Конспект по математике на тему Сложение и вычитание чисел первого десятка. Состав чисел 5, 6, 7, 8, 9, 10. (2 класс УМК Школа России)


Сложение и вычитание чисел первогодесятка. Состав чисел 5, 6, 7, 8, 9, 10
Цели урока: закреплять у учащихся знание состава изученных чисел; продолжать работу над задачами изученных видов; развивать  мыслительные операции анализа, сравнения.
Планируемые результаты (предметные): знать состав изученных чисел; различать геометрические фигуры.
Универсальные учебные действия (метопредметные):
регулятивные: уметь проговаривать последовательность действий на уроке.
коммуникативные: уметь слушать и вступать в диалог; участвовать в коллективном обсуждении проблем.
позновательные: уметь преобразовывать информацию из одной формы в другую; составлять математические рассказы на основе простейших математических моделей.
личностные: стараются проявить по назначению приобретенные математические способности.
Ход урока
I. Организационный момент.
II. Каллиграфическая минутка.
1 4 7      1 4 7
2 3 5      2 3 5
6 8 9      9 8 6
Учащиеся анализируют образцы, записанные на доске, затем прописывают их в тетради. (Образцы анализируются и прописываются по очереди, по одному.)
III. Повторение состава изученных чисел.
1. Работа с числовыми веерами.
-Какое число идет при счете за числом 5?
- Какие числа являются соседями числа 7?
- Какое число идет при счете перед числом 6?
- Чему равна сумма 5 и 2?
(запись на доске.)
5. «Украшаем ёлку» (с. 3 учебника, часть 2).
- Отгадайте загадку.
Красавица какая
Стоит, светло сверкая!
Как пышно убрана!
Скажите: кто она? (Новогодняя елка)
- Сегодня мы начинаем работу по второй части учебника математики. Откройте его на с. 3. Проверьте правильно ли вы отгадали загадку. (Правильно в учебнике нарисована елка.) (На доске елка не украшенная).
- Давайте мы тоже украсим елку. После выполнения каждого задания вы будете выходить к доске и вешать на елку свою игрушку.
- Каким числом украшена верхушка елки? (7)
- Какие числа на карточках перевернуты? (6 5 4)
- Как вы догадались? (Это состав числа 7: 6+1 2+5 4+3)
- Как вы поняли, чему мы будем учиться, занимаясь по второй части учебника? (Будем продолжать изучать состав чисел)
- Послушайте, чему еще мы будем учиться.
IV. Работа с геометрическим материалом.
Данную работу можно провести по заданию 5 учебника (с. 5, часть 2).
– Назовите изображенные фигуры. (Отрезок, ломаная, треугольник.)
– Сколько звеньев в ломаной линии? (3.)
– Начертите в ваших тетрадях такую же ломаную. (Самостоятельная работа учащихся.)
– Проверьте работу друг друга.
– Замкните ломаную.
– Какие фигуры получились? (Четырехугольник и два треугольника.)
 
V. Работа над задачами.
Учитель или кто-то из хорошо читающих учеников читает текст в задании 1 (с. 4 учебника, часть 2).
– Прочитанный текст является задачей? (Да.)
– Обоснуйте ваше мнение. (Есть условие и вопросы; данные и искомое числа.)
– Прочитайте условие.
– Прочитайте вопрос задачи.
– Составьте схему.

– Каким действием следует решать задачу?
– Почему?
– Запишите решение задачи. (Учащиеся записывают решение с комментированием, учитель выполняет запись на доске.)
(5 + 3 = 8 (ш.).)
– Ответьте на поставленный вопрос. (На ёлке стало 8 шаров.)
– Прочитайте текст в задании 2 (с. 4 учебника, часть 2).
– Это задача?
– Докажите.
– Прочитайте условие задачи.
– О чем спрашивается в задаче?
– Составьте схему.

– Какое действие выберете для решения задачи?
– Почему?
– Запишите решение. (Запись с комментированием.)
(4 – 1 = 3 (м.).)
– Ответьте на вопрос задачи. (Маша принесла домой 3 мандарина.)
№3 (с. 4)
-Посмотрите на иллюстрацию. О чем будет следующая задача? (О детях)
- Прочтите условие задачи.
- Что значит столько же?
- Назовите решение задачи.
 Физкультминутка.
VI. Закрепление навыков счета.
Учитель предлагает учащимся рассмотреть числовые выражения (с. 5 учебника, часть 2, задание 4).
– Что заметили? (В первом и третьем столбиках примеры на сложение, во втором и четвертом – на вычитание; в каждом столбике на сложение первые слагаемые одинаковые, в каждом столбике на вычитание вычитают из одного и того же числа.)
– Рассмотрите только суммы.
– Что можно сказать о вторых слагаемых? (Они увеличиваются на один.)
– Как, по вашему мнению, будут изменяться значения сумм?
– Проверим это. Найдите значения записанных сумм.
– Вы были правы?
– Какой  в ы в о д  из этого следует?
– Рассмотрите примеры на вычитание.
– Что можно сказать о числах, которые вычитают? (Они увеличиваются на 1.)
– Как будут изменяться значения выражений?
– Проверим ваше мнение.
– Какой  в ы в о д  можно сделать?
В заключение урока учащиеся могут выполнить задание 1, 2 (с. 3 в тетради № 2).
Данное задание может быть выполнено в парах или группах.
№6,7 в учебнике самостоятельно.
VII. Итог урока.
– Чему учились на уроке?
– Что особенно понравилось?
– Оцените свою работу на уроке.