Интерпретация поэтического текста при подготовке к Всероссийской олимпиаде школьников по литературе.


Интерпретация поэтического текста при подготовке к Всероссийской олимпиаде по литературе.
Отзыв на стихотворение И.З.Сурикова «У могилы матери».
(Образец для учащихся)
Автор:Вороненко М.Н.
Мать…Это слово святое для каждого человека. О ней писали и пишут многие поэты, и всех их объединяет одно : безграничная, искренняя любовь к матери .Но я впервые встречаю стихотворение, в котором так остро чувствуется трагизм утраты близкого человека.
Стихотворение «У могилы матери» написано И.З.Суриковым в 1865 году. Оно состоит из пятнадцати строф и написано в форме монолога. Каждая строка полна тоски и безысходности, которую испытывает лирический герой. В обращении «моя родная» чувствуется и любовь, и сожаление об утрате. Он жалуется на свою горькую долю, и это вызывает у читателя горячее сострадание:
Я пришел к твоей могиле
С горем и тоской.
Время, в котором жил автор, определило художественную и смысловую сторону стихотворения. Оно, на мой взгляд, автобиографично, ведь судьба Сурикова была очень тяжелой: он рано лишился матери, а отец привел в дом чужую женщину.
Язык поэта близок к разговорному стилю, что позволяет лаконично описать ход событий. Для усиления страдания автор использует анафору:
Спишь ты, спишь, моя родная,
Спишь в земле сырой.
Стихотворение читается легко и плавно , так как поэт использует стихотворный размер хорей (с ударением на первом слоге),перекрестный способ рифмовки (рифмуются 1 и 3 строка), чередует мужские и женские рифмы(с ударением на последнем и предпоследнем слоге).
Очень точную зрительную картину создают изобразительно-выразительные средства языка : эпитеты (над могилой серебристой, судьбой суровой, ветер беспокойный), метафоры (кровь горит, звезды золотые), олицетворения
(будет вьюга надо мною плакать, голосить), синонимы (горе и беда).
Вспоминая слова матери (…много вынесешь несчастья, бед и нищеты!»), герой подчеркивает, что несмотря на «рваный сюртучишко», ветхие сапоги», он по-прежнему тверд, не склоняется в бессилии перед судьбой –злодейкой, а старается выжить : Нет, в груди моей горячей Кровь еще горит,
На борьбу с судьбой суровой Много сил кипит.
На мой взгляд, выговорившись у могилы матери, лирический герой должен, просто обязан жить, бороться с бедностью, той действительностью, в которой он живет.
Чувства лирического героя обострены, напряженность и силу эмоций подчеркивает инверсия в четырех последних строфах:
Приюти тогда меня ты…Буду спать я, спать спокойно…Будет солнце надо мною жаркое сиять…Будет ветер беспокойный песни свои петь…
Будет вьюга надо мною плакать, голосить…
Все эти художественные средства придают убедительность и эмоциональную яркость стихотворению, переносят нас в мир поэта.
Прочитав стихотворение несколько раз, я сделала вывод: безоблачное детство может быть только у человека, у которого есть мать. И даже став взрослым, она нужна ему как поддержка, опора в жизни, особенно в те времена, когда на Руси крестьянину жилось очень тяжело.
Тема любви к матери всегда была и будет актуальна для русских поэтов, потому что для каждого человека в слове «мама» заключен сокровенный смысл его души. Это единственный человек, к которому мы идем со своими бедами . Но мы видим и другую проблему, которую поднимает автор: проблему нищеты, одиночества. И хотя в последних строках звучит сожаление и грусть, хочется верить, что еще не все потеряно для героя, что есть надежда на лучшую жизнь.
Это стихотворение, я считаю, не может устареть, ведь оно отразило и душу автора, и неповторимый авторский стиль. Оно мне очень понравилось своей лиричностью, задушевностью.