Концепция развития качества преподавания филологических дисциплин в полиэтнической среде.


Концепция развития качества преподавания филологических дисциплинв полиэтнической среде.
Работа учителя начальных классов
МБОУ СОШ №5 г. Пыть-Ях
Джоджуа Татьяны Олеговны.
В последние годы все более актуальной становится проблема обучения русскому языку детей, для которых русский язык не является родным. Речь идет о полиэтнических школах, стихийно возникших в связи с широкими миграционными процессами. Это школы, в первую очередь, российских городов, где в последние годы отмечается прирост мигрантов. Конечно, на первое место в таких школах должны выходят идеи воспитания толерантности, культуры, мира, согласия, развития ценностей поликультурного общества.
В связи с этим следует скорректировать в таких классах языковую и образовательную программы в целях полноценного одновременного обучения русскому языку и детей – носителей языка, и детей в разной степени владеющих русским языком.
Роль русского языка в школах Российской Федерации сегодня необычайно высока. Известно, что язык в школе выполняет двойную функцию: является не только предметом обучения, но и средством приобретения знаний по всем дисциплинам.
Таким образом целью преподавания русского языка в полиэтнической школе является –оснастить ребенка инструментом социализации в современном поликультурном обществе, научить воспринимать собственную культуру, обучить диалогу культур, развить у школьников учебные, коммуникативные и общие интеллектуальные навыки.
Отсюда вытекают следующие задачи- уделять особое внимание совершенствованию устной речи, проводить словарную работу на уроках, создавать доступные тестовые и проверочные работы , выполняя которые ребенок будет ощущать свою успешность, выстраивать целостную систему воспитательной работы с учетом культур детей тех национальностей , которые присутствуют в классе.
Совершенствование устной речи детей является одной из ведущих задач в современной начальной школе. Известно, что хорошо развитая речь младших школьников оказывает непосредственное влияние на обучение детей не только языку, но и всем учебным дисциплинам, являясь показателем интеллектуального развития. Трудно стать активным участником общественной жизни, интересным собеседником, не владея связной речью.
Я работаю по программе развивающего обучения Эльконина-Давыдова.Прекрасно выстроена работа по развитию речи детей. По русскому языку есть отдельная работа со словарями, которая помогает не только запомнить написание слова, но и понять его смысл. Одно и тоже слово дается в разных контекстах, что помогает объяснить значения трудных слов.
В результате у детей вырабатывается навык работы со словарями как источником информации, а в нашем современном мире это очень ценно. Постоянное использование на уроке толкового словаря С.И.Ожегова способствует совершенствованию речи школьников. Словарные упражнения, связанные с изучением конкретных грамматических тем, вносят системность в знания учащихся, а регулярность выполнения таких упражнений обеспечивает правильность их речи.
Для детей кавказской национальности, изучающих русский язык, особую трудность представляют: категории рода, категория одушевленности и неодушевленности, предложно-падежная и видовременная системы. Соответственно ,целенаправленная работа по развитию речи учащихся, значительно увеличивает объем речевой деятельности на уроках. Полезно хоровое произношение слов и предложений. Хоровые ответы помогают преодолеть боязнь допустить ошибку, а это – самое главное в работе с такими учениками. Работа в парах помогает исправлять речевые ошибки учеников путем составления диалога по заданной ситуации. Ребята оказывают друг другу помощь в правильном и четком произношении неродной речи.
Использование ИКТ раздаточный материал, загадки, пословицы, скороговорки, ребусы повышают интерес учащихся к изучению русского языка. Учебная задача ,поставленная перед учащимися в игровой ,становится для них более понятной ,а словесный материал легче и быстрее запоминается.
Наблюдая за речью учащихся класса, можно заметить, что у большинства в сознании сосуществует система двух языков. При этом закономерности русского языка ученики воспринимают через призму родного языка в русскую речь, что часто приводит к ошибкам. Наиболее типичные ошибки относятся к сфере лексики. В целом можно говорить не только об узости лексикона, но и о его тематической специфике, сложностях с русской грамматикой.
Одним из решений этой проблемы является использование различных форм работы:
- опишите картинку, используя данные слова: береза, белоствольная, нежные листочки, изумрудная зелень, лесное царство символ России;
- расскажите о своей семье, используя данные слова: инженер, врач,
брат, студент, сестра-первоклассница, чтение вслух, музей, прогулки;
- составьте предложение с данными словами: небо, дождь, осень, зонт.
Одной из самых трудных тем для нерусских учащихся является усвоение и правильное употребление рода имен существительных с прилагательными, местоимениями, глаголами в форме прошедшего времени (мой мама, учительница сказал, мальчики играла в футбол и т.д.).
Большое внимание следует уделить согласованию глагола с существительными всех трех родов.
Учащимся, для которых русский язык является неродным, эффективно использовать в речи глаголы прошедшего времени, отвечающие на вопросы: что делал? что сделал? (значение процесса повторяющегося и результативного действия).
При употреблении нерусскими учащимися видовременных форм глагола наблюдается:
- смешение видовременных форм глагола (Я всегда пообедаю в столовой. Мама вчера шила пуговицу.);
- отсутствие умений сочетать функцию и значение формы повелительного наклонения с видовым значением (Не подойди к окну – дует, вместо «не подходи…»).
Все ошибки в употреблении видовременных форм глагола связаны с отсутствием категории рода в родных языках обучаемых.
Различать глаголы совершенного и несовершенного вида учащимся поможет понимание значений неожиданности, единичности (совершенный вид) и действия повторяемости (несовершенный вид), а также наличие слов-сигналов этих видов. Слова «часто, постоянно, всегда, долго» показывают многократность действия, его регулярного повторения и сочетаются с глаголами несовершенного вида.Слова «однажды, как-то, сразу, быстро» показывают единичность, внезапность действия и используются с глаголами совершенного вида. Необходимо вводить глагол вместе с видовой парой.
Например: несов. в - соверш. в
выбегать – выбежать,
решать – решить,
вытирать – вытереть.
въезжать – въехать,
умирать – умереть,
достигать – достичь и т.п.
В методике обучения русскому языку как неродному следует принять следующую последовательность введения в речь падежей:именительный падеж в сопоставлении с винительным (без предлога и с предлогом);дательный падеж без предлога и с предлогом «по»;творительный падеж без предлога и с предлогом «перед», «над», «под», «за» - со значением места; предложный падеж с предлогами «в», и «на» с «о».
Работа со словом на уроках русского языка должна проводиться в аспекте Культур. Если подходить к слову как к концепту, то следует работать, понимая, что в слове заключен целый мир, закодированный в звуках и буквах. Л. В. Успенский в книге «Слово о словах» отмечал, что радость и удача его работы заключается в том, чтобы не только «думать словами», но и «думать о словах».
Следует отметить возможные этапы работы над словом.
I. Рисование образа слова.
В этом случае этапы работы таковы:
Презентация слова
Формирование эмоционального отношения к слову (учитель читает отрывки со словом, высказывания о слове)
Домысливание слова
Рисование своего видения слова
Анализ собственных представлений и сопоставление с другими зрительными образами.
Еще хотелось бы отметить работу с живописными произведениями. К учебнику литературного чтения есть приложение с прекрасными репродукциями известных картин. Дети очень любят их рассматривать изучать в лупу, отыскивать каждую мелочь, детали, используют рамочку для выделения частей картины для полного ее изучения. Подобраны музыкальные произведения к различным темам и конкретным произведениям.
Ученики по максимуму задействованы в учебном процессе: читают, отвечают, рассуждают, рассматривают, выискивают. Учитель корректирует работу детей. В литературе особое внимание уделяется акцентному вычитыванию произведений. На эмоциональном уровне ребенок лучше запоминает текст произведения , что расширяет его словарный запас.
Художественные тексты, изучаемые в школе, дают неисчерпаемые возможности для упражнений учащихся в пересказах, т. е. для упражнений в монологической связной речи.
Виды пересказов хорошо известны учителю: свободный (как запомнилось; самый простой для учащихся), художественный (с сохранением максимума из прочитанного текста, цитированием, передачей некоторых диалогов, правильным интонированием и др.), выборочный, краткий, от другого лица. Любой из перечисленных пересказов можно использовать при изучении любого произведения (кроме стихотворного).
Эффективно применение картин и иллюстраций. Подбирая текст к иллюстрации, рассказывая о впечатлении, которое она производит, сопоставляя ее с другой иллюстрацией, школьникам приходится отвечать на вопросы, формулировать ответы, пересказывать текст, следовательно, совершенствовать устную речь.
К сожалению, не всегда время, да и сам материал, позволяют учителю провести работу по развитию и закреплению навыков устной речи учащихся на обычных уроках литературы. Необходимо некоторое количество часов, специально отведенных для развития устной речи школьников. В старших классах эту роль выполняют факультативы, в средних — повторительные уроки после изучения той или иной темы, того или иного раздела, в начальной школе – кружок.
Вот несколько вариантов хода каждого из таких уроков: отрабатывается навык пересказывания, постепенно от урока к уроку усложняя виды пересказов, один урок целиком посвящается словарной работе, основанной на изученных текстах, другой — диалогической речи, третий — пересказам, четвертый — рассказам. Возможны и другие виды уроков, однако все они подчинены единой цели: проверить, насколько развивается у учащихся вкус к художественному слову, проследить, как формируется навык составления вопросов и ответов, навык владения различными видами пересказов и рассказов, навык выразительного чтения стихотворного и прозаического текстов.
Я стремлюсь к тому, чтобы многогранная работа, проводимая на каждом уроке литературы, закреплялась и поддерживалась специальными уроками развития устной речи.
Развивая речь ребёнка, необходимо обращать внимание на то, чтобы речь не отрывалась от мысли, была содержательной, ясной, по возможности точной, чтобы за словом стояло представление или понятие. Развивать речь - значит, развивать мышление, формировать взгляды, создавать самого человека. Речь не возникает сама по себе, она всегда является составной частью общения, оно в свою очередь сочетается с какой-то другой деятельностью: практической, познавательной, игровой, творческой и т.п.