Технологическая карта урока по русскому языку на тему «Как установить связь слов в предложении?»


Дульцева Юлия Сергеевна
учитель начальных классов МБОУ СОШ № 15
г. Сарапул Удмуртская Республика
Технологическая карта урока по учебному предмету «Русский язык» во 2-ом классе на тему «Как установить связь слов в предложении?»
Тип урока:  урок развития речи
Авторы УМК:  В.П. Канакина, В.Г. Горецкий. - М.: Просвещение, 2011;
Цели урока:  – развивать умения устанавливать связь слов в предложении по вопросам и изображать её графически;
 – обогащать словарный запас и грамматический строй речи учащихся.
Планируемые образовательные результаты (личностные, метапредметные, предметные):  Предметные:
-строить предложения по теме урока, используя эпитеты, сравнения, синонимы;
- составлять текст по теме «Осень»;
-осознать и доказывать значимость порядка слов в предложении;
Метапредметные:
Познавательные УУД:
- анализировать изучаемые факты русского языка;
Регулятивные УУД:
-определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя;
- контролировать и оценивать учебные действия;
- оценивать результат своих действий;
- планировать деятельность;
- выполнять сменные роли (При работе в парах, группах);
Коммуникативные УУД:
- слушать собеседника и вести диалог;
- принимать и понимать возможность различных точек зрения и права каждого иметь свою;
- излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения;
- определять общую цель и пути её достижения: договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности, осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;
- строить предложения для решения определённой речевой задачи; работать с разными  видами информации (представленными в текстовой форме упражнений).
Личностные:
- подбирать слова восхищения красотой природы родного края;
- мотивировать к творческому труду, к работе на результат.
Оборудование:  учебник 1 часть 2 класс, тетрадь, проектор, презентация пейзажа с аудиозаписями, чёрно-белая фотография пейзажа Дачи П. Башенина города Сарапула, доска, карточки для фронтальной словарной работы, карточки с деформированным текстом, кластер по теме урока.
Образовательные ресурсы:  компьютерная игра при УМК в разделе «Предложение»,
компьютерная игра «Ассоциативный словарь» - источник «Мастер-класс учителя начальных классов».
 
Технологическая карта урока
Этап урока,
время этапа Задачи этапа Методы, приемы
обучения Формы учебного взаимодействия Деятельность учителя Задания для учащихся, выполнение которых приведёт к достижению запланированных результатов Деятельность ученика Формируемые УУД и предметные действия
Организационный момент (2мин) Настроить на урок. Приём витагенного обучения «Рефлексия» Фронтальная работа Приветствие детей. Настрой на работу. Соединим наши ладони, пожелаем доброго урока, удачи и назовём друг друга ласковым именем
Проверка готовности к уроку. Самонастрой, поддержка одноклассников; Личностные УУД
Активизация знаний (4мин) Вспомнить знания об осенних явлениях природы Заполнение кластера
Опора на жизненный опыт учащихся Фронтальная работа Задает вопросы об осенних явлениях природы; вывешивает карточки с ответами; Составление кластера на тему «Осенние явления природы» 1. С неба пришёл, в землю ушёл (дождь)
2. Нет его проворней в свете, потому что это (ветер)
3. В конце ноября водоёмы покрываются льдом. Как называется это явление? (ледостав)
4. Если листья падают, летят, явление это – (листопад)
5. Нет, это не дым и не обман. Над рекой стоит (туман) Отвечают на вопросы, заполняя кластер Познавательные УУД. предметные действия
Постановка проблемы (2мин) Создать ситуацию сомнения Проблемно-поисковый, словесный Фронтальная работа Выслушивает детей, которые определяют цель и тему урока.
Фиксирует высказывания детей. Определить главное слово в кластере Анализируя задания прошлых занятий по предметам определяют тему нынешнего занятия, общую и личную цель занятия; Коммуникативные УУД, предметные действия, личностные результаты; Регулятивные УУД
Осмысление содержания (30 мин)
Осмысление содержания.
.
Динамическая пауза (2мин)
Понаблюдать за взаимосвязью слов в предложении и в тексте.
Строить предложения по теме занятия. Оформлять предложения в текст.
Понаблюдать за взаимосвязью слов в предложении и в тексте.
Строить предложения по теме занятия. Оформлять предложения в текст.
Сохранить здоровье детей.
Поисковый, практический, словесный
Опора на жизненный опыт учащихся
Поисковый, практический, словесный
Опора на жизненный опыт учащихся
Игровой
Фронтальная
Парная работа
Проверка работы.
Оценивание.
Самостоятельная работа.
Проверка работы.
Оценивание.
Групповая работа.
Проверка работы.
Оценивание парной работы.
Коллективная
Выслушивает высказывания, фиксирует их на доске
Даёт инструкцию к выполнению упражнения;
В тетради вложена чёрно-белая картина осеннего пейзажа дома-музея П.Башенина города Сарапула.
- Откройте тетради, посмотрите на вложенный лист! Что изображено?
- Что такое пейзаж?
- Где можно узнать точно значение слова пейзаж или какого-либо иного слова?
- Назовите предметы, которые видите на картине!
- Давайте подумаем, какие слова, обозначающие действия предметов, мы можем подобрать к каждому из этих слов!
- Я написала на карточке некоторые из перечисленных вами слов. Прочитайте их про себя!
- Составьте из этих слов предложения
Даёт инструкцию по работе в парах.
- Запишем в тетрадь первое предложение нашего текста с красной строки, одной пастой!
- Добавьте к имеющимся словам слова, отвечающие на вопрос какой?
- Составьте и запишите предложение по второй строчке наших слов: осень наступила золотая.
Напоминает правила работы в группах; определяет время окончания работы – по колокольчику. Напоминает о подготовке выступающего - Дети! Запишите по памяти любое понравившееся вам предложение со словом листья.
- Обратите внимание! В слове рябина пропущена буква. Как вы думаете, почему?
- Обратите внимание на экран. Вам предлагается подсказка, как быстрее запомнить написание слова рябина.
- Запишем слово в наш словарик!
- Как растут ягоды рябины?
- Что можете сказать про слово кисти?
- Подберите действие к словосочетанию гроздья рябины!
- Мне бы очень хотелось обратить ваше внимание на слово манят. Как вы думаете. Что значит это слово?
- Гроздья рябины могут быть какими?
- Прочитайте, что у нас получилось!
- Запишите данное предложение в тетрадь!
- Предлагаю вам ещё одно предложение про рябину!
- Прочитайте про себя!
- Прочитаем вслух!
- Все ли слова из данного предложения вам ясны?
- Кто может объяснить слово кузовок?
- У нашего одноклассника было задание – поработать с толковым словарём и найти определение слова кузовок.
- Подберите синоним к слову кузовок!
- Прочтите, что у нас получилось в результате?
- Докажите, что данная запись действительно является текстом!
- Озаглавьте наш текст!
Приглашает ответственного за проведение динамической паузы ученика к доске для демонстрации движений
Подбор слов, словосочетаний, составление предложений по заданию упражнения;
Подбор синонимов
На картине изображён пейзаж.
лето
осень
листья
р_бинадеревья
птицы
пролетело наступила пожелтели краснеет стоят улетают
На партах лежат карточки с деформированным текстом.
В это время на экране высвечивается задание компьютерной игры УМК. На экране появляется запись:
Быстро пролетело лето. Наступила осень. Желтеют листья на деревьях. Птицы улетают в тёплые края.
Быстро пролетело лето.
В результате выстраивается третий столбик слов: имена прилагательные: тёплое золотая разноцветные алая голые перелётные
Наступила золотая осень.
На экран высвечивается упражнение ассоциативного словаря – книга «Мастер-класс учителя начальных классов плюс мультимедийное приложение.
На доску прикрепляется словосочетание гроздья рябины
На доску прикрепляется словосочетание так и манятНа доску вывешивается карточка со словом крупные кислые. В результате получилось предложение: Крупные кислые ягоды рябины так и манят.
на доске появляется карточка с записью: Кто в рот кладёт, кто в кузовок
Стих «Осенние листья»
Раз, два, три, четыре, пять. Будем листья собирать. Листья березы, Листья рябины, Листики тополя, Листья осины, Листики дуба мы соберем, Маме осенний букет отнесем. Записывают слова по и выделяют приставки. Делают выводы. Записывают пословицу в тетрадь.
Изображение природы.
В толковом словаре Ожегова, Репкина или Даля.
Варианты ответов детей.
Дети читают свои ответы.
Оценивание работы в парах.
Записывают в тетрадях предложение.
Записывают в тетрадях в тетрадях предложение.
Дети читают свои ответы.
Оценивают самостоятельную работу.
Дети устно придумывают предложения о листьях.
Дети читают свои ответы, оценивают свою работу в группах.
Записывают предложение со словом листья.
Варианты ответов детей.
Записывают слово рябина в тетрадь для записи словарных слов.
гроздьями/ кистями
это многозначное слово
варианты ответов детей
приглашают, зазывают
варианты ответов детей
Дети зачитывают полученное предложение.
Записывают предложение.
Один ученик из класса зачитывает подготовленный ответ из домашнего задания и показывает предмет – кузовок
корзинка, лукошко
дети читают текст, записанный в тетради
дети называют правило – что такое текст
Дети озаглавливают текст.
Выполняют упражнения, прочитывая вслух стих.
Познавательные УУД
Коммуникативные УУД
Регулятивные УУД
Предметные ДЛичностные Р.
Коммуникативные
УУД
Познавательные УУД
Коммуникативные УУД
Регулятивные УУД
Предметные ДЛичностные Р.
Регулятивные УУД
Рефлексия (2мин) Закрепить знания Оценочный Фронтальная - Вспомните, какая задача была на нашем занятии?
- Как вы считаете, выполнили мы нашу задачу?
Вспоминают тему и цель занятия.
Оценивают работу на занятии. Познавательные УУД
Коммуникативные УУД
Регулятивные УУД
Предметные ДЛичностные Р.
Домашнее задание (3мин) Закрепить полученные знания Практический Индивидуальная Объясняет выполнение домашнего задания. 1 уровень: Составить предложения, используя слова: птицы и деревья.
2 уровень: Составить свой рассказ про осень, опираясь на классную работу. Выполняют работу по выбору;
Предметные действия, регулятивные УУД, познавательные УУД.