«Евгений Онегин». Жанр романа. Своеобразие поэтического языка. «Онегинская строфа»

УРОК
Тема. «Евгений Онегин». Жанр романа. Своеобразие поэтического языка. «Онегинская строфа»
Цель: проанализировать жанр романа, раскрыть богатство поэтического языка; объяснить, что такое «онегинская строфа», содействовать воспитанию любви к творчеству Пушкина,
Оборудование: текст романа.

Ход урока

ОБЪЯВЛЕНИЕ ТЕМЫ УРОКА. ПОСТАНОВКА ЕГО ЦЕЛЕЙ И ЗАДАЧ
АКТУАЛИЗАЦИЯ ЗНАНИЙ УЧАЩИХСЯ
Проверка опережающего домашнего задания.
Запись на доске:
Какова система образов романа?
Дополнения учителя.
Учитель читает две строфы из первой главы романа:
«Так думал молодой повеса,
Летя в пыли на почтовых,
<...>
Позвольте познакомить вас:
Онегин, добрый мой приятель...»
Вопрос к учащимся.
Кто это говорит?

Учитель читает полностью строфу 19 и отрывок из строфы 18 (глава I):
«Волшебный край!
<...>
Там, там под сению кулис
Младые дни мои неслись».
Вопрос к учащимся.
Когда, в каком времени (настоящем, прошедшем, будущем) происходят события, о которых говорит лирический герой?
Учитель читает отрывки из строф 29, 30 и строфы 34, 59
(глава I). '
«Во дни веселий и желаний
Я был от балов без ума.
Я это потому пишу,
Что уж давно я не грешу Увы, на разные забавы Я много жизни погубил!»

Вопрос к учащимся.
В чем признается лирический герой? Что и когда с ним произошло?

РАБОТА НАД ТЕМОЙ УРОКА
Анализ «онегинской строфы».
Роман в стихах написан «онегинской строфой». Эту строфу специально создал Пушкин для своего романа. Она состоит из 14 строчек (как сонет). В ней применяются три главных способа рифмовки: перекрестная (абаб), смежная (аабб) и опоясывающая (абба) рифмы.
Практическая работа (на конкретной строфе из романа)

Анализ жанра.
Жанр «не роман, а роман в стихах дьявольская разница!» Роман прозаический жанр эпоса большой формы.
(Справка: стихотворная форма принадлежность лирики.)
Признаки романа (эпоса)
Признаки стихотворения (лирики)

Основную организующую роль играет сюжет развитие характеров и событий
Имеет несколько сюжетных линий
Изображается история человеческих судеб на протяжении длительного времени
Широко охватывает действительность: детально изображает явления и персонажи
Передает глубокие и сложные процессы жизни, полно изображает конфликт
Показывает взаимоотношения человека и общества
Основную организующую роль играют переживания, раздумья
Параллельно образам, включенным в развитие сюжета, представлен образ лирического героя


Вывод. Произведение соединяет элементы эпического и лирического жанров, объединяет повествовательность с лиризмом. «Летопись человеческой души и эпический дневник национального духа».

3. Знакомство с некоторыми положениями статьи В. Г. Белинского «Сочинения Александра Пушкина».
«Онегин» есть самое задушевное произведение Пушкина... можно указать слишком на немногие творения, в которых личность поэта отразилась бы с такою полнотою, светло и ясно, как отразилась в «Онегине» личность Пушкина. Здесь вся жизнь, вся душа, вся любовь его; здесь его чувства, понятия, идеалы».
«Онегин» писан был в продолжение нескольких лет, и потому сам поэт рос вместе с ним, и каждая новая глава поэмы была интереснее и зрелее».
«Отступления, делаемые поэтом... исполнены необыкновенной задушевности, чувства, ума, остроты; личность поэта в них является такою любящею, такою гуманною».
«Онегин» есть поэтически верная действительности картина русского общества в известную эпоху... Мы смотрим на «Онегина» как на роман времени, от которого мы уже далеки. Идеалы... этого времени уже так чужды нам. Недостатки «Онегина» можно выразить одним словом «старо».
В своей поэме он умел коснуться так многого, что... «Онегина» можно назвать энциклопедией русской жизни и в высшей степени народным произведением».
«Пусть идет время.., пусть растет русское общество.., но всегда будет оно любить эту поэму». (Оформляется в виде таблицы. Рядом с каждым положение! статьи Белинского учащиеся записывают свое отношение к мнению критика. Заполняется на уроке, при недостатке времени становится частью домашнего задания.)

ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ
Подготовить литературный монтаж «Страницы жизни М. Ю. Лермонтова в воспоминаниях современников».





15