Возможности использования лирического текста на уроке иностранного языка.


ВОЗМОЖНОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ЛИРИЧЕСКОГО ТЕКСТА НА УРОКЕ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА
студентка IV курса ФИЯ
Е.А. Богушева
к.ф.н, доцент
Г.А.ФорманюкВ условиях гуманизации образования, когда личность растущего человека находится в центре всей образовательной и воспитательной деятельности, поиск эффективных способов и приемов обучения, в том числе и обучения иностранному языку привлекает пристальное внимание многих ученых, методистов и учителей. Один из таких эффективных приемов обучения - использование стихотворных и рифмовочных материалов на уроках иностранного языка.
Практически все педагоги и методисты, работающие с детьми на разных этапах обучения отводят большое место поэтическим текстам при изучении иностранного языка. Некоторые учебные пособия целиком базируются на использовании поэтических текстов: или аутентичных, или специально сочиненных. Важность этой работы трудно переоценить.
Во-первых, стихи, рифмовки - это тот текстовый материал, который дети любят, который им интересен, а следовательно, работа с ними положительно эмоционально окрашена для ученика, что, как уже сказано, в значительной степени содействует усвоению материала.
Во-вторых, аутентичный литературный или фольклорный материал способствует постижению языка в контексте культур.
В-третьих, поэтические тексты и рифмовки являются прекрасным материалом для отработки ритма, интонации иноязычной речи, совершенствование произношения.
Мы предлагаем использования лирического текста на уроке иностранного языка, так как известно, что текстовый материал является важным компонентом содержания обучения иностранному языку, потому что именно в процессе работы с текстами формируются не только лексические, фонетические и грамматические навыки и речевые умения, но и языковая, речевая, коммуникативная, межкультурная и другие компетенции, что является актуальным, в связи с введением новых стандартов образования.В учебном процессе тексты должны соответствовать коммуникативно-познавательным интересам и потребностям школьников, соответствовать по степени сложности их языковому и речевому опыту в родном и иностранном языках, содержать интересную для учащихся каждой возрастной группы информацию. Отвечая данным требованиям, учебный текст помогает активизировать речевую коммуникацию, как в устной, так и в письменной форме. Одной из разновидностей учебных текстов являются художественные тексты.
Художественные тексты характеризуются как коммуникативно направленные вербальные произведения, обладающие эстетической ценностью, выявляемой в процессе её восприятия, используются на всех этапах обучения в школе. Особое место среди художественных занимают поэтические тексты, относящиеся к такому роду литературы как лирика. Согласно Ю.М. Лотману, поэзия значительно информативнее, чем любые непоэтические формы речи. Подлинно оригинальное стихотворение заключает в себе неисчерпаемый источник смыслов и долго не теряет свою культурную значимость. Использование лирических текстов в обучении иностранному языку предоставляет хорошие возможности в обучении фонетической стороне речевой деятельности, то есть на основе лирических текстов возможны формирование и автоматизация фонетических навыков, «так как такого гибкого и насыщенного соединения интонаций и ритмов, таких проникновенных и привлекательных звуковых повторов и подобий нет ни в «обычной» речи, ни в высказывании героев других литературных родов». Нельзя забывать и о том, что на ранних этапах развития искусства лирические произведения пелись, словесный текст сопровождался мелодией, ею обогащался и взаимодействовал с ней. И сегодня практически любое лирическое произведение можно переложить на музыку. Не случайно М.С. Каган считал, что лирика является «музыкой в литературе», «литературой, принявшей на себя законы музыки». Дополнив музыкальным сопровождением содержание лирического текста, которое и без того несет в себе информацию, позволяющую воздействовать на эмоциональную сферу учащихся, мы будем способствовать повышению эффективности обучения иностранному языку через формирование личностных смыслов, связанных с восприятием художественного произведения.
Мы предлагаем следующий алгоритм работы над лирическим текстом:
Преподаватель знакомит детей с биографией и творчеством поэта. На доске уже заранее написаны незнакомые слова с транскрипцией.
Затем учитель приступает к фонетической зарядке. Сообщает учащимся название стихотворения. Читает 1 раз.
Далее учитель просит детей догадаться, о чём идёт речь. Проводит отработку наиболее трудных слов, словосочетаний, структур. Затем организовывает индивидуальное повторение слов и структур. Далее преподаватель просит каждого прочесть стихотворенье. Во время его прочтения учитель подходит к каждому ученику и прислушивается, правильно ли он проговаривает материал. Затем преподаватель предлагает учащимся попробовать свои силы в переводе данного стихотворения.
Таким образом можно сделать следующий вывод:
использование в процессе изучения иностранного языка лирических текстов позволяет:
-формировать и совершенствовать фонетические, лексические и грамматические навыки;
-расширять словарный запас;
-развивать языковую и контекстуальную догадку;
-активизировать знакомую лексику в новых речевых ситуациях; -развивать и совершенствовать речевые умения в чтении и устной речи;
-формировать определенные умения анализировать лирический текст;
-получать определенные лингвострановедческие знания;
- знакомиться с культурой общества и социальным поведением носителей языка;
-знакомиться с мировой историей конкретного государства;
-осуществлять практическую, образовательную и воспитательную цели обучения.
Также стихотворения стимулируют учеников к монологическим и логическим высказываниям, служат основой развития речемыслительной деятельности школьников, способствует развитию как подготовительной, так и не подготовительной речи, что является очень ценным.
ЛИТЕРАТУРА:
Лотман, Ю.М. Анализ поэтического текста. Структура стиха [Текст] /Ю.М. Лотман.-Л.: Просвещение, 1972.-271с.
Магомедова, Д.М. Филологический анализ лирического стихотворения [Текст] / Д.М. Магомедова. - М.: Академия, 2004. - 192с.
Маслова, В.А.   Филологический анализ поэтического текста [Текст] /В.А. Маслова. - Минск: МГЛУ, 1999. - 208с.
Тимофеев, Л.И. Слово в стихе [Текст] / Л.И. Тимофеев. - М.: Сов. Писатель, 1982.-420с.