План-конспект занятия Развитие чувства ритма.


План-конспект открытого занятия по вокалу объединения «Народно-фольклорного творчества»
педагога дополнительного образования МБУДО ЦВР С.Э. Ким.
 
Тема занятия: «Развитие чувства ритма».
Цель: Развитие чувства ритма.
Задачи: разностороннее развитие музыкального слуха, музыкальной памяти;
Развивающие - развивать музыкальные способности детей;
Воспитательные - формировать чувство прекрасного но основе современного музыкального материала.
Техническое сопровождение: фортепиано, ноутбук, флэшка с записями фонограмм.
Структура занятия:
1. приветствие;
2. знакомство с темой занятия;
3. физическая разминка;
4. дыхательная гимнастика;
5. разминка ротового аппарата;
6. распевки;
7. прослушивание и исполнение ритмического рисунка с помощью деревянных ложек.
8. прослушивание и исполнение ритмического рисунка с использованием метронома.
-Здравствуйте, ребята! Давайте вспомним чем мы занимались на прошлом занятии (повторяли песни «Перевоз Дуня держала», «Солнышко», делали дыхательную гимнастику, хоровод).
Развитием чувства ритма мы занимаемся на каждом занятии. Кто мне ответит, для чего музыканту, вокалисту чувство ритма? (дети отвечают). Сегодня я покажу вам новый, усложнённый приём для развития ритма. Но для начала мы с вами разомнёмся и подготовимся к основному ходу занятия.
Физическая разминка проходит под ритмичную музыку. Разминаем части тела (рук, ног, мочки ушей, пальчики, кисти и т.д)
Дыхательная гимнастика: Комплекс упражнений направлен на развитие дыхательной системы. Все упражнения проходят с вдохом через нос (наполняем живот воздухом )-выдох через рот(до опустошения живота).
-Вдох-выдох.
-1вдох-2выдоха
-2вдоха-2выдоха.
И т.д по возрастающей.
Вдох во время шага-1шаг в перед-2 шага назад
-2шага в перёд-2шага назад
-вдох наклон в право-выдох в исходное положение.
-вдох наклон в лево-выдох в исходное положение.
-глубокий вдох-медленный выдох.
-глубокий вдох-задержка-выдох медленный.
-глубокий вдох-короткие быстрые выдохи (руки надавливают на живот).
Каждое упражнение выполняется 5-7 раз. ВАЖНО! При головокружении необходимо остановиться и присесть.
Разминка артикулярного аппарат: Комплекс упражнений направлен на развитие артикулярного аппарата.
- Губы трубочкой вперёд-назад в улыбке.
- Губы трубочкой вперёд-круговые движение в право и влево поочередно.
- Язык сильно вперёд назад кончиком достать нёбо.
- Уколы щёк кончиком языка.
- Чистка зубов кончиком языка
- Покусывание языка.
- Звук «С», «З», «Ж», «Ш» - на выдохе, кто дольше.
Каждое упражнение выполняется от 5-7раз по 2-3 подхода.
6.Распевки выполняются повышением и понижением по полутонам.
Веники, веники да
Веники помелики да
На печи валялися да
С печи оборвалися
Кум Гаврила, кум Гаврила
Я Гавриле говорилаВеретено не точено
В бане веники мочены.
-Теперь тот же текст, сперва медленно постепенно ускоряя темп. (Далее идет цикл упражнений с текстом на звукоизвлечение и четкую дикцию) (пиано-форте, форте-пиано).
-БГДА-БГДЭ-БГДИ-БГДО-БГДУ. Следить за четкостью и точность исполнения
Комплекс упражнений и распевок направленных на расширение диапазона.
Распевки по полутонам вверх-вниз.
Ма-Мэ-Ми-Мо-Му.
Ба-Бэ-Би-Бо-Бу.
Да-Дэ-Ди-До-ДуБра-Брэ-Бри-Бро-Бру.
хххххххЗаинька попляши
Серенький попляши.
хххххххРеееченька. Сааадооочек мой.
xxxxxxxКуры рябые.
Не пойтя рано.
Святой вечеры.
Добрый вечер.
хххххххПойдуль я выйду ль я да
Пойдуль я выйду ль я да
Во доль во долинушку да
Во доль во широкую.
ххххххххххАндрей воробей, не гоняй голубей
Гоняй галочек, из под палочек
Не клюй песок, не тупи носок
Пригодиться носок клевать колосок.
********************************
Звук «МА» пиано-форте, форте-пиано.
7. Прослушивание и исполнение ритмического рисунка с помощью деревянных ложек
Повтор песни «Перевоз Дуня держала».
Дети повторяют песню. Затем прослушивают песню с применением ложек на аудиозаписи. Далее педагог демонстрирует вокальное исполнение с ложками. Удар приходится на сильные доли.
1. Перевоз Дуня держала,
Держала, держала,
Перевозчика наняла,
Наняла, наняла.
Припев:
В роще калина, темно, не видно,
Соловушки не поют.
2. Пришёл к Дуне батюшка,
Батюшка, батюшка.
«Перевези меня, Дунюшка,
Дунюшка, Дунюшка!»
Припев.
3. «А я тебя не ждала,
Не ждала, не ждала.
Перевозчика угнала,
Угнала, угнала».
Припев.
4.Пришла к Дуне матушка,
Матушка, матушка.
«Перевези меня, Дунюшка,
Дунюшка, Дунюшка!»
Припев.
5.«А я тебя не ждала,
Не ждала, не ждала.
Перевозчика угнала,
Угнала, угнала».
Припев.
Проигрыш(макарена)
6.Пришёл к Дуне милый друг,
Милый друг, милый друг.
«Перевези меня, Дуня, в луг,
В зелен луг, в зелен луг!»
Припев.
7.«А я тебя, всё ждала.
Всё ждала, всё ждала,
Перевозчика наняла,
Наняла, наняла».
Припев:(2раза)
В роще калина,
Всё стало видно,
И соловушки поют.
После пробного исполнения педагог опрашивает детей о сложностях: Что было сложно? На что обратили большее внимание? Понравилось ли бить на ложках и одновременно петь?
8. прослушивание и исполнение ритмического рисунка с использованием метронома.
-Сейчас мы разберём ещё одно упражнение для развития чувства ритма. Отбивание хлопков под метроном. Упражнение сложное. Сложность его в том, что нужно отбить ритмический рисунок не просто так, а под метроном. Давайте разделимся на три группы.
Каждой команде демонстрируется ритмический рисунок. Задействуются не только ладони но и другие части тела. В нашем случае это ноги(бёдра), грудная клетка. Каждая группа делает пробное отбивание сперва без метронома. Упражнение выполняется медленно, не спеша. В этой части упражнения важно запомнить ритмический рисунок, выполнять его синхронно с другими участниками группы. После включается метроном в медленном темпе и учащиеся отстукивают ритм. После того как каждая команда овладеет своим ритмическим рисунком, всем учащимся даётся общий рисунок который дети исполняют одновременно в конце исполнения. В зависимости от того как учащиеся усвоили задание, темп метронома ускоряется, тем самым усложняет упражнение. Упражнение считается выполненным если учащиеся исполнили под метроном ритмический рисунок и не сбились с ритма.
Данное упражнение помогает развить чувство ритма, научить детей слушать друг друга, развивает в детях ответственность в коллективной работе.
Итоги занятия: Анализ достижения и неудач.