Технологическая карта по математике на тему Отработка умений письменного вычитания многозначных чисел (4 класс)


Технологическая карта урока
Учмтель: Пятник Наталия Владимировна; первая категория.
Предмет: Математика
Класс: 4
Тема: «Отработка умений письменного вычитания многозначных чисел».
Тип урока: повторение и систематизация знаний и способов действий.
Педагогические цели и задачи урока:
Цель: Применять алгоритм письменного вычитания многозначных чисел.
Задачи: 1.Способствовать формированию умения переносить алгоритм поразрядного вычитания в пределах 1000 на область чисел до миллиарда;
2. Содействовать развитию умения выполнять проверку вычитания с помощью сложения разности с вычитаемым и с помощью вычитания разности из уменьшаемого.
3. Формирование экономической культуры.
Форма проведения урока: урок - исследования
Формы работы на уроке: индивидуальная, парная ,фронтальная.
Средства обучения: В.Н.Рудницкая; Т.В.Юдачёва «Математика», 4 класс, ч. 1; Рабочая тетрадь № 1; :  тексты задач для фронтальной и парной работы, презентация, оценочный лист, интерактивная физминутка.
Используемые технологии: : здоровье сберегающие технологии; проблемное обучение, обучение в сотрудничестве, дискуссия.
Планируемые результаты:
Предметные: познакомятся с алгоритмом письменного вычитания многозначных чисел; научатся: применять алгоритм письменного вычитания многозначных чисел;
выполнять перенос алгоритма поразрядного вычитания в пределах 1000 на область чисел до миллиарда; выполнять проверку вычитания с помощью сложения разности с вычитаемым и с помощью вычитания разности из уменьшаемого.
Метапредметные: познавательные: осуществляют выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий; овладевают навыками смыслового чтения (осмысление цели чтения и выбор вида чтения в зависимости от цели); осуществляют анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных).
Регулятивные: определяют и формулируют цель деятельности на уроке; умеют прогнозировать, предвосхищать результат и уровень усвоения, его временные характеристики.
Коммуникативные: учитывают разные мнения и стремятся к координации различных позиций в сотрудничестве.
Личностные: приобретают первичные умения оценки работ, ответов одноклассников на основе заданных критериев успешности.
Организационная структура урока.
Этап урока Цель этапа Деятельность учителя Деятельность учащихся Планируемые результаты
Предметные УУД
Метапредметные УУД
1.
Орг. момент
Самоопределение к деятельности.
Цель: Создать условия для возникновения у ученика
внутренней потребности включения в учебный
процесс
СЛАЙД №1
- Здравствуйте, ребята.
- Готовы? Настроение отличное?
- Наш урок я начну словами французского философа Ж.Ж.Руссо (1712-1778гг.):
СЛАЙД №2
«Вы талантливые дети! Когда-нибудь вы сами приятно поразитесь, какие вы умные, как много и хорошо умеете, если будете постоянно работать над собой, ставить новые цели и стремиться к их достижению…»
Приветствуют учителя.
Ученики отвечают, с каким настроением пришли на урок.
Организуют своё рабочее место, проверяют наличие необходимых учебных принадлежностей
Личностные:
- адекватная мотивация учебной деятельности.
Регулятивные:
- самооценка готовности к уроку.
2. Актуализация опорных знаний. Устный счёт. Интеллектуальная разминка. Цель: Организовать актуализацию изученных способов действий, достаточных для проблемного изложения нового материала. Записываем число и классная работа:
- Какая сегодня дата? Какой год?
- Какое шестизначное число можно составить, используя эту информацию?
- Какое число получилось?
-Составьте из цифр этого числа наибольшее шестизначное число.
- Составьте из цифр этого числа наименьшее шестизначное число.
- Найдите разность этих чисел:
- Попробуйте сформулировать тему сегодняшнего урока. Какая цель нашего урока?
СЛАЙД № 3
- Но мы не просто будем заниматься математикой, а подключим науку, фундаментом которой является математика.
- Какая наука связана с математикой?
- Вы ответите на вопрос, вычислив значения выражений:
Устный счёт: СЛАЙД № 4 - 13
200-80:2 800х60 (100+580)-480
160 48000 200
30086306350018000:100 7340-200 3502=3000+ +2
180 7140 500
2мин10с+50с 1км-200м 1т550кг+450кг
3мин 800м 2т
- Какая же наука связана с математикой?
- Что же такое экономика?
СЛАЙД № 14
- Считается, что термин «экономика» ввели в Греции еще в VI в. до н. э. соединив два слова: «ойкос» (дом, хозяйство) и «номос» (знаю, закон), что дословно означает : знание правил ведения домашнего хозяйства.
- Экономика – это наука о правильном ведении хозяйства.
- Что значит быть экономным?
- Что должен уметь очень хорошо экономный человек?
-Это мы сейчас и проверим. Дети открывают тетради и записывают число и классная работа.
- 29 сентября. 2016год.
- 290916
- 290.916
- 996.210
- 102.699
- 893.511
Тема урока: «Отработка умений письменного вычитания многозначных чисел».
-ЭКОНОМИКА
- Варианты ответов детей.
- Быть бережливым
- Уметь хорошо считать. Осуществлять актуализацию личного жизненного опыта. Уметь слушать в соответствии с целевой установкой, принимать и сохранять учебную цель и задачу. Дополнять, уточнять высказанные мнения по существу полученного задания.
3. Открытие нового знания, нового способа действия. Цель: организовать работу по открытию нового знания, обеспечить контроль за выполнением заданий. Работа по учебнику:
Стр. 40 № 8
Ученики решают у доски:
8065 + 35124 – 2637 = 43189 – 2637 = 40552
Самостоятельно в тетрадях:
900100 – 80400 + 504 = 819700 + 504 =820204
СЛАЙД № 15-18
Работа в рабочей тетради №69:
- Как найти площадь прямоугольника?
- Чему равна площадь прямоугольника?
- Выразите в мм2- Запишите решение самостоятельно.
- Каждый человек на каждом шагу сталкивается с различными проблемами. Ведь экономика- это часть повседневной жизни. Как удовлетворить свои потребности в еде, одежде, отдыхе. Ваши родители работают, поэтому они задумываются, куда и во что вложить свои деньги, а бабушки и дедушки свои пенсионные накопления.
СЛАЙД № 19-21
Попробуем стать взрослыми и принять решение, в какой фонд вложить свои деньги. Перед вами исходные капиталы трёх фирм и результаты их работы за год . Давайте узнаем какой фонд сработал выгоднее, чья прибыль за год была больше? Как это узнать?
- Что нам неизвестно? Как его найти?
I фонд 7.100 + x = 16.050
II фонд 4.280 + a = 13.160
IIIфонд 6.140 + b = 15.100
- Каждый ряд подсчитывает прибыль своего фонда- самостоятельно.
( Решают у доски по 1ученику с каждого ряда- самостоятельно).
- Проверка.
- В какой бы фонд вы вложили свои сбережения? Почему?
СЛАЙД №22
Физминутка ( интерактивная)
- Мы с вами проделали уже большую работу, пора немного отдохнуть.
СПЯЩИЙ РЕЖИМ МУЛЬТИМЕДИИ
Работа над задачей:
- Люди каждый день задумываются, какой хозяйственной деятельностью заняться, купить или не купить тот или иной товар, достаточно ли дохода для приобретения нужного товара.
- Попробуем и мы свои силы в экономическом планировании.
Задача на листочках:
«Семья Ивановых взяла в банке беспроцентный кредит на сумму 100.000 рублей. Из этой суммы они потратили на приобретение мебели 36.700 рублей, на покупку телевизора 27.100 рублей. Хватит ли им оставшихся денег на покупку холодильника, если его цена 37.000 рублей?
- Прочитайте задачу.
- Что известно?
- Что требуется узнать?
- Как будем действовать, помогая семье Ивановых?
Предложите план работы:
- Я вам предлагаю решить задачу 1 способом.
- Что узнаем первым действием? Как?
- Что узнаем вторым действием? Как?
- Так могут ли они приобрести холодильник? Почему?
- Как им быть?
- Запишите самостоятельно выражение и ответ. - Решают у доски.
- Проверка по эталону.
- Длину умножить на ширину.
- 7х5=35 (см2) = 3.500 (мм2)
- Вы хорошо умеете считать. Это пригодится в жизни каждому, даже если вы не планируете стать экономистами.
- Решить уравнения.
- Второе слагаемое.
- Из суммы вычесть первое слагаемое.
I фонд II фонд IIIфонд
- 16.050 - 13.160 - 15.100
7.100 4.280 6.140
8.950 8.880 8.960
- В III фонде наибольшая прибыль – 8.960.
Выполняют движения под руководством учителя.
- Взяли – 100.000р.
Потратили – 36.700р. и 27.100р.
Осталось- ?р.
Холод. – 37.000р. на ? больш.
- Хватит ли им оставшихся денег на покупку холодильника.
- Задачу можно решить 2 способами:
1) 100.000-36.700-27.100=
=36.200(р.)
2) 100.000- (36.700+27.100)=
=36.200 (р.)
100.000-36.700= 63.300(р.)-
-осталось после покупки мебели.
2) 63.300-27.100=36.200(р.)- осталось после покупки телевизора.
3)36.200<37.000
-нет. Не хватает 800 рублей.
- Купить холодильник подешевле или взять ещё денег. Планировать решение учебной задачи: выстраивать алгоритм действий, выбирать действия в соответствии с поставленной задачей. Воспроизводить по памяти информацию, необходимую для решения учебной задачи, обосновывать её выбор. Применять правила делового сотрудничества. Осуществлять контроль действий по результату.
Осуществляют профилактику утомления
4.Включение нового в активное использование в сочетании с ранее изученным, освоенным. Цель: Работа в парах:
- У экономного человека много положительных качеств: бережливость, дальновидность, умение планировать бюджет.
- Зависит ли от вас бюджет семьи?
- Поработаем в парах и подумаем, можете ли вы помочь своим родителям?
- Все задачи будут начинаться одинаково.
СЛАЙД № 23-24
1 задача:
- Мама получает зарплату 15.000 рублей, а папа 24.000 рублей. Их сын Виктор разбил оконное стекло в школе и порвал кроссовки. Сколько денег останется от зарплаты родителей, после покупки стекла за 800 рублей и кроссовок за 2.000 рублей?
СЛАЙД № 25-26
2 задача:
- Мама получает зарплату 15.000 рублей, а папа 24.000 рублей. Их сын Олег, возвращаясь из школы, потерял учебник по литературе и математике стоимостью 300 рублей каждый. Сколько денег осталось у родителей, после покупки этих учебников.
СЛАЙД № 27-28
3 задача:
- Мама получает зарплату 15.000 рублей, а папа 24.000 рублей. Их сын Кирилл в свободное время играл с младшим братом и прибирал игрушки в детской. Благодаря этому у родителей появилась возможность закончить проект дачного посёлка. За эту работу они получили премию по 5000 рублей каждый. Каков семейный бюджет, благодаря помощи Кирилла?

- Зависит ли от вас бюджет семьи?
СЛАЙД №29
- Что значит быть экономным?
- Что должен уметь хорошо делать экономный человек? Почему? - да.
+ 15000 - 39000
24000 2800
39000(руб.) 36200 (руб.)
+ 15000 - 39000
24000 600
39000(руб.) 38400(руб.)


+ 15000 + 39000
24000 10000
39000(руб.) 49000(руб.)
- да, зависит.
- быть бережливым.
- уметь хорошо рассчитывать.
Выбирать действия в соответствии с поставленной задачей, оценивать уровень владения тем или иным учебным действием. Вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе оценки и учета характера сделанных ошибок. Преобразовывать модели в соответствии с содержанием учебного материала и поставленной учебной целью. Приводить убедительные доказательства в диалоге, проявлять активность во взаимодействии. Осуществлять взаимный контроль действий, планировать способы взаимодействия.
5. Итог урока. Рефлексия. Цель: фиксируется новое содержание, изученное на уроке, и организуется рефлексия и самооценка учениками собственной учебной деятельности. В завершение соотносятся ее цель и результаты, фиксируется степень их соответствия, и намечаются дальнейшие цели деятельности.
СЛАЙД №30
- По какой теме работали сегодня на уроке?
- Что сегодня повторили?
- Что нового для себя открыли?
- Возьмите оценочный лист и оцените свой труд на уроке:
- Оценки за урок.
- Дифференцированное домашнее задание.
- На карточках записано домашнее задание.

1)Д/з: учебник №29; №14*.(для сильных)
2)Д/з: учебник №30; №23. (для слабых) - Вычитание многозначных чисел.
- Алгоритм письменного сложения и вычитания многозначных чисел.
- Как важно быть экономным.
- Дети заполняют оценочный лист урока и сдают учителю.
- Дети берут карточки с домашним заданием.
Способны проводить самооценку на основе критериев успешности учебной деятельности.