История создания романа М.А.Булгакова Мастер и Маргарита


20002133602000151130РОман М.А.БУлгакова «МАстер и МАргарита»
История создания. Жанр и композиция произведения
6900096000РОман М.А.БУлгакова «МАстер и МАргарита»
История создания. Жанр и композиция произведения
730007804785centerТехнологическая карта урока литературы
ГБПОУ РО «Шахтинский педагогический колледж»
Преподаватель Букурова О.В.
2016 год
2420096000Технологическая карта урока литературы
ГБПОУ РО «Шахтинский педагогический колледж»
Преподаватель Букурова О.В.
2016 год


Курс 1
Технологическая карта урока
Целевой блок
Тема Роман М.А.Булгакова «Мастер и Маргарита». История создания. Жанр и композиция произведения
Педагогическая цель
понять замысел писателя, выявить особенности жанра и композиционной структуры романа, специфику булгаковской интерпретации сюжета, очертить круг философских и этических проблем, поднятых в романе;
развивать у учащихся умения находить, осваивать новую информацию, навыки работы с художественным текстом, с ИКТ, навыки познавательной деятельности, сравнительного анализа художественных образов, связной речи, способности анализировать, обобщать факты, делать выводы, доказывать верность своего мнения;
уяснить нравственные уроки М.Булгакова, главные ценности, о которых говорит писатель; содействовать развитию умения общаться между собой, помочь учащимся осознать ценность совместной деятельности.
Планируемые результаты Личностные результаты:
сформированность основ саморазвития и самовоспитания в соответствии с общечеловеческими ценностями и идеалами гражданского общества; готовность и способность к самостоятельной, творческой и ответственной деятельности;
Метапредметные результаты:
умение понимать проблему, выдвигать гипотезу, структурировать материал, подбирать аргументы для подтверждения собственной позиции, выделять причинно-следственные связи в устных и письменных высказываниях, формулировать выводы;
умение самостоятельно организовывать собственную деятельность, оценивать ее, определять сферу своих интересов;
умение работать с разными источниками информации, находить ее, анализировать, использовать в самостоятельной деятельности
Предметные результаты:
сформированность навыков различных видов анализа литературных произведений.
владение навыками самоанализа и самооценки на основе наблюдений за собственной речью;
владение умением анализировать текст с точки зрения наличия в нем явной и скрытой, основной и второстепенной информации
Инструментальный блок
Тип урока Урок открытия нового знания
Учебно-методический комплекс - Литература: учебник для студ. сред. проф. учеб. заведений / [Г.А. Обернихина, И.Л. Вольнова, Т.В. Емельянова и др.]; под ред. Г.А. Обернихиной. – 3-е изд., стер. – М.: Издательский центр «Академия», 2014. – 656 с.
Организационно-деятельностный блок
Основные понятия Жанр, композиция, роман в романе
Организация пространства Фронтальная, индивидуальная работа, работа в парах
Межпредметные связи Русский язык
Действия обучающихсяУстные ответы на вопросы, письменные задания, конспектирование, составление таблиц
Диагностика результатов урока
(итог урока) Подведение итогов, рефлексия
Домашнее задание Найти внутренние соответствия евангельских и московских глав романа
Этапы урока Деятельность учителя Деятельность учащихся Формируемые УУД
Организационный момент. Проверяет готовность к уроку, наличие общей установки на урок. Приветствует учащихся.
Добрый день. Начнем урок литературы. Я уверенна, что здесь собрались талантливые учащиеся. Когда-нибудь вы сами приятно поразитесь, какие вы умные и как много умеете, если будете постоянно работать над собой, ставить новые цели и стремиться ких достижению. На уроке продолжим разговор о творчестве М.А.Булгакова. Слушают учителя. Демонстрируют готовность к уроку. К – планируют учебное сотрудничество с учителем и сверстниками.
Л – проявляют интерес к изучаемому предмету.
Постановка задач. Знакомство с планом урока. Роман «Мастер и Маргарита» - главный в творчестве писателя, любимое дитя его фантазии, его писательский подвиг. Около 12 лет (с 1928-1940 г.г.) он работал над ним. Сделал восемь редакций .Теперь, когда открыты архивные материалы писателя, можем судить о той колоссальной работе, которую проделал писатель: менялись замысел, сюжет, композиция, система образов, заглавие…
Тема романа. С вашей точки зрения, о чем роман? О чем должна пойти речь на уроке?
Вам в помощь слова, взятые эпиграфом к уроку:
«Честный и бесчестный человек познаются не только из того, что они делают, но и из того, чего они желают» Демокрит«Истинная любовь не знает меры и границ» Проперций«Кто гонится за славой, от того слава бежит; кто же ее избегает, за тем она во след идет» Талмуд
Да. Однозначно ответить трудно. Во-первых, это роман о современной писателю действительности (30-е годы 20-го столетия), о сложном и противоречивом времени, называемом теперь периодом укрепления культа личности Сталина. Ну а как же быть с ершалаимскими главами? Ведь они не о 30-х годах 20-го века! Да, Булгаков пытается разобраться в сложном мире, в котором живет.
Предположения учащихся:
О вечных нравственных категориях – совести, долге, чести, ответственности, свободе личности . вечных, непреходящих ценностях, вечных нравственных принципах, о любви.
М- умение понимать проблему, выдвигать гипотезу
Сообщение темы, цели урока. Тема нашего урока: «Роман М.А.Булгакова «Мастер и Маргарита». История создания. Жанр и композиция произведения»
Зная тему урока, сформулируйте цели.
Роман М.А.Булгакова «Мастер и Маргарита» – одно из загадочных явлений русской литературы XX века. Это произведение имеет множество вариантов прочтения, ни один из читателей не остается равнодушным, хотя у некоторых этот роман вызывает чувство неприятия. В чем же специфика этого произведения, что хотел сказать своим читателям автор? Попробуем вместе ответить на эти вопросы. узнать историю создания романа, особенности его жанра и композиции, научиться ориентироваться в художественном пространстве романа, умение найти соответствия евангельских и московских глав романа, умение определять особенности стиля этих глав.
Л- готовность и способность к самостоятельной, творческой и ответственной деятельности;
Проверка домашнего задания.
Технологияя «Перевернутый урок» (студенты заходят на сайт преподавателя и скачивают домашнее задание) Сейчас вы услышите историю создания романа. Кратко конспектируйте услышанное в тетрадь (индивидуальное задание для 3 учеников).
Роман произвёл ошеломляющее действие на читателей, поставил в тупик критиков, ведь до этих пор вся советская литература не знала ни одного подобного произведения (в плане проблематики, образов, постановки вопросов и нахождению ответов на них). Это вызвало необычайно острую полемику 1 учащийся:1928-1929 гг. были тяжелыми годами для М. А. Булгакова. Именно в это время он приступает к созданию трех произведений: романа о дьяволе, пьесы под названием "Кабала святош" и комедии, уничтоженной вскоре вместе с начатым романом. Первые редакции романа были написаны в 1928-1929 гг., но по неизвестной причине сожжены автором. Так, в письме правительству СССР от 28 марта 1930 г. он пишет: "Погибли не только мои прошлые произведения, но и настоящие и все будущие. И лично я, своими руками, бросил в печку черновик романа о дьяволе..." К счастью, сохранились две тетради черновиков и наброски некоторых глав. Долгое время занял мучительный поиск названия для своего романа. Булгаков неоднократно менял одно название на другое: "Гастроль...", "Сын...", "Жонглер с копытом", "Копыто инженера", "Копыто консультанта", "Он явился" и др. Но чаще всего встречается "Черный маг". Работа над романом возобновляется в 1930-1931 гг., однако сильное физическое и психическое переутомление мешают ему. 30 мая 1931 г. Булгаков пишет письмо Сталину, где пытается объяснить свое состояние: "С конца 1930 г. я хвораю тяжелой формой неврастении с припадками страха и предсердечной тоски, и в настоящее время я прикончен. Со мной поступили, как с волком, и несколько лет гнали меня по правилам литературной садки в огороженном дворе... Причина моей болезни - многолетняя затравленность, а затем молчание". 2 учащийся: Осенью 1932 г. М. А. Булгаков снова возвращается к своему замыслу. В романе появляются новые герои: сначала Маргарита, затем Мастер. Многие исследователи творчества Булгакова связывают появление образа Маргариты, а вместе с ним темы о великой и вечной любви, с женитьбой писателя на Елене Сергеевне Шиловской. "Это была судьба", - так позднее скажет он о встрече с ней. В 1933-1934 гг. Булгаков интенсивно работает над рукописью: делает "разметку глав романа", затем "окончательную разметку глав романа". При этом писатель знает, что его роман вряд ли будет опубликован, но продолжает работать. Работа над третьей редакцией была завершена к октябрю 1934 г. Видимо, уже тогда писатель осознал всю грандиозность своего творения. 30 октября Булгаков начинает работу с заклинания: "Дописать раньше, чем умереть". В итоге к 1936 г., после напряженных восьми лет работы над романом, он подготовил шестую полную черновую редакцию. Но это еще не была окончательная версия. Булгаков продолжал вносить дополнения, изменения, менял композицию, названия глав.
3 учащийся: В 1937 г. структура романа окончательно сложилась. Тогда же появилось и бессмертное название "Мастер и Маргарита". К 22-23 мая 1938 г. Булгаков полностью переписывает роман с утвержденной последовательностью глав и начинает диктовать его на машинку, внося по ходу стилистическую правку. Писатель продолжил делать правку романа вплоть до самых последних дней жизни. Поправки в текст вносились Еленой Сергеевной Булгаковой. Порой, перед самой кончиной, почти ослепший писатель сам брал в руки карандаш и правил текст. Михаил Афанасьевич Булгаков скончался 10 марта 1940 г. Он так и не увидел своего творения в печати. Публикацией романа занялась Елена Сергеевна Булгакова, которая перепечатывала роман дважды - в 1940 и в 1963 гг. Она же была и его первым редактором. Роман о всепобеждающей силе любви и творчества все-таки пробился к читателю, словно подтверждая слова самого М. А. Булгакова: "Рукописи не говорят!" Впервые роман "Мастер и Маргарита" был опубликован в 1966-1967 гг. в журнале "Москва" с громадными купюрами (более 150 изъятий текста). В том же году он полностью вышел в Париже и вскоре был переведен на основные европейские языки. В России полный текст романа появился лишь в 1973 г. К – умеют слушать друг друга, могут работать в коллективе.
Л – осознают свои возможности в учении, развитие познавательной активности.
5. Актуализация опорных знаний учащихся. (прием «толстые» и «тонкие» вопросы)
На партах у вас листы с таблицей. По ходу урока записывайте свои вопросы в таблицу. Примеры вопросов:
«Тонкие» вопросы (репродуктивного характера«Толстые» вопросы (требующие размышления, привлечения дополнительных знаний, умения анализировать)
Кто?
Что?
Когда?
Как зовут?
Было ли? Объясните, почему…
Почему вы считаете…?
Согласны ли вы…?
Верно ли…?
Предположите, что будет, если…
В конце урока мы к этим вопросам обратимся.
Обмен вопросами проводится по следующей процедуре:
1. Сначала каждый ученик записывает на листах интересующие его вопросы (строго индивидуальная работа)
2. Затем происходит обмен вопросами с соседом по парте
3. Далее в ходе урока учащиеся получают ответы. К – проявляют готовность слушать.
Р – принимают и сохраняют цели и задачи учебной деятельности.
П – осознанно и произвольно строят речевые высказывания.
Л - осознают свои возможности в учении, развитие познавательной активности.
6. Этап реализации новой темы.
Роман «Мастер и Маргарита» - вершина творчества Булгакова.
Своеобразие романа  состоит в том, что ответы на вопросы: Что есть добро и зло? Кто правит миром и управляет человеком? Что такое преступление и каков путь к спасению? Возможно ли прощение? даются не прямо, не  в виде моральных проповедей, ответы возникают из событий и ситуаций. Поэтому жанр и композицию романа определить однозначно сложно.
Работа со статьей В.Лакшина «Роман Булгакова «Мастер и Маргарита»
На партах у вас статья В.Лакшина «Роман Булгакова «Мастер и Маргарита». Прочтите вдумчиво ее и попробуйте определить жанр романа ( статья в Приложении 1). Работа в парах.
Запись в тетради: Можно назвать его и бытовым (зачитываются картины московского быта 20-30-х гг.), и фантастическим (зачитываются эпизоды полета Маргариты и т.д.), философским ( просмотр отрывков из одноименного фильма - ершалаимские главы), автобиографическим (чтение текста, вспоминают биографию самого писателя), любовно-лирическим (зачитываются сцена встречи Мастера и Маргариты, сцена после бала в каморке), сатирическим (эпизод с костюмом, МОССОЛИТ и др.)
НЕ забывайте записывать вопросы в таблицу.
- Роман многожанров и многопланов. Все тесно переплетено, как в жизни.
Необычна и композиция романа. Как бы вы определили композицию произведения Булгакова?

Учитель: Какое время охватывают события романа?

Учитель: В романе присутствуют три сюжетные линии: философская - Иешуа и Понтий Пилат, любовная - Мастер и Маргарита, мистическая и сатирическая - Воланд, его свита и москвичи. Они облечены в свободную, яркую, иногда причудливую форму повествования и тесно взаимосвязаны между собой инфернальным образом Воланда. Роман начинается со сцены на Патриарших прудах, где Михаил Александрович Берлиоз и Иван Бездомный жарко спорят со странным незнакомцем о существовании Бога. На вопрос Воланда "кто же управляет жизнью человеческой и всем вообще распорядком на земле", если Бога нет, Иван Бездомный как убежденный атеист отвечает: "Сам человек и управляет". (просмотр начала фильма).
Но вскоре развитие сюжета опровергает этот тезис. Булгаков раскрывает относительность человеческого знания и предопределенность жизненного пути. В то же время он утверждает ответственность человека за свою судьбу. Извечные вопросы: "Что есть истина в этом непредсказуемом мире? Существуют ли неизменные, вечные нравственные ценности?", - ставятся автором в ершалаимских главах (их всего 4 (2, 16, 25, 26) из 32 глав романа), которые, несомненно, являются идейным центром романа. Течение жизни Москвы 1930-х гг. смыкается с повествованием Мастера о Понтии Пилате. Затравленный в современной жизни, гений Мастера обретает, наконец, покой в Вечности. В итоге сюжетные линии двух романов завершаются, сомкнувшись в одной пространственно-временной точке - в Вечности, где Мастер и его герой Понтий Пилат встречаются и обретают "прощение и вечный приют". Неожиданные повороты, ситуации и персонажи библейских глав зеркально отражаются в московских главах, содействуя такому сюжетному завершению и раскрытию философского наполнения булгаковского повествования.
Действия романа гармонируют между собой, а связывает их борьба добра со злом, творчество, поиск истины. 
О чем роман? Это роман о нравственной ответственности человека за свои поступки (в любое время, в любой период истории).
М. Булгаков создал многослойный, многоуровневый мир со множеством необычных персонажей, связанных друг с другом в пространстве и во времени едва уловимыми нитями.
Определите, кто эти герои?
Композиция произведения связана с философским смыслом произведения, с его идеей.
Как мы определим идею произведения?
Как мы выяснили, роман многопланов, композиция необычна.
Учащиеся предлагают свои ответы. Идет обсуждение.
Составление кластера по группам «Жанр романа»
Не менее оригинальна и композиция "Мастера и Маргариты" - роман в романе, или двойной роман - о судьбе Мастера и Понтии Пилате. С одной стороны эти два романа противопоставлены друг другу, тогда как с другой стороны образуют некое органическое единство.
Учащиеся: В сюжете оригинально сплетены два пласта времени: библейское и современное Булгакову - 1930-е гг. и I в. нашей эры. Некоторые события, описанные в ершалаимских главах, повторяются ровно через 1900 лет в Москве в пародийном, сниженном варианте.
Вывод (запись в тетради учащихся).
Учащиеся: (Понтий Пилат – Воланд – профессор Стравинский, Иуда – барон Майгель – Алоизий Магарыч и др.) Этих персонажей объединяет как сходство в поступках и мотивациях, так и внешность.
«Человечество мало изменилось. Люди как люди, иногда милосердие стучится в их сердца…», - говорит Воланд. Модель устройства общества, поведение людей, нравственные критерии, чувства и эмоции остались те же, что и много веков тому назад.
Р – принимают и сохраняют учебную задачу.
К – проявляют готовность слушать.
Итог урока. Рефлексия. В своем главном произведении Булгаков ставит диагноз обществу.
Какие вы вопросы задали друг другу? Задайте их, если что-то осталось непонятым на уроке.
Как вы думаете, нужна ли такая книга современному обществу? Ответ аргументируйте
Прием «Незаконченные предложения»:
Мне удалось сделать (выполнить, найти)…
Я была уверенна в себе, когда… Отвечают на вопросы. П –ориентируются в своей системе знаний.
Р –оценивают собственную деятельность на уроке.
Л – проявляют интерес к предмету.
Домашнее задание (дифференцированное) Запишите домашнее задание.
1.* Дайте совет своим ровесникам (устно или написать СМС-ку), пока еще не прочитавшим роман, о необходимости его прочтения.
2. Найти внутренние соответствия евангельских и московских глав романа.
Задают уточняющие вопросы. Р – принимают и сохраняют учебную задачу, осуществляют поиск средств для её выполнения.
Приложение 1
Статья Лапшина В. «Роман Булгакова «Мастер и Маргарита»
"Рукописи не горят" - с этой верой в упрямую, неуничтожимую силу искусства умирал писатель Михаил Булгаков, все главные произведения которого лежали в ту пору в ящиках его письменного стола неопубликованными и лишь четверть века спустя одно за другим пришли к читателям. "Рукописи не горят" - эти слова как бы служили автору заклятием от разрушительной работы времени, от глухого забвения его предсмертного и самого дорогого ему труда - романа "Мастер и Маргарита"…
"Рукописи не горят". Прочтенная множеством читателей, вызвавшая немало споров, толков, вопросов и догадок, книга Булгакова стала жить своей жизнью в литературе. Возникло даже что-то вроде "моды на Булгакова" со всеми крайностями, наблюдаемыми при такого рода поветриях. На вечера памяти Булгакова стекались толпы новых поклонников его таланта, журнал "Москва", где печатался его роман, невозможно было достать никакой ценою…
Свободный, артистичный, легкий, но не легковесный, переливающийся избытком сил талант автора создает удивительный по темпу и разнообразию поток повествования. Веселый анекдот обрывается сценой ужаса, мистическая фантасмагория граничит с фарсом, а лирическая страница начинена, как порохом, взрывчатыми комическими подробностями. Вспомнишь одно - рассмеешься, другое - задумаешься, от третьего станет вдруг тоскливо, неспокойно на душе. Но как всегда после встречи с истинным искусством - о веселом или невеселом оно рассказывает, - остается впечатление пережитого праздника…
То, что автор свободно соединяет несоединимое: историю и фельетон, лирику и миф, быт и фантастику, - создает некоторую трудность при определении жанра книги. Основываясь на трудах М.М.Бахтина, ее уже пробовали назвать мениппеей. Не берусь спорить. Но с тем же успехом ее можно было бы, вероятно, назвать комической эпопеей, сатирической утопией и еще как-нибудь иначе. Приблизит ли нас это, однако, к пониманию самой книги?
Вероятно прав Толстой, считавший, что значительное искусство всегда создает и свои формы, не укладывающиеся в обычную иерархию жанров. Книга Булгакова - еще одно тому подтверждение…
В самой природе романа Булгакова есть нечто парадоксальное. В нем присутствует ирония - не как черта стиля или прием, но как часть общего миропонимания автора. Булгаков ошеломляет читателя новизной и непривычностью своего сюжета, да и самого подхода к событиям и людям…
В благородной вере Булгакова в закон справедливости есть наглядный недостаток: ее созерцательность, слабость, наивность. Не реальные способы борьбы за утверждение справедливости в отношениях людей проповедует Булгаков: скорее он утешает себя, наслаждаясь ее сказочным, волшебным торжеством.
Как ни жаль, но что-то неслышно, чтобы безотказно действовал закон, согласно которому никого ни о чем не надо просить: "Сами предложат и сами все дадут". И книги не печатаются сами собою. И у недобросовестных, лживых критиков целы, наверное, все окна в их квартирах. И тираны, подобно Понтию Пилату, не всегда мучаются бессонницей и головной болью, страдая от "исколотой совести". Часто у них крепкий сон и хороший аппетит…
Но при всей бесконечной печали конца "Мастера и Маргариты" - смерти обоих, когда сцена действия будто задергивается глухим, черным пологом, есть в последних главах книги и какое-то мудрое, добытое добрым сердцем утешение…
Пусть это не прозвучит выспренно, потому что чистая правда: здесь победа искусства над прахом, над ужасом перед неизбежным концом, над самой временностью и краткостью человеческого бытия. Победа как будто иллюзорная, но бесконечно важная и утоляющая душу.
Не менее дорог, впрочем, и другой итог: судьба романа, предсказанная в книге. "…Ваш роман вам принесет еще сюрпризы", - обещает Воланд мастеру… Мы читаем эти слова так, будто они обращены к роману "Мастер и Маргарита".
Поэтическую силу воздействия книги Булгакова на нынешнего ее читателя еще усиливает сбывшееся через четверть века спустя пророчество: жизнь дописала этот роман в романе, она подарила новую судьбу книге и тем сделала еще неотразимее в своем торжестве идею справедливости, в которую так верил и которой так дорожил автор "Мастера и Маргариты".