Сложение и вычитание на основе десятичного состава чисел.


2 класс
Тема: Сложение и вычитание на основе десятичного состава чисел.
Цель урока: закреплять умения выполнять сложение и вычитание на основе десятичного состава чисел; находить периметр многоугольника; развивать логическое мышление, внимание, память, математическую речь, кругозор детей; воспитывать у учащихся чувство товарищества, ответственности, умения работать в коллективе, бережное отношение и любовь к животным.
Тип урока: урок практического применения знаний, умений.
Вид урока: урок-экскурсия.
Формы работы: индивидуальная, фронтальная, работа в паре и группе.
Виды деятельности: игровая, познавательная, поисковая.
Наглядность и оборудование: учебник «Математика» для 2 класса, компьютер, ручки, карандаши, тетради, карточки с дифференцированными заданиями, лист успеха для рефлексии.Ход урока.
I. Организационный момент.
Все расселись по местам, никому не тесно, по секрету вам скажу: «Будет интересно!» Будем мы решать, считать и думать. Чтоб сегодня, как всегда, в руки к нам удача шла!
-Ребята, к нам на урок сегодня пришли гости. Повернитесь к гостям и поприветствуйте их легким кивком головы. А теперь повернитесь друг к другу, улыбнитесь и мысленно пожелайте удачи, а гостям – отдохнуть на нашем уроке.
II. Сообщение темы и цели урока.
-Ребята, сегодня у нас урок необычный. Мы «пойдем» с вами на экскурсию, но не простую, а математическую. Во время экскурсии мы закрепим табличные случаи сложения и вычитания в пределах 100, закрепим умения выполнять сложение и вычитание на основе десятичного состава чисел, повторим решение уравнений, задач, будем находить периметр многоугольника, развивать логическое мышление, математическую речь, воспитывать умение работать в коллективе. На экскурсии вы будете записывать свои наблюдения в тетрадь.
-Откройте тетрадь, положите под наклоном и запишите дату экскурсии- 12 декабря и кодовое название Классная работа.
-Чтобы провести минутку чистописания, нужно выполнить следующее задание. Посчитайте сколько согласных букв в словах «Классная работа. (8)». Число 8 будет соответствовать числу десятков. А теперь посчитайте, сколько гласных букв. (6). Число 6 будет соответствовать числу единиц.
-Пропишите число 86 через клеточку. Что нужно помнить при записи данного числа?
-А теперь поменяйте местами цифры в числе 86. Какое число получили? (68). Пропишите его.
-Мы отправляемся на экскурсию. А вот куда, вы узнаете, найдя значения выражений.
69-9= (60) З50+7=(57) О
18-9=(9) О
8+6= (14) П37-30= (7) А
15-6=(9) Р8+3=(11) К
(После решения каждого примера открывается ответ и буква.)
-Так, куда же мы с вами «пойдём» ( В зоопарк.)
Слайд 1.
-Что такое зоопарк (Ответы детей)
Слайд 2.
(Зоопарк – это музей живой природы, в котором вы можете познакомиться с представителями животного мира.)
- И вот сегодня с некоторыми из них вы познакомитесь. Эти животные вас очень ждут, они приготовили вам задания. И я надеюсь, вы с ними справитесь. Но, чтобы экскурсия прошла удачно, необходимо соблюдать следующие правила.
Слайд 3.
Быть очень внимательными.
Правильно выполнять задания и не торопиться.
Не допускать ошибок, иначе звери огорчатся.
Вести себя тихо, спокойно, чтобы не пугать зверей в вольерах.
Работать на уроке вы сегодня будете в группе. В течение урока будете выполнять различные задания, а в конце урока подведём итоги.
Прежде, чем мы начнем работу, давайте вспомним правила работы в группе.Правила работы в группе1.Работать должны все2.Один говорит, остальные слушают3.Ответственный (капитан) распределяет работу в группе4.Если не понял, переспроси.5.Своё несогласие высказывай вежливо
- Начнем нашу экскурсию. Раз мы с вами отправляемся на экскурсию, значит, должен быть и ….экскурсовод.
-Кто такой экскурсовод? (Специалист по проведению экскурсий)
Сегодня в роли экскурсовода буду не только я, но и некоторые ученики нашего класса.
Животные в зоопарке живут в клетках и вольерах.  Кто знает, что такое вольер?
Волье́р — участок, огороженная площадка (с навесом или открытая) с присоединяющимися к ней клетками или домиками для содержания мелких животных (кроликов, пушных зверей, птиц, собак) в звероводческих хозяйствах, зоопарках, на выставках.Вольер служит для защиты животных от непогоды.
Посмотрите на меня!Сегодня экскурсоводом работаю я.Не теряя ни минутки,Приглашаю вас я в путь!Взять все знания в дорогу!И улыбку не забудь!
Но на экскурсию пойдут только те, кто сможет купить билет в зоопарк. Билеты приобретаем не за деньги, а за правильные ответы, т.е. за знания. Итак, приобретаем билеты.
III. Актуализация знаний.
Математический диктант (записываем только ответы):
5+6 10+8 14-4 12-6
6+6 15+0 18-9
8+3 11-2 13-13
( 11, 12, 11, 18, 15, 9, 10, 9, 0, 6) (Самопроверка. Выставление оценок на полях.)Билеты мы приобрели и можем посещать зоопарк.
-Итак, какое животное нас ждёт в первом вольере
Узнаем мы это, отгадав загадку.
Он всю зиму в шубе спал,
Лапу бурую сосал,
А проснувшись, стал реветь,
Этот зверь лесной…. (медведь)
Слайд 4 (изображение медведя)
Рамиль сделает нам небольшое сообщение о медведе.
Медведь – очень большой зверь, около двух метров высотой и весом более 350 килограммов. Питается рыбой, ягодами, муравьями, червями и личинками жуков.
- Спасибо, Рамиль.
- Вот какое задание медведь приготовил для вас.
Х – 40= 20 60 + Х = 90
Медведь очень рад, что вы справились с его заданием. Он вас всех благодарит.
IV. Упражнение в составлении задачи по краткой записи.
- А мы отправляемся к следующему вольеру.
- Отгадайте загадку.
Всех зверей она хитрей,
Шубка рыжая на ней.
Пышный хвост её краса.
Этот зверь лесной …. (лиса.)
Слайд 8 (изображение лисы.)
Рашит приготовил нам сообщение о лисе.
В сказках лиса самая хитрая, всех может провести, любого обмануть. А на самом деле лиса ничуть не хитрее многих других зверей. Нюх и слух у лисицы очень острый. Чуть пискнет мышь – и лисица услышит её за сотню метров, даже зимой, когда та прячется под снегом. Ест лиса всё: ягоды, жуков, кузнечиков, зайцев, птиц, но самое большое лакомство для неё – полевые мыши. В день она съедает их до 20 штук
Спасибо, Рашит за сообщение.
Так какое же задание приготовила для вас лиса?
Составление задачи по краткой записи.

Воробьёв – 7 пт. ? птиц
Синиц - ?, на 3 больше
7+3=10(п)
10+7=17(п) Ответ: 17 птиц
(воспитательный момент о кормушках)
Молодцы! И с этим заданием вы справились.
Лиса предлагает нам поиграть в снежки
Игра «Снежки»: поставить знаки + и – так, чтобы значение выражения было верным. -Каждая снежинка должна опуститься на свое место. 
Закрепление умения находить периметр многоугольника.
- После небольшого отдыха, отправляемся дальше.
Кто же нас ждёт в следующем вольере?
Узнать его нам просто,
Узнать его легко,
Высокого он роста
И видит далеко. (жираф)
Дамир сделает нам небольшое сообщение о жирафе.
Жираф – самое высокое животное на Земле и зачастую достигает в высоту 6 метров, половина этой высоты приходится на шею. Это высота двухэтажного дома. Спят эти великаны очень мало и стоя. У жирафа необычайно длинный язык, достигающий иногда 45 см (длина 3 шариковых ручек, которыми мы пишем). Питается жираф только растениями, в основном молодыми листьями на ветках деревьев.
Спасибо, Дамир, за интересное сообщение.
Жираф приготовил вам следующее задание.
Во-первых, назовите свойства квадрата и прямоугольника.
Во-вторых, что называется периметром многоугольника?
В-третьих, откройте стр 74 №4. Прочитайте задание. (Вычисли периметр фигур.)
Какие фигуры нам даны? (Квадрат, прямоугольник, треугольник, пятиугольник.)
Работать будете в паре.
1 пара – находит периметр квадрата.
2 пара – находит периметр прямоугольника.
Прежде чем вы будете находить периметр многоугольника, что вам необходимо сделать? (Измерить стороны.)
(Самостоятельная работа.)
Самопроверка Слайд 10.

Р= 2+2+2+2=8 (см)


Р= 3+1+3+1=8(см)
- Поднимите руки, кто правильно выполнил это задание. Погладьте себя по голове и скажите себе: «Умничка!»
Молодцы, ребята, жираф вас всех очень благодарит за работу.
А мы отправляемся дальше.
VII. Выполнение дифференцированных заданий.
Кто же там нас ждёт?
Комочек пуха,
Длинное ухо,
Прыгает ловко,
Любит морковку. (заяц)
Слайд 11 (изображение зайца)
Марина расскажет нам о зайцах.
Зайцы очень быстро бегают. Когда их преследуют, они прибегают к разным хитростям: путают следы, делая зигзаги и большие прыжки в сторону, чтобы сбить противника со следа. Питаются зайцы корой деревьев и молодой зеленью.
Спасибо, Марина, за сообщение.
Заяц предлагает немного отдохнуть.
Физминутка.
Какие же задания придумал вам заяц?
Да, заяц не так то прост. Он приготовил вам следующие задания.
Учащимся раздаются карточки с дифференцированными заданиями.)Напишите на карточке свою фамилию и имя. Выполнять работу будете прямо на карточке. Время для выполнения 5мин.
1 вариант.
1. Найди значения выражений.
50 + 6 =
40 + 3 =
68 – 8 =
95 – 90 =
2. Реши цепочку примеров.
11 – 2 + 40 =49
36 – 30 + 8 =14 2 вариант.
1. Найди значения выражений
30 + 4 =
60 + 9 =
57 – 7 =
82 – 8 0=
2. Реши «цепочку» примеров.
14 – 6 + 20 – 8 =
43 – 40 + 9 – 6 =
А теперь оцените свою работу.
Заяц очень рад, что вы справились с его заданиями. Он с вами прощается.
VIII. Домашнее задание.
Посмотрите!
Серый, толстый великан,
Нос как будто длинный кран.
На спине прокатит он,
Озорной, ушастый .... (слон)
Слайд 13 (изображение слона)
Максим расскажет нам о слонах.
Слоны – самые крупные животные на суше. Тело у слона необыкновенно тяжёлое, может весить как большой грузовик. Слоны очень умные и легко поддаются дрессировке. Живут слоны очень долго.
Спасибо, Максим, за сообщение.
Ребята, слон решил, что вы устали, поэтому он даёт вам задание, чтобы вы его выполнили дома – стр.74 № 5
Слайд 13 (домашнее задание)
IX. Итог урока. Рефлексия.
Вот наша экскурсия по зоопарку подошла к концу. Нам пора возвращаться в класс.
Вам понравилось в зоопарке?
Чьё задание вам больше всего понравилось выполнять?
Что вы узнали интересного о животных?
Видите, ребята, как они вас любят, как они вас ждали. Вот поэтому вы тоже их должны любить и защищать.
Как вы работали сегодня на уроке покажите на лестнице успеха.
Ребята, большое спасибо вам за урок Вы, молодцы!
Дополнительное задание
Решение задач в стихах (устно) – веера или карточки. - Для закрепления решим задачи в стихах: • 18 ребятишек во дворе играли: 9 из них на санках катались, Остальные трудились – Водой каток заливали. Сколько же ребят строили каток? (9) • 17 мальчишек играли в снежки. Сколько мальчиков осталось, Если 10 из них домой ушли? (7) • 16 фигуристов на коньках катаются. 6 мальчиков из них. Сколько девочек, скажите, Спортом занимаются? (10) - О каких зимних забавах говорилось в задачах? *** Ассоциация со словом «Зима»: коньки, санки, снежки, снеговик, лыжи, горка, хоккей. (Дети называют слова, учитель помещает соответствующие картинки вокруг таблички со словом «Зима».) - Как вы думаете, полезны ли зимние забавы для здоровья? - Зимние виды спорта и подвижные игры на свежем воздухе помогают тренировать мышцы, улучшают работу сердца, в легкие поступает больше кислорода. А это, ребята, очень полезно для вашего здоровья. Однако, при катании на коньках, санках и лыжах призываю вас соблюдать осторожность.