Рабочая тетрадь Изучение романа А.Пушкина Дубровский 6 класс

МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ЛИЦЕЙ №1» Г. СЫКТЫВКАРА







РАБОЧАЯ ТЕТРАДЬ
«ИЗУЧЕНИЕ РОМАНА А.С.ПУШКИНА «ДУБРОВСКИЙ»
6 КЛАСС





СОСТАВИТЕЛЬ – УЧИТЕЛЬ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ ТОКМАКОВА ОЛЬГА ВАСИЛЬЕВНА























О технологии блочно-модульного обучения
В современной педагогике достаточно много технологий, позволяющих добиваться желаемого результата в процессе обучения, но применение той или иной из них зависит от целей и задач, которые ставит перед собой учитель. На уроках литературы, где объем учебного материала очень большой, можно эффективно использовать технологию блочно-модульного обучения. Данную технологию еще называют технологией индивидуального обучения, так как она дает возможность каждому ученику составить свою программу изучения темы. Это становится возможным, потому что учитель разбивает содержание курса на отдельные блоки, затем модули, при изучении которых осуществляется взаимодействие педагога и обучающегося. Для каждого блока разрабатывается дидактический комплекс, который включает в себя задания для учащихся, алгоритм их выполнения - это и есть путеводитель, применяя который, учащиеся могут самостоятельно работать над тем или иным учебным материалом.
Путеводитель предназначен для организации работы учащихся в классе или дома, предполагает как индивидуальную, так и коллективную работу с учебным материалом. После выполнения заданий обязательным является устное обсуждение собранного материала, формулировка выводов и выполнение творческих работ. Задания путеводителя составляются таким образом, чтобы ученик смог вспомнить материал предыдущих уроков, поэтапно изучить произведение, поразмышлять над проблемными вопросами и сделать вывод. Результаты работы с путеводителем могут быть использованы учащимися в качестве материалов для сочинений, при подготовке к итоговой аттестации. Таким образом, путеводитель является одновременно планом изучения литературного произведения, планом урока, индивидуальным планом работы каждого ученика.
Применение технологии блочно-модульного обучения имеет ряд преимуществ в организации учебного процесса: позволяет осуществлять дифференцированный подход в обучении с учетом индивидуального темпа освоения материала учеником, разнообразить формы деятельности учащихся на уроке, повысить мотивацию и познавательную активность, творчество, а так же дает возможность развивать универсальные учебные действия:
регулятивные
шестиклассник научится:
 целеполаганию, включая постановку новых целей, преобразование практической задачи в познавательную;
 самостоятельно анализировать условия достижения цели на основе учёта выделенных учителем ориентиров действия учебном материале;
 планировать пути достижения целей;
 уметь самостоятельно контролировать своё время и управлять им;
 принимать решения в проблемной ситуации на основе переговоров;
 основам прогнозирования как предвидения будущих событий и развития процесса.
коммуникативные
шестиклассник научится:
 учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;
 формулировать собственное мнение и позицию, аргументировать и координировать её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности;
 аргументировать свою точку зрения, спорить и отстаивать свою позицию не враждебным для оппонентов образом;
 осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;
 адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности;
 организовывать и планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками, определять цели и функции участников, способы взаимодействия; планировать общие способы работы;
 осуществлять контроль, коррекцию, оценку действий партнёра, уметь убеждать;
 использовать адекватные языковые средства для отображения своих чувств, мыслей, мотивов и потребностей.
познавательные
шестиклассник научится:
 осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;
 давать определение понятиям;
 устанавливать причинно-следственные связи;
 строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей;
 основам ознакомительного, изучающего, усваивающего и поискового чтения;
 структурировать тексты, включая умение выделять главное и второстепенное, главную идею текста, выстраивать последовательность описываемых событий;
 работать с метафорами понимать переносный смысл выражений, понимать и употреблять обороты речи, построенные на скрытом уподоблении, образном сближении слов.
личностные
 образ социально-политического устройства представление о государственной организации России,
 знание положений Конституции РФ, основных прав и обязанностей гражданина, ориентация в правовом пространстве государственно-общественных отношений;
 знание о своей этнической принадлежности, освоение национальных ценностей, традиций, культуры, знание о народах и этнических группах России;
 ориентация в системе моральных норм и ценностей и их иерархизация,
 основы социально-критического мышления, ориентация в особенностях социальных отношений и взаимодействий, установление взаимосвязи между общественными и политическими событиями;
 гражданский патриотизм, любовь к Родине, чувство гордости за свою страну;
 уважение к истории, культурным и историческим памятникам;
 эмоционально положительное принятие своей этнической идентичности;
 уважение к личности и её достоинству, доброжелательное отношение к окружающим, нетерпимость к любым видам насилия и готовность противостоять им;
 уважение к ценностям семьи, любовь к природе, признание ценности здоровья, своего и других людей, оптимизм в восприятии мира;































ИЗУЧЕНИЕ РОМАНА А.С.ПУШКИНА "ДУБРОВСКИЙ"
МАТЕРИАЛ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ

13 EMBED PowerPoint.Slide.12 1415
Урок 1.
Как товарищи стали противниками?
История создания романа А.С.Пушкина "Дубровский". Ссора К.П.Троекурова и А.Г.Дубровского.
13 EMBED PowerPoint.Slide.12 1415
Цель: познакомить учащихся с историей создания романа А.С.Пушкина "Дубровский"; научить учащихся находить материал для анализа произведения, научить делать выводы; разобраться в понятиях "помещик", "имение", "дворянин"; помочь учащимся выявить причины ссоры, вражды между героями, научить учащихся работать в парах.
Оборудование: портрет А.С.Пушкина; определение слова "роман", "сюжет"; иллюстрации к роману; "Толковый словарь" С.И.Ожегова, карточки-путеводители.
Методические приемы: индивидуальная работа, работа в парах.
Опережающее домашнее задание на данный урок: чтение главы 1 романа А.С.Пушкина "Дубровский".

Путеводитель 1.
1. Прочитайте в словаре значение слов "помещик", "имение", псарня", "дворянин".
2. Составьте сравнительную таблицу образов помещиков:

К.П.Троекуров
А.Г.Дубровский

1.Материальное положение



2.Образование



3.Времяпрепровождение



4.Отношение соседей



5.Отношение губернских чиновников



6.Отношение друг к другу



7.Причина их ссоры



8.Поведение до суда



Выводы:

13 EMBED PowerPoint.Slide.12 1415 13 EMBED PowerPoint.Slide.12 1415
Урок 2.
Всегда ли торжествует справедливость?
Осудить нельзя защитить. Суд и его последствия.
13 EMBED PowerPoint.Slide.12 1415
Цель: проверка знания текста романа, научить учащихся находить материал для анализа произведения, научить делать выводы, найти отрицательные стороны в поведении героев.
Оборудование: иллюстрации Д.Шмаринова к роману «Дубровский», "Толковый словарь" С.И.Ожегова, карточки-путеводители.
Методические приемы: работа в группах.
Опережающее домашнее задание на данный урок: чтение глав 2-3 романа А.С.Пушкина «Дубровский».
Путеводитель 2.
1.Зачем человек идет в суд? Найдите толкование этого слова по словарю. Однозначное или многозначное это слово?
2. Выполните в группах задания по 2-3 главе.
3.Расскажите другим группам проанализированный материал с выводами.
4.Сделайте общие выводы: Справедлив ли суд? Всегда ли торжествует справедливость? Поставьте запятую в теме урока по отношению к разным героям, обоснуйте свое решение.

Задания для работы в группах.
*ТРОЕКУРОВ И ДУБРОВСКИЙ НА СУДЕ

К.П.Троекуров
А.Г.Дубровский
Судьи

1.Поведение до суда




2.Поведение во время суда




3.Поведение после суда




Вывод: Добился ли своего Троекуров? Дубровский? Судьи?

*СЫН ДУБРОВСКОГО
- В Петербурге: Занятия
Развлечения
Характер
- Отношения Владимира с отцом
- Встреча с отцом после разлуки
Вывод: Каким предстает перед читателями сын Дубровского?
13 EMBED PowerPoint.Slide.12 1415 13 EMBED PowerPoint.Slide.12 1415
*ПОМЕЩИКИ И КРЕПОСТНЫЕ

К.П.Троекуров
А.Г.Дубровский

1.Отношение крепостных к хозяевам



2.Отношение хозяев к крепостным



3.Описание имения



Вывод: Всегда ли хорошее отношение к крепостным может сохранить имение?

Урок 3.
«Где стол был яств, там гроб стоит».
Прощание Владимира Дубровского с отцом и родным домом.
13 EMBED PowerPoint.Slide.12 1415
Цель: проверка знания текста, научиться анализировать текст; показать, как изображаются чувства, переживания героя автором, научиться устному рисованию.
Оборудование: иллюстрации к роману, карточки-путеводители, предметы интерьера имения Дубровских.
Методические приемы: индивидуальная работа, выполнение творческих заданий с элементами актерской игры.
Опережающее домашнее задание на данный урок: чтение глав 4-5 романа А.С.Пушкина «Дубровский».
Путеводитель3.
1.Автор дал эпиграф только одной главе своего романа. Почему?
2. Разыграйте сцены (в группах):«Виновник бед семьи Дубровских при сообщении о том, что хозяин Кистеневки теперь он», «Сцена во дворе дома Дубровских», «Приезд приказных чиновников и возмущение крестьян».
3. Что же творится в душе Владимира Дубровского? Составьте таблицу «Владимир в Кистеневской роще»
Какие чувства испытывает герой?


Как эти чувства отражены в природе?


Вывод: Есть ли связь между душевным состоянием героя и природой?
4. Что обозначает эпиграф этой главы?

Урок 4.
Благородный разбойник. Пожар в Кистеневке.
13 EMBED PowerPoint.Slide.12 1415
Цель: проверка знания текста, научиться анализировать текст; выяснить мотивировку поступков героев, научиться отстаивать свою позицию, научиться участвовать в дебатах.
Оборудование: иллюстрации Б.Кустодиева и Д.Шмаринова к роману, карточки-путеводители, основные правила дискуссии на доске.
Методические приемы: индивидуальная работа.
Опережающее домашнее задание на данный урок: чтение глав 6-7 романа А.С.Пушкина «Дубровский».

Путеводитель 4.
1.Какие чувства вы бы испытывали, если бы в вашем доме стали хозяйничать посторонние люди?
2. Как в данной ситуации чувствовал себя Владимир? Что он предпринял Владимир, и что послужило толчком к этому?
3. Почему Владимир не разрешил кузнецу Архипу наказывать приказных? Послушался ли Архип? Кого он пожалел больше?
4.Каковы причины, которые заставили Владимира стать разбойником?
*
*
5. Какое представление сложилось в округе о разбойнике? Почему?
*
*
6.Оправдываете ли вы то, что совершил Владимир? Почему?




Урок 5.
Лицедей. Учитель.
Образ жизни и забавы покровского помещика.
13 EMBED PowerPoint.Slide.12 1415 13 EMBED PowerPoint.Slide.12 1415
Цель: проверка знания текста, научиться анализировать текст; научиться озаглавливать текст, выделять в нем главное, научиться собирать материал для последующего анализа, научиться делать выводы, умение пересказывать от имени персонажа.
Оборудование: иллюстрации Б.Кустодиева и Д.Шмаринова к роману, карточки-путеводители, «Толковый словарь» С.И.Ожегова.
Методические приемы: индивидуальная работа, работа в малых группах.
Опережающее домашнее задание на данный урок: чтение глав 8-10 романа А.С.Пушкина «Дубровский».

Путеводитель 5
1.Вам предлагается два варианта заглавия темы урока. Какое из них лучше подойдет к тем главам, по которым мы будем работать? Почему? (Определите значение слова ЛИЦЕДЕЙ по «Толковому словарю» С.И.Ожегова.)
2.В данных главах появляется новый персонаж – Маша. Заполните таблицу «Образ Маши», чтобы проанализировать характер героини и причины дальнейших ее поступков.
1.Кем является Маша?


2. Как относится к Маше Кирила Петрович?


3.Как относится Маша к Кириле Петровичу?


4.Как характеризует Машу сам автор?


5.Какое впечатление произвела Маша на Дефоржа?


Выводы:
3. О каких «благородных увеселениях» Троекурова узнали из этой главы?
*
*
*
4. Как к таким увеселениям относится автор?
5. Как и почему изменилось отношение Троекуровых к Дефоржу?
6. Что узнал Дефорж-Дубровский на обеде у Троекурова?
Выводы:...

Урок 6.
Дубровский снимает маску.
Маша Троекурова и Владимир Дубровский.
Цель: проверка знания текста, научиться анализировать текст; научиться озаглавливать главы, выделять в нем главное, научиться собирать материал для последующего анализа, научиться делать выводы, прояснить характер отношений между Машей и Дубровским .
Оборудование: иллюстрации Б.Кустодиева и Д.Шмаринова к роману, карточки-путеводители.
Методические приемы: работа в малых группах.
Опережающее домашнее задание на данный урок: чтение глав 11-14 романа А.С.Пушкина «Дубровский».
Путеводитель 6.
1.Почему автор только в данной главе объясняет причины появления Дубровского в доме Троекуровых? Зачем он там появился?
*
*
*
2.Как относились к учителю в доме Троекурова?
3.Почему Дефорж не стал мстить Троекурову?
4.Что предпринимает Маша, чтобы избежать брака с Верейским?
*
*
*
Выводы:
Урок 7.
Важные события.
Обман взрослых по отношению к детям.
Цель: проверка знания текста, научиться анализировать текст; научиться озаглавливать главы, выделять в нем главное, научиться собирать материал для последующего анализа, научиться делать выводы, выяснить причины неудачи взаимоотношений влюбленных.
Оборудование: иллюстрации Б.Кустодиева и Д.Шмаринова к роману, карточки-путеводители.
Методические приемы: работа в малых группах.
Опережающее домашнее задание на данный урок: чтение глав 15-18 романа А.С.Пушкина
«Дубровский».
Путеводитель 7.
1.Какие важные события происходят в данных главах?
2. Какую характеристику можно дать мальчикам? Схожи ли они по характеру? Заполните сравнительную таблицу.

Саша
Митя

Какими представляются мальчики?



Степень уверенности в себе.



Причины их поступков.



Выводы:

Урок 8.
Тяжесть бриллиантов, которые совсем не радуют
Развязка романа А.С.Пушкина «Дубровский».
13 EMBED PowerPoint.Slide.12 1415
Цель: проверка знания текста, анализ текста; научиться озаглавливать главы, выделять в нем главное, научиться собирать материал для последующего анализа, научиться делать выводы, выяснить мотивировку поступков героев, подвести итоги романа, подготовиться к заключительному уроку.
Оборудование: иллюстрации Б.Кустодиева и Д.Шмаринова к роману, карточки-путеводители.
Методические приемы: работа в малых группах.
Опережающее домашнее задание на данный урок: чтение глав 17-18 романа А.С.Пушкина
«Дубровский».
Путеводитель 8.
1.Как разрешились все конфликты романа?
2. Маша перед знаменательным событием своей жизни: настроение, внешний вид, отказ от помощи.
3.Действия Владимира. Причины таких поступков.
4.Как автор относится к решению своих героев?
Выводы:
Урок 9.
А что в итоге?..
Подготовка к сочинению по роману А.С.Пушкина «Дубровский».
Цель: учиться отбирать материал к сочинению, показать логику развития мысли в сочинении.
Оборудование: заполненные карточки-путеводители.
Вид работы: индивидуальная творческая работа.
1.Внимательно просмотрите записи в тетрадях по путеводителям. Попробуйте озаглавить сочинение по данным путеводителям.
2. Составьте план сочинения по выбранной теме, если это необходимо.
3.Напишите сочинение по понравившейся теме.

Тем учащимся, которым сложно сформулировать тему сочинения, можно предложить темы: «Продолжение романа «Дубровский» или «Письмо персонажу».



МАТЕРИАЛ ДЛЯ УЧАЩИХСЯ
Как товарищи стали противниками?
Путеводитель 1.
1. Прочитайте в словаре значение слов "помещик", "имение", псарня", "дворянин".
2. Составьте сравнительную таблицу образов помещиков:

К.П.Троекуров
А.Г.Дубровский

1.Материальное положение







2.Образование







3.Времяпрепровождение







4.Отношение соседей






5.Отношение губернских чиновников






6.Отношение друг к другу






7.Причина их ссоры






8.Поведение до суда






Выводы:


Всегда ли торжествует справедливость?
Осудить нельзя защитить. Суд и его последствия.
Путеводитель 2.
1.Зачем человек идет в суд? Найдите толкование этого слова по словарю. Однозначное или многозначное это слово?
2. Выполните в группах задания по 2-3 главе.
3.Расскажите другим группам проанализированный материал с выводами.
4.Сделайте общие выводы: Справедлив ли суд? Всегда ли торжествует справедливость? Поставьте запятую в теме урока по отношению к разным героям, обоснуйте свое решение.




Задания для работы в группах.
*ТРОЕКУРОВ И ДУБРОВСКИЙ НА СУДЕ

К.П.Троекуров
А.Г.Дубровский
Судьи

1.Поведение до суда






2.Поведение во время суда






3.Поведение после суда






Вывод: Добился ли своего Троекуров? Дубровский? Судьи?



*СЫН ДУБРОВСКОГО
- В Петербурге: Занятия

Развлечения

Характер

- Отношения Владимира с отцом:


- Встреча с отцом после разлуки:


Вывод: Каким предстает перед читателями сын Дубровского?
*ПОМЕЩИКИ И КРЕПОСТНЫЕ

К.П.Троекуров
А.Г.Дубровский

1.Отношение крепостных к хозяевам






2.Отношение хозяев к крепостным





3.Описание имения





Вывод: Всегда ли хорошее отношение к крепостным может сохранить имение?

«Где стол был яств, там гроб стоит».
Прощание Владимира Дубровского с отцом и родным домом.
Путеводитель3.
1.Автор дал эпиграф только одной главе своего романа. Почему?
2. Разыграйте сцены (в группах):«Виновник бед семьи Дубровских при сообщении о том, что хозяин Кистеневки теперь он», «Сцена во дворе дома Дубровских», «Приезд приказных чиновников и возмущение крестьян».
3. Что же творится в душе Владимира Дубровского? Составьте таблицу «Владимир в Кистеневской роще»
Какие чувства испытывает герой?







Как эти чувства отражены в природе?







Вывод: Есть ли связь между душевным состоянием героя и природой?





4. Что обозначает эпиграф этой главы?


Благородный разбойник. Пожар в Кистеневке.
Путеводитель 4.
1.Какие чувства вы бы испытывали, если бы в вашем доме стали хозяйничать посторонние люди?




2. Как в данной ситуации чувствовал себя Владимир? Что он предпринял Владимир, и что послужило толчком к этому?





3. Почему Владимир не разрешил кузнецу Архипу наказывать приказных? Послушался ли Архип? Кого он пожалел больше?





4.Каковы причины, которые заставили Владимира стать разбойником?
*
*
*
*
5. Какое представление сложилось в округе о разбойнике? Почему?
*
*
*
*
6.Оправдываете ли вы то, что совершил Владимир? Почему?












Лицедей. Учитель.
Образ жизни и забавы покровского помещика.
Путеводитель 5
1.Вам предлагается два варианта заглавия темы урока. Какое из них лучше подойдет к тем главам, по которым мы будем работать? Почему? (Определите значение слова ЛИЦЕДЕЙ по «Толковому словарю» С.И.Ожегова.)



2.В данных главах появляется новый персонаж – Маша. Заполните таблицу «Образ Маши», чтобы проанализировать характер героини и причины дальнейших ее поступков.
1.Кем является Маша?




2. Как относится к Маше Кирила Петрович?




3.Как относится Маша к Кириле Петровичу?





4.Как характеризует Машу сам автор?





5.Какое впечатление произвела Маша на Дефоржа?





Выводы:
3. О каких «благородных увеселениях» Троекурова узнали из этой главы?
*
*
4. Как к таким увеселениям относится автор?


5. Как и почему изменилось отношение Троекуровых к Дефоржу?


6. Что узнал Дефорж-Дубровский на обеде у Троекурова?


Выводы:...
Дубровский снимает маску.
Маша Троекурова и Владимир Дубровский.
Путеводитель 6.
1.Почему автор только в данной главе объясняет причины появления Дубровского в доме Троекуровых? Зачем он там появился?
*
*
*
2.Как относились к учителю в доме Троекурова?




3.Почему Дефорж не стал мстить Троекурову?



4.Что предпринимает Маша, чтобы избежать брака с Верейским?
*
*
*
Выводы:




Важные события.
Обман взрослых по отношению к детям.
Путеводитель 7.
1.Какие важные события происходят в данных главах?


2. Какую характеристику можно дать мальчикам? Схожи ли они по характеру? Заполните сравнительную таблицу.

Саша
Митя

Какими представляются мальчики?





Степень уверенности в себе.





Причины их поступков.





Выводы:
Тяжесть бриллиантов, которые совсем не радуют
Развязка романа А.С.Пушкина «Дубровский».
Путеводитель 8.
1.Как разрешились все конфликты романа?





2. Маша перед знаменательным событием своей жизни: настроение, внешний вид, отказ от помощи.





3.Действия Владимира. Причины таких поступков.





4.Как автор относится к решению своих героев?




Выводы:





А что в итоге?..
Подготовка к сочинению по роману А.С.Пушкина «Дубровский».
Путеводитель 9.
1.Внимательно просмотрите записи в тетрадях по путеводителям. Попробуйте озаглавить сочинение по данным путеводителям.
2. Составьте план сочинения по выбранной теме, если это необходимо.
3.Напишите сочинение по понравившейся теме.

Root Entry