Разработка урока по математике на тему Сложение и вычитание двузначных чисел в столбик


Тема: Сложение и вычитание двузначных чисел в столбик (Урок введения нового знания).
Цель: исследовать особенности сложения и вычитания двузначных чисел в столбик
Задачи:
-формировать умения решать выражения вида 72 + 18, 90 – 18 в столбик;
-выявлять особенности сложения и вычитания двузначных чисел в столбик;
-развивать вычислительные навыки математическую речь, умение записывать пример в столбик, внимание, умение решать задачи;
-воспитывать усидчивость, трудолюбие, познавательный интерес. Ход урока.
I. Психологический настрой учащихся на урок. - Кого вы видите у меня на доске. Правильно, к нам в гости пришли гномы. Один грустный, другой веселый. - Какой гном вам нравится? - Почему веселый? - Желаю вам, чтобы и у вас было хорошее настроение на весь день. 
II. Каллиграфическая минутка.
- А теперь, давайте откроем наши тетради, запишем число, классная работа.
- Отгадайте ребусы и вы узнаете какие числа мы будем прописывать.
По2л 3буна
-Сегодня на уроке мы пишем цифры 2 и 3.
- Какие это числа? (однозначные).- Что больше 2 или 3? - Составьте двузначные числа из этих цифр (23,32). 
- Что вы можете рассказать об этих числах? (32 > 23, З д. 2ед., 2д. З ед.. )- А ещё какие можно составить числа? (33,22) 
IV. Повторение изученного.- Сегодня на уроке нам будет помогать цифра 10. Поэтому давайте, вспомнить состав этого числа.
- У вас на партах лежат карточки домики. Вам необходимо вставить в окошко пустое число.
- Давайте, проверим, что у вас получилось. 10 это….
- Ребята, подумайте, а какие равенства мы можем записать, чтобы найти сумму равную 10.
- Назовите компоненты сложения.
- Какое действие обратно сложению?
- Давайте вспомним, компоненты вычитания.
- Назовите самое маленькое двузначное число. (10)
- А самое большое двузначное число? (99)
- Сколько цифр мы используем для записи двузначных чисел?
- Из каких разрядов состоит двузначное число? (десятков и единиц).
V. Устный счёт.- Давайте устно решим примеры.
56-6 20+7 60-10 34-30
VI. Сообщение темы и целей урока.
- Итак, чем мы сегодня будем заниматься на уроке?
- Мы будем складывать и вычитать двузначные числа в столбик.
VI. Работа над новы материалом.
1. №1.
- Посмотрите на эту сумму чисел : 72+18=
- Попробуем, посчитать.
- Как вы, думаете, удобно ли нам такая форма записи.
- А как мы можем записать эту сумму чисел по-другому?
- Давайте посмотрим, записываем число 72, ниже пишем 18, 8-пишем под разрядом единиц, 7 под разрядом десятков.
- Начинаем складывать.
- С какого разряда мы начинаем сложение?
(проговаривается алгоритм)
Алгоритм сложения двузначных чисел:
        1.   Пишем числа в столбик
          2.    Складываем  единицы:
               10 ед.- это 1 д. 0 ед.
               Результат пишем под единицами 0,
               а 1 десяток  надписываем над десятками
          3.    Складываем  десятки:
              к сумме десятков прибавляем 1 десяток,
              который получился от сложения единиц.
              Результат пишем под десятками
           4.   Ответ: сумма чисел…и…равна….
2. №2 (Решение примеров у доски с объяснением).
Физминутка.
3. №3.
- Ребята, какое действие мы выполняли? Вспомним обратное действие сложению.
- Давайте, запишем следующее равенство: 90-18
Алгоритм вычитания двузначных чисел:
  1. Пишем числа в столбик: …                
  2. Пробуем вычитать единицы.   0  ≤  8
           Из меньшего не можем вычесть большее
           Берем из 9 десятков 1 десяток
           (чтобы не забыть, ставим над цифрой 9 точку )           1 д. = 10 ед.
           10 – 8 = 2
           Результат пишем под единицами.
  3. Вычитаем десятки.
            Было 9 десятков. 1 десяток был взят. Осталось 8 д.: 8д. – 1д. = 7д.
           Результат пишем под десятками: 7
   4. Ответ: разность чисел…и…равна….                   
4. №4 (Решение примеров у доски с объяснением).
Физминутка для глаз.VII. Повторение изученного материала.
№6. Решение задачи.
– Читаем задачу. Выделяем данные.
- Составляем краткую запись.

- Что мы найдём 1 действием? Каким действием? (Сколько шишек собрали ученики 2 класса. Сложением)- Что вторым? Каким действием? (Сколько шишек собрали ученики 1и 2 класса. Сложением).- А что третьим? Каким действием? (Сколько шишек собрали ученики 3 класса. Вычитанием)- А четвёртым? (Сколько всего шишек собрали ученики. Сложением).VIII. Подведение итогов.
- Ну вот, наша работа подошла к концу. И что же произошло с нашим грустным гномом? Правильно он начал улыбаться. Он очень рад за вас ребята. Вы показали ему свои самые лучшие способности решать, думать и в этом нам помогла наша дружба. 
- Чем мы сегодня занимались на уроке? (Сложением и вычитанием двузначных чисел  в столбик).
– Какой же новый способ помогал нам работать на уроке? (При сложении единиц получается 10.  А при вычитании в уменьшаемом круглое число.)IX. Домашнее задание.
(Работа по карточкам).
1 вариант 2 вариант
50-7 36+4 60-8 43+7
50-17 36+14 60-18 43+17
50-27 36+24 60-28 43+27