Урок математики Устные приемы вычислений для случаев вида 26+7 (2 класс)


Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Семеновская средняя общеобразовательная школа»
КОНКУРС «МОЙ УРОК»
НОМИНАЦИЯ: УРОК МАТЕМАТИКИ
В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ
Тема: «Устные приемы вычисления для случаев вида 26+7».
УМК «Школа России» ФГОС
Математика. 2 класс.
Учебник «Математика». 2 класс (в 2-х частях)
Авторы: М.И. Моро, М.А. Бантова, С.И.Волкова. Москва «Просвещение», 2011.
Шипилова Наталья Владимировна,
учитель начальных классов, 1 квалификационной категории
Муниципального общеобразовательного учреждения
«Семёновская средняя общеобразовательная школа»,
Shipilovanatalya2013@yandex.ruУрок математики 2 класс (программа «Школа России»)
Тема урока: Устные приемы вычислений для случаев вида 26+7.
Цели урока:
Обучающая: повторить состав чисел в пределах 10, представлять двузначные числа в виде суммы разрядных слагаемых, научить составлять алгоритм решения примеров вида 26+7.
Развивающая: развивать вычислительные навыки, внимание, мышление, операции анализа и синтеза, навык составления и прочтения схем.
Воспитывающая: воспитывать коммуникативные отношения и умение работать в группе.
Оборудование: учебник, карточки для индивидуальной работы, компьютер, проектор, презентация.
Типология урока при системно-деятельностном подходе: урок «открытия» новых знаний
Используемые методы, технологии обучения – словесный, наглядные методы, проблемное обучение, технология «обучение в сотрудничестве», ИКТ.Прогнозируемый результат:
- познавательные учебные действия: устанавливать аналогии, использовать модели, алгоритм, осуществлять поиск информации в учебнике, строить речевые высказывания в устной форме.
- коммуникативные учебные действия: планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками, учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций, формировать собственное мнение.
-регулятивные учебные действия: принимать, планировать и реализовать учебную задачу.
Ход урока:
I.Организационный момент.II.Самоопределение к деятельности (1 – 2 мин.) слайд № 1.Давайте, ребята,
Учиться считать,
Прибавлять, вычитать.
Запомните все,
Что без точного счета
Не сдвинется с места
Любая работа.
- А теперь подарим свои улыбки друг другу, гостям, тем самым пожелаем добра и счастья.
- Скажите, какими качествами нужно обладать, чтобы на уроке сделать для себя маленькое открытие? (Нужно быть внимательным, наблюдательным, активным, уметь поддержать товарища).
III.Актуализация знаний и мотивация (4 – 5 мин.) слайд № 2
- Откройте тетради и запишите число, классная работа.
1.На слайде числа красного и зеленого цвета: 10,2,8,6,4,7,5.
- Внимание на экран.
- Найдите лишнее число. Почему?
- Найдите сумму зеленых чисел? (12)
- Найдите сумму красных? (30)
- Чем отличается первая сумма от второй?
- Приведите примеры «круглых »чисел.
- Добавь до «круглого» числа сумму зеленых (12+8=20). Слайд № 3.
2. Проблемная ситуация. Слайд № 4.
- Пока мы с вами считали, подул ветер и наши числа перемешались. Посмотрите, что получилось?
- Чем похожи все примеры?
(Примеры на сложение двузначного числа на однозначное).
- Найдите значения выражений самостоятельно.
64+6 52+8 45+5 26+7
IV.Постановка учебной задачи (4 – 5 мин.)- Выполнили задание? (Нет, не все) Слайд № 5.
- Почему? Что вызвало затруднение?
- Почему возникли такие трудности при решении данного примера? (Не решали)
- Чему будем учиться на уроке? (складывать двузначные и однозначные числа с переходом через десяток).
- Кто назовет тему урока?
(Сложение двузначного и однозначного чисел с переходом через десяток) Слайд № 6.
V.Построение проекта выхода из затруднения (7 – 8 мин.)1. Построение проекта.
- Есть желающие объяснить, как выполнить это действие?
(К доске вызвать 2 ученика с правильным и неправильным решением примера)
1)Верный ответ
- Докажи, что твой способ решения этого примера верный. (Я не знаю, как доказать)
- В чем тогда затруднение? (Я не могу объяснить, как получен алгоритм решения)
2)Неверный ответ
- Что показало пробное действие? Удалось ли получить верный ответ?
(Не удалось)
- В чем тогда твое затруднение?
(Я не могу правильно решить пример)
Обсуждаются различные варианты, предложенные уч-ся и выбирается оптимальный)26+7=33 Слайд № 7.
26+4+3=30+3=33
дополню 26 до круглого числа (4)=30
прибавлю оставшиеся единицы (3) 30+3=33
- Какие знания вам помогли решить пример? (Сложение двузначного и однозначного числа до круглого)
- Кто может предложить другой способ?
2.Работа со счетными палочками. Работа в парах.
- Выложите с помощью палочек число 26.
- Прибавьте к нему еще 7 палочек.
- Что у вас получилось? (Сначала складываю единицы 6 и 7=13, получилось 2 пучка и 13 единицы)
- Что можно сделать? (Из 13 взять10, получится еще один пучок и останется 3 единицы)
- Запишите свой способ с помощью чисел.
26+7=33
26+7= 20+(6+7)=20+13=33
складываю единицы (6 и 7)= 13
прибавлю десятки(20+13=33)
- Что нужно знать, чтобы решить 2 способ?
- Какой способ легче для вас? Почему?
3.Повторение алгоритма.
- Давайте посмотрим, какой способ предлагают нам в учебнике. Откройте учебник на странице 66. Кто объяснит алгоритм решения?
1) Дополню до круглого числа.
2) Прибавлю оставшиеся единицы. Слайд № 8.
VI.Первичное закрепление (4 – 5 мин.) Слайд № 9.
- А теперь я предлагаю вам поработать в парах. У вас на партах лежат карточки с заданием.
38+5=
38+…+…=…
64+9=
64+…+…=…
47+8=…
47+…+…=…
(Учащиеся выходят к доске и объясняют решение 1 примера и проговаривают алгоритм)
VII.Физкультминутка (2 -3 мин.) Слайды № 10 – 20.
На слайдах и звучит песня «Две руки – две сестры». Дети выполняют все действия, которые показаны на слайдах презентации.
VIII.Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону (4 – 5 мин.)- Хотите проверить, чему научились?
- На странице 66 самостоятельно выполните примеры под № 2 (3, 4 столбики)
Слайд № 21.
54+8 62+9 6+75 8+46
- Проверьте свою работу с эталоном на экране. Слайд № 22.
- Если правильно выполнили, на полях ставите «!», если есть 1-2 ошибки ставит «+», а кто не справился и ему еще надо тренироваться ставит «-».
- Почему допустили ошибки?
- Что еще надо сделать? (Надо еще работать по данной теме).
IX.Включение в систему знаний и повторение (7 -8 мин.)- Для выполнения каких заданий нам важно уметь выполнять эти действия? (при решении задач)
- Теперь я предлагаю поработать в группах. Слайд № 23.
- Каждой группе я даю карточку с задачей. Будьте внимательными и работайте дружно.
- Вы должны составить краткую запись и решить задачу.
1-уровень
У Маши в альбоме 26 наклеек, а у Оли -6 наклеек. Сколько всего наклеек у девочек?
2-уровень
На одной тарелке лежало 32 конфеты, а на другой тарелке на 9 конфет больше. Сколько конфет на второй тарелке?
3-уровень
В парке дети посадили 17 дубков, а липок на 4 больше. Сколько всего деревьев посадили?
Капитан каждой группы выходит к доске и готовит защиту.
X.Рефлексия деятельности (2 -3 мин.) Слайд № 24.
- Какую цель ставили на уроке?
- Удалось ли достичь цели?
- Какой вывод мы сегодня сделали?
- Где можно использовать эти знания?
- Что на уроке у вас хорошо получалось?
- Над чем еще надо поработать?
- Оцените свою работу на уроке с помощью «светофора».
(У каждого учащегося на парте лежат кружочки красного, жёлтого и зелёного цветов).
Слайд № 25.
- Спасибо за урок. Урок окончен.
Список используемой литературы:
Поурочные разработки по математике 2 класса (по УМК М.И. Моро «Школа России», М: Просвещение, 2011), Москва «Вако», 2012. – 480 с.
Открытые уроки 1 – 4 классы. Мастерская учителя. Москва «Вако», 2011. – 287 с.
Приглашаем на урок 2 класс. Открытые уроки, издательство «Учитель», г. Волгоград, 2011. – 171 с.
Деятельностный метод обучения: описание технологии и конспекты уроков.1 – 4 классы/ авт.-сост. И.Н. Корбанкова, Л. В. Терешина. - Изд. 2-е. - Волгоград Учитель, 2013. – 118 с.