Социализация личности как проблема исследования отечественных и зарубежных ученых.

Социализация личности как проблема исследования отечественных и зарубежных ученых.

Аннотация: в статье раскрываются вопросы интеграции социализации и образования в дошкольном возрасте, определяются факторы социализации, психологические технологии социализации и воспитания в контексте отечественных и зарубежных исследований.
Ключевые слова: социализация, личность, ребенок дошкольного возраста, социальные отношения, семья как институт социализации, психолого-педагогические аспекты социализации.

В современной философии, социологии, психологии и педагогике социализация представляет собой целостный и универсальный процесс в единстве фило - и онтогенеза. (С.С.Батенин, О.И.Иванов, И.С.Кон, В.Момов, Б.П.Парыгин и др.; Е.Н.Сорочинская, Л.С.Выготский, М.М.Рубинштейн, В.И.Слободчиков, Е.Н.Шиянов и др.). Проблема социализации личности для отечественной педагогики была темой недоступной, мало разработанной по причине идеологических установок существовавших в обществе. В Национальной доктрине образования отмечалось, что наряду с обучением и воспитанием необходимо решать задачи социализации нового поколения детей и молодежи – обеспечить условия адаптации выпускников различных ступеней образования к социальному окружению; развивать способность детей к самоопределению в изменяющемся обществе. В отечественной психологической науке решаются вопросы интеграции социализации и образования, определяются факторы социализации, психологические технологии социализации и воспитания. Образование, по утверждению М.И.Шиловой, призвано определять условия, в которых осуществляется социализация – национальные ценности, цели, способы, формы культурного самоопределения и т.п., а также формировать нормативно-организационную основу образовательной деятельности влияющей на процессы воспитания.
Социализация как явление, рассматривается в аспекте процессуальном и результативном, где основным ядром выступают социальные отношения. Именно они определяют социокультурную среду, становление личности, развивают способность общаться и взаимодействовать с другими людьми, приобретать опыт самореализации, самовоспитания, самоопределения. Приобретение опыта адаптации к реалиям социальной жизни в процессе получения образования помогает ребенку быть успешным, находиться в центре общественных событий. В Федеральном Законе «Об образовании в Российской Федерации» отмечается, что гуманизация образования, определяя приоритет общечеловеческих ценностей, призвана развивать способность детей ориентироваться в социальных ситуациях.
В исследованиях Н.Ф.Головиной были выделены несколько подходов характеризующих социализацию в психолого-педагогическом аспекте [1]:
социологический – рассматривающий социализацию, как механизм трансляции культуры от поколения к поколению, охватывающий стихийные взаимодействия и организованные процессы воспитания и образования;
факторно-институционный – определяющий социализацию как совокупность факторов, институтов и агентов социализации;
интеракционисский – раскрывающий социализацию как межличностное взаимодействие, общения, определяющих становление личности и ее внутреннюю картину мира (ценностей, норм, установок, стереотипов);
интраиндивидуальный – определяющий социализацию как адаптацию личности в социальной среде и ее творческую самоорганизацию;
Понятие «социализация» было введено в психологию в 40-50-е гг. А.Бандурой и Дж.Кольманом. В разных научных школах это понятие получило различную интерпретацию: в необихевиоризме оно трактуется как социальное научение, в школе символического интеракционизма - как результат социального взаимодействия, в экзистенциальной психологии - как само-актуализация "Я - концепции". Психоаналитической традицией социализация понимается как вхождение изначально асоциального или антисоциального индивида в общественную среду и адаптация к ее условиям. В русле интеракционизма она трактуется как процесс и следствие межличностного взаимодействия людей.
Большой интерес для теории социализации представляют работы Т.Парсонса. Со-гласно его взглядам индивид "вбирает" в себя общие ценности в процессе общения со "значимыми другими", в результате чего следование общезначимым нормативным стандартам становится частью его мотивационной структуры, его потребностью. Относительно теории Т.Парсонса, любая социализация в ролях, даже если это половые или возрастные роли, влечет за собой появление у социализируемого чувства неполноценности, т. к. его исполнение роли подвергается оценки сначала со стороны социализатора, а, в конечном счете, и собственной самооценки. Чувство неполноценности находит выражение как в индивидуальном отклоняющемся поведении, в создании субкультур компенсирующих, вовсе отвергающих или переориентирующих достиженческий ценностный комплекс (различные молодежные движения, теории, концепции, группы, группировки и пр.). Это краткая характеристика теории Т.Парсонса, но, безусловно, ни одна теория не претендует на роль всеобщей.
Процесс и результаты социализации заключают в себе внутреннее противоречие, внутренний конфликт. В идеале социализированный человек должен быть способен в какой-то мере противостоять если не обществу, то тем или иным жизненным обстоятельствам. Однако, сплошь и рядом, мы встречаем людей, полностью социализированных, фактически растворившихся в социуме, не готовых и не способных к той активности, которая нужна для противостояния среде, воздействия на неё. Отсюда возникает проблема пассивной социализации, обусловленная нынешним состоянием нашего общества.
В зарубежных исследованиях сложились такие направления в раскрытии вопросов социализации как биопсихологизированное (А.Фрейд, З.Фрейд, Э.Эриксон и др.), социологизированное (Ч.Кули и др.), «гуманистическая» социализация (Э.Клейн, Э.Фромм и др.). Представители первого направления считают, что процесс социализации диктуется природой личности и решает в связи с этим индивидуальные задачи развития; вторые – представляют социализацию как результат межличностного общения, где происходит «социальная репродукция» поведения; третьи – социализацию рассматривают в контексте межличностного общения. В отечественной науке были определены онтогенетический (Б.Г.Ананьев, Л.С.Выготский, А.А.Лентьев и др.) и филогенетический (С.С.Батенин, И.С.Кон, Б.П.Парыгин и др.) подходы к социализации. Первый – характеризует социализацию как процесс усвоения личностью социального опыта, включение ее в систему общественных отношений; второй – определяет социализацию как специфический способ передачи жизненного опыта от общества к личности между двумя этими подходами связующим звеном выступает взаимодействие, в котором индивид присваивает определенные нормы и ценности, социальные роли, обеспечивая тем самым результаты социокультурного и психического развития.
Содержание процесса социализации определяется интеграцией социокультурного опыта определенной среды и социального опыта общения. Средствами социализации выступают факторы (социально-политическая жизнь общества, этнокультурные условия, демографическая ситуация); институты социализации (семья, общество сверстников, организации, средства массовой коммуникации); различного типа отношения. Из названных средств мы акцентируем внимание на семье, социокультурной среде дошкольной организации и отношениях, которые создают определенную систему социальных связей, позволяющих ребенку идентифицироваться, взаимодействовать, противостоять. Именно эта система взаимосвязей – личность – семья – среда дошкольной образовательной организации выступают определенным механизмом социализации. А.В.Мудрик определяет следующие универсальные механизмы социализации: традиционный, обеспечивающий индивиду присвоение норм, эталонов поведения; институциональный, определяющий отношения с различными институтами социализации и оказывающего влияние на становление поведения; стилизованный, действующий в рамках субкультуры (морально-психологические черты, поведение, соответствующее возрасту) и способствующего становлению стиля жизни; межличностный, обеспечивающий идентификацию личности; рефлексивный, помогающий личности принимать или отвергать ценности, транслирующие в данном сообществе. На наш взгляд, для социализации личности дошкольника особое значение приобретают механизмы межличностный, традиционный, но включение интеграции всех их в педагогическом процессе сделает его управляемым и результативным. По утверждению психологов, к социально-психологическим факторам относятся идентификация, подражание, имитация, внушение, конформизм, стыд и чувство вины (А.В.Петровский, Н.И.Шевандрин, Э.Эриксон и др.). С нашей точки зрения, разработка методов психолого-педагогической поддержки в рамках функционирования механизмов социализации обеспечит возможности дошкольнику адаптироваться в условиях дошкольной жизнедеятельности.
Социализация понимается как процесс, последовательно изменяющийся, и характеризуется определенными стадиями – адаптация, самореализация, интеграция. Эти стадии позволяют педагогам и психологам создать систему дифференцированных методов психолого-педагогической поддержки детей дошкольного возраста в процессе их адаптации к дошкольному коллективу. Взаимодействие всех составляющих процесса социализации представляют собой определенную систему, состоящую из целевого, содержательного, деятельностного и результативного компонентов. Наиболее сложным в педагогической науке и в меньшей степени разработанным является вопрос критериев и показателей эффективности социализации. С точки зрения М.И.Шиловой, три критерия могут выступить показателем эффективности социализации: когнитивный (характеризуется осознанием цели социальной деятельности и интериоризацией социального опыта); мотивационный или эмоциональный (отношения к результатам деятельности, удовлетворенность межличностными отношениями, стремление к самоопределению); деятельностный (интенсивность участия в деятельности, поиск путей и способов самореализации). Процесс социализации определяется множеством факторов, понимаемых как причины, имеющие значение для определенного процесса. И.С.Кон, А.В.Мудрик выделяют макрофакторы (космос, земля, общественно-политический строй и т.п.), мезофакторы (этнос, город, село и т.п.), микрофакторы (семья, группа, детский сад, среда сверстников). Знание характеристик макрофакторов позволяет психологам и педагогам разрабатывать научно обоснованные программы социализации подрастающего поколения в целом.
Воспитание в процессе социализации можно рассматривать как двуплановое явление: государство через воспитание стремится сформировать определенный тип гражданина; воспитатели и родители имеют собственные взгляды на цели воспитания, на его методы; сами дети с довольно раннего возраста то же имеют собственные (не сформулированные) концепции личности, отражающие влияние менталитета нации, специфически преломляющегося в связи с особенностями конкретной семьи, ближайшего социального окружения. Именно эти представления и определяют активность детей, определяют складывающийся у них образ "Я", их отношение к миру, к себе и с самим собой. В период общественных "ломок" происходит значительная переоценка ценностей у взрослых и у детей, что так же крайне усложняет процессы социализации личности.
Таким образом, как институт социализации семья отражает всю совокупность социальных отношений – к обществу, труду, людям, друзьям, соседям, животным и т.д. По мнению Д.Т.Лихачева, семья выполняет свои социальные и воспитательные функции в сферах долга любви и интереса. Именно на этих сферах жизни у детей рождается гуманизм по отношению к другим людям, формируются потребности к самостоятельному самовыражению и самоутверждению. К сожалению, эти позитивные тенденции на современном этапе развития общества слабо проявляются в сфере нашей жизни. Дошкольная образовательная организация, как институт социализации, может выступить фактором, который будет способен корректировать социальные ориентации ребенка, освоенные в семье и оказать ему психолого-педагогическую поддержку в социальной адаптации и социальном самоутверждении в среде сверстников.

Литература:
Головина Н.Ф. Социализация и воспитания ребенка: учеб. пособие / Н.Ф. Головина. – СПб., 2004.
Кон И.С. Ребенок и общество. - М.: Академия, 2013.
Мудрик А.В. Социальная педагогика.: Учебник для студентов вузов/ Под ред. В.А. Сластенина. - М.: Академия, 2010.