-Буква  обозначает  согласный  звук,  парный, может  обозначать  и  твёрдый,  и  мягкий  согласный,  есть  в  слове  ЗИМНИЙ
Учитель  приоткрывает  «шторку»,  дети  видят  образец  написания,  работают  в  тетради.
-Скопируйте  себе  образец  в  тетрадь,  запишите  далее  по  образцу.
заяц  заячьи  Зайцев –  спишите  по  образцу,  подчеркните  орфограммы (1  человек  у  доски),   найдите  «лишнее»  слово  и  поясните,  по  какому  признаку, оцените  себя (если у  вас  получилось  близко  к  образцу – поставьте +,  если  небольшие  отклонения – «-+».
3. Актуализация  знаний.
- Вспомните  название  большого  раздела,  над  которым  мы  работаем. (О  главном)
На  доске  учитель  приоткрывает  табличку:
-Над  какими  гл.частями  мы  уже  поработали?
Приоткрываются  таблички:

-Над  каким  средством  языка  нам  осталось  поработать  в этом  разделе? (Текст)
-Что  есть  главное  в  тексте? (главная,  или  основная,  мысль).
4. Постановка  целей  урока.
-Откройте  учебник  на  с.116,  прочитайте  тему  урока  и  постарайтесь  сформулировать  цель  урока,  используя  слова:
Приоткрывается  страница флипчарта:
Дети формулируют  цель  урока.
Учитель  открывает  страницу  полностью:
-Итак,  за  работу!  У  нас  всё  получиться!
5.Работа  над  новым  материалом.
Загадка  о  зайце (на  экране)
-Заяц  - трусливый, …..(ещё?)
-Найдите  в  учебнике  упражнение   о  зайце. (упр. 88)
-Как догадались? ( по иллюстрации)
-Прочитайте  1-ю  часть,  определите  вид  предложения  по  цели  высказывания.  (вопросительное)
-Прочитайте  2-ю  часть,  определите цель  высказывания (повествовательное),  
Прочитайте 3-ю  часть,  назовите  вид  предложений  по  цели  высказывания (побудить  зайца  к  действию)
-Предложения  по  цели  высказывания  автор  употребил  РАЗНЫЕ: повествовательные,  вопросительные,  побудительные.  
-Что  требуется  выписать  из  текста? (восклицательные  предложения)
-Назовите  их!
- Выпишите  восклицательные  предложения,  в  скобках  укажите  их  вид  по цели  высказывания:  повествовательное,  побудительное  или  вопросительное)
Самостоятельная  работа  детей.
Один  человек (из  тех,  кто  справился  раньше  других)  выполняет  работу  у  доски – карточки вставляет в нужное  место (или  дописывает – как  захочет).
Далеко  ли  преследователи?! (   ………                          )
Беги,  заяц!  (     …….           )                 Запутывай    следы! (          …        )                
-Проверьте,  оцените  себя. У кого  так?
-Мы    выписали  несколько  предложений,  но  это  ещё  не  текст.
-Попробуем  убрать  цифры   от  предложений,  прикрыв  их  пальчиками  в  учебнике. (открывается  новая  страница  флипчарта).
-Прочитайте  снова.   Что  получилось? ( текст)
-Какова  речевая  задача  текста?  Зачем ,  ради  чего автор  написал  этот  текст?
(Автор  хотел  объяснить,  почему  заяц  запутывает  следы)
-Какова  же  главная  мысль  текста? (Зайца  прозвали  косым  из-за  привычки  скашивать  глаза на   преследователей).
6. Работа  с  правилом.
-Попробуйте  сформулировать,  ЧТО  такое  главная  мысль  текста. (высказывания,  предположения)
-Как  нам  проверить  свои   предположения?
-Обратимся  к  правилу. Прочитаем  его  вслух (1 человек),  вполголоса (хором),  объясните  товарищу (  в  парах).
-Кто  попробует  вслух?
По  экрану – хором.
Физминутка (скороговорки)
1.В  мире  есть  4  брата-
Север,  юг,  восток  и  запад.(наклоны  головой)
2.Шла  Саша  по  шоссе  и  сосала  сушку.( махи  руками)
3.Корабли  лавировали,  лавировали  
Да  не  вылавировали.(вращения  туловищем)
4.От  топота  копыт  пыль  по  полю  летит! (голень  назад)
5.Ехал  грека через  реку,
Видит  грека – в реке  рак.
Сунул  грека  руку  в  реку-
Рак    за  руку  греку   цап!(подъём на  носочки, руки  вверх)
7.Повторение  уже  полученных  знаний.
-Вернёмся  к  цели  урока (страничка флипчарта  №4)
_Что  уже  удалось? (разобрались,  что  такое  главная  мысль  текста,  познакомились   с правилом)
-Что  теперь  предстоит? (научиться  находить  главную  мысль  в  тексте)
8.Упражнение  90.
-Прочитайте  название  текста.  Можно  ли  по  его  названию  догадаться,  о  чём  будет   говориться  в  тексте?
-Прочитаем  текст.  
-Какова  его   главная  мысль?  Докажите. Запишите эту мысль в тетрадь.
9. Работа  в  группах.
Текст  из  упражнения  91  напечатан  на  листочках,  на  каждого  члена  группы.
Задание: найти  и  подчеркнуть  предложения,  в  которых  выражена  главная  мысль.
-Распределите  роли:  кто  будет  читать  текст,  кто  называет  главную  мысль  текста,  кто  подчёркивает,  кто  выступает  от  группы.
Обсуждение,  выступления  детей.
-Докажите  свою  мысль.
-Запишите  текст  себе  в  тетрадь,  начиная  с  заголовка.  Будьте  внимательны  к  орфограммам!
Учитель,  проходя  по  классу,  наблюдает  за  работой  детей.
10. Рефлексия.
-Предлагаю  оценить  себя  по  следующим  критериям:
1 – я   разобрался,  что  такое  главная  мысль  текста,  смогу  объяснить  другим.
2 – я  понял,  что  такое  главная  мысль  текста,  но  пока  не  могу  объяснить,  надо  повторить правило.
3 – К  сожалению,  я  не понял,  что  такое  главная  мысль  текста,  придётся  обратиться  за  помощью.
-Поднимите  цифру.
11.  Учитель  оценивает  работу  учащихся,  учитывая  устную  и  письменную  работу.
12.Домашнее  задание.
-Что  предстоит  сделать  дома?
Выучить (или  повторить) правило  на  с.  116,  по   желанию  выяснить,  откуда   произошло  слово  ЗАЯЦ (упр. 88)  с  помощью  этимологического  словаря.
_Благодарю  всех  за  работу!