«Казачьи и кадетские классы, как благоприятная среда для патриотического воспитания школьников»


Направление чтений:
«Казачьи и кадетские классы, как благоприятная среда для патриотического воспитания школьников»
Доклад
«Патриотическое воспитание как фактор самосохранения нации и общества»
Докладчик:
Андреев Иван Николаевич
преподаватель-организатор ОБЖ
МБОУ Мирновская СШ им. С.Ю.Пядышева
пос. Мирный, Чердаклинского района,
Ульяновской области
электронный адрес почты: inandreev1961@mail.ruсотовый телефон: 89063948204
Патриотическое воспитание в условиях современной России является ключевым в обеспечении политического, социально-экономического развития и национальной безопасности Российской Федерации.
Воспитание чувства патриотизма у подростков – процесс длительный и сложный. Без любви к Родине невозможно построить сильную Россию. Без уважения к собственной истории, к делам и традициям старшего поколения нельзя вырастить достойных граждан.
После распада СССР, перед школой встала проблема, как практически формировать гражданско-патриотическое воспитание школьников, когда в стране экономические трудности, бездуховность и существующие угрозы дальнейшего распада страны.
В нашей школе педагогами была определена цель: совершенствование системы патриотического воспитания.
Для достижения цели были определены задачи:
-продолжить создание системы патриотического воспитания на опыте советской школы;
- совершенствование учебно-материальной базы патриотического воспитания;
- превращение школы в центр патриотизма с привлечением общественных организаций и отдельных граждан.
Изменение форм и содержания воспитательной системы с 90-х годов по настоящее время проводилось в двух направлениях: гражданско-патриотическое и военно-патриотическое воспитание.
В результате продолжительной целенаправленной работы у детей сформировался устойчивый интерес к изучению военного дела. Если раньше воспитательные мероприятия носили фрагментарный характер, то в последние годы сформировалась цельная среда, способствующая патриотическому воспитанию: это функционирование Зала Боевой Славы, оформление кабинетов, система мероприятий, где особое внимание уделяется связи и преемственности поколений и престижу воинской и государственной службы.
Результатом проводимой воспитательной работы по гражданско-патриотической и военно-патриотической работе стал социальный запрос населения поселка Мирный по созданию кадетского класса. Эта идея была поддержана Министерством образования и науки Ульяновской области, администрацией Чердаклинского района, поселкового совета, сельским домом культуры, спортивным комплексом «Буран» и советом ветеранов ВДВ 31 ОДШБр.
Концепция духовно-нравственного воспитания школьников в условиях кадетского класса включает в себя формирования государственной модели военно-патриотического воспитания.
Для открытия кадетского класса в школе разработаны и приняты следующие документы:
- Положение о кадетском классе общеобразовательных школ, расположенных на территории Ульяновской области;
- Образовательная программа «Кадетский класс», срок реализации программы 2016-2021 годы;
- определен перечень документов, необходимых для поступления в кадетский класс МБОУ Мирновской СШ;
- подбор педагогических кадров;
- формирование методического обеспечения для учебных занятий и материально-технического оснащения для занятий по внеурочной деятельности.
Организация учебно-воспитательного процесса с обучающимся кадетами организуется на основе Устава школы, Положения о кадетском классе, утверждённого внутреннего распорядка.
Деятельность кадетского класса начинается с 5 класса. Класс формируется на добровольной основе из числа обучающихся школы на основании заявления родителей и Договора о предоставлении образовательных услуг между школой и родителями. Состав кадетского класса представлен на фотографии (Приложение №1). Обучающиеся кадетского класса находятся в школе в режиме продленного дня.
Основным принципом работы является механизм реализации программы, который основывается на взаимодействии всех участников образовательного процесса – педагогических работников, обучающихся кадетов, родителей (законных представителей), представителей общественных организаций, юридических лиц, учреждений государственной и муниципальной власти.
В кадетском классе реализуются общеобразовательные программы основного и среднего полного образования, а также программы дополнительного образования.
Внеурочная деятельность для кадетского класса является обязательной и включает в себя:
систему предметов военного цикла: такие как
- служу России;
- история армий;
- наука выживания;
система дополнительного образования:
- этика и эстетика;
- немецкий язык;
- кёсике-каратэ;
- хореография.
Деятельность кадетского класса предполагает более строгое выполнение учащимися режима дня, которое способствует формированию волевых качеств у подростков.
К отличиям кадетских классов от других классов общеобразовательной школы  можно отнести, в первую очередь, атрибуты, свойственные кадетским корпусам.
Большое внимание в кадетском классе уделяется формированию традиций
1. «День Присяги Кадета», которому предшествует строевая подготовка, изучение «Кодекса Чести» кадета, текста Присяги Кадета;
2. «День Героев Отечества» проводится в форме встречи с военнослужащими и ветеранами боевых действий.
3. Планируется организация палаточного военно-спортивного лагеря «Дорогой героев».
Ожидаемые результаты реализации программы будут проводиться на основе использования системы объективных критериев:
- воспитательной работы;
- результативности образовательной (учебной) деятельности;
- результативности методической работы.
Ожидаем, что открытие кадетского класса позволит:
- сформировать систему кадетского обучения;
- изменить модель выпускника школы кадетского класса;
- повысить мотивацию кадет к обучению;
- повысить степень социализации и общественной активности кадетов;
- сформировать гражданское самосознание на основе военно-патриотической и гражданско-патриотической деятельности;
- мотивировать педагогов к профессиональному самосовершенствованию;
- привлечь к совместной воспитательной деятельности родителей, представителей властных структур и общественности.
В конечном счёте, работа с кадетским классом, приведёт к созданию такой среды, которая будет способствовать личностному росту не только учащихся, но всех субъектов образовательной и воспитательной деятельности.
Список литературы:
1. Рекомендации «Концепции патриотического воспитания граждан Российской Федерации»
2.«Федеральный Закон №32-ФЗ «О днях воинской славы (победных днях) России»
3. Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2011-2015 годы»
4. Постановление Правительства РФ от 24.06.2000 г. №551 «О военно-патриотических молодежных и детских объединениях».
5. Федеральный закон «О дополнительном образовании».
Приложение № 1