Конспект урока — исследования Специфика отбора языковых средств для рекламных текстов.


Спецкурс «Развитие индивидуальных творческих способностей по русскому языку. 10 класс»
Учитель Козлова Н.В.
Тема: Специфика отбора языковых средств для рекламных текстов
Цели: а) выявление специфики отбора языковых средств для рекламных текстов как необходимое условие для создания собственных вариантов информационно - образной рекламы (дидактическая); б) отработка методики педагогического исследования (общая).
Задачи:
формирование навыка отбора, анализа и употребления языковых средств в соответствии со спецификой коммуникативных задач;
формирование сознательного отношения к использованию языковых средств в речевой практике;
расширение словарного запаса;
создание языковой среды, в которой формируются навыки использования знаний о языке в практической деятельности;
обогащение познавательного опыта обучающихся в смежных областях (литературе, истории, психологии);
развитие творческих способностей обучающихся;
отработка навыка эффективной работы в группах;
пробуждение интереса к лингвистике как науке о русском языке.
Методы: частично-поисковый, исследовательский, объяснительно - иллюстративный, элементы РКМ.
Тип урока – комбинированный (применение и совершенствование знаний, изучение нового материала).
Оборудование и материалы: проектор, ноутбук, презентация, созданная с помощью ИКТ, раздаточный материал, тексты рекламы.
Предварительная подготовка: обучающиеся 10 класса в процессе подготовки к олимпиаде провели небольшую исследовательскую работу «Языковые средства рекламы», на основе которой были сделаны таблица и презентация.
Этапы работы:
Мотивация (4 минут).
Работа с таблицей (элементы исследования, 7 минут).
Самопроверка и оценивание (2 минуты).
Подведение итогов поисковой деятельности и формулировка выводов в виде схемы (3 минуты).
Творческое задание и представление результатов (7 минут).
Подведение итогов и рефлексия (2 минуты).
Ход занятия.
Реклама – самая интересная и самая трудная форма современной литературы.
М. Твен
Реклама должна быть разнообразием, выдумкой.
В. Маяковский
Легче сочинить десять правильных сонетов, чем хорошее рекламное объявление
Олдос Хаксли
Мотивирующее слово учителя об уникальности и сложности жанра рекламы, включающее материал из смежных областей (истории и литературы).
Необходимо обратить внимание на определение рекламы:
Реклама – особый жанр публицистики, живой речевой жанр, который имеет статус явления социального, экономического, политического, лингвистического.
- Исходя из этого определения и собственного жизненного опыта, давайте сформулируем цель и функцию рекламы.
Цель рекламы – побудить адресата совершить покупки или воспользоваться услугами рекламодателя.
Функции рекламы:
информативная;
воздействующая.
- Какая задача будет стоять перед нами в связи с этими функциями рекламы и понятием «языковые средства»? (Выявить, какие языковые средства помогают выполнять эти функции, в чем заключается их особенность).
Слайды № 1 – 4.
Работа с таблицей.
- Познакомьтесь с таблицей, приведите к каждому из языковых средств пример рекламного текста из справочных материалов.
Языковые средства рекламы
Языковые средства Примеры рекламы
1 . Отклонение от нормативной орфографии:
а) сочетание латиницы с кириллицей;
б) соблюдение норм дореволюционной орфографии;
в) употребление прописных букв в середине и конце наименования 2. Каламбур – высказывание, основанное на одновременной реализации в слове (словосочетании) прямого и переносного значений 3. Окказионализмы – новые слова, отсутствующие в системе языка, созданные в экспрессивных целях
4. Персонификация (олицетворение) – перенесение на неживой предмет свойств или функций живого лица 5. Фонетические повторы, рифмованные лозунги 6. Дефразеологизация – семантический распад фразеологизма, использование его компонентов в прямом значении 7. Апелляция к литературным источникам 8. Сравнение 9. Эпитет - образное определение 10. Перифраз – описательный оборот, употребляемый вместо какого-либо слова или словосочетания, например, царь зверей (лев) 11. Антитеза – сопоставление или противопоставление контрастных понятий, образов 12. Риторический вопрос 13. Повторы 14. Фигура умолчания (выделяется знаком многоточия, подчеркивает незавершенность высказывания) 15. Бессоюзие – отсутствие союзов в ряду однородных членов, придающее речи динамичность 16… Слайды № 5, 6.
Примеры рекламных текстов:
«Ваша киска купила бы «Вискас»;
«Не тормози! Сникерсни!»;
«КредоМЕД»;
«Мы в ответе за тех, кого подключаем» (Интернет – провайдер);
«Хочешь испытать райское наслаждение?»;
Магазин «КупецЪ»;
«TEFAL» заботится о вас» (о бытовой технике);
«Когда простуда берет за горло» (реклама леденцов «Strepsils»);
«Посуда: алюминиевая, стеклянная, фарфоровая, фаянсовая»;
«С окнами виднее…»;
«Самый широкий выбор. Самые низкие цены. Самые новые модели»;
«Спутник аккуратного человека» (утюг);
ДЕЛЬТА – MARIN;
«Pantin PRO-V – блеск и сила ваших волос. Блестящий результат!»;
«Пылесос. Легкий как пух, бесшумный как рыба»;
«Маленькая чашечка кофе – большой заряд бодрости на целый день»;
«Молочный шоколад, нежная мякоть кокоса, райское наслаждение»;
… (ваши примеры).
Самопроверка и оценивание.
Слайды № 7, 8.
Ключи
Языковые средства Примеры рекламы
1 . Отклонение от нормативной орфографии:
а) сочетание латиницы с кириллицей;
б) соблюдение норм дореволюционной орфографии;
в) употребление прописных букв в середине и конце наименования а) ДЕЛЬТА – MARIN
б) Магазин «КупецЪ»
в) «КредоМЕД»
2. Каламбур – высказывание, основанное на одновременной реализации в слове (словосочетании) прямого и переносного значений «Pantin PRO-V – блеск и сила ваших волос. Блестящий результат!»
3. Окказионализмы – новые слова, отсутствующие в системе языка, созданные в экспрессивных целях
«Не тормози! Сникерсни!»
4. Персонификация (олицетворение) – перенесение на неживой предмет свойств или функций живого лица «TEFAL» заботится о вас» (о бытовой технике)
5. Фонетические повторы, рифмованные лозунги «Ваша киска купила бы «Вискас»
6. Дефразеологизация – семантический распад фразеологизма, использование его компонентов в прямом значении «Когда простуда берет за горло» (реклама леденцов «Strepsils»)
7. Апелляция к литературным источникам «Мы в ответе за тех, кого подключаем» (Интернет – провайдер)
8. Сравнение «Пылесос. Легкий как пух, бесшумный как рыба»
9. Эпитет - образное определение «Молочный шоколад, нежная мякоть кокоса, райское наслаждение»
10. Перифраз – описательный оборот, употребляемый вместо какого-либо слова или словосочетания, например, царь зверей (лев) «Спутник аккуратного человека» (утюг)
11. Антитеза – сопоставление или противопоставление контрастных понятий, образов «Маленькая чашечка кофе – большой заряд бодрости на целый день»
12. Риторический вопрос «Хочешь испытать райское наслаждение?»
13. Повторы «Самый широкий выбор. Самые низкие цены. Самые новые модели»
14. Фигура умолчания (выделяется знаком многоточия, подчеркивает незавершенность высказывания) «С окнами виднее…»
15. Бессоюзие – отсутствие союзов в ряду однородных членов, придающее речи динамичность «Посуда: алюминиевая, стеклянная, фарфоровая, фаянсовая»
16… Оценивание
17 правильных ответов + свой пример – превосходный результат!
14 – 16 правильных ответов – отличный результат!
10 – 13 правильных ответов – хороший результат!
Менее 10 правильных ответов – тема вас, наверное, не заинтересовала.
Подведение итогов и формулировка выводов на данном этапе работы.
- Какие из предложенных вам текстов рекламы у вас на слуху? Почему? Какие лучше запоминаются?
- Какие языковые средства используются для оптимального воздействия на потенциального читателя и покупателя? Из чего складывается их эффективность? Обладают ли они эмоциональной окраской?
Возможный вывод: для оптимального воздействия на адресата необходимо использовать нестандартные языковые средства, являющиеся по своей природе образными. Человек лучше воспринимает образную информацию, пусть это будет звуковой образ (звукопись), графический образ, семантический образ и др. Лаконичность, оригинальность, экспрессивность способствуют созданию убедительного, доходчивого рекламного образа, содействуют быстрому запоминанию и стимулируют к действию.)
Итогом обсуждения должна стать следующая схема:
Схема
Лаконичность Быстрое запоминание
Оригинальность Рекламный образ
Экспрессивность Стимул к действию
Выполнение творческого задания и представление результатов работы группы.
- Давайте попробуем себя в роли копирайтеров (создателей текстов заказного характера с явной или скрытой рекламой). Работая в группе, напишите рекламный текст (или слоган), используя в нем какие-нибудь яркие языковые средства. Помните, что задача нашего занятия – научиться видеть и использовать языковые средства в информационно – образных текстах рекламы. Задача конкретизирована для каждой из трех групп.
Слайды № 9 – 12.
Задание для первой группы:
Одним из способов подготовки к написанию рекламного текста является создание синквейна.
Справка. Синквейн – нерифмованное стихотворение из пяти строк, написанное по определенным правилам: 1 строка – имя существительное, в котором выражается тема синквейна, 2 строка – два прилагательных, раскрывающих эту тему, 3 строка – три глагола, описывающих действия по теме, 4 строка – фраза, афоризм, в которых высказывается отношение к теме, 5 строка – одно слово, вывод по теме.
Мыло
Ароматное, антибактериальное…
Очищает, смягчает, защищает…
Чтоб не встретиться с бедой, руки мой перед едой!
Чистота.
*Составьте рекламный текст о любом товаре или продукте, используя форму синквейна.
Задание для второй группы:
*Составьте текст рекламы, в котором рассказ о свойствах изделия ведется от лица самого товара, обязательно включите в свой текст яркие языковые средства.
Например: «Я – чай, кудесник, лекарь. Я обладаю чудесным свойством снимать усталость и сонливость, улучшаю работу мозга и мышц. Учитель, я - твое спасение!»
(Используется персонификация, перифраз, эпитет, бессоюзие).
Задание для третьей группы:
*Вы представители известного книгоиздательства. Прорекламируйте потенциальным покупателям и читателям XXI века переизданное классическое произведение XIX – XX веков. Постарайтесь использовать нестандартные языковые средства (см. таблицу «Языковые средства рекламы»).
Или
*Составьте текст, рекламирующий какой-либо предмет или продукт (школьную форму, спецкурс, предметы, необходимые для учебного процесса). Используйте известные вам средства выразительности (см. таблицу «Языковые средства рекламы»).
5. Подведение итогов занятия и рефлексия.
- Я хочу попросить вас оценить полезность полученной сегодня информации по пятибалльной шкале, поставьте любой знак в нужной вам строке:
Полезность информации 5 4 3 2 1 Самоанализ мастер-класса
Выбор темы мастер-класса обусловлен теми задачами, которые стоят перед учителем русского языка на современном этапе. Во-первых, это организация учебного процесса, направленного на приобретение обучающимися нового опыта, развитие способности переносить сформированные навыки из одной предметной сферы в другую, применение лингвистических знаний в условиях самостоятельной поисковой деятельности. Во-вторых, важно помнить о реализации текстоориентированного подхода к обучению.
Одним из дидактических средств продуктивной организации такого процесса на уроках русского языка может стать работа с текстом рекламы. В педагогической практике реклама – самоценный учебный материал, т.к. развивает у обучающихся личностные качества, креативное мышление, языковое чутье, активизирует жизненную позицию.
На данном занятии я объединила формы работы, связанные, с одной стороны, с анализом текста рекламы, т.е. небольшим лингвистическим исследованием, а, с другой стороны, с умением создавать свой текст рекламы.
Сверхзадача мастер-класса заключалась в пробуждении в аудитории исследовательского интереса к жанру рекламы.
Цели: а) выявление специфики отбора языковых средств для рекламных текстов как необходимое условие создания собственных вариантов информационно-образной рекламы (дидактическая); б) отработка методики педагогического исследования (общая).
Структурные звенья мастер-класса:
Мотивация (4 минут).
Работа с таблицей (элементы исследования, 7 минут).
Самопроверка и оценивание (2 минуты).
Подведение итогов поисковой деятельности и формулировка выводов в виде схемы (3 минуты).
Творческое задание и представление результатов (7 минут).
Подведение итогов и рефлексия (2 минуты).
Думаю, время по этапам было распределено целесообразно, т.к. самые продолжительные по времени этапы связаны с поисковой и творческой деятельностью.
Исходя из поставленных целей и задач, на занятии использовались следующие методы (по уровню включения в продуктивную творческую деятельность, классификация Н.М. Скаткина):
исследовательский и частично-поисковый (на предварительном этапе и во время работы с таблицей и схемой);
элементы РКМ (создание текста рекламы в форме синквейна);
объяснительно-иллюстративный (на всех этапах).
Основные этапы научного исследования на занятии прослеживались, а именно: была сформулирована проблема, дано обоснование ее актуальности, совместно сформулированы конкретные задачи исследования, определены объект (текст рекламы) и предмет (языковые средства) исследования, в качестве методов исследования были использованы анализ и классификация, результаты поисковой деятельности были обсуждены.
Достаточно эффективно были использованы различные средства обучения: таблицы, справочные материалы, схема, ключи для самоконтроля, временные ограничители, презентация, созданная с помощью ИКТ.
Формы работы: групповая (на этапах работы с таблицей и выполнении творческого задания) и фронтальная (на этапах мотивации и подведения итогов). Выбор организационных форм обоснован и продуктивен.
Данное занятие должно было продолжить формирование исследовательских умений и навыков, а именно: умения видеть проблемы, умения выдвигать гипотезы, умения давать определение понятиям, умения классифицировать, умения делать выводы и умозаключения, умения и навыки работы с текстом, и самое главное – применять на практике лингвистические знания.
Надеюсь, что мастер-класс с точки зрения организации исследовательского обучения цели достиг.