Языковые особенности построения рекламных текстов

Тема: «Языковые особенности построения рекламных текстов»

Цель: создание условий для рассмотрения закономерностей построения рекламных текстов, особенностей языковых приемов и методов воздействия на потребителя.
Задачи:
изучение основных принципов построения рекламы как жанра публицистического стиля речи;
систематизация знаний учащихся о средствах художественной изобразительности;
развитие языкового чутья учащихся.

ХОД УРОКА
I. Организационный момент
– Ребята, доброе утро! Сегодня утром мне невольно вспомнился отрывок из стихотворения Михалкова «На базаре корову мужик продавал».
На рынке корову старик продавал, Никто за корову цены не давал.  Хоть многим была коровенка нужна, Но, видно, не нравилась людям она. – Хозяин, продашь нам корову свою? – Продам. Я с утра с ней на рынке стою! – Не много ли просишь, старик, за нее? – Да где наживаться! Вернуть бы свое! – Уж больно твоя коровенка худа! – Болеет, проклятая. Прямо беда! – А много ль корова дает молока? – Да мы молока не видали пока...  Весь день на базаре старик торговал, Никто за корову цены не давал.  Один паренек пожалел старика: – Папаша, рука у тебя нелегка!  Я возле корову твоей постою,  Авось продадим мы скотину твою.  Идет покупатель с тугим кошельком, И вот уж торгуется он с пареньком: – Корову продашь? – Покупай, коль богат. Корова, гляди, не корова, а клад! – Да так ли? Уж выглядит больно худой! – Не очень жирна, но хороший удой. – А много ль корова дает молока? – Не выдоишь за день – устанет рука. Старик посмотрел на корову свою:  - Зачем я, Буренка, тебя продаю? Корову свою не продам никому  Такая корова - нужна самому!

– Почему старику не удалось самому продать свою корову?
– А почему это удалось парню?
– Почему старик отказался продавать свою корову?
– Как вы считаете, о чем идет речь в отрывке?

II. Объявление темы урока. Целеполагание

– Что является, на ваш взгляд, главным, смыслообразующим элементом рекламы? Безусловно, текст. И предметом исследования на нашем уроке станет именно текст рекламы. Как можно сформулировать тему урока?
Учащиеся формулируют тему: “Языковые особенности построения рекламных текстов”, делают записи в тетрадях.
– Итак, тема определена. А зачем вам знать языковые особенности построения рекламных текстов?
Цель нашего урока: определить тот круг языковых приемов, с помощью которых создаются рекламные тексты и, следовательно, организуется целенаправленное воздействие на потребителя. Языковой материал сегодняшнего урока – слоганы – наиболее интересные рекламные тексты.
III. Актуализация знаний учащихся
– Ребята, используя свой жизненный опыт, определите основные цели рекламы. (Воздействие на потребителя, внушение определенных идей и мнений, побуждение приобрести рекламируемый товар.)
– Очень точно суть рекламы выявляет стихотворение Э. Успенского, оно так и называется "О рекламе".
В пяти магазинах по 200 пальто – Зеленые, красные, в клетку. И как тебе выбрать из тысячи то, И сумку к нему и беретку? И как магазину тебе доказать, что "то" – Это то, что у них надо взять??? Конечно, посредством рекламы!!! Реклама подскажет, что надо купить. Реклама сумеет тебя убедить.
– Каков же механизм воздействия на психологию потребителя? Давайте обсудим, на какие потребности человека делается акцент в известных вам рекламах.
Учитель руководит обсуждением, учащийся записывает результаты обсуждения на интерактивной доске.
Уверенность.
Надежность.
Творчество.
Любовь.
Сила.
Традиции.
Бессмертие (здоровье).
Опора на рекламируемые предметы, газеты.
– Скажите, акцент на какие потребности, мотивы вы сделаете при составлении рекламы нашей школы?
IV. Применение знаний, умений и навыков в новой ситуации. Лингвистический анализ текста
– Определим структурные элементы рекламы:
Вступление.
Основная часть.
Заключение.
– Особое внимание уделяется формулировке слогана.
Работа с термином слоган (англ._  –  рекламный лозунг, короткая запоминающаяся фраза.
Работа с текстами слоганов
Лексика – это всё богатство слов языка.
Слоган для официального сервиса Mercedes-Benz: «В нашем деле нет мелочей. Есть детали». Мы наблюдаем очень хитрый прием: превращение синонима в антоним. В результате привычные слова «мелочь – деталь», которые обычно воспринимаются как близкие по значению, в данном контексте предельно расходятся по смыслу. Это противопоставление усиливают слова «нет – есть».
Время есть. Есть Meller.                                         
Рекламный слоган основан на использовании многозначности слова «есть». «Время есть» – используется форма настоящего времени глагола «быть». «Есть Meller» – к указанному значению слова добавляется значение «употреблять в пищу». Приращение смысла позволяет воспринимать рекламный товар (ирис) наравне с философской категорией времени. Благодаря многозначности слогана восприятие рекламы может быть и иным: она сообщает покупателю мысль, что есть «Meller» так же необходимо, как пить чай, чистить зубы, принимать душ и т.д., что потребителю легко найти в жизни время на употребление ириски «Meller».
Слоган внушает позитивное эмоциональное состояние. Будучи внешне отвлеченным от рекламируемого товара, он переносит позитивный взгляд на в целом рекламируемый товар.
Мам, мам, мам, мам, мам....
Доброе утро, мамочка! Соки и нектары " Моя семья" .                             
А этот слоган чем привлекает внимание? В основе слогана – многократный лексический  повтор, который не может не привлечь внимания.
Созданию образа товара также способствует использование эпитетов. Располагаются эпитеты по определенным стандартным схемам. Одна из них заключается в подборе эпитетов по контрасту. Антонимы позволяют подчеркивать положительные качества товара: "Холодный лимонад в жаркий день".                                                                                                                           
Из литературы  пришли в рекламу сравнения, метафоры и фразеологизмы.
Форму и содержание рекламного слогана можно анализировать на уровне предложения.
Восклицательное предложение с глаголом в повелительном наклонении часто встречается в рекламе молодежных товаров: «Не тормози – сникерсни!» или товаров массового спроса с невысокой ценой. Когда же целевую аудиторию рекламы составляют высокообразованные люди, которым предлагается технически сложный и дорогой продукт, употребляется повествовательное предложение: «Есть вещи, которые нельзя купить. Для всего остального есть Mastercard». Западные пособия утверждают, что восклицательное предложение с глаголом в повелительном наклонении действительно способно подтолкнуть потребителя к конкретному действию.
Вода замерзает при 0 С.
Доказано Цельсием.
Надежная бытовая техника существует.
Доказано Zanussi.
Cлоган состоит из двух частей, построенных с использованием принципа синтаксического параллелизма. Порядок слов в предложениях, даже намеренный лексический повтор (слово доказано), внушает потребителю мысль о существовании только одной фирмы, достойной доверия.
Использование приема каламбура становится основой построения рекламы стирального порошка:
Чистота – чисто Tide.
Прием параллелизма – одинаковое синтаксическое построение отрезков речи – делает слоган кратким и запоминающимся.
Есть вещи, которые нельзя купить.
Для всего остального есть Mastercard.
Ещё один прием – это открытые конструкции.  
Однажды... (Grolch)
We work hard (Diesel)
... для себя любимой (Redd’s)
Таким образом, основными синтаксическими особенностями рекламных текстов являются:
- тип предложения по цели высказывания;
- синтаксический параллелизм;
- антитеза;
- риторический вопрос;
- вопросно-ответная форма высказывания;
- повторение грамматических частей предложений;
- открытые конструкции.
- антонимы;
- синонимы;
- явление многозначности слова;
- лексический повтор.
- использование тропов: эпитетов, метафор, сравнений.

V. Развитие творческого мышления учащихся
– Ну что же, уважаемые копирайтеры, вы отлично справились с анализом текстов реклам. Пусть ваши знания и творческий потенциал помогут вам создать свой слоган рекламы продукции, производимой в нашем районе. Только помните, что он должен быть кратким. Легко произносимым, вызывающим ассоциации, запоминающимся. Удачи!
Работа в группах, результаты фиксируются маркером на интерактивной доске.
VI. Подведение итогов урока
– Какие средства художественной изобразительности вы использовали? Рекламные слоганы построены так, что в них выражается вся информация о данном товаре, и потребитель воспринимает и запоминает лишь главные слова и выражения, которые как бы записываются в подсознании.
VII. Рефлексия результативности, настроения
– Ребята, давайте оценим нашу работу на уроке.
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ]
– Спасибо вам за урок!
IX. Домашнее задание
Проанализируйте 2–3 рекламных текста, обратив внимание на использование средств художественной изобразительности.

15