Программа учебного курса по русскому языку в 6 классе «РУССКАЯ СЛОВЕСНОСТЬ. ОТ СЛОВА К СЛОВЕСНОСТИ


Отдел по образованию администрации города Заринска Алтайского края
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа №15 с углублённым изучением отдельных предметов г.Заринска Алтайского края
РАССМОТРЕНА СОГЛАСОВАНА УТВЕРЖДЕНА
методическим объединением Заместитель директора Директор МБОУ СОШ №15
учителей русского языка и _________ Е.П.Самчук с углублённым изучением
литературы «____»_________2016г отдельных предметов
_________ А.А.Сахарова _______П.И.Макашенец
Протокол №______________ Приказ №______________
от «____»____________2016г. от «____»_________2016
.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
УЧЕБНОГО КУРСА«РУССКАЯ СЛОВЕСНОСТЬ. ОТ СЛОВА К СЛОВЕСНОСТИ»
основное общее образование
6,Б классы
базовый уровень
Рабочая программа составлена на основе авторской программыР.И.Альбетковой(Альбеткова Р.И. Русская словесность. От слова к словесности. 5-9 классы. - // Программы для общеобразовательных учреждений: Русский язык. 5-9 кл.,/ сост. Е.И.Харитонова. – 3-е изд., стереот. – М.: Дрофа, 2010. – с.138-141)и утверждена в соответствии с Положением о рабочей программе
Сроки реализации программы 2016-2017 учебный год
Составители
Сахарова Анжела Александровна,
учитель русского языка и литературы
высшая квалификационная категория
Заринск
2016
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по русскому языку разработана в соответствии
с федеральным компонентом государственного образовательного стандарта основного общего образования по русскому языку;
с планируемыми результатами основной образовательной программы основного общего образования МБОУ СОШ №15 с углублённым изучением отдельных предметов;
с учебным планом МБОУ СОШ №15 с углублённым изучением отдельных предметов на 2015-2016 учебный год;
авторской программы Р.И.Альбетковой(Альбеткова Р.И. Русская словесность. От слова к словесности. 5-9 классы. - // Программы для общеобразовательных учреждений: Русский язык. 5-9 кл.,/ сост. Е.И.Харитонова. – 3-е изд., стереот. – М.: Дрофа, 2010. – с.138-141)
Обоснование выбора УМК
Программа курса " Русская словесность" на этапе основной школы решает потребности углублённой подготовки учащихся, включённых в процесс гуманитарного образования, в сфере функционирования языка.
Цель и задачи обучения предмету
Предметом изучения является рассмотрение языка как материала словесности и произведения как явления искусства слова. Поэтому цель изучения словесности – помочь ученику, творчески овладевая родным языком, осваивать духовный опыт человечества.
Словесность составляет единое целое с традиционными школьными предметами – русским языком и литературой. Вместе с тем у этого предмета есть собственные задачи:
изучение законов употребления языка;
овладение умением воспринимать произведение словесности как целостное явление искусства слова;
овладение умением творческого употребления родного языка.
Ценностные ориентиры содержания учебного предмета
Программа по основам русской словесности соотнесена с программами по русскому языку и литературе. Вместе с тем в данной программе осуществляется специфический подход к явлениям. Если программа по русскому языку определяет изучение строя языка, то программа по словесности – изучение употребления языка. Если программа по литературе рассматривает произведения как создания определённых писателей, то программа по словесности – как явления искусства слова.
6 класс – это второй год изучения словесности. Учащиеся знакомятся с возможностями употребления языка, средствами художественной изобразительности, особенностями произведений фольклора, эпических, лирических и драматических произведений.
Механизм формирования ключевых компетенций на уроках словесности таков: сначала обучающиеся рассматривают ресурсы языка, которые служат материалом словесности, а затем – произведение как результат употребления языка. Это естественный путь читателя: от наблюдений над языком – к смыслу, идее произведения словесности.
Программа предусматривает практическую направленность изучения словесности, что помогает выработке умений самостоятельно постигать смысл, выраженный в тексте средствами языка, а также правильно и творчески употреблять язык. В программе предполагается и создание учащимися собственного произведения, что позволяет совершенствовать и читательские умения, и умения чётко и ярко выражать свои мысли.
Общая характеристика организации учебного процесса
Определение типологии занятий:
Лекция с составлением таблиц-памяток
Семинары-практикумы.
Тестирование по темам
Практикум
Так как в 6 классе на уроках словесности нет необходимости заучивать теоретический материал, контроль знаний и формирования умений осуществляется с помощью разнообразных устных и письменных заданий, в том числе и творческого характера, а также в форме практических зачётных работ, которые, как и в учебнике, называются «Играем со словами».
2. Используемые технологии
1)Здоровьесберегающие образовательные технологии.
2)Технологии организации проектно - исследовательской деятельности.
3)Технологии контекстного обучения (групповая работа).
4)Современные информационные технологии.
5)Технологии проблемно-диалогового общения.
6)Технология проблемного обучения.
7)Технология развивающего обучения.
8)Технологии дифференцированного обучения.
9)Обучение развитию критического мышления.
Методы организации учебного процесса
Словесные: вербальные (лекция, беседа, объяснение, дискуссия, рассказ).
Наглядные (иллюстрация, демонстрация, презентация).
Практические (упражнения, опыты, тренинги, практикумы, игры).
Продуктивные (проблемные, поисковые, эвристические).
Формы организации учебной деятельности
Выбор форм организации учебной деятельности соответствует следующей классификации форм по видам учебных занятий:
урок, семинар, практическая работа, практическое занятие, консультация, конференция, игра, тренинг-урок, лекция, тестирование.
По формам познавательной деятельности:
фронтальная форма (одновременное выполнение общих заданий всеми учащимися класса для достижения общей познавательной задачи);
микрогрупповая форма (работа в парах);
групповая форма (единая познавательная задача ставится перед определённой группой школьников);
индивидуальная форма.
Средства обучения
Для полноценного осуществления всех видов деятельности создано специально оганизованное образовательное пространство, обеспеченное необходимым материально-техническим, информационно-методическим и учебным оборудованием, включающим:
- АРМ учителя;
- средства ИКТ;
 цифровые образовательные ресурсы;
- учебно-методическую литературу;
- экранно-звуковые средства.
6.Режим занятий
Занятия учебного курса в 6 классе проводятся во второй половине дня ( вторая смена), продолжительность учебного часа составляет 40 минут
7.Количество часов, на которые рассчитана рабочая программа факультативного курса по русскому языку.
Автором программы «Русская словесность» не определено количество часов на изучение программы, перечислены темы занятий и разделы. Таким образом, учитель сам определяет количество часов на изучение тем.
Программа учебного курса «Русская словесность. От слова к словесность» в 6 классе рассчитана на 35 часа, в соответствии с календарным учебным графиком на 35 учебных недель.
Информация о внесенных изменениях в авторскую программу
и их обоснование
Изменения в авторскую программу не предусмотрены.
Вслучае непредвиденных ситуаций в образовательной организации (низкая температура воздуха, отключение воды, света и т.п.), на основе приказа директора вносятся изменения в Рабочую программу (не более 20 %).
Используемая в тексте программы система условных обозначений
Система условных обозначений, используемая в тексте программы, отсутствует.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
В результате изучения русской словесности ученик должен
знать/понимать
богатство лексики русского языка;
особенности употребления лексики русского языка;
средства художественной изобразительности и их роль;
эпические жанры народной словесности и особенности их языка;
особенности языка эпических, лирических и драматических произведений;
уметь
определять лексическое значение слова;
определять виды лексических единиц;
находить в текстах и определять роль изобразительных средств;
различать жанры народной словесности;
различать эпические, лирические и драматические произведения;
аудирование и чтение
выразительно читать тексты различной эмоциональной окраски и различных жанров;
пересказывать прозу;
работать со словарями;
находить в текстах лексические единицы;
говорение и письмо
строить диалог;
создание собственных текстов различных типов речи;
создание собственных текстов различных жанров;
употреблять лексические ресурсы языка в собственных высказываниях;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
осознания значения произведений словесности в жизни человека и общества;
творческого овладения богатствами родного языка в освоении духовного опыта человечества
СОДЕРЖАНИЕ ТЕМ УЧЕБНОГО КУРСА
№ Перечень и название разделов учебного предмета Количество часов Виды учебной деятельности
1 Употребление языковых средств. 4 часа В процессе реализации рабочей программы учебного курса «Русская словесность. От слова к словесности» обучающимся будут предоставлены возможности для реализации следующих видов деятельности:
- учебное сотрудничество;
- индивидуальная учебная деятельность;
- игровая деятельность;
- творческая и проектная деятельность;
- исследовательская деятельность.
2 Средства художественной изобразительности 9 часов 3 Юмор в произведениях словесности 3 часа 4 Произведения устной народной словесности 3 часа 5 Эпическое произведение, его особенности 5 часов 6 Лирическое произведение, его особенности 6 часов 7 Драматическое произведение, его особенности. 5 часов ИТОГО 35 часов тематическое планирование
№п/п Дата Перечень разделов и тем, последовательность их изучения Кол-во часов Тип занятия Вид занятия Формы учебной деятельности
Употребление языковых средств. 4 Методы:
словесные, наглядные, частично – поисковые, метод контроля
Средства:дидактические материалы(учебник, раздаточный материал, таблицы, дополнительная литература), ЭОРы(диски, презентации), технические средства(компьютер, медиапроектор), интернет - ресурсы
1 Стилистические возможности общеупотребительных и диалектных слов Лекция с составлением таблиц-памяток
Практикум Теор. Фронтальная
2 Специальные, заимствованные слова, неологизмы Лекция с составлением таблиц-памяток
Практикум Теор\практ. Фронтальная
Индивидуальная
3 Употребление существительного, прилагательного, глагола Семинар-практикум Практ. Фронтальная
Индивидуальная
4 Практическое занятие « Играем со словами» Практикум Практ. Фронтальная
Индивидуальная
Средства художественной изобразительности 9 Методы:
Проблемно-поисковый,объяснительно-иллюстративный,
практический, словесный, методы контроля,
креативный,методы стимулирования и мотивации
Средства:дидактические материалы(учебник, раздаточный материал, таблицы, дополнительная литература), ЭОРы(диски, презентации), технические средства(компьютер, медиапроектор), интернет - ресурсы
5 Сравнение, аллегория, эпитет 5 Лекция с составлением таблиц-памяток
Практикум Теор\практ Фронтальная
Индивидуальная
6 Метафора, олицетворение Лекция с составлением таблиц-памяток
Практикум Теор\практ Фронтальная
Индивидуальная
7 Синекдоха Семинар-практикум.
Теор\практ Фронтальная
Микрогрупповая
8 Гипербола Семинар-практикум.
Теор\практ Фронтальная
Микрогрупповая
9 Порядок слов в предложении. Инверсия Лекция с составлением таблиц-памяток
Практикум Теор\практ Фронтальная
Индивидуальная
10 Повтор Семинар-практикум.
Теор\практ Фронтальная
Групповая
11 Риторический вопрос и риторическое восклицание Семинар-практикум.
Теор\практ Фронтальная
Индивидуальная
12 Антитеза Семинар-практикум.
Теор\практ Фронтальная
Микрогрупповая
13 Практическое занятие « Играем со словами» Практикум Практ. Групповая
Юмор в произведениях словесности 3 Методы:
Проблемно-поисковый, практический, репродуктивный,
методы контроля,словесный,
методы стимулирования и мотивации, наглядный
Средства:дидактические материалы(учебник, раздаточный материал, таблицы, дополнительная литература), ЭОРы(диски, презентации), технические средства(компьютер, медиапроектор), интернет - ресурсы
14 Что такое юмор. Комическая неожиданность Лекция с составлением таблиц-памяток
Практикум Теор\практ Фронтальная
15 Соединение несоединимого. Остроумная речь Семинар-практикум.
Теор\практ Фронтальная
Индивидуальная
16 Практическое занятие « Играем со словами» Практикум Практ. Фронтальная
Микрогрупповая
Произведения устной народной словесности 3 Методы:
Проблемно-поисковый, практический,объяснительно-иллюстративный
Средства:дидактические материалы(учебник, раздаточный материал, таблицы, дополнительная литература), ЭОРы(диски, презентации), технические средства(компьютер, медиапроектор), интернет - ресурсы
17 Особенности стиха и языка былин Лекция с составлением таблиц-памяток
Практикум Теор. Фронтальная
Индивидуальная
18 Легенды и предания Лекция с составлением таблиц-памяток
Практикум Теор\практ Фронтальная
Индивидуальная
19 Практическое занятие « Играем со словами» Практикум Практ. Микрогрупповая
Эпическое произведение, его особенности 5 Методы:
Проблемно-поисковый, объяснительно-иллюстративный,
практический, словесный, методы контроля,
креативный, методы стимулирования и мотивации
Средства:дидактические материалы(учебник, раздаточный материал, таблицы, дополнительная литература), ЭОРы(диски, презентации), технические средства(компьютер, медиапроектор), интернет - ресурсы
20 Особенности эпического произведения Лекция с составлением таблиц-памяток
Теор. Фронтальная
Индивидуальная
21 Литературный герой, его характер Лекция с составлением таблиц-памяток
Практикум Семинар-практикум.
Фронтальная
Групповая
22 Герой и автор Лекция с составлением таблиц-памяток
Теор\практ Фронтальная
Индивидуальная
23 Язык эпического произведения Семинар-практикум.
Теор\практ Фронтальная
Микрогрупповая
24 Практическое занятие « Играем со словами» Практикум Практ. Групповая
Лирическое произведение, его особенности 6 Методы:
Практический,словесный,креативный,репродуктивный,
методы контроля,методы стимулирования и мотивации
Средства:дидактические материалы(учебник, раздаточный материал, таблицы, дополнительная литература), ЭОРы(диски, презентации), технические средства(компьютер, медиапроектор), интернет - ресурсы
25 Язык лирического произведения Лекция с составлением таблиц-памяток
Теор\практ Фронтальная Индивидуальная
26 Двусложные размеры Лекция с составлением таблиц-памяток
Семинар-практикум Теор\практ Фронтальная Индивидуальная
27 Трёхсложные размеры Семинар-практикум Теор\практ Фронтальная
Микрогрупповая
28 Аллитерация Семинар-практикум Теор\практ Фронтальная Групповая
29 Рифма Семинар-практикум Теор\практ ФронтальнаяМикрогрупповая
30 Практическое занятие « Играем со словами» Практикум Теор\практ Фронтальная Индивидуальная
Драматическое произведение, его особенности 5 Методы:
словесные, наглядные, частично – поисковые, метод контроля
Средства:дидактические материалы(учебник, раздаточный материал, таблицы, дополнительная литература), ЭОРы(диски, презентации), технические средства(компьютер, медиапроектор), интернет - ресурсы
31 Особенности языка драматического произведения Лекция с составлением таблиц-памяток
Теор\практ Фронтальная
Индивидуальная
32 Характер героя в пьесе Семинар-практикум Теор\практ ФронтальнаяМикрогрупповая
33 Сюжет Семинар-практикум.
Теор\практ Групповая
34 Практическое занятие « Играем со словами» Практикум Практ. Групповая
35 Итоговое занятие ОПИСАНИЕ МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОГО И
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ
-библиографический список методических и учебных пособий, используемых в образовательном процессе;
- оборудование и приборы;
- дидактический материал;
- цифровые образовательные ресурсы - http://school15-zar.edu22.info/index.php/using-joomla/extensions/components/content-component/article-categories/81-biblioteka перечень от Рогожниковой Т.Б. на сайте школы ;http://school-collection.edu.ru- Интернет-ресурсы;
- литература, рекомендованная для учащихся;
- литература, использованная при подготовке программы;
Библиографический список методических и учебных пособий, используемых в образовательном процессе
Альбеткова Р.И. Русская словесность. От слова к словесности. 5-9 классы. - // Программы для общеобразовательных учреждений: Русский язык. 5-9 кл.,/ сост. Е.И.Харитонова. – 3-е изд., стереот. – М.: Дрофа, 2010.
Альбеткова Р.И. Русская словесность. 6 класс. – М., 2010.
Альбеткова Р.И. Методические рекомендации к учебнику «Русская словесность. 6 класс». – М., 2010.
Оборудование и приборы
1. Компьютер
2.Мультимедийный проектор
3. Принтер
4. Экран для мультимедийного проектора
5.Сканер
Перечень дидактического материала
1. Презентации к изучаемым темам
2. Дидактические карточки по каждой теме урока
3.Тесты по изучаемым темам
4.Словари (Толковый словарь русского языка С.И. Ожегова и Н.Ю. Шведовой, орфографические, орфоэпический, словарь иностранных слов, словообразовательный, словари синонимов и антонимов и др.)
5. Раздаточный материал по темам курса
В связи с тем, что МБОУ СОШ № 15входит в список пилотных общеобразовательных учреждений, внедряющих дистанционные образовательные технологии в учебном процессе (приказ от 07.09.20011г. №3175), предусмотрено использование ДОТ при проведении различных видов практических занятий, текущего контроля.промежуточной аттестации учащихся.
Для осуществления обучения используются ЦОРы в качестве дополнения к имеющемуся печатному УМК для самостоятельной и практической работы обучающегося. Оптимальным средством организации программно-технической среды дистанционного обучения является АИС «Сетевой город. Образование».содержащая в том числе. инструменты дистанционного обучения. доступ к Единой коллекции ЦОР обеспечен на официальном сайте учреждения.
Цифровые образовательные ресурсы
[Электронный ресурс] Фраза. Обучающая программа тренажер по русскому языку – Мю: Гуру-Софт, Новый диск,2004
[Электронный ресурс] Стилистический словарь русского языка- М.:Флинта:ООО Бизнес,2007
[Электронный ресурс] Репетитор по русскому языку Кирилла и Мефодия.- М.: ООО Кирилл и Мефодий, 2004
[Электронный ресурс] Библиотека школьника.- М.: ЗАО Асу Импульс,2002-3003
Интернет-ресурсы
Русский языкСправочно-информационный портал «Русский язык» — ГРАМОТА. РУ
http://www.gramota.ruСайт «Я иду на урок русского языка» и электронная версия газеты «Русский язык»
http://rus.1september.ruКоллекция диктантов по русскому языку Российского общеобразовательного портала
http://language.edu.ruВсероссийская олимпиада школьников по русскому языку
http://ruslit.ioso.ruКонкурс «Русский Медвежонок — языкознание для всех»
http://mapryal.russkoeslovo.orgНаучно-методический журнал «Русский язык в школе»
http://www.slovopedia.comУчебник по орфографии и пунктуации
http://www.megakm.ru – Толковый словарь русского языка Ожегова
http://www.slovari.ru – Русские словари (Институт им. Виноградова)
http://www.gramota.ru–Онлайновые словари (орфографический, орфоэпический, толково-словообразовательный, словарь имен собственных, словарь антонимов и др.)
Методические материалы:
http://www.fipi.ru – Федеральный институт педагогических измерений
http://www. radostmoya.ru – образовательные проекты, анимационные фильмы
http://www.proshkolu.ru – методические материалы к урокам, презентации, музыка, фильмы
http://novaya-shkola.su – методические материалы, мастер – классы, форум, курсы повышения квалификации
http://nsportal.ru - методические материалы к урокам, презентации, музыка, фильмы
http://rutracker.org – научные, научно – популярные, художественные фильмы, музыка
Литература, использованная при подготовке программы
Альбеткова Р.И. Русская словесность. От слова к словесности. 5-9 классы. - // Программы для общеобразовательных учреждений: Русский язык. 5-9 кл.,/ сост. Е.И.Харитонова. – 3-е изд., стереот. – М.: Дрофа, 2010.