Статья на тему: Формирование компетенций выпускников российских школ, как основа университетской компетенции на рынке образовательных услуг

УДК

Формирование компетенций выпускников российских школ, как основа университетской компетенции на рынке образовательных услуг
Formation of competences of graduates of Russian schools, as the basis of University competence on the market of educational services


Аннотация: В статье рассматривается компетентностный подход выпускника российских школ как базовое условие реализации университетской компетенции на рынке образовательных услуг. Предложена модель внедрения компетентстного подхода в средние образовательные учреждения. 
The article considers competence-based approach graduates of Russian schools as a basic condition for the realization of the University's competence in the market of educational services. The proposed model of implementation kompetentnostnogo approach in secondary education.
Ключевые слова или словосочетания. Компетенция, компетентностный подход, университетская компетенция, инновации в образовании, федеральный государственный образовательный стандарт второго поколения
Key words or phrases.qualification, competence, competence approach, competence, University, project, innovations in education, Federal state educational standard of the second generation


Система образования в настоящее время переживает этап реформирования, связанный с изменением содержания, поиском оптимальных способов и технологий обучения, способных удовлетворить возрастающие требования личности и государства.
Традиционно цели школьного образования определялись набором знаний, умений и навыков, которыми должен овладеть выпускник. Сегодня такой подход оказывается недостаточным сегодня социуму (профессиональным учебным заведениям, производству, семье) нужны не всезнайки и болтуны, а выпускники готовые к включению в дальнейшую жизнедеятельность, способные практически решать встающие перед ними жизненные и профессиональные проблемы. Сегодня главной задачей является подготовка выпускника такого уровня, чтобы попадая в проблемную ситуацию, он мог найти несколько способов её решения, выбрать рациональный способ, обосновав своё решение. В сегодняшней ситуации выпускник школы одновременно является неким итогом деятельности для самой школы, началом деятельности для вуза и готовым к деятельности работником для работодателя. При этом взгляд всех участников ситуации, система необходимых требований к выпускнику вовсе не является единой.
Заинтересованность всех сторон в высоком уровне образованности выпускника является общей и делает школу и вуз союзниками в решении этих проблем. В то же время различие их позиций по отношению к выпускнику позволяет увидеть проблему с разных сторон и оптимизировать систему требований к нему.
Факт окончания школы для самих выпускников – начало нового этапа жизни, обучения или работы, от которого зависит вся его дальнейшая судьба. Поэтому особенно важно, чтобы опыт, полученный им в школе, мог обеспечить успешную и эффективную работу выпускника, в том числе и в вузе. А для этого он должен иметь доминантой практический аспект деятельности.
Формирование рынка образовательных услуг в РФ и набирающие силу процессы глобализации привели к появлению новых подходов в образовании. Одним из приоритетных направлений модернизации современного российского образования является внедрение компетентностного подхода, основная идея которого заключается в том, чтобы выпускник обладал набором ключевых компетенций, значимых для его дальнейшей адаптации к требованиям современного рынка труда.
Компетентностное образование реализуется благодаря усвоению учащимися ключевых компетентностей:
1. Ценностно-смысловые компетенции. Это компетенции в сфере мировоззрения, связанные с ценностными ориентирами ученика, его способностью видеть и понимать окружающий мир, ориентироваться в нем, осознавать свою роль и предназначение, уметь выбирать целевые и смысловые установки для своих действий и поступков, принимать решения. Данные компетенции обеспечивают механизм самоопределения ученика в ситуациях учебной и иной деятельности. От них зависит индивидуальная образовательная траектория ученика и программа его жизнедеятельности в целом.
2. Общекультурные компетенции. Круг вопросов, по отношению к которым ученик должен быть хорошо осведомлен, обладать познаниями и опытом деятельности, это – особенности национальной и общечеловеческой культуры, духовно-нравственные основы жизни человека и человечества, отдельных народов, культурологические основы семейных, социальных, общественных явлений и традиций, роль науки и религии в жизни человека, их влияние на мир, компетенции в бытовой и культурно-досуговой сфере, например, владение эффективными способами организации свободного времени.
3. Учебно-познавательные компетенции. Это совокупность компетенций ученика в сфере самостоятельной познавательной деятельности, включающей элементы логической, методологической, общеучебной деятельности, соотнесенной с реальными познаваемыми объектами. Сюда входят знания и умения организации целеполагания, планирования, анализа, рефлексии, самооценки учебно-познавательной деятельности. По отношению к изучаемым объектам ученик овладевает креативными навыками продуктивной деятельности: добыванием знаний непосредственно из реальности, владением приемами действий в нестандартных ситуациях, эвристическими методами решения проблем. В рамках данных компетенций определяются требования соответствующей функциональной грамотности: умение отличать факты от домыслов, владение измерительными навыками, использование вероятностных, статистических и иных методов познания.
4. Информационные компетенции. При помощи реальных объектов (телевизор, магнитофон, телефон, факс, компьютер, принтер, модем, копир) и информационных технологий (аудио-, видеозапись, электронная почта, СМИ, Интернет), формируются умения самостоятельно искать, анализировать и отбирать необходимую информацию, организовывать, преобразовывать, сохранять и передавать ее. Данные компетенции обеспечивают навыки деятельности ученика по отношению к информации, содержащейся в учебных предметах и образовательных областях, а также в окружающем мире.
5. Коммуникативные компетенции. Включают знание необходимых языков, способов взаимодействия с окружающими и удаленными людьми и событиями, навыки работы в группе, владение различными социальными ролями в коллективе. Ученик должен уметь представить себя, написать письмо, анкету, заявление, задать вопрос, вести дискуссию и др. Для освоения данных компетенций в учебном процессе фиксируется необходимое и достаточное количество реальных объектов коммуникации и способов работы с ними для ученика каждой ступени обучения в рамках каждого изучаемого предмета или образовательной области.
6. Социально-трудовые компетенции означают владение знаниями и опытом в сфере гражданско-общественной деятельности (выполнение роли гражданина, наблюдателя, избирателя, представителя), в социально-трудовой сфере (права потребителя, покупателя, клиента, производителя), в сфере семейных отношений и обязанностей, в вопросах экономики и права, в области профессионального самоопределения. Сюда входят, например, умения анализировать ситуацию на рынке труда, действовать в соответствии с личной и общественной выгодой, владеть этикой трудовых и гражданских взаимоотношений. Ученик овладевает минимально необходимыми для жизни в современном обществе навыками социальной активности и функциональной грамотности.
7. Компетенции личностного самосовершенствования направлены на освоение способов физического, духовного и интеллектуального саморазвития, эмоциональной саморегуляции и самоподдержки. Реальным объектом в сфере данных компетенций выступает сам ученик. Он овладевает способами деятельности в собственных интересах и возможностях, что выражаются в его непрерывном самопознании, развитии необходимых современному человеку личностных качеств, формировании психологической грамотности, культуры мышления и поведения. К данным компетенциям относятся правила личной гигиены, забота о собственном здоровье, половая грамотность, внутренняя экологическая культура. Сюда же входит комплекс качеств, связанных с основами безопасной жизнедеятельности личности [1].
Определяя компетентностный подход, можно сказать, что он выдвигает на первое место не знания, умения и навыки, а способность разрешать конкретные проблемы, возникающие в различных реальных ситуациях.
Нельзя сводить компетенции к узкому набору знаний, навыков и умений. Не сводятся они и к только узкопрофессиональным компетенциям.
Если традиционная квалификация специалиста подразумевала функциональное соответствие между требованиями работодателя и целями образования, а подготовка сводилась к усвоению учащимся более или менее стандартного набора знаний, умений и навыков, то компетенция предполагает развитие в человеке способности ориентироваться в разнообразии сложных и непредсказуемых рабочих ситуаций, иметь представления о последствиях своей деятельности, а также нести за них ответственность[2].
Главное изменение в обществе, влияющее на ситуацию в сфере образования – это ускорение темпов развития общества. В результате надо готовить учащихся к жизни, в которой многое быстро меняется. Уровень образованности в современных условиях не определяется только объмом знаний, их энциклопедичностью. Знания человека быстро устаревают. Каким будет мир, через несколько десятилетий трудно себе представить. Поэтому образование должно готовить своих воспитанников к переменам, развивая у них такие качества, как мобильность, динамизм, конструктивность.
Образовательные компетенции позволяют решать проблему, типичную для отечественного образования, когда при хорошем овладении набором теоретических знаний возникают значительные трудности в деятельности, требующей использования этих знаний для решения конкретных задач или проблемных ситуаций. Образовательная компетенция предполагает усвоение не отдельных друг от друга знаний и умений, а овладение комплексным набором, в котором для каждого направления имеется соответствующая совокупность образовательных компонентов, имеющих личностно-деятельностный характер[3].
На сегодняшний день сложилась ситуация, когда на уровне государства (в том числе, министерства образования) и общества в целом осознается необходимость перехода к новым педагогическим технологиям, основанным на доми
·нанте компетентностного подхода. Система образования уже строится с учетом этого. Приказам Министерства образования и науки в Российской Федерации утверждены федеральные государственные образовательные стандарты второго и третьего поколения, разработанные на основе компетентностного подхода. Но внедрение компетентностного подхода в практику школы влечет за собой изменения в методах преподавания, в применении новых педагогических технологий, в новой системе управления образовательного учреждения.
Положительным в этом вопросе является внедрение федерального государственного образовательного стандарта второго поколения в МБОУ города Ростова-на-Дону «Лицее № 103 имени Сергея Козлова Советского района».
Формирование ключевых компетентностей учащихся невозможно без создания педагогических условий для их развития. Только система способов деятельности, полученных в разных предметных областях, на разных возрастных этапах должна привести к формированию у ребёнка на выходе из основной школы обобщенных способов деятельности, применимых в любой деятельности независимо от предметной области. Кроме того для успешной реализации компетентностного подхода необходимо оптимизировать управленческую деятельность, усиливая значение в жизни образовательного учреждения органов государственно-общественного управления, модернизировать методическую службу на основе формирования профессиональных компетентностей учителя. Все участники образовательного процесса нуждаются в психологическом сопровождении, всем должны быть созданы условия для развития и саморазвития. Информатизации учебного процесса, развитие информационных компетентностей учащихся и педагогов – важнейший компонент в системе компетентностного подхода.
При этом формирование ключевых компетентностей можно одновременно рассматривать как этап и как результат предшествующей работы, так как понятие компетентности включает в себя сферу отношений между знаниями и действиями в человеческой практике, находящими конкретное применение, а следовательно, выступает неким индикатором успешного решения задач по гармонизации личности учащихся[4].
Таким образом, формирование ключевых компетентностей, является необходимым условием успешной интеграции выпускника в окружающий социум, обеспечивает его конкурентоспособность как условие психосоциальной стабильности и гарантии дальнейшего процесса гармонизации личности.
Система компетентностного подхода в рамках экспериментального проекта образовательного учреждения включает:
1. Оптимизация управленческой деятельности.
С целью оптимизации управленческой деятельности нами была разработана программа «Наша новая школа». Создание индивидуального стиля управления школой, сочетающего демократичность и рефлективность в педагогической деятельности.
Демократический стиль характеризуется тем, что управленческие решения принимаются на основе обсуждения проблемы, учета мнений и инициатив сотрудников; выполнение принятых решений контролируется и руководителем и самим сотрудником; руководитель проявляет внимание к личности сотрудников, учитывает их интересы, потребности, особенности.
2. Модернизация методической службы.
Целью модернизации методической службы является повышение профессионального уровня учителя, направленного на развитие его компетентностей.
Требования

К компетентностному уроку
К внеурочной деятельности

1. Самостоятельная, творческая деятельность учащихся на уроке (при приоритете проектной деятельности).
1. Обсуждение всех важных событий школы, независимо от т ого, где они произошли (через систему стендов, общешкольную газету, школьный сайт.)

2. Работа с различными источниками информации: учебниками, книгами, справочниками, атласами, картами, энциклопедиями, словарями, Интернет.
2. Участие учащихся в разрешении возникающих конфликтов через поиск компромисса, привлечения «третейского» судьи, обсуждение различных точек зрения.

3. Межпредметная интеграция в целях формирования у детей целостной картины мира.
3. Совместные детско-взрослые виды деятельности.

4. Побуждение учеников к оценке деятельности других учащихся, самооценке и самокоррекции, поощрение выражения их собственной точки зрения.
4. Ориентация внеклассных мероприятий на познание окружающей действительности с целью максимальной адаптации в ней ребенка.

5. Связь изучаемого материала с повседневной жизнью и интересами учащихся, характерными для их возраста.
5. Возможность выбора учащимися педагога, курса, видов деятельности в системе дополнительного образования.

6. Оценивание достижений учащихся не только отметкой-баллом, но и характеристикой результата.
 

7. Создание ситуации успеха на уроке, поддержание школьников, столкнувшихся с учебными проблемами.
 

3. Информатизация учебного процесса.
С целью создание единой образовательной информационной среды, позволяющей повысить качество и доступность образовательного процесса, развитие информационной компетентности учащихся и учителей, ценностей творчества нами разработана «Программа информатизации школы-центра».
4. Психологическое сопровождение участников образования при реализации эксперимента.
Психологическое сопровождение является необходимым условием для эффективного саморазвития, самосовершенствования педагогов и учащихся при формировании их ключевых компетентностей. В школе была создана службы «СПРОС» по социально-психологическому сопровождению всех участников образовательного процесса.
5. Организация исследовательской и проектной деятельности на всех ступенях образования.
Базовой образовательной технологией компетентностного подхода является метод проектов. Метод проектов по своей дидактической сути нацелен на формирование способностей, обладая которыми выпускник школы оказывается более приспособленным к жизни, умеющим адаптироваться к изменениям, ориентироваться в разнообразных ситуациях, работать в различных коллективах, потому что проектная деятельность является культурной формой деятельности, в которой возможно формирование способности к осуществлению ответственного выбора. В настоящее время проектная деятельность в школе может рассматриваться как перспективное средство методического развития учебного процесса именно потому, что она является эффективным инструментом формирования самых различных видов компетенций, а также полной совокупности компетенций – функциональной грамотности.
Работа над проектами многое даёт учащимся. Это и активная мыслительная деятельность, и развитие познавательной и социальной активности, и заинтересованность в обучении, и расширение кругозора, и возможность осознанно получать знания и использовать их. Кроме того, школьники учатся работать над проблемой, обретать навыки сбора и обработки информации, умения и навыки исследовательской деятельности, учатся применять знания. Проектная деятельность дает ученикам и возможность сотрудничать с учителем, обсуждать и предлагать свою точку зрения[3].
Можно ли научить компетентности? Череда реформ в российском образовании вызвала разочарование в инновациях, а компетентностный подход вполне может разделить незавидную судьбу других начинаний. Компетентностный подход как практика реализуется в других странах, а мы знакомимся с его теоретическими аспектами. Для нас ясно одно: говорить о том, что в школах РФ имеется система компетентностного подхода – это значит выдавать желаемое за действительное. Длительная и наукоёмкая деятельность по методологическому, дидактическому, методическому и управленческому осмыслению компетентностного подхода, как это часто бывало в истории нашего образования, может выродиться в «косметический дизайн поверхностей», в скоротечную кампанию с обязательным проведением эффектных научно-практических конференций и «круглых столов».
Достижение высоких результатов возможно только при тесном сотрудничестве лицея с учреждениями дополнительного образования, с высшими учебными заведениями, с родителями (законными представителями) обучающихся.
Проведенное в апреле 2015 года анкетирование родителей показало, что 83% опрошенных удовлетворены условиями и результатами образовательного процесса в лицее, 16,5 % - частично удовлетворены, 0,5 % - не удовлетворены. Анкетирование лицеистов, родителей, педагогов позволяет оперативно получать (информацию о волнующих вопросах, возникающих проблемах, проводит коррекцию в деятельности лицея, добиваться высоких результатов.
На мой взгляд, в ситуации, сложившейся в российском образовании, большую роль в реализации компетентностного подхода может сыграть инициатива инновационных образовательных учреждений, которыми будет разработаны механизмы его практического применения. В данной статье изложен опыт МБОУ «Лицея № 103» по созданию системы компетентностного подхода.
Лицей является региональной пилотной площадкой по апробации материалов Федеральных государственных образовательных стандартов общего образования второго поколения с 2007-2008 учебного года. Реализация поставленных проектом задач повысит имидж и конкурентоспособность лицея на рынке образовательных услуг. Таким образом, уже в 2016-2017 учебном году мы получим первых выпускников окончивших основное общее образование, обучающихся по стандартам второго поколения. Тем самым опыт, полученный этими выпускниками в школе поможет при поступлении в выбранный ВУЗ и обеспечит дальнейшее формирование университетских компетенций.


Список литературы
Хуторской А.В. Ключевые компетенции. Технология конструирования. Народное образование, 2010, № 5, с. 55–61.
Андреев А.Л. Россия в глобальном образовательном пространстве // Высшее образование в России. – 2009. - №12. – С.9-20
Зимняя И.А. Социально-профессиональная компетентность как целостный результат профессионального образования (идеализированная модель) // Проблемы качества образования. Компетентностный подход в профессиональном образовании и проектировании образовательных стандартов. Кн. 2 // Материалы XV Всероссийской научно-методической конференции «Актуальные проблемы качества образования и пути их решения в контексте европейских и мировых тенденций». – М., Уфа; Иссл. центр проблем качества подготовки специалистов, 2010, с. 10-19.
Иванов Д.А., Митрофанов К.Г., Соколова О.В. Компетентностный подход в образовании. Проблемы, понятия, инструментарий. Учебно-методическое пособие. М.: АПКиППРО, 2011, 101 с.








13 PAGE \* MERGEFORMAT 14115




yђ Заголовок 315