Мастер – класс для детей «Развитие чувства ритма у детей музыкальными средствами »


Цель:
формирование целостного представления о ритме у детей.
Задачи:
ознакомление с ритмическими музыкальными играми и упражнениями;
развитие чувства ритма посредством выполнения комплекса игровых упражнений;
воспитание музыкальной культуры у детей.
В жизни все подчиняется ритму. Ритмичным бывает шаг, бег, ход часов, пульс, смена дня и ночи. В любой музыке, в любой песенке кроме мелодии очень важен ритм.
Ритм в переводе с греческого означает "мерность" - это равномерное чередование каких-либо элементов, в нашем случае звуков.
Сочетание длинных и коротких звуков в определенном порядке называется ритмическим рисунком.
Хорошо понятен ритм в разных танцах, музыкальных играх и упражнениях. Сейчас мы с вами поиграем в музыкальную игру «У оленя дом большой». Выполняется игра с ритмическими движениями, можно исполнить по ролям – это активизирует внимание.
У оленя дом большой
Он глядит в своё окошко
Зайка по лесу бежит
В дом к нему стучит
Тук-тук
-Дверь открой
Там в лесу охотник злой
-Зайка, зайка, забегай
Лапу мне давай.
Сейчас мы поиграем в музыкальную игру «Рыбка».
Рыбка, рыбка, (2 раза стучим перед собой карандашом)
Вот (передаём соседу справа) червяк (берём другой карандаш, переданный соседом слева)
Откуси, хоть (2 раза стучим перед собой карандашом)
Чуточ- (передаём соседу справа) -ку. (берём другой карандаш, переданный соседом слева)
Не проси (2 раза стучим перед собой карандашом)
Меня (передаём соседу справа), рыбак, (берём другой карандаш, переданный соседом слева)
Попадусь (2 раза стучим перед собой карандашом)
на удоч- (передаём соседу справа) -ку (берём другой карандаш, переданный соседом слева).
● Потом все движения проделать в другую сторону
●Потом в 2 раза быстрее, т.е удар и передача на каждую четверть.
«Гром»
Что за грохот,
Что за стук?
Сел комар
В лесу на сук.
Треснул сук
Под комаром –
Вот откуда стук да гром.
Тук – тук – ТУК,
Тук – тук – ТУК
И сломался этот сук.
Тук – тук – ТУК,
Тук – тук – ТУК
И сломался этот сук.
Простукиваем каждый звук песни.
Разучивание песни «Кузнец и Лошади».
1. Разучивание песни по ролям;
2. инсценирование движений;
3. ритмохлоп ролей;
4. исполнение песни с движениями.
1. Я кузнец веселый
Отдыха не знаю.
Молотком тяжёлым
Искры высекаю.
Припев:
Бум-бум бум-бум-бум
(кузнецы на карандашах играют римический рисунок та-та ти-ти-та)
Есть подковы у меня (развести руки в стороны)
Бум-бум бум-бум-бум
(кузнецы на карандашах играют римический рисунок та-та ти-ти-та)
Приводи скорей коня (развести руки в стороны)
2. Эй, кузнец весёлый
Я привёл коняшку. (Лошадь подходит к кузнецу)
Плохо без подковы (Лошадь выставляет ножку и бьёт копытцем)
Не ступить и шагу. (Лощадь поворачивается спиной к кузнецу и показывает ему ступню пр. ноги)
Припев тот же – но Кузнец выстукивает ритмический рисунок по ступне Лошади.
На слова «есть подковы у меня» Лошадь топает поднятой ножкой и даёт левую ступню, действие повторяется.
РАЗМИНКА (динамическая пауза). Несложные танцевальные движения на местах стоя и сидя «Барыня», «Жираф», « Танец маленьких утят», «Автобус», «Пяточка – носочек».
Есть много вокально-хоровых упражнений на внимание с использованием ритмических движений.
«Бутерброд»
-Что такое бутерброд?! (действия: «лепим пирожки»).
-Это «на» (ладонью пр. руки 2 раза хлопнуть по левой сверху вниз, ладони параллельно полу).
-А это «под» (теперь ладонью лев. руки 2 раза хлопнуть по правой снизу вверх, ладони параллельно полу).
-Что кладётся с верху «на» (ладонью пр. руки 4 раза хлопнуть по левой сверху вниз, ладони параллельно полу. Последний хлопок произвести с акцентом. Он совпадёт со словом «на»)-Масло, рыба, ветчина, огурец, икра (поочерёдно соединять пальцы рук на каждое слово: Большой – указательный – средний – безымянный – мизинец)-И сыр ( на «И» - пальцы рук сжать в кулачки, на «сыр» - разжать: «пальцы веером»)
-И кусочки колбасы (Попеременно на каждый слог соединять большие пальцы каждой руки с указательным, средним, безымянным и мизинцем и в обратном порядке, закончив на соединении б. пальца с указательным (обе руки одновременно выполняют это действие), на последний слог «-сы» показать образовавшиеся «колечки» - соединение б. пальца с указательным)
-Только хлеб кладётся «под» (ладонью лев. руки 4 раза хлопнуть по правой снизу вверх, ладони параллельно полу. Последний хлопок произвести с акцентом. Он совпадёт со словом «под»)-И выходит ( это пауза в движении – дети складывают ладони вместе, как на молитву)
-БУТЕРБРОД (Раскрывают ладони и разводят руки в стороны.)
Сначала упражнение разучивается без музыки, затем разучивается мелодия, и дети исполняют песню с ритмическими движениями.
Ритм является природным качеством человека. Вне ритма не проходит никакой жизненный процесс. Ощущение ритма - природная особенность человеческого организма, и это ощущение присуще вам с первых дней жизни. Для целостного восприятия музыки необходим ритм. Если у человека с детства не развито чувство ритма, он будет неполноценно воспринимать музыку, т.е. у него будет страдать «музыкальная культура». Разнообразная музыкальная деятельность является одним из условий всестороннего вашего развития.
Закончить мастер-класс я хочу словами В.Г. Белинского: «Влияние музыки на человека благодатно, и чем раньше вы начнёте испытывать эту благодать на себе, тем лучше для вас. Она наполнит гармонией мир, в котором вы живёте, разовьет в вас предощущение таинства жизни». 
Муниципальное бюджетное учреждение
дополнительного образования
Дом детского творчества
Мастер – класс
для детей - инвалидов
«Развитие чувства ритма у детей – инвалидов музыкальными средствами »
Гагино
2015