Урок-диалог по теме Галерея образов в поэме Н. В. Гоголя Мертвые души (9 класс)



1

Сценарий открытого урока литературы на тему «Система художественных образов в поэме Н.В.Гоголя «Мёртвые души»».
Автор сценария
учитель литературы Степанян Л.М.



18.01.2013 г.
Система художественных образов в поэме Н.В.Гоголя «Мёртвые души».
Цели урока: глубокий анализ художественной идеи поэмы через осмысление сущности каждого образа помещика и особенностей композиции произведения
Композиционные звенья поэмы «Мёртвые души»
1 глава
Вступление в поэму

2-6 главы
Изображение жизни российских помещиков
11 глава Повествование о жизни сюжетообразующего героя поэмы - Чичикова


Повесть о капитане Копейкине
7-10 главы
Изображение мира чиновников


С о ц и а л ь н о е з л о
Эпиграф к уроку: …Бывает время, когда нельзя иначе устремить
общество или даже всё поколение к прекрасному,
пока не покажешь всю глубину его настоящей
мерзости.
Н.В.Гоголь
Гоголевская галерея образов

Манилов
Коробочка
Ноздрёв
Собакевич
Плюшкин
Все учащиеся класса распределены на группы. Каждая группа получила задание: внимательно прочитав поэму, составить характеристику одного героя по заранее данному учителем плану.
План выступления каждой группы:
1.Подробное описание деревни, господского дома, жилища героя (ведь свойства самого хозяина отпечатались в нём).
2.Мир вещей, окружающих персонажа, ставших частью его жизни. Художественная деталь в поэме.
3.Портрет героя. Описание внешнего вида.
4.Характер героя, образ жизни, смысл жизни, поступки, отношение к людям.
5. Реакция помещика на предложение Чичикова.
6.Поведение Чичикова по отношению к каждому из помещиков.
7. Моё отношение к персонажу. Личностное восприятие героя.
Консультант каждой группы распределяет всем членам группы индивидуальные задания.
Вступительное слово учителя.
Учитель обращает внимание присутствующих на эпиграф к уроку, выразительно читает его, комментирует. Далее: « У каждого художника есть произведение, которое он считает главным делом своей жизни, произведение, в которое он вложил самые заветные, сокровенные думы, всё своё сердце. Таким главным делом жизни Н.В.Гоголя явились «Мёртвые души». Его писательская биография продолжалась 23 года. Из них около 17 лет были отданы работе над поэмой.
Н.В.Гоголь был уверен, что в условиях современной ему России идеал и красоту жизни можно выразить только через отрицание безобразной действительности. Его великое произведение показало, что современный общественный строй поражён смертельным недугом. Поэма проникнута болью за то искажение, которому подвергается духовный облик человека в мире душевладельцев, «мёртвых душ».
Итак, мы сегодня совершим экскурсию по галерее художественных образов Н.В.Гоголя, и открывает её Манилов. Слово первой группе». После выступления каждой группы учитель задаёт вопросы. Вопросы учителя первой группе:
Назовите отличительную особенность характера Манилова.
-Это неопределённость его характера. Праздная мечтательность и глупое прожектёрство сочетаются в нём с духовной немощью. /Прожектёрство – это увлечение несбыточными проектами./
Охарактеризуйте речь героя /цитирование фрагмента из поэмы/.
Как Манилов отнёсся к предложению Чичикова?
-Он не понял смысл мошеннического предложения Чичикова.
После Манилова чичиковская бричка отправилась к Собакевичу, но случилось так, что он попал к Коробочке. Слово предоставляется членам второй группы. После выступления учащиеся отвечают на вопросы, выполняют задания, подготовленные учителем:
Охарактеризуйте умственное развитие Коробочки.
-По своему умственному развитию она кажется ниже всех остальных помещиков.
Как её называет Чичиков?
-Дубинноголовой.
В какой мир погружена вся Коробочка?
-В мир мелочных хозяйственных интересов. Если Манилов парит над землёй, не знает хозяйства и совсем не способен им заниматься, то Коробочка полностью поглощена прозой будничного земного существования, она вся ушла в своё скудоумное и трусливое хозяйствование.
Почему Коробочка не отваживается уступить Чичикову свои мёртвые души?
-Боится прогадать в цене с незнакомым ей товаром, и из опасения – а вдруг они в хозяйстве как-нибудь понадобятся!
Как ведёт она своё хозяйство? - Глупо и жадно! Коробочка озабочена лишь одним – копеечной выгодой. Да и с копейкой-то она не умеет обращаться: деньги лежат мёртвым грузом в её пестрядевых мешочках. Узок и убог мир Коробочки.
Учитель задаёт вопрос всем учащимся:
-Как вы думаете, почему они рядом в галерее – Манилов и Коробочка?
-Бездеятельный Манилов и неутомимая хлопотливая Коробочка – в некотором роде антиподы – люди, противоположные по убеждениям, свойствам. Потому они композиционно поставлены рядом: один характер делает более резким, рельефным другой.
Далее Чичиков, выехав от Коробочки, опять-таки случайно встречает Ноздрёва. Слово предоставляется учащимся третьей группы. Вопросы учителя учащимся третьей группы:
Назовите ключевые черты характера Ноздрёва.
-Это лгун по призванию и по убеждению. Пройдоха и скандалист, Ноздрёв ведёт себя всегда вызывающе, нагло, агрессивно. Он из тех, что «начнут гладью, а кончат гадью»! Он бесшабашный хвастун и несусветный враль.
Учитель: Чичиков, вырвавшись от Ноздрёва и проклиная свою неосмотрительность, приезжает к Собакевичу. Слово четвёртой группе. Вопросы учащимся из четвёртой группы:
Каков Собакевич?
-Это расчётливый хозяин, хитрый торгаш, прижимистый кулак. Он чужд мечтательному благодушию Манилова, равно как и буйному сумасбродству Ноздрёва или мелочному, скудоумному накопительству Коробочки.
Можно ли его обмануть?
-Он немногословен, обладает железной хваткой, себе на уме, и мало найдётся людей, которым удалось бы его обмануть.
Как он ведёт хозяйство?
-В доме, во всём поместье – всё прочно и крепко.
Обратить внимание учащихся на то, как Н.В.Гоголь пристальным взором изучает быт героя, детально описывает мир вещей, окружающих персонажа.
Почему Чичиков чувствует в Собакевиче опасного противника?
-Именно Собакевич отлично понял мошенническую суть предложения Чичикова! Они как два хищника! Каждый боится промахнуться! У Собакевича кулацко-медвежья хватка. Убеждённый крепостник, ненавистник всего нового в жизни, он понимает дух времени: всё подлежит купле-продаже, из всего можно и должно извлечь выгоду. Собакевич с присущим ему торгашеским умельством начинает выколачивать из Чичикова выгодную цену за мёртвые души. И Чичиков немало намаялся, прежде чем сошёлся в цене.
Итак, от Манилова к Собакевичу неумолимо усиливается омертвение помещичьих душ, завершающееся в почти уже совсем окаменевшем Плюшкине.
Слово учащимся пятой группы, которые подготовили сообщения об этом герое. Вопросы учителя, заданные после выступления группы:
Почему мысль о Плюшкине так завладела Чичиковым?
-Чичиков узнал, что Плюшкин массу людей переморил голодом и что люди у него мрут как мухи, поэтому Чичиков предвкушает возможность весьма выгодной сделки.
Какова главная черта Плюшкина?
-Скупость. Тупая, бессмысленная жадность уничтожила человека в некогда хозяйственном, энергичном помещике Плюшкине.
Какое место занимает Плюшкин в галерее помещиков?
Он не просто завершает собой галерею помещичьих мёртвых душ. Среди них он наиболее зловещий симптом неизлечимой смертельной болезни, которой заражён крепостнический строй, предел распада человеческой личности, вообще, «прореха на человечестве».
Далее учитель знакомит учащихся с реальными прототипами Плюшкина. В заключение педагог выразительно читает фрагмент из поэмы – диалог автора с воображаемым читателем.
После выступления групп учитель обсуждает со всеми учащимися следующие проблемные вопросы:
Купля-продажа мёртвых душ – как это явление характеризует существующую в XIX столетии самодержавно-крепостническую систему, а также участников этой сделки?
Какой глубочайший смысл вложен писателем в название поэмы «Мёртвые души»? /Два смысла/
Заключительное слово учителя литературы.
Таким образом, Н.В.Гоголь, величайший мастер художественного слова, обладавший потрясающим глубоким видением всей глубины существующей системы вещей, дерзнул осветить «всю страшную, потрясающую тину мелочей, опутавших нашу жизнь…» Он показал глубоко и ярко картину человеческих пороков. Но, беспощадно разоблачая разнообразные формы социального зла и неправды, писатель призывает своих читателей к высоким принципам человечности! Со страниц своего бессмертного творения Н.В.Гоголь как бы восклицает: «Нельзя допустить, чтобы живой человек стал мёртвой душой!»
Домашнее задание: Повторить понятие «художественная деталь». Исследовать тему: «Жанровое своеобразие произведения Н.В.Гоголя «Мёртвые души».