Картины Гражданской войны в романе «Тихий Дон». Проблемы и герои романа.docx


Унаева Гульзида Куспангалеевна ,
учитель русского языка и литературы,
МБОУ «Новоуспеновская СОШ
Акбулакского района
Оренбургской области»
Название предмета Литература
Класс 11
УМК Русская литература 20 века. Учебник для 11 кл. в 2 ч. / под ред. В.П.Журавлева. – М.: Просвещение, 2012 г.
Уровень обучения базовый
Тема урока: Картины Гражданской войны в романе «Тихий Дон». Проблемы и герои романа.
Общее количество часов, отведенное на изучение темы 1 час
Место урока в системе уроков по теме 2 урок
Цель урока:
развитие умения самостоятельно воспроизводить полученные знания и работать с тестовым материалом; определить с учащимися суть шолоховской концепции гражданской войны в романе-эпопее; воспитывать в учащихся чувство сострадания, милосердия, неприятия войны.
Тип урока: урок с использованием средств современных информационных технологий.
Оборудование: текст романа М.Шолохова «Тихий Дон», тетради по литературе, презентация, видеоролик «Смерть Шолохова», кадры из фильма «Тихий Дон».Эпиграф к уроку: Все рядком лежат –
Не развесть межой.
Поглядеть: солдат.
Где свой, где чужой?
Белый был – красным стал:
Кровь обагрила.
Красным был – белым стал:
Смерть побелила.
М. Цветаева.
Ход урока
Орг.момент.
Постановка цели урока.
Видеоролик «Смерть Шолохова» (21 февраля!!!)
Видеоролик «Тихий Дон».
- Я думаю, вам знакомы эти кадры. Подумайте, о чем мы будем сегодня говорить?
- Какое заглавие, взятое непосредственно из текста, вы могли бы предложить сегодняшнему уроку?
/ «Вся Россия в муках великого передела…», «В мире, расколотом надвое..», «Россия всходит на Голгофу…»/ СЛАЙД 1
- У нас сегодня необычный урок.
Как вы думаете, какова цель сегодняшнего урока?
III. Беседа по домашнему заданию. СЛАЙД 4
- Дома вы работа с текстом. Давайте посмотрим, что у вас получилось.
1. Определить жанр романа «Тихий Дон».
2. Какие семьи находятся в центре повествования?
3. Как описывает Шолохов донскую природу, казачий хутор?
4. Сообщение по истории казачества (индивидуальное задание).
IV. Основное содержание урока.
1. Вступительное слово учителя.
«Тихий Дон» - это роман о судьбах народа в переломную эпоху. Шолохов повествует о тяжелом моральном состоянии народа, который доведен до отчаяния. И когда он берется за шашку, то теряет меру сдержанности и осмотрительности. Льется кровь с обеих сторон.
А каковы общественные взгляды самого писателя? Он против насилия, тем более совершаемого в такой форме, которая разрушает все нравственные нормы. Шолохов никому не прощает жестокости. Попрание закона человечности – тяжкое преступление, не имеющее никаких оправданий. Так мыслит народ. Так считает и выразитель его дум и психологии Шолохов.
2. Определяя суть шолоховской концепции гражданской войны, я бы хотела обратить ваше внимание, ребята, на эпиграф к уроку. Как вы его понимаете? СЛАЙД 5
Словарная работа
Суть – самое главное, существенное.
Концепция - система взглядов на что-нибудь, основная мысль.
3. Беседа по прочитанным главам романа.
- Скажите, новая ли эта тема в русской литературе?
- Были ли попытка до М.Шолохова изобразить гражданскую войну?
- В чем их особенность, отличие от романа Шолохова? (Отображали войну односторонне, показывая героизм красных, это было воспевание подвига).
- А как Шолохов изображает войну? (Мы видим войну глазами обеих противоборствующих сторон, и трудно определить, какая из них права).
В справедливости сказанного нас убеждает роман-эпопея «Тихий Дон». Шолохов был одним из тех, кто первым заговорил о гражданской войне как о величайшей трагедии, имевшей тяжелейшие последствия. Чем же объясняют тот уровень правды исследователи? Откуда Шолохов черпал эту Правду?
Правда

Подобно Л.Н.Толстому в повести «Хаджи-Мурат». «Мир людской, разворошенный революцией»
А как же Шолохов рисует, этот людской мир, разворошенный революцией?
Один из излюбленных приёмов автора – рассказ – предварение.
Словарная работа:
Предварение – т.е. сделать что-то раньше забегая вперед.
Так Шолохов в 5 части романа в 1 главе (концовка) пишет «До января на хуторе Татарском…» (читается отрывок)
- Какое сочетание слов является в этом отрывке ключевым? СЛАЙД 6

они то и сломают привычный уклад жизни донского казачества. Оттого-то и сущность событий, изображенных в романе трагедийная, потому что она затрагивает судьбу огромных слоёв населения. Именно огромных:
Сколько действующих персонажей в романе-эпопее? (Более семисот)
Главные
Эпизодические
Названные по именам
Безымянные
И Шолохова волнует их судьба.
Так что же происходило на Дону в годы гражданской войны? Как сам Шолохов называет это явление гражданской войны? СЛАЙД 7

Расказачивание казачества
т.е. суть шолоховской концепции в романе показать, как происходило на самом деле. (РАСКАЗАЧИВАНИЕ КАЗАЧЕСТВА)
Чем оно сопровождалось?
– массовым террором.
Обратимся к тексту романа, к его эпизодам
Массовый террор ч.6.гл.19 (чтение отрывка текста)
Бесчинства красных ч.6.гл.16 (чтение отрывка текста)
Список расстрелянных ч.6.гл.24 (чтение отрывка текста)
Как Шолохов изображает это время?
Как рисует будущее?
«Все Обдонье жило потаённой, придавленной жизнью… мгла нависла над будущим»
Об этом говорит Шолохов!
А как казаки воспринимают это время?
Петро Мелехов (о разделении народа) ч.6.гл.2 (чтение отрывка текста)
Мирон Григорьевич (о жизни) ч. 6.гл.19 (чтение отрывка текста)
Что скажет Шолохов о людях?
«Набычился народ, осатанел» т.е. стал злым, жестоким озверел
Обратите внимание, какие верные слова выбирает Михаил Шолохов!
И мы сегодня не можем пройти мимо тех сцен, которые изображают эту ЖЕСТОКОСТЬ- Казнь Подтёлкова и его отряда ч.5.гл.30 (чтение отрывка текста) – повесили
- казнь Лихачёва ч.6.гл.31(чтение отрывка текста) – зверски зарубили
- как убивали 25 коммунистовч.6.гл.54 (чтение отрывка текста) – зверски истязал
СЛАЙД 8

Почему Шолохов не ищет правых и виноватых, а только перечисляет?
Что же происходит в мире расколотом надвое?
Убийства насильственное прерывание жизни, право на которое не дается человеку, и не оправдывается ничем!
Поэтому он никого не оправдывает и не винит.
А как он относится к насильственной смерти?
Отвергает!
Что же он противопоставил жестокости?
СЛАЙД 9

Учащиеся рассуждают о символах.
Трудно бывает остановить человека, когда разум его помрачён враждой и местью.
Кто мстит и кому?
Мишка Кошевой застрелил деда Гришаку, сжёг курень Коршунова и ещё 7 домов!!
Митька Коршунов «всю семью Кошевого вырезал, тот же Мишка Кошевой убивает Петра Мелехова, а затем становится зятем Мелеховых».
Но можно ли остановить месть? Можно!
И кто же, по мнению Шолохова, может остановить жестокость, задуматься над смыслом жизни? Бессловесная природа!
Она лишена страстей и исполняет данное ей предназначение: ПОДДЕРЖИВАЕТ ТОРЖЕСТВО ЖИЗНИ
Поэтому – то многие в 1928 году удивились необычному в нашей литературе – концовке II-ой книги романа. Заканчивается она пейзажем. Автор использует прием контраста, антитезы, противопоставляя насилию, смерти животворящие силы природы.
- Итак, какие две жизненные реалии сталкиваются в одном эпизоде? Что они несут?
СЛАЙД 10

О чем мечтает главный герой романа Григорий Мелехов?
Мечта главного героя романа Григория Мелехова пожить мирным тружеником, семьянином, но она постоянно разрушается жестокостью гражданской войны.
Ч.6. гл.10
4.Письмо по кругу.
Как вы думаете, роман Шолохова актуален в наше время? Нужно его читать, изучать?
Напишите свои размышления по роману, отвечая на такие вопросы:
- О чём Шолохов напоминал, жившим тогда и нам, нашему поколению? Чему учит?
- Какую главную мысль отстаивает? ВИДЕОРОЛИК
V. Обобщение по уроку.
Итак, природа выбирает жизнь.
- А люди?
Люди же на распутье, они ищут, мечутся. Их суровое время поставило перед выбором.
Так в чем же, по-вашему, суть гражданской войны?
В ломке человека! В его непостоянстве колебания метания рождает злобу вражду месть в озверение.
Об этом говорил и Л.Н.Толстой в повести «Хаджи – Мурат»
- А концепция Шолохова какова?
Прекратить братоубийственную войну!
- А концепция Бабеля?
Отвергает войну.
- А Фадеев?
Показывает ломку человека (Левинсон).
Его поступки оправданы высшей целью.
А так истолковывает свою позицию Борис Васильев. (Чтение записи на доске)
«В гражданской войне нет правых и виноватых, нет справедливых и несправедливых, нет ангелов и нет бесов, как нет победителей. В ней есть только побеждённые – мы все, весь народ, вся Россия».
Борис Васильев СЛАЙД 12
Так что же будет с человеком, Григорием Мелеховым, который не принял этого враждующего мира, этого «недоуменного» существования? Что с ним будет, если он, как самка стрепета, которую не в силах спугнуть залпы орудий, пройдя всеми дорогами войны, упрямо стремится к миру, жизни, к труду на земле?
Об этом мы поговорим с вами на следующем уроке.
ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ: ответить на вопрос: В чем трагедия Григория Мелехова?
СЛАЙД 13
Шолохов не отвечает на эти вопросы. Своим «Тихим Доном» писатель М.Шолохов обращается и к нашему времени, учит искать нравственные и эстетические ценности не на путях классовой нетерпимости и войны. Искать же эти ценности надо на путях мира и гуманизма, братства и милосердия.
Россия нынче тоже в муках великого передела, она в мире расколотом надвое, она пока ещё на распутье. Что будет с ней? Что будет с нами?
И сегодняшний урок я хочу закончить словами Ф.И.Тютчева. Прав он был, говоря:
Умом Россию не понять,
Аршином общим не измерить:
У ней особенная стать –
В Россию можно только верить.
И действительно, хочется верить, что победит всё-таки разум. Иначе нельзя, невозможно.
Список литературы:
Поурочные разработки по русской литературе 20 века, 11 класс, 2 полугодие. Н.В. Егорова, И.В. Золотарёва.
Чернова, И. «Тихий Дон» М. Шолохова в выпускном классе/ И. Чернова // Литература в школе. -1994. –№4. –С.58-64.