Статья — проектные работы по математике с этнокультурным компонентом

Файзиева Лариса Саитовна,
учитель математики, МБОУ ЦО «Наследие» д. Урмикеево
Нижнесергинского района
Свердловской области
Направление Форума: Воспитывающий потенциал урока, занятия внеурочной деятельности в школе.
Тема: Проектная деятельность с этнокультурным содержанием на уроках математики в МБОУ ЦО Наследие д. Урмикеево, как воспитывающая среда по духовно-нравственному развитию и воспитанию обучающихся.

Духовная дезинтеграция общества, девальвация ценностей старшего поколения и размытость жизненных ориентиров молодежи привели к тому, что современная Россия - лидер по числу социальных сирот, количеству разводов, самоубийств, уровню смертности от потребления алкоголя и наркотиков. В демографическом плане страна оказалось у черты, за которой может начинаться физическое вырождение нации. (Концепция духовно-нравственного развития  и воспитания личности гражданина России).
 Ценности личности, конечно, в первую очередь формируются в семье. Но наиболее глубоко духовно-нравственное развитие и воспитание личности происходит в сфере образования. Поэтому именно в школе должна быть сосредоточена не только интеллектуальная, но и духовная, культурная жизнь школьника. Задача духовно-нравственного воспитания состоит в том, чтобы социально необходимые требования общества ( долг, честь, совесть, достоинство) стали внутренними стимулами каждого ребенка.
Воспитание по духовно-нравственному развитию, социализации обучающихся в нашей школе осуществляется через всю систему работы образовательного учреждения. В данной статье описывается воспитательная роль проектных, исследовательских работ по математике с этнокультурным содержанием.
Данная технология развивает способность критического мышления, в том числе критического подхода к источнику информации, приучает к проверке достоверности, отсеиванию второстепенных или сомнительных данных, формирует способность к самообучению. В проектной деятельности осуществляется целенаправленное воздействие на процесс выполнения учащимся мыслительных операций с целью получения наиболее эффективных решений проблемных ситуаций, что ведет к развитию культуры мышления.
Проектная работа начинается с составления плана, определения временных рамок, выявление его актуальности. Аналитический этап – это исследовательская работа учащихся и самостоятельное получение новых сведений через знания жителей деревни, учителей, местной администрации, работников сельского дома культуры, мечети, медресе. Учащиеся работают с материалами из школьного музея, средств массовой информации, Интернета. Далее информация анализируется, систематизируется и связывается с математикой, составляются математические задачи. Конечным этапом проекта является его оформление, составление презентации и выступление на уровне школы, района.
С учащимися в течение 3 лет были реализованы следующие проектные работы: «Геометрия в татарском орнаменте», «Математический справочник по деревне Урмикеево», «Математика в школьном музее», «Туристический маршрут по деревне Урмикеево в числах, величинах и задачах». Образовательный потенциал таких проектных работ заключается в повышении мотивации по получению дополнительных знаний по математике, в самостоятельности при постановке задач проекта, рефлексии и интерпретации результатов, но главная цель – сохранение культурного наследия деревни. В ходе работы по написанию проектов учащиеся узнают очень много новой информации о своей деревне, о ее жителях, об истории возникновения различных объектов своей малой Родины. Безусловно данные работы не только вооружают обучающихся целостной культурой организации проектной деятельности, развивают у них способности к генерации идей, их анализу, самостоятельному принятию решения, но и имеют огромную воспитательную роль.
Такая творческая проектная деятельность создает условия для воспитания личности школьника, раскрытия у молодежи патриотических чувств, осознания личной принадлежности к истории, бережного отношения к культурному наследию; расширяет коммуникативные возможности для современного молодого человека через коллективную проектную деятельность. Если ученик получит в школе исследовательские навыки ориентирования в потоке информации, научится анализировать ее, обобщать, сопоставлять факты, делать выводы и заключения, то он в силу более высокого образовательного уровня легче будет адаптироваться в современном обществе, к меняющимся условиям жизни, правильно будет ориентироваться в выборе профессии и будет жить творческой жизнью.


15